Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 1 глава




ISBN 5-98563-072-2

Семенович А.В., 2007. ИД «Генезис», 2007.


Оглавление
Введение...................................................................................................................... 6
Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ.................................... 11
Раздел 1. Научные основы нейропсихэлегического
сопровождения процессов развития........................................................... 21
Глава 1. Теоретические аспекты........................................................................ 21
§1. Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста 21
§2. Три функциональных блока мозга (III ФБМ)................................. 41
§3. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе............................. 46
Глава 2. Научно-прикладные аспекты............................................................... 52
Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза................................................................. 64
Глава 1. Схема внедрения метода замещающего онтогенеза
в коррекционно-абилитационную практику................................... 70
§1. Коррекция и абилитация функционального статуса
лобных отделов мозга (3-й ФБМ)....................................................... 76
§2. Коррекция и абилитация функционального статуса
подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых
и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ).............................. 86
§3. Коррекция и абилитация функциональной
специализации задних отделов мозга
и межполушарных взаимодействий (2-й ФБМ).............................. 95
Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.................................................... 109
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала
организма. Повышение пластичности сенсомоторного
обеспечения психических процессов (1-й ФБМ)..................................... ПО
Глава 1. Дыхательные упражнения.................................................................. ПО
Глава 2. Массаж и самомассаж........................................................................ 114
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими
ригидными телесными установками и синкинезиями................. 119
§1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
Растяжки. Релаксация.......................................................................... 119
§2. Работа с локальными мышечными зажимами
и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.......... 130
§3. Преодоление патологических ригидных
телесных установок и синкинезий.................................................... 139
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных
(одновременных и реципрокных) взаимодействий...................... 142


Оглавление
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных
и невербальных психических процессов (2-й ФБМ).............................. 151
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.............. 151
Глава 2. Зрительный гнозис...................................................................................... 154
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления.............. 158
§1. Освоение телесного пространства............................................................ 158
§2. Освоение внешнего пространства............................................................. 160
§3. Пространственные схемы и диктанты...................................................... 166
§4. Конструирование и копирование.............................................................. 168
§5. «Квазипространственные»
(логико-грамматические) речевые конструкции..................................... 171^
Глава 4. Кинетические процессы.............................................................................. 176
§1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость.................... 176
§2. Графические способности......................................................................... 179
§3. Последовательность, ряд. Время............................................................. 187
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы........................ 192
§1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма............................... 192
§2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух................................... 195
Глава 6. Мнестические процессы.............................................................................. 200
§1. Тактильная и двигательная память.......................................................... 201
§2. Зрительная память..................................................................................... 202
§3. Слухо-речевая память............................................................................... 206
Глава 7. Номинативные процессы............................................................................ 209
Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических
процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ).......................... 213
Глава 1. Формирование навыков внимания
и преодоления стереотипов....................................................................... 213
Глава 2. Программирование, целеполагание
и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли..................................... 215
Глава 3. Коммуникативные навыки......................................................................... 220
Глава 4. Причинно-следственные отношения. Последовательность..................... 223
Глава 5. Произвольное внимание. Синестезии........................................................ 225
Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность
и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы................................. 230
Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрение................................................. 237


Оглавление
Часть III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ....................................................... 239
Программа 1. (Е.В. Пивоварова)
Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет................................................... 244
Курс групповых занятий с детьми 5—6 лет............................................................. 290
Программа 2. (М.В. Евлампиева, Т.Н. Ланина, М.В. Черенков)
Курс занятий с детьми 5—10 лет.............................................................................. 319
1. Внимание...................................................................................................... 319
2. Дыхательные упражнения........................................................................... 327
3. Общий двигательный репертуар................................................................. 332
4. Игры с мячом............................................................................................... 341
5. Растяжки...................................................................................................... 353
6. Глазодвигательный репертуар.................................................................... 360
7. Базовые сенсомоторные взаимодействия................................................... 366
8. Базовые сенсомоторные взаимодействия
с опорой на графическую деятельность.................................................. 370
9. Мелкая моторика......................................................................................... 384
10. Соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы........................ 391
11. Зрительный гнозис..................................................................................... 398
12. Пространственные и «квазипространственные» представления............. 404
13. Слуховой гнозис........................................................................................ 416
14. Фонематический слух................................................................................ 426
15. Память........................................................................................................ 438
16. Номинативные процессы........................................................................... 445
17. Интеллектуальные процессы, обобщающая
и смыслообразующая функции речи....................................................... 451
Программа 3. (Т.Н. Ланина)
Курс занятий с детьми 4—7 лет................................................................................. 461
Блок I. Разминка.............................................................................................. 461
Блок П. Растяжки рук..................................................................................... 462
Блок III. «Море».............................................................................................. 463
Блок IV. Пальчиковая гимнастика................................................................ 464
Блок V. «Глазодвигательный репертуар»..................................................... 465
Блок VI. «Артикуляционный праксис
и межсистемные взаимодействия»........................................................... 467
Блок VII. Механическая гимнастика для рук............................................... 470
Литература................................................................................................................... 474


Введение
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в пси­хическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюда­ется в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не вы­являют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучае­мости их подчас практически неразрешимы.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, все­возможных реабилитационных центров и консультаций. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагоги­ческие методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом—ми­шень», во многих случаях перестали приносить результаты и в про­цессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Для всех уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируют­ся дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.
Описанные к настоящему моменту нейропсихологические синд­ромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстри­ровать, сколь разнообразны патогенетические церебральные механизмы детской психологической дизадаптации. Соответственно только их сво­евременная, грамотная квалификация приводит к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющих­ся трудностей. А в более широком контексте нейропсихологии детс­кого возраста — к своевременной профилактике, абилитации, грамотно­му прогнозированию процессов онтогенеза.
Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в пси­хическом развитии разделяются на два основных направления. Пер-


Метод замещающего онтогенеза /
вое — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формиро­вание тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-ре-чевой памяти, счетных операций, письма и т.д.
Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориенти­рованные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осоз­нание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербаль­ных компонентов общения для улучшения психического самочув­ствия и взаимодействий с другими людьми.
Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов — «сверху» и «снизу» — открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй — «на тело». Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направ­ления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводят­ся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вво­дятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популя­ции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптималь­ным является системный подход к коррекции и абилитации психи­ческого развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комп­лексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Для дифференциально-диагностической квалификации и кор­рекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппа­рата. Адекватна в этом смысле разработанная нами технология «Комп­лексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архи­пов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с раз­личными вариантами развития. Имманентными составляющими этой единой технологии являются нейропсихологическая диагностика и про-


8 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
гнозирование; профилактика, коррекция и абилитация процессов разви­тия в норме, субнорме, патологии и т.д.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочте­ние именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанав­ливающим и простраивающим взаимодействия между различнымиуровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, чтоактуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, напри­мер, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математичес­кими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержа­щей большое число телесно-ориентированных методов, должно проис­ходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
Настоящее издание включает три части. Первая посвящена основ­ным нейропсихологическим закономерностям психолого-педагоги­ческого сопровождения процессов развития. Представлен «метод за­мещающего онтогенеза» как базовая технология нейропсихологичес-кой коррекции, абилитации и профилактики в детском возрасте. Приведена краткая схема (алгоритм) нейропсихологического сопро­вождения процессов развития.
Вторая часть содержит описание иерархически организованной трехуровневой системы комплексной нейропсихологической коррек­ции и абилитации отклоняющегося развития. Подчеркнем еще раз, что коррекция и абилитация (развитие способностей) практически неразделимы в детском возрасте ввиду универсальности закономер­ностей единого онтогенетического процесса.
Здесь нет специальных разделов, посвященных нейропсихологи­ческой коррекции чтения (дизлексий), письма (дисграфий), счета (дискалькулий). Это связано с наличием двух соображений. Во-пер­вых, указанные процессы являются чрезвычайно сложной, как бы «надфункциональной» системой, в состав которой входят и опера­циональные (речевые, гностические, двигательные и т.д.), и ре-гуляторные факторы. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов являются залогом адекватного фор­мирования у ребенка и счета, и чтения. Соответственно в настоящем


Метод замещающего онтогенеза
учебном пособии поставлена задача максимально полного описания работы именно с этими базовыми, основополагающими конструкта­ми. Практический опыт доказывает, что такой подход зачастую при­водит к якобы «спонтанному» преодолению имеющейся недостаточ­ности по математике или русскому языку и литературе.
С другой стороны, нельзя не подчеркнуть, что именно дефициту названных процессов (равно как и речи) и его преодолению у детей посвящено огромное множество дефектологической и логопедичес­кой литературы. В нейропсихологии эта проблематика всесторонне и глубоко (как методологически, так и методически) освещена в клас­сических трудах школы Л.С. Цветковой. В этой связи, очевидно, нет необходимости специально останавливаться на данной тематике. Су­щественно продуктивнее для читателей будет обращение к первоис­точникам, отраженным в списке рекомендованной литературы.
Итак, содержание второй части книги как в зеркале отражает те пласты (уровни) психической деятельности, которые станут объек­том психолого-педагогической работы. В нейропсихологическом кон­тексте конкретные психотехники и процедуры каждого из описы­ваемых уровней коррекции имеют свою специфическую «мишень» воздействия.
Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований го­ловного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимально­го статуса подкорково-корковых интеграции, меж- и внутриполушар-ных взаимодействий и их динамических перестроек; 2-го — на стаби­лизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специ­ализации левого и правого полушарий; а 3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних(префронтальных) отделов мозга, что приводит в онтогенезе к за­креплению конролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Интериоризация предлагаемого материала (только на первый взгляд кажущегося простым и понятным) предполагает скрупулезное освоение базовых постулатов нейропсихологии, не говоря уже о вла­дении принципами системно-эволюционного анализа и непременном обучении у опытных специалистов.
Подчеркнем — у опытных и знающих специалистов, а не у тех, кто где-то когда-то присутствовал на чьих-то обучающих семинарах, а сегодня предлагает вам (если, конечно, вы достаточно платежеспо­собны) за короткий срок сделать из вас волшебников. Вам предстоит помогать страдающим детям и их не менее страдающим родителям. А


10 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
согласно правилу ЮНЕСКО: «Эксперименты над живыми людьми позволительны только с их полного согласия». Посему, прежде чем начинать обучение, постарайтесь как можно более тщательно выби­рать себе учителей и учебники; одна из ярких примет нашего временибездумное «сканирование» малограмотными людьми абсолютно непоня­тых ими идей в эклектичный дайджест под собственным именем.
Последующая упорная практическая отработка накопленных зна­ний, непременно включающая постоянную, подчас даже нелицепри­ятную рефлексию, позволит накопить соответствующий опыт, ис­пользовать свою интуицию и творчество. Ведь очевидно, что методы, содержащиеся в каждой из глав, могут быть расширены и дополнены другими, аналогичными; несколько модифицированы (без утери со­держания) в зависимости от ваших профессиональных интересов, а также исходных возможностей и возраста ребенка.
Для того чтобы на наглядных примерах проиллюстрировать, ка­ким образом могут быть сформированы психолого-педагогические технологии на базе «метода замещающего онтогенеза», в данное из­дание включена третья часть, где представлен ряд дидактических разработок нейропсихологической коррекции и абилитации приме­нительно к конкретному обучающему процессу. Предложенные про­граммы могут быть использованы как трамплин для приобретения вашего индивидуального профессионального почерка; как образцы (раппорты) создания психолого-педагогических технологий. Мы на­деемся, что изложенные в данном пособии идеология и структурапсихокоррекционного воздействия позволят более эффективно ре­шать задачи, стоящие перед любым профессионалом, работающим над проблемой отклоняющегося развития. Думается, что подготовлен­ный специалист, читающий данную книгу, при необходимости смо­жет не только ассимилировать накопленный нами опыт, но и разви­вать его, используя разработанный алгоритм.
В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность всем, кто стоял у истоков создания метода замещающего онтогенеза: их имена уже упоминались выше в ссылках на литературные ис­точники. Без их ежедневной скрупулезной работы теоретический кон­структ, заложенный в основе данной нейропсихологической техноло­гии, просто не был бы материализован, апробирован и внедрен в практику. Неоценимый вклад в разработку идеологии и научно-при­кладной базы метода замещающего онтогенеза внесли канд. психол.наук Л.С. Назарова, В.В. Можайский и В.М. Шегай; а также Н.Д. Бари-нова, Н.А. Иванова, Т.Н. Ланина и О.Ю. Михалева, любезно предос­тавившие свои авторские разработки, вошедшие во вторую часть на­стоящего издания.


Часть I
НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ


Приоритетное участие нейропсихологии в решении широкого кругадизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удруча­ющими реалиями процессов развития в современной детской попу­ляции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием и раз­нообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющегося развития, активно развиваемый в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологичес­кая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропси­хологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихоло-гической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К. Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Валидность иэффективность нейропсихологических технологий признаются сегод­ня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатиру­ют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и т.д.) ребенка. Наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикомании, иных форм делинквентного поведения; резкое сниже­ние их возрастного порога. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произволь­ной саморегуляции, дисграфии и т.д.; различные психопатологичес­кие феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склон-



Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития____________ _
ность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую ипсихосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмо­ционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской по­пуляции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возник­шей в младенчестве дисфункции, органической или функциональ­ной, наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых, ростральной частью которых является гипоталамо-диэн-цефальная область) структур мозга.
Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихо-логически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, фунциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уров­не это выглядит, в частности, как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произволь­ной саморегуляции, в целом — учебная и социальная неуспешность.
Перечисленные патофеномены в сочетании со специфической социокультурной депривированностью (вытеснение игровой деятель­ности, элиминация коммуникативных процессов и т.п.) современных детей являются компонентами единой системной дизадаптации. Сле­довательно, анализировать и корригировать их необходимо системно, базируясь не только на специальных знаниях, но и на универсальных нейробиологических и социокультурных закономерностях развития, начиная с эмбрионального периода.
Наиболее уязвимые в современной детской популяции субкор­тикальные системы наряду со своими нейродинамическими, распре­делительными и коадаптационными задачами обеспечивают нейросо-матически реализацию наиболее жестких, генетически заданных, врожденных моделей психической актуализации, механизмов рефлек­торного обеспечения, импринтинга и кондиционирования как основы обучения, экстраполяционного поведения.
В речи, например, помимо чисто неврологических и физиологи­ческих аспектов, они инициируют дебют базовых жесто-мимических, вокализационных, пред- и невербальных (вкус, запах, осязание и т.п.) каналов коммуникации; межфункциональных альянсов с други­ми психическими процессами на сенсомоторном и аффективном уровнях.
В недрах подкорковых систем мозга формируются и регламенти­руются условия и интегративные механизмы удовлетворения искон-


14 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития
ных потребностей разного ранга (витальных, коммуникативных, са­моразвития). Обширный репертуар функций реализуется благодаря тому, что эти церебральные структуры (начиная с эмбрионального периода) не только обеспечивают уникальное взаимодействие между нейробиологическими, соматическими и психическими процессами человека, но и образуют базис для онтогенеза подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. А их дефицитарность закономер­но приводит к нарушениям и искажениям процессов развития на раз­личных уровнях их мозгового обеспечения.
Такая глобальность онтогенетических функций и задач требует специального внимания и в диагностическом, и в коррекционном плане. Учитывая высокую частоту заинтересованности указанных сис­тем мозга в возникновении различных препатологических и патоло­гических состояний, необходимо внедрение психолого-педагогичес­кого инструментария, изоморфного этим неблагоприятным явлени­ям. В настоящем издании представлен апробированный и доказавший свою валидность алгоритм, описывающий пути преодоления указан­ных дизонтогенетических процессов.
На основе теоретических и научно-прикладных исследований (Семенович, Архипов, 1995, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2002, 2004) была разработана интегративная программа «Комплексное нейро-психологическое сопровождение развития ребенка». Она в индиви­дуальном, образовательном и семейном контекстах объединяет сле­дующие базовые подходы: 1) нейропсихологический, традиционно связанный с неврологическим; ассимилирующий общепсихологи­ческие, дефектологические, логопедические и др. методы; 2) теле­сно-ориентированный в оправе иных видов и форм групповой и ин­дивидуальной психотерапии; 3) немедикаментозная иммунопрофилак­тика и коррекция психосоматического дизонтогенеза (натуропатия, массаж, акупунктура, мануальная терапия, пальцевый цигун, детс­кая йога и т.п.). Внедрение данного комплекса в широкую практику показало его эффективность как дифференциально-диагностическо­го, профилактического, коррекционного и абилитационного инст­румента.
Собственно нейропсихологическая стратегия и тактика этой про­граммы реализована в методе замещающего онтогенеза (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др., 2001).
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагноста-ка-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педа-


Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития____________ '"
гогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патоло­гического. Основная его цель— развитие мозгового (и шире — нейро-психосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Меха­низмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим норма­тивного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамичес­ких психологических возрастных перестроек.
Данный подход к диагностике, коррекции, абилитации, профи­лактике и прогнозу процессов развития методологически опирается на базовые постулаты клиника-эволюционной системной парадигмы (X. Джексон, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, Л.А. Орбели, НА. Бернштейн, А.С. Шмарьян, Л.О. Бадалян, В.П. Самохва­лов и др.); нейропсихологические законы строения, развития и реаби­литации мозговой организации ВПФ А.Р. Лурия—Л.С. Цветковой и Э.Г. Симерницкой; научно-практические технологии телесно-ориен­тированной психотерапии (В. Райх, А. Лоуэн, Д. Боаделла и др.).
В качестве исходных «Комплексное Нейропсихологическое сопро­вождение развития ребенка» включает принципы:
1) тождественности психологической организации человека его
нейропсихосоматической организации; таковая рассматривается как
иерархически организованный, системно-динамический паттерн,
процесс, реализующийся в поведении (в актуал- и онтогенезе);
2) синдромного диагностико-коррекционного подхода ко всем он­
тогенетическим (эндо- и экзогенным, натуральным и культураль-
ным, нормативным, субнормативным и патологическим) факторам;
3) формирующего обучения, которое рассматривается не только
как основной путь создания новых функциональных систем, но и как
инструмент, способ растормаживания неактуализировавшихся (по
разным причинам), но продуктивных и адаптивных старых;
4) изменения мозговой организации и соответственно психологичес­
кой структуры ВПФ в онтогенезе: этапности, динамики, векторов и
др. закономерностей формирования мозговой организации психичес­
ких процессов, начиная с внутриутробного периода;
5) инвариантной изоморфности психолого-педагогического вза­
имодействия нормативным онтогенетическим модификациям с уче­
том специфических ограничений, накладываемых на этот процесс
типом отклоняющегося развития;
6) антиципации (предвосхищения, «работы на опережение») и
обратной связи как базовых стратегий психолого-педагогического со­
провождения процессов развития; данные механизмы самоорганиза­
ции и саморегуляции поведения являются фундаментальными свой­
ствами онтогенеза как единой функциональной системы;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: