Профессиональные правовые нормы устанавливаются законодательством, этические – врачебными этическими кодексами. Знание врачом всего правового и этического базиса его профессиональной деятельности называется презумпцией полноты профессиональных знаний. Основывается она на конституционной презумпции знания закона (своих и чужих прав и обязанностей) каждым гражданином.
В отношении с власть имущими (руководством) врач может пребывать в четырех профессиональных социально-правовых ролях, так же, как любой человек в отношениях с любой властью, в первую очередь, с властью государственной.
Роль первая – врач подданный или подвластный: здесь любое слово хозяина (начальника) является законом и принимается к исполнению без рассуждений (раб не может и не хочет знать, что и зачем делает хозяин). Этот режим отношений называется власть силы.
Роль вторая – врач руководимый: здесь кроме силы власти еще работает то, что называется харизма:подчиненный идет туда, куда укажет рука начальника, либо туда, куда его ведут, взяв за руку. Считается, что начальник точно знает правильное направление. Этот режим отношений называется сила власти.
Роль третья – врач управляемый. Здесь в основе отношений лежит не «подданность», не «водимость», а «управляемость». Появляется понятие о праве одного и о праве другого. Подчиненный уже не отдается и не смотрит внимательно только на руку начальника, он уже способен анализировать прав ильно или не прав ильно ему дают указания. Эти отношения построены на праве силы.
Четвертая, очень редкая роль – свободный врач. У него нет начальников, но это не значит, что он своеволен. Он зависит не от физических лиц и организаций, а от закона (можно вспомнить Цицерона:... мы станем свободными лишь тогда, когда станем рабами закона). Этот режим отношений называется сила права. Пока таким статусом обладает лишь немногие врачи. Все остальные названные варианты присутствуют в отношениях большинства врачей и их начальников всех уровней. Подданный верит начальнику безгранично, руководимый доверяет принимаемым им решениям, управляемый – проверяет на предмет правомерности и справедливости, но только свободный имеет возможность принимать все решения сам. Правда, он начинает нести и всю полноту ответственности за их последствия, поскольку лишь на свободного человека вместе со свободой возлагается корреспондирующая ей обязанность нести ответственность за свои решения. Достаточно вспомнить обстоятельства казни Эзопа, когда словами я не свободный он мог остановить наказание. Но он не стал этого делать. Лучше умереть свободным, чем жить рабом, сказал он в ответ на предложение вернуться живым в качестве раба к бывшему хозяину.
|
Знание законодательства, кроме наличия доступа к текстам нормативно-правовых актов и знакомства с ними, означает для врача знание ответов на вопросы «римской семерки »: что, где когда, кто, как, чем, почему? Поэтому предполагается, что врач должен:
1. Знать, что такое правовая норма, понимать, что такое буква закона и его дух;
1. Знать, где и кем создаются нормативно-правовые документы (акты), понимать, что такое юридическая сила нормативного акта;
2. Знать, когда появилось белорусское законодательство о здравоохранении, понимать, почему оно состоит из документов нескольких уровней;
|
3. Знать, кто отвечает за выполнение требований законодательства, контролирует их соблюдение, понимать роль органов государственной власти, органов управления здравоохранением;
4. Знать, как законодательство регулирует частную и государственную врачебную деятельность, понимать что такое целевая функция медицинской организации;
5. Знать, чем законодательство о здравоохранении отличается от других видов законодательства, понимать, как разные виды законов взаимосвязаны применительно к деятельности врача;
6. Знать, почему люди и организации нарушают законы, понимать взаимоотношения правопорядка и цивилизованности.
Предполагалось, что законодательство в сфере здравоохранения строится на следующей общеобязательной модели отношений в сфере взаимодействия субъектов, оказывающих и получающих медицинскую помощь:
1. Гуманность | вместо | Безразличия |
2. Выбор | вместо | Случайности |
3. Комфорт | вместо | Неустроенности |
4. Объективность | вместо | Субъективности |
5. Облегчение | вместо | Боли |
6. Конфиденциальность | вместо | Обнаженности |
7. Информированность | вместо | Лукавства |
8. Автономность | вместо | Патернализма |
9. Ясность | вместо | Запутанности |
10. Финансирование | вместо | Поборов |
11. Компенсация | вместо | Извинительности |
12. Представительство | вместо | Просительства |
13. Уважение | вместо | Пренебрежения ценностями |
14. Доступность | вместо | Секретности |
15. Защита | вместо | Лжекорпоративности |
Очевидно, что подобная модель формирования отношений врача и пациента, закрепленная в законодательных актах, основой своей имеет этические принципы, прежде всего такие, как гуманность, свобода выбора, автономность личности, уважение достоинства и др. И очень важно, что инициаторами создания концепции прав пациентов и их введения в качестве правовых норм в законодательство всех стран мира были не пациенты, не юристы, не законодатели, не правозащитники, а врачи.
|
Глава 5. Этические вопросы практического здравоохранения
В современной медицине речь идет уже не только о помощи больному, но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания, с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями для человеческой популяции в целом. Врач в ходе своей деятельности на практике реализует права, принципы и ценности – свои как профессионала и пациента. Врач взаимодействует не только с конкретными людьми – коллегами, пациентами, их родственниками, но и с системой здравоохранения в целом, ориентируясь на законы государства и морали, в соответствии со своими личными убеждениями. В практическом здравоохранении, как и в любой другой сфере, где сталкиваются интересы различных людей, культур, верований, традиций и убеждений, могут возникать конфликтные и казусные ситуации, которые могут служить индикатором состояния здравоохранения в целом, деятельности профессионалов – врачей, отражать отношение общества к тем или иным проблемам биомедицины.