1) личностно-психические: сила мотива, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка, способность терпеть);
2) биоэнергетические факторы включают в себя объем энергетических ресурсов, которыми располагает человек и функциональные возможности его систем (МПК, ПАНО, кислородный долг и т.д.);
3) факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой;
4) факторы функциональной экономичности определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение;
Две стороны экономизации:
- механическая – уровень владения техникой, рациональной тактикой соревновательной деятельности;
- функциональная, которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты.
5) фактор генотипа.
Типы выносливости
Общая (аэробная) выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы.
Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности: силовая, скоростная, координационная.
Сейчас различают около 20 видов специальной выносливости. В зависимости от числа мышечных групп, активно участвующих в работе, различают тотальную, региональную, локальную выносливость.
Средства воспитания выносливости
Аэробная выносливость (требования к упражнениям):
1) активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата;
2) преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы;
|
3) значительная суммарная продолжительность работы (от нескольких минут до многих десятков минут);
4) умеренная, большая, переменная интенсивность работы;
5) наиболее распространенными упражнениями являются: продолжительный бег, лыжи, вело, плавание и другие циклические локомоции умеренной и переменной интенсивности;
6) можно использовать и другие средства, если созданы условия для воспитания именно общей выносливости (круговая тренировка, аэробика);
7) дополнительные средства:
- дыхательные упражнения и постановка дыхания;
- направленное использование факторов внешней среды (высокогорье, барокамера).
Таблица 2
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7-17 лет (по В.И. Ляху, 1998)
№п/п | Метод | Нагрузка | Отдых | Упражнение (средство) | ||
Число повторений | Длительность | Интенсивность | ||||
Слитного (непрерывного) упражнения | Не менее чем 5-10 мин (I-IV Кл.), 10-15 мин (V-IX Кл.), 15-25 мин (X-XI кл.) | Умеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд./мин. | Без пауз | Ходьба, бег, передвижения на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через короткую скакалку и др. | ||
Повторного интервального упражнения | 3-4 (при хорошей подготовке больше) | 1-2 мин (для начинающих), 3-4 мин (для достаточно тренированных) | Субмаксимальная ЧСС от 120-140 в начале до 170-180 уд./мин | Активный (бег трусцой, ходьба), неполный | То же | |
Круговая тренировка по методу длительной непрерывной работы | Число кругов (1-3) | Время прохождения круга от 5 до 10 мин, длительность работы на одной станции 30-60 с | Умеренная или большая | Без пауз | Повторный максимум (ПМ) каждого упражнения | |
Круговая тренировка в режиме интервальной работы | Число кругов (1-2) | 5-12 мин, длительность работы на одной станции 30-45 с | Субмаксимальная переменная | Отдых между станциями 30-60 с, отдых между кругами 3 мин. | Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом на гимнастической стенке и т.д. | |
Игровой | Не менее 5-10 мин | Переменная | Без пауз | Подвижные и спортивные игры типа «Два мороза», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Мини-баскетбол» и т.п. | ||
Соревновательный | (проводить не чаще 4 раз в год) | В соответствии с требованиями программы | Максимальная | Без пауз | 6- или 12-минутный бег, бег на 600-800 м (I-IV кл.), 1000-1500 м (V-IX кл), 2000 – 3000 м (X-XI кл.) |
Методика воспитания общей выносливости
|
1. Доступность (возраст, пол, уровень общей физической подготовки). С усложнением требований к нагрузке в процессе тренировок, но без ущерба для здоровья.
2. Систематичность (нагрузка + отдых) х непрерывность.
3. Постепенность – мера повышения нагрузки и мера длительности закрепления достигнутых перестроек в системах организма.