Имидж руководителя компании оценивается по самым различным критериям. Существуют различные подходы к понятию "имидж лидера" в зависимости от того, какие критерии лежат в основе:
1) Восприятие коллективом или группой:
- "один из нас". Такого лидер находится "на равных" с остальными, он мало чем отличается от других членов команды, практически не выделяется. Имидж такого лидера носит стереотипный характер и в народе называется "серая мышь";
"лучший из нас". Это лидер, выделяющийся среди остальных своими исключительными качествами (деловыми, нравственными, коммуникационными и т.д.). Имидж такого руководителя безупречен, ему подражают и стремятся быть похожим. Другими словами, это образец или идеал;
"хороший человек". Такой лидер воспринимается как "душа компании". Его добродушие и общительность, открытость и внимательность поистине делают его незаменимым человеком. Имидж в данном случае формируется с помощью конкретных дел и даёт долгосрочный результат;
"служитель". Такой тип лидера всегда стремится выражать интересы коллектива, учитывать их мнение и позицию, а также действовать от имени всех. Имидж такого человека формируется за счёт инициативности и ответственности руководителя, но может сложиться впечатление, что руководитель не способен принимать самостоятельные решения. Это лидер "наполовину".
2) Имидж лидера в зависимости от стиля управления:
- авторитарный стиль. "Характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жёсткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей". В соответствии с данными характеристиками лидер будет позиционировать себя как человека властного, непреклонного, решительного. Руководители такого типа встречаются в таких органах власти, как ФСБ, МЧС, МВД. Это вполне оправдано, так как требуется принятие решения здесь и сейчас. О таких руководителях складывается мнение, что они обладают большим запасом знаний и умений, опытом, харизмой.
|
демократический стиль. Руководитель в данном случае избирается коллективом и выражает интересы большинства. Такой человек должен прислушиваться к пожеланиям подчинённых и принимать разумные решения. Имиджевые характеристики такого лидера это открытость, доброжелательность, гибкость. В народе таких лидеров называют "стратег", "хитрая лиса", "дипломат", "политик". Лидер с таким стилем управления пользуется доверием и авторитетом, т.к. старается для людей.
либеральный стиль. Руководитель ориентируется на интересы различных групп одного коллектива, стремится всем угодить, занимает разные позиции, часто становится жертвой манипуляции. Имидж такого лидера в народе именуется "марионеткой". Это неустойчивый стиль руководства.
смешанный стиль. Это проявление всех вышеперечисленных стилей с преобладанием одного из них. Чаще всего такой стиль встречается в предпринимательской и государственной деятельности (с преобладанием авторитарного).
) Ещё одна типология личностей лидеров предложена Брайаном Трейси. Она основана на психологических особенностях человека, а вдобавок проводится параллель с цветовыми характеристиками относительно данной личности.
|
"Приятель", "хороший парень". Основные характеристики: интроверт, легко вступает в контакт, впечатлителен, медлителен, нерешителен, нуждается в одобрении. Такой человек вряд ли станет лидером, разве что в определённых сферах - педагогика, консультирование, медицина, благотворительность. Впечатление о таком человеке и его имидж можно выразить так: "помогите нам разобраться, каким образом всё это функционирует. Вместе мы справимся с любой задачей, и каждый из нас будет счастлив". Цвет - зелёный.
"Аналитик". Основные характеристики: говорит мало, целеустремлённый, необщительный, педант, трудоголик, перфекционист. Такой лидер, в отличие от "хорошего парня", будет требовать от подчинённых постоянных отчётов о проделанной работе, причём в деталях и с точностью на сто процентов. Таким людям подходит должность руководителя в бухгалтерском деле, в инженерии и информатике. Цвет - голубой.
"Начальник". Основные характеристики: экстраверт, не интересуется людьми, говорит громко и коротко, ожидает от подчинённых быстрых результатов. Ему подходят должности руководителя, бизнесмена. Имидж такого лидера ассоциируется с понятиями "власть и подчинение". Цвет - красный.
"Артист". Всегда хочет быть в центре внимания, ему важно одобрение окружающих, любит говорить о себе, обладает творческим мышлением. Такие люди становятся директорами фирм, политиками, актёрами, предпринимателями. Цвет - жёлтый.
Мы рассмотрели всего лишь несколько типологий и подходов к пониманию имиджа лидера. На самом деле их существует огромное количество, и каждый специалист выделяет разные критерии и типы.