Отношения врача с законодательством и властью





Профессиональные правовые нормы устанавливаются законодательством, этические – врачебными этическими кодексами. Знание врачом всего правового и этического базиса его профессиональной деятельности называется презумпцией полноты профессиональных знаний. Основывается она на конституционной презумпции знания закона (своих и чужих прав и обязанностей) каждым гражданином.

В отношении с власть имущими (руководством) врач может пребывать в четырех профессиональных социально-правовых ролях, так же, как любой человек в отношениях с любой властью, в первую очередь, с властью государственной.

Роль первая – врач подданный или подвластный: здесь любое слово хозяина (начальника) является законом и принимается к исполнению без рассуждений (раб не может и не хочет знать, что и зачем делает хозяин). Этот режим отношений называется власть силы.

Роль втораяврач руководимый: здесь кроме силы власти еще работает то, что называется харизма:подчиненный идет туда, куда укажет рука начальника, либо туда, куда его ведут, взяв за руку. Считается, что начальник точно знает правильное направление. Этот режим отношений называется сила власти.

Роль третья – врач управляемый. Здесь в основе отношений лежит не «подданность», не «водимость», а «управляемость». Появляется понятие о праве одного и о праве другого. Подчиненный уже не отдается и не смотрит внимательно только на руку начальника, он уже способен анализировать правильно или неправильно ему дают указания. Эти отношения построены на праве силы.

Четвертая, очень редкая роль – свободный врач. У него нет начальников, но это не значит, что он своеволен. Он зависит не от физических лиц и организаций, а от закона (можно вспомнить Цицерона: ... мы станем свободными лишь тогда, когда станем рабами закона). Этот режим отношений называется сила права. Пока таким статусом обладает лишь немногие врачи. Все остальные названные варианты присутствуют в отношениях большинства врачей и их начальников всех уровней. Подданный верит начальнику безгранично, руководимый доверяет принимаемым им решениям, управляемый – проверяет на предмет правомерности и справедливости, но только свободный имеет возможность принимать все решения сам. Правда, он начинает нести и всю полноту ответственности за их последствия, поскольку лишь на свободного человека вместе со свободой возлагается корреспондирующая ей обязанность нести ответственность за свои решения. Достаточно вспомнить обстоятельства казни Эзопа, когда словами я не свободный он мог остановить наказание. Но он не стал этого делать. Лучше умереть свободным, чем жить рабом, сказал он в ответ на предложение вернуться живым в качестве раба к бывшему хозяину.

Знание законодательства, кроме наличия доступа к текстам нормативно-правовых актов и знакомства с ними, означает для врача знание ответов на вопросы «римской семерки»: что, где когда, кто, как, чем, почему? Поэтому предполагается, что врач должен:

1. Знать, что такое правовая норма, понимать, что такое буква закона и его дух;

1. Знать, где и кем создаются нормативно-правовые документы (акты), понимать, что такое юридическая сила нормативного акта;

2. Знать, когда появилось белорусское законодательство о здравоохранении, понимать, почему оно состоит из документов нескольких уровней;

3. Знать, кто отвечает за выполнение требований законодательства, контролирует их соблюдение, понимать роль органов государственной власти, органов управления здравоохранением;

4. Знать, какзаконодательство регулирует частную и государственную врачебную деятельность, понимать что такое целевая функция медицинской организации;

5. Знать, чемзаконодательство о здравоохранении отличается от других видов законодательства, понимать, как разные виды законов взаимосвязаны применительно к деятельности врача;

6. Знать, почему люди и организации нарушают законы, понимать взаимоотношения правопорядка и цивилизованности.

Предполагалось, что законодательство в сфере здравоохранения строится на следующей общеобязательной модели отношений в сфере взаимодействия субъектов, оказывающих и получающих медицинскую помощь:

1. Гуманность вместо Безразличия
2. Выбор вместо Случайности
3. Комфорт вместо Неустроенности
4. Объективность вместо Субъективности
5. Облегчение вместо Боли
6. Конфиденциальность вместо Обнаженности
7. Информированность вместо Лукавства
8. Автономность вместо Патернализма
9. Ясность вместо Запутанности
10. Финансирование вместо Поборов
11. Компенсация вместо Извинительности
12. Представительство вместо Просительства
13. Уважение вместо Пренебрежения ценностями
14. Доступность вместо Секретности
15. Защита вместо Лжекорпоративности

 

Очевидно, что подобная модель формирования отношений врача и пациента, закрепленная в законодательных актах, основой своей имеет этические принципы, прежде всего такие, как гуманность, свобода выбора, автономность личности, уважение достоинства и др. И очень важно, что инициаторами создания концепции прав пациентов и их введения в качестве правовых норм в законодательство всех стран мира были не пациенты, не юристы, не законодатели, не правозащитники, а врачи.

Глава 5. Этические вопросы практического здравоохранения

В современной медицине речь идет уже не только о помощи больному, но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания, с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями для человеческой популяции в целом. Врач в ходе своей деятельности на практике реализует права, принципы и ценности – свои как профессионала и пациента. Врач взаимодействует не только с конкретными людьми – коллегами, пациентами, их родственниками, но и с системой здравоохранения в целом, ориентируясь на законы государства и морали, в соответствии со своими личными убеждениями. В практическом здравоохранении, как и в любой другой сфере, где сталкиваются интересы различных людей, культур, верований, традиций и убеждений, могут возникать конфликтные и казусные ситуации, которые могут служить индикатором состояния здравоохранения в целом, деятельности профессионалов – врачей, отражать отношение общества к тем или иным проблемам биомедицины.





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.