Факторы, определяющие проявление скоростных способностей




1) состояние ЦНС человека и нервно-мышечного аппарата;

2) морфологические особенности мышечной ткани, ее композиция (сочетание быстрых и медленных мышечных волокон);

3) сила мышц;

4) способность мышцы быстро сокращаться и расслабляться;

5) энергетические запасы в мышцах (АТФ и КрТФ);

6) амплитуда движений – подвижность в суставах;

7) способность к координации при быстроте движений;

8) биологический ритм жизнедеятельности организма;

9) возраст и пол;

10) скоростные природные особенности человека.

Наиболее благоприятным (сенситивным) возрастом для развития быстроты является период от 7 до 11 лет.

Задачи развития скоростных способностей

1. Разностороннее развитие скоростных способностей в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков.

2. Максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей в видах спорта, где эти качества имеют существенную роль.

3. Совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в трудовой деятельности.

Скоростные способности специфичны, т.е. не зависят друг от друга. Их нужно развивать соответствующими методами и средствами по каждой разновидности.

Средства воспитания скоростных способностей

Средствами воспитания быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Их подразделяют на три основные группы:

1) упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей (быстроту реакции, скорость выполнения отдельных движений, частоту движений, стартовую скорость, скоростную выносливость, быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом – бег, плавание, ведение мяча);

2) упражнения комплексного воздействия (разностороннего) на все основные компоненты скоростных способностей (спортивные игры, подвижные игры, эстафеты, единоборства);

3) упражнения сопряженного воздействия:

а) на скоростные и другие способности;

б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Для воспитания скорости сложных двигательных реакций используют:

1. Упражнения на быстроту реагирования с постепенным усложнением условий.

2. При воспитании скорости реакции на движущийся объект, чтобы свести время к минимуму используют три подхода:

а) формируют умение постепенно удерживать объект в поле зрения;

б) учат предусматривать наиболее вероятное перемещение объекта (реакциометрический тренажер – воспроизводится модель реакции; изучение тактики);

в) направленно увеличивают внешние требования к способности воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта – автоматизированные катапульты «пушки».

Методы воспитания скоростных способностей

I. Методы строго регламентированного упражнения.

1. Метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения.

2. Вариативный или переменный метод – чередование движений с высокой интенсивностью (4-5 сек) и движений с меньшей интенсивностью.

II. Соревновательный метод обеспечивает более высокий эмоциональный подъем, необходимый для проявления максимальной быстроты.

III. Игровой метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера», т.е. стабилизации скорости.

Скоростной барьер - это образование достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.

Пути преодоления «скоростного барьера»

1) облегчение условий выполнения упражнений (уменьшение веса снаряда, бег под уклон, по ветру, буксировка, гимнастическая лонжа);

2) использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений (толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного);

3) лидирование, использование свето и звуко-лидеров;

4) использование эффекта «разгона» (бег по ходу);

5) «сужение» пространственно-временных границ выполнения упражнения (время игры, размеры площадки, длина соревновательной дистанции).

Методика воспитания скоростных способностей

1. Упражнение должно быть хорошо освоено.

2. Длительность выполнения упражнения должна обеспечивать высокую интенсивность работы на всем его протяжении.

3. Упражнение должно вызывать значительную мобилизацию функциональных систем (не ниже 88% от максимального).

4. Продолжительность пауз отдыха такова, чтобы к началу следующего упражнения физико-химические сдвиги были почти нейтрализованы и возбудимость нервной системы была повышенной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: