Организация режима пребывания в образовательном учреждении.




МАДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 176 ГОРОДА ПЕРМИ

Согласовано Утверждаю

Заведующий МАДОУ Мокеева В.А.

Департамент образования

Администрации г Перми

 

Принято на заседании

Педагогического совета

№ 1 от 09.09.11

 

 

Основная образовательная программа

МАДОУ «Центр развития ребёнка –Детский сад № 176»

Г Пермь

Г

Пояснительная записка.

Основная общеобразовательная программа разработана коллективом МАДОУ

«Центр развития ребёнка - детский сад №176» в 2010-2011учебном году в соответствии с законом «Об образовании» и в связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 23 ноября 2009года №655«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Программа направлена на обеспечение разностороннего развития ребёнка дошкольника с учётом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Разработчиками программы были учтены современные целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства РФ в сфере дошкольного образования.

Данная образовательная программа МАДОУ состоит из двух частей: обязательной и вариативной и разработана с учётом работы педагогов по программе целостного комплексного интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад – Дом радости» Н.М.Крыловой.

Обязательная часть представляет собой базис дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования. Вариативная часть сформирована дополнительно к инвариантной части и отражает специфику реализации приоритетных направлений.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере образования

o федерального уровня:

Ø Закон РФ «Об образовании» (п. 5, ст. 14)

Ø Постановление правительства РФ ОТ 12.09.2008г. №666 «Типовое положение дошкольного образовательного учреждения»

Ø Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 года №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Ø Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" и Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164

Ø "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

o Федеральными государственными требованиями к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образованияи (проект документа);

Методическими письмами:

Ø письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.01. 1999г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

Ø письмо «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста от 27.01.2009. № 03-132»;

Ø Письмо Департамента общего образования МО РФ от 21 октября 2010 г №03 – 248 «Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

 

o документами в сфере образования регионального уровня:

Ø Письмо министерства образования Пермского края от 17.11.2010
СЭД-26-01-21-1641 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Ø Приказ начальника департамента образования от 17.12.2010г №СЭД-08-01-09-807 «Об утверждении плана графика мероприятий по введению в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в городе Перми.

o документами институциального уровня:

Ø Приказ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №176» города Перми от 31.08.2010г №107 «Об организации работы по введению Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ»

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана с учётом программы целостного, комплексного, интегративного, подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад – Дом радости».

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принципам научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

принципу комплексно-тематического построения образовательного процесса;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы, определённые в авторской программе «Детский сад - Дом радости»:

Принцип гуманистической направленности. В основу Программы «Детский сад - Дом радости» положено отношение к дошкольному детству как к периоду самоценному в развитии человека.

Педагогический процесс в «Детском саду - Доме радости», по­строенный в соответствии с этим принципом, отличается:

принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловече­ского в воспитании заключается в широком обращении к народ­ной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приоб­щении к национальной и общечеловеческой культуре;

принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания требует учета возрастных и индивидуальных •особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной коррекционной деятельности взрослого - дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого;

принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального;

принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду законам содружества направляет внимание на специфику деятельности педагога, которая заключается в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребёнком и его родителями на основе открытия ими сына (дочки) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития.

Сравнительный анализ обозначенной комплексной программы и требований ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования позволил сделать ряд выводов, дающих возможность утверждать, что в процессе реализации образовательной программы «Детский сад – Дом радости» (авт. Н.М. Крылова) обеспечивается осуществление ведущих концептуальных, целевых, содержательных и технологических требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Концептуальное единство находит свое отражение в общности и непротиворечивости ведущих методологических подходов к пониманию сущности, роли и возможностей периода дошкольного детства в становлении основ психического, физического и социально-личностного развития ребенка.

1.Так же как и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, базовыми подходами к обоснованию целей, направлений, содержания дошкольного образования в программе «Детский сад – Дом радости» являются: системный, личностный, деятельностный, интегративный, комплексный, индивидуально-дифференцированный.

Ведущим является деятельностный подход, ориентирующий педагогов на понимание детских видов деятельности, прежде всего игры, как необходимого условия и средства развития личности и индивидуальности ребенка дошкольного возраста.

2. Программа «Детский сад – Дом радости» носит развивающий характер. Ее содержание с одной стороны обеспечивает педагогический условия для реализации всех возрастных возможностей развития, с другой – реализует идею опережающего развития посредством целенаправленного влияния на становление предпосылок тех психических и личностных новообразований, которые являются базовой основой полноценного развития ребенка на этапе младшего школьного возраста.

Автор образовательной программы ориентирует педагогов на всемерное и своевременное содействие развитию всех видов деятельности ребенка (игра, познание, общение, труд, продуктивные творческие виды деятельности). Обеспечение возможностей овладения ими каждым дошкольником на уровне самостоятельного, инициативного и творческого выполнения рассматривается автором как обязательное условие разностороннего развития личности, ее самореализации и саморазвития, сохранения и обогащения детской индивидуальности.

3.Предлагаемое программой содержание образования детей дошкольного возраста позволяет обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

4. Программа «Детский сад – Дом радости» является продуктом сотворчества педагогов-ученых и педагогов – практиков. Она разработана на основе и в соответствии с лучшими мировыми и отечественными достижениями теории и практики дошкольного образования. В основе программы и технологии ее реализации лежат идеи Л.С. Выготского, А.В. Л. А. Венгера, Запорожца, А.М. Леушиной, В.И. Логиновой, В.С. Мерлина, А.В. Петровского, Н.Н. Поддъякова, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой, А.П. Усовой и др. Содержательный и технологический аспекты авторской педагогической системы Н.М. Крыловой включают в себя передовой педагогический опыт воспитателей и методистов г.г. Санкт-Петербурга, Москвы, Владимира, Омска, Перми. Все это обеспечивает оптимальное сочетание принципов научной обоснованности и практической направленности данной образовательной программы и технологии ее реализации, Результаты многолетней апробации и внедрения программы в г. России свидетельствуют о ее высокой эффективности и востребованности.

5. Реализация идеи Н.Н. Поддъякова о диалектическом взаимодействии когнитивных сфер мышления позволяет выделить в программе ядро (необходимое для усвоения каждым ребенком содержание) и дополнительное (осваиваемое воспитанниками сообразно индивидуальным возможностям и интересам), что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму.

6. Технологией предусмотрено оптимальное (соответствующее специфике задачам возрастного развития и особенностям реализуемого программного содержания) сочетание следующих форм организации жизнедеятельности и образования детей: совместная деятельность детей и взрослого (обучающее и развивающее взаимодействие, свободное общение по интересам, решение проблемно-поисковых задач и т.д.), самодеятельность воспитанников (игра, труд, экспериментирование, конструирование, общение, сотрудничество, творческие виды деятельности).

7. Ведущей формой организации, средством образования, методом воспитания и обучения является игра. Технологией предусмотрено ежедневная организация педагогом всех видов детской игры. Игровые приемы и методы воспитания и обучения являются ведущими в совместной деятельности взрослого и ребенка.

8. Реализация принципов дифференциации и индивидуализации образовательного процесса обеспечивается посредством планирования и ежедневного осуществления трех форм работы с детьми: индивидуальная работа (составляет для каждого ребенка от 15 до 40 минут в день), групповая форма (от 40 минут до одного часа), индивидуальная и дифференцированная работа с детьми в коллективных формах образования (в ходе коллективных бесед, совместной детской деятельности и т.д.).

9. Интеграция обеспечивается включением содержания различных образовательных областей во все формы работы с воспитанниками, а так же посредством актуализации и систематизации знаний и умений, приобретенных ребенком при освоении этих областей в разнообразных видах детской деятельности.

10. Тематичность педагогического процесса реализуется посредством выстраивания «образа дня» (содержание, формы работы с детьми ежедневно планируются в соответствии с какой-либо темой), путем выделения в каждом дне ведущего вида деятельности, интегрирующего в себе весь опыт, приобретенный ребенком ранее.

Таким образом, на основании вышеизложенных аргументов, подтверждающих преемственность требований ФГТ к структуре ООП ДО и концептуальных, содержательных, технологических компонентов авторской программы образования детей дошкольного возраста «Детский сад – Дом радости» (Н.М. Крылова) можно утверждать, что использование указанной программы в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода к нормируемой основной общеобразовательной программы дошкольного образования является целесообразным.

 

Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №176» общеразвивающего вида. Общее количество групп -12. Все группы общеразвивающей направленности. По наполняемости группы соответствуют требованиям САНПИН и Типового положения. Группы однородны по возрастному составу: группа раннего возраста для детей 2-3 лет; 2 младшие группы для детей 3-4 лет; 4 средние группы для детей 4 – 5 лет, 3 старшие группы для детей 5 – 6 лет и 2 подготовительные к школе группы для детей 6 – 7 лет.

Важнейшим условием реализации программы является кадровый потенциал образовательного учреждения. Кадрами ДОУ укомплектовано полностью. Всего работает 33 педагога, из них с высшим образованием 21 (63.6%), имеют высшую категорию 12 человек (36.3%), 48 процентов – молодые педагоги, имеющие большой творческий потенциал.

Следует отметить особенности организации образовательного процесса в соответствии с реализуемой авторской технологией, такие как:

v обязательное присутствие двух педагогов и младшего воспитателя в период с 1230 до 13 00 для осуществления индивидуальной работы с детьми;

v ежегодное обучение на курсах у автора Программы «Детский сад-Дом радости» по содержанию работы в своей возрастной группе;

v особые требования к количеству пособий, оборудования и игрушек (индивидуально, на каждого ребёнка).

Кроме того, ежегодные социологические опросы семей воспитанников, особенности состава семей, их потребности и запросы, традиции ДОУ, а также потребности семей, имеющих неорганизованных детей учитываются при определении приоритетных направлений и задач годового плана учреждения.

Нахождение образовательного учреждения в условиях мегаполиса, и уральского климата создают предпосылки для ухудшения физического и психического здоровья детей. Так, по медицинским данным в учреждении всего 3% детей имеют первую группу здоровья, 20% - заболевания нервной системы и т.д.

Всё вышеозначенное даёт основание для выбора приоритетных направлений деятельности ДОУ.

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены ДОУ в соответствии с содержанием авторской программой Н.М.Крыловой, которая опирается на Конвенцию «О правах ребёнка» (1989г.) согласно которой «образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме» и «Типовым положением». Предоставляя ребёнку условия широкого выбора деятельности педагоги выстраивают педагогическую систему с приоритетом физического развития дошкольника и познавательно – речевого развития ребёнка для детей старшего дошкольного возраста. Выбор приоритетов не случаен.

v Во-первых, он обусловлен заказом социума, результатами мониторинга родителей и социологического опроса семей, имеющих детей не посещающих ДОУ.

v Во-вторых, климатическими и демографическими условиями, в которых живут наши дети.

v В-третьих, анализом заболеваемости и совместным с родителями решением педагогических советов и конференций.

v В-четвёртых, ресурсным обеспечением учреждения.


Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования связаны с его направлениями деятельности и Программой развития. Анализ работы ДОУ по реализации предыдущей образовательной программы, а также потребности родителей, социума, в котором работает детский сад позволил определить следующие цели и задачи нашего дошкольного учреждения:

Цель программы - обеспечение достижение воспитанниками физической, интеллектуальной и психологической готовности к школе, личностного развития.

Цели деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы - содействие целостному разностороннему развитию ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (физическому, познавательно - речевому, социально - личностному и художественно - эстетическому).

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ, а именно:

v учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;

v синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

v создавать условия для обеспечения полноценного развития детей, посредством включения родителей в образовательный процесс и возможности ими выбора получения дополнительных образовательных услуг по основным направлениям развития ребенка-дошкольника.

Организация режима пребывания в образовательном учреждении.

 

Организация режима дня строится в соответствии с содержанием реализуемой авторской программы Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости», которая предполагает осуществление дифференцированного подхода к воспитаннику в процессе всех видов деятельности и отдыха в зависимости от состояния здоровья, учета типологических и личностных индивидуальных особенностей. В соответствии с действующими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.2660–10 от 22.06.2010г. и изменениями №1 к СанПин 2.4.1.2660 – 10/постановление от 20.12.2010г.

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: