Факторы, определяющие проявление выносливости




1) личностно-психические: сила мотива, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка, способность терпеть);

2) биоэнергетические факторы включают в себя объем энергетических ресурсов, которыми располагает человек и функциональные возможности его систем (МПК, ПАНО, кислородный долг и т.д.);

3) факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой;

4) факторы функциональной экономичности определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение;

Две стороны экономизации:

- механическая – уровень владения техникой, рациональной тактикой соревновательной деятельности;

- функциональная, которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты.

5) фактор генотипа.

Типы выносливости

Общая (аэробная) выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности: силовая, скоростная, координационная.

Сейчас различают около 20 видов специальной выносливости. В зависимости от числа мышечных групп, активно участвующих в работе, различают тотальную, региональную, локальную выносливость.

Средства воспитания выносливости

Аэробная выносливость (требования к упражнениям):

1) активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата;

2) преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;

3) значительная суммарная продолжительность работы (от нескольких минут до многих десятков минут);

4) умеренная, большая, переменная интенсивность работы;

5) наиболее распространенными упражнениями являются: продолжительный бег, лыжи, вело, плавание и другие циклические локомоции умеренной и переменной интенсивности;

6) можно использовать и другие средства, если созданы условия для воспитания именно общей выносливости (круговая тренировка, аэробика);

7) дополнительные средства:

- дыхательные упражнения и постановка дыхания;

- направленное использование факторов внешней среды (высокогорье, барокамера).

Таблица 2

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7-17 лет (по В.И. Ляху, 1998)

 

№п/п Метод Нагрузка Отдых Упражнение (средство)
Число повторений Длительность Интенсивность
  Слитного (непрерывного) упражнения   Не менее чем 5-10 мин (I-IV Кл.), 10-15 мин (V-IX Кл.), 15-25 мин (X-XI кл.) Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд./мин. Без пауз Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др.
  Повторного интервального упражнения 3-4 (при хорошей подготовке больше) 1-2 мин (для начинающих), 3-4 мин (для достаточно тренированных) Субмаксимальная ЧСС от 120-140 в начале до 170-180 уд./мин Активный (бег трусцой, ходьба), неполный То же
  Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы Число кругов (1-3) Время прохождения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30-60 с Умеренная или большая Без пауз Повторный максимум (ПМ) каждого упражнения
  Круговая тренировка в режиме интервальной работы Число кругов (1-2) 5-12 мин, длительность работы на одной станции 30-45 с Субмаксимальная переменная Отдых между станциями 30-60 с, отдых между кругами 3 мин. Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д.
  Игровой   Не менее 5-10 мин Переменная Без пауз Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини-баскетбол» и т.п.
  Соревновательный (проводить не чаще 4 раз в год) В соответствии с требованиями программы Максимальная Без пауз 6- или 12-минутный бег, бег на 600-800 м (I-IV кл.), 1000-1500 м (V-IX кл), 2000 – 3000 м (X-XI кл.)

Методика воспитания общей выносливости

1. Доступность (возраст, пол, уровень общей физической подготовки). С усложнением требований к нагрузке в процессе тренировок, но без ущерба для здоровья.

2. Систематичность (нагрузка + отдых) х непрерывность.

3. Постепенность – мера повышения нагрузки и мера длительности закрепления достигнутых перестроек в системах организма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: