Основное средство – упражнения повышенной координационной сложности. Сложность упражнения увеличивается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров упражнений; изменение внешних условий (вес, высота, площадь опоры).
В физическом воспитании для воспитания координации используют следующие упражнения и приемы:
1) упражнения гимнастики, особенно подготовительные;
2) освоение правильной техники бега, прыжков и т.д.;
3) двигательная деятельность с внезапно меняющимися условиями – бокс, борьба, фехтование, игры, единоборства;
4) упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
В спортивной тренировке используют 2 группы упражнений:
а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений;
б) развивающие – направлены непосредственно на развитие координационных способностей в конкретном виде спорта.
Например: баскетбол – ловля мяча с отскоком от стены.
Основное условие – новизна упражнения.
Методика воспитания двигательно-координационных способностей
(методические подходы)
1) обучение с постепенным увеличением координационной сложности (начальное обучение);
2) воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки (игры, единоборства);
3) повышение пространственной, временной и силовой точности восприятия (спортивные игры, спортивная гимнастика, ППФП);
4) преодоление нерациональной мышечной направленности: тонической (сауна, массаж, упражнения на расслабление), координационной (упражнения на расслабление, акцент на расслабление в упражнениях);
5) основные методы:
а) стандартно-повторный;
б) вариативный – основной;
в) игровой и соревновательный.
Методические приемы:
1) увеличение времени сохранения позы;
2) исключение зрительного анализатора;
3) уменьшение площади опоры;
4) введение неустойчивой опоры;
5) введение сопутствующих движений;
6) изменение внешних условий (грунт, покрытие, погода);
7) упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели, лонжи, центрифуги).
Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития
Координационных способностей
Показатели координации:
1) время на освоение нового движения;
2) время для перестройки при изменении условий выполнения упражнения;
3) координационная сложность выполнения упражнения или координации;
4) точность выполнения упражнения по основным характеристикам;
5) сохранение устойчивости при потере равновесия;
6) стабильность выполнения упражнения (рис.4).
Рис.4 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития
Координационных способностей
ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Понятие о физических качествах
Контрольные тесты
1. Физические качества – это:
а) индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;
б) врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности;
в) комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности;
г) комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах.
2. Двигательные (физические) способности – это:
а) умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия;
б) физические качества, присущие человеку;
в) индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;
г) индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность.
3. Основу двигательных способностей человека составляют:
а) психодинамические задатки;
б) физические качества;
в) двигательные умения;
г) двигательные навыки.
4. Уровень развития двигательных способностей человека определяется:
а) тестами (контрольными упражнениями);
б) индивидуальными спортивными результатами;
в) разрядными нормами единой спортивной классификации.