137. Должно знать, что десять дхаран [равны] серебряной шатамане, четыре суварны считаются равными по весу нишке.
138. Двести пятьдесят пан считаются первым штрафом, пять[сот] должно считать средним, тысяча - высшим.
139. Если [в суде] признано, что долг следует вернуть, [должник] обязан [уплатить в виде штрафа] пять со ста; если он отрицает [и его обличат],- вдвое: таково предписание Ману.
140. Ростовщик (vardhusika) может получать процент (vrddhi), увеличивающий богатство, установленный Васиштхой,- брать восьмидесятую часть со ста в месяц.
141. Или, помня дхарму добродетельных людей, может брать два со ста [в месяц], ибо берущий два со ста не делается грешником ради выгоды.
142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн.
143. Но если залог (adhi) приносит прибыль, не полагается получать процента за ссуду; отдача и продажа [такого] залога не может иметь место, [даже при] хранении в течение длительного времени.
144. Залог нельзя использовать против воли (balad) [должника]; использующий [его так] - теряет процент или обязан удовлетворить [должника уплатой] стоимости (mtilya); иначе он будет [считаться] похитителем залога.
145. Ни залог, ни вклад (upanidhi) не теряются с течением времени; они оба подлежат возвращению, хотя бы долго оставались [у принявшего на хранение].
146. [Предметы], используемые с согласия [должника] - корова, верблюд, верховая лошадь и [животное], приученное к работе,- никогда не пропадают для него.
147. Если собственник (dhanin) поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другими в течение десяти лет, он не имеет права получить это [обратно].
148. Если [собственность] того, [кто] не слабоумен и совершеннолетен, использовалась с [его] ведома, она согласно обычаю (vyavahara) потеряна для него; пользователь имеет право (arhati) на это имущество.
|
149. Залог, граница земли (sima), имущество детей, вклад, открытый (niksepa) или запечатанный (upanidhi), женщины, собственность (sva) царя и имущество знатока Веды не потеряны вследствие пользования [другими].
150. Кто, неразумный, использует залог без разрешения хозяина, тот как вознаграждение за его использование должен уступить половинный процент.
151. Процент по денежной ссуде (kusidavrddhi), [и долг], внесенные вместе, не [могут] превышать удвоенной [суммы долга]; для зерна, плодов, шерсти и вьючных животных - не [могут] превышать упятеренной.
152. Добавочный [процент] к установленному обычаем (anusara), противоречащий [закону], не действителен; это объявили ростовщичеством; [заимодавец] имеет право на пять со ста.
153. Не полагается брать процент ни более года, ни неодобренного (adrsta), ни сложного процента (cakravrddhi), ни периодического процента, ни установленного, ни телесного.
154. Кто, не будучи в состоянии уплатить долг [в условленный срок], желает опять заключить сделку (kriya), тот, уплатив долговой процент, может возобновить договор (karana).
155. Если [должник] возобновляет [договор], не уплатив деньги (hiranya), он должен дать столько, сколько составляет [возросший] процент.
156. Согласившийся на вознаграждение за перевозку при точно установленном месте и сроке [доставки] и нарушивший [условия относительно] места и срока не получает вознаграждения.
157. Какую цену установят знающие морские путешествия и понимающие толк в месте, сроке и товаре, та в этом случае [и считается законной] при оплате.
|
158. Человеку, который поручился здесь за явку [в суд] кого-либо и не обеспечил его явки, полагается возместить долг из своего добра.
159. [Долг отца] из-за поручительства, из-за легкомысленного дарения, из-за проигрыша, из-за пьянства, остаток штрафа или пошлины (culka) сын платить не обязан.
160. Это только что упомянутое правило применяется к поручительству при явке [в суд]; если гарантировавший уплату умер, надо заставить уплатить даже наследников.
161. На каком основании кредитор (datar) может потом требовать после смерти [поручителя у наследника] долг поручившегося,- [но] без [условия] уплаты [долга],- дела которого хорошо известны?
162. Если поручитель получал деньги с того, за кого он поручился, достаточные для уплаты, то пусть уплатит [наследник поручителя], получивший их: таково правило.
163. Договор (vyavahara), заключенный пьяным, безумным, страдающим [от болезни и т. д.], рабом (adhyad-hina), ребенком, старым, а также неуполномоченным,- недействителен.
164. Соглашение (bhasa), даже будучи подкрепленным [письменными документами, дачей залога и т. д.], не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.
165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие [его] - все, где виден обман, надо отменить.
166. Если должник (grahitar) умер, а расход произведен для его семьи, [долг] должен быть уплачен родственниками (bandhu), даже разделившимися, из [принадлежащей им] собственности (sva).
167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему [в доме],- живущему в своей стране или вне ее,- не полагается отказываться от него.
|
168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению - все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.
169. Трое страдают ради других - свидетель, поручитель, судья; но обогащаются четверо - жрец, ростовщик (adhya), торговец (vanij), царь.
170. Царю, даже обедневшему, не следует брать то, что не полагается брать, и даже процветающему не следует отказываться от того, что полагается брать, даже от самой малой вещи.
171. Взимание того, что не полагается брать, и отказ от того, что полагается брать, расцениваются как слабость царя, и он погибает и после смерти, и в этом мире.
172. От взимания полагающегося ему, от [предотвращения] смешения варн, от охраны слабых возникает могущество царя, и он процветает и после смерти, и в этом мире.
173. Поэтому государю (svamin), подобному Яме, отбросив симпатии и антипатии, надо поступать, как Яма, подавляя гнев, обуздывая свои чувства.
174. Того злонамеренного царя, который по глупости решает судебные дела не по дхарме, враги быстро подчиняют.
175. К тому же, который, обуздывая любовь и ненависть, решает дела по дхарме, подданные стремятся, как реки к океану.
176. Тот, кто жалуется царю на кредитора, добивающегося [уплаты долга] по произволу, должен быть принужден царем уплатить четвертую часть [долга в качестве штрафа] и сумму долга тому [кредитору].
177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное [долгу] даже работой, [если он] равного или низшего происхождения (jati). Но если более высокого, он может отдавать постепенно.
178. Согласно этому правилу царю надо справедливо решать дела людей спорящих между собой, доказанные свидетелями и [прочими] данными.
179. Разумному следует вручать вклад [человеку] родовитому (kulaja), хорошего поведения, знающему дхарму, правдивому, имеющему много родственников (maha-paksa), богатому (cllianin), почтенному (аrуа).
180. В каком виде человек вручает какую-либо вещь в руки другого, в том же виде она должна быть получена [обратно собственником]; как вручено, так [должно быть и] возвращено.
181. Кто не возвращает вкладчику вклад по его просьбе, должен быть допрошен судьей в отсутствие вкладчика.
182. При отсутствии свидетелей [надо проверить ответчика] при посредстве шпионов (pranidhi) соответствующего возраста и наружности, действительно поместив у него золото [под тем или иным] предлогом.
183. Если он возвращает обратно [вклад] в том виде, в каком был вручен, тогда не подтверждается ничто из того, в чем он обвинялся врагами.
184. Но если он не возвращает им то золото, как полагается, тогда он должен быть силой принужден возвратить оба [вклада]: таково правило дхармы.
185. Открытый или запечатанный вклад не должен быть возвращаем близкому родственнику [вкладчика при жизни последнего], ибо, если [этот получатель вклада] умрет, [не возвратив его собственнику], оба [вклада] пропадают, но если не умрет - не пропадают.
186. Кто сам возвращает вклад родственнику умершего [вкладчика], тот не должен преследоваться [по суду] ни царем, ни родственниками вкладчика.
187. [В сомнительных случаях] надо стараться получить этот предмет без хитрости, дружественно или, справившись относительно поведения [принесшего вклад], следует уладить дело соглашением.
188. Это правило касается урегулирования всех [дел] с открытыми вкладами; при запечатанном вкладе [принявшего вклад] не следует подвергать [порицанию], если он ничего не взял из него.
189. Если [вклад] украден ворами, унесен водой или сожжен огнем, [принявший вклад] может ничего не возвращать, если он из [вклада] ничего не взял.
190. Присваивающего вклад и [требующего его, но на самом деле] не внесшего, надо проверять всеми способами, а также ведийскими клятвами.
191. Тот, кто не возвращает вклад, и тот, кто требует [его], не вручив,- оба они должны быть наказаны, как воры, и принуждены заплатить штраф, равный [стоимости предмета, удержанного или потребованного].
192. Царю полагается заставить уплатить штраф, равный [вкладу, как] присваивающего открытый вклад, так, равным образом, и присваивающего запечатанный вклад.
193. Тот, кто обманом присваивает имущество другого, должен быть публично наказан разными [видами] телесного наказания вместе с соучастниками.
194. Каким вклад был дан кем-либо в присутствии свидетелей, таким он и должен оказаться [при возвращении]; лгущий подлежит штрафу.
195. Если [что-либо] дано наедине или получено наедине, наедине же должно быть возвращено: как вручено, так [должно быть и] возвращено.
196. Царю следует принимать решение относительно имущества, заложенного или данного [в пользование], милостиво, не причиняя ущерба принявшему заклад.
197. Кто продает собственность другого, не будучи собственником (asvumin) и без согласия собственника, того вора, [даже] мнящего себя не вором, не следует допускать к даче свидетельских показаний.
198. Если [он] - родственник, то он должен быть оштрафован на шестьсот [пан]; [если] не родственник [и] не может представить оправданий, то он навлекает на себя вину воровства.
199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилам судопроизводства.
200. Где пользование (sambhoga) очевидно, но не видно права на владение (agama), там право на владение [должно быть] доказательством [собственности] - не пользование: таково правило.
201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону (nuayatas) покупкой.
202. Если подлинный [продавец] не может быть представлен, [покупатель], будучи оправдан публичной продажей, отпускается царем без наказания, [а прежний собственник], лишившийся вещи, получает [ее].
203. Не должно продавать [товара], смешанного с другим, ни плохого качества, ни недостаточного [по весу], ни не имеющегося в наличии, ни скрытого.
204. Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену (culka): так сказал Ману.
205. Кто выдает [девушку замуж], предварительно объявив [ее] недостатки, будет ли она безумной, прокаженной или потерявшей девственность, тот не подлежит наказанию.
206. Если [один из] жрецов, избранных для жертвоприношения, оставляет свое служение [по болезни и т. д.], ему должна быть дана другими доля [вознаграждения], соответствующая [сделанной им] работе.
207. Оставляющий свое служение, когда жертвенные дары [уже] розданы, пусть получает всю долю, а заканчивает служение, выставив заместителя.
208. Но если [особое] вознаграждение (daksina) установлено за разные части обряда, следует ли именно тому, [кто] исполняет каждую [часть], получать их или полагается пользоваться всем?
209. Адхварью пусть получает колесницу, брахмадхана - лошадь, хотар - также лошадь, удгатар - повозку, [используемую] для покупки [сомы].
210. Главные жрецы среди всех, имеющие право на половину, [получают] половину, следующие [четыре] - половину этого, имеющие право на третью часть - треть, имеющие право на четвертую часть - четверть.
211. В соответствии с этим правилом должно производиться распределение доли в этом мире людьми, исполняющими свои работы совместно.
212. Если кем-нибудь деньги были даны для [исполнения] дхармы кому-нибудь, просившему их, а потом они использованы не по назначению, дарение не считается таковым.
213. Но если [получатель] вследствие гордости или жадности отказывается возвратить их, он должен быть принужден царем оплатить суварну как искупление за это воровство.
214. Таким образом, о невозвращении данного изложено полностью согласно дхарме; теперь я расскажу о неуплате жалованья (vetana).
215. Наемный работник (bhrta), который, не будучи больным, из наглости не исполняет установленную работу, должен быть оштрафован на восемь кришнал, и его жалованье не должно быть уплачено ему.
216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет [работу], как ранее было условлено, он может получить жалованье даже [по прошествии] очень долгого времени.
217. Больной он или здоровый, [но], если условленную работу он не сделал, жалованье ему не должно выдаваться, даже за работу, [только] немного незаконченную.
218. Таким образом, дхарма относительно неуплаты жалованья за [невыполненную] работу изложена полностью; теперь я изложу дхарму относительно нарушителей договора (samaya).
219. Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение (samvid) с общиной (safigha), с деревней или округом, нарушает [его] из жадности, царю следует изгнать из страны.
220. Схватив нарушителя соглашения, надо заставить его уплатить шесть нишка, четыре суварны и серебряную шатаману.
221. Справедливому царю следует применять это [вышеупомянутое] правило о наказаниях к нарушающим соглашение с деревнями и родовыми общинами (gramajati-samuhesu).
222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или продав что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжение десяти дней.
223. Но по прошествии десяти дней он не может ни отдать, ни потребовать вернуть; получающий и отдающий должны быть оштрафованы царем на шестьсот [пан].
224. Кто выдает девушку, имеющую недостатки (dosavati), не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан.
225. Но тот человек, который по злобе скажет про девушку: "Она не девушка" - [и] не докажет ее вины, подлежит штрафу в сто [пан].
226. Брачные мантры установлены только для девушек, но нигде среди людей для не девушек, так как они лишены законных обрядов.
227. Брачные мантры - определяющее свидетельство замужества, но действенность их признается [только] после седьмого шага.
228. Если у кого-либо в этом мире остается сожаление по поводу какой-либо совершенной сделки, царю следует удерживать его на законном пути согласно вышеизложенному правилу.
229. [Теперь] я изложу, как должно, в соответствии с дхармой, [правила решения] спора между хозяевами (sva-min) и пастухами при пренебрежительном отношении к скоту.
230. Днем ответственность за сохранность [скота лежит] На пастухе, ночью - на хозяине, [если скот находится] в его доме; если иначе,- ответственность [полностью] лежит на пастухе.
231. Пастух, получающий вознаграждение (bhrta) в виде молока, может с разрешения хозяина доить одну лучшую [корову] из десяти для своего прокормления (bhrtya); таково пусть будет жалованье (bhrti) пастуха при отсутствии другого вознаграждения.
232. [Животное] вследствие отсутствия заботы со стороны пастуха, утерянное, пораженное червями, загрызенное собаками, умершее в яме [при падении], полагается возмещать именно пастухам.
233. Пастух не обязан возмещать уведенное ворами, если он поднимал тревогу и если он объявит своему хозяину время и место.
234. Если животные пали, ему полагается представить хозяину уши, шкуры, хвосты, мочевые пузыри, сухожилия, желчь и показать его отличительные знаки (anka).
235. Если козы и овцы окружены волками, но пастух не идет [к ним на помощь], и волк, напав, умертвит какую-нибудь, вина за это [ложится] на пастуха.
236. Но если кого-нибудь из этих [овец и коз], пасущихся стадом в лесу", волк, неожиданно бросившись, умертвит, то в этом случае пастух не виноват.
237. Со всех сторон деревни надо иметь пространство общей земли (parihara) в сто дханус, или в три броска палки, у города - втрое больше.
258. Если скотина потравит здесь неогороженный хлеб, царь в этом случае пусть не наказывает пастухов.
239. [Владельцу поля] надо устроить здесь изгородь, через которую не мог бы смотреть верблюд, и заделать всякое отверстие, через которое собака или свинья могли бы просунуть голову.
240. [Если скот], сопровождаемый пастухом, [причиняет вред] на огороженном поле, [расположенном] около дороги или же вблизи селения, [пастух] должен быть оштрафован; скот, не сопровождаемый пастухом, пусть отгоняет [владелец участка].
241. [При потраве] на других полях [за каждую голову] скота должно заплатить штраф в одну пану с четвертью; [стоимость испорченного] урожая должна быть возмещена владельцу поля (ksctraka) во всех случаях: таково установленное правило.
242. Ману объявил, что не должно платить штраф за (убыток, причиненный] коровой в течение десяти дней после отела, быками и скотом, посвященным богам, будет ли он сопровождаем пастухом или нет.
243. При [ущербе урожаю вследствие] небрежности владельца поля полагается штраф, десятикратный доле [царя], и половина штрафа - [при небрежности] работников (bhrtya), если владелец поля не был осведомлен об этом.
244. Пусть справедливый царь придерживается этого правила при нарушении [чужих прав] хозяевами, скотом и пастухами.
245. Если возник спор двух деревень о границе (sima), определять границу следует в месяце джьяиштха, когда пограничные знаки отчетливо видны.
246. Полагается помещать по границам деревья - ньягродха, ашваттха, киншука, шалмали, сала, пальмы и деревья, дающие млечный сок,
247. кустарники, различные породы бамбука, шами, лианы, холмики земли, тростники, кусты кубджака; при таких мерах граница не уничтожается.
248. Пруды (tadaga), колодцы (udapana), водоемы (vapi), каналы (praeravana) должны быть устроены на общих границах, равно как и храмы.
249. Видя в мире постоянную вражду людей из-за незнания границ, надо заставить сделать и другие тайные пограннчные знаки,
250. [употребив для этого] камни, кости, коровью шерсть, солому, пепел, черепки, коровий помет, кирпичи, уголья, гравий, песок
251. и другие вещества подобного рода, которые земля не поглощает долгое время; пусть заставит незаметно поместить их в местах соединения границ.
252. [Руководствуясь] этими знаками, давностью пользования (purvabhukti) и - всегда - течением воды, царю следует определять границу при споре двух [сторон].
253. Если даже при наличии знаков возникает сомне-ние, решение спора относительно границы надо возложить на свидетелей (saksin).
254. Свидетели [в споре о] границе должны быть допро-шены о пограничных знаках в присутствии большого числа поселян и обеих спорящих сторон.
255. Как они, спрошенные, единогласно решат о границе, именно так надо закрепить (nibadhiyat) границу и [записать] их всех поименно.
256. Они, положив земли на голову, в венках и в красных одеждах, поклявшись своими добрыми делами, пусть определяют [границу] в соответствии с истиной.
257. Определяя надлежащим образом, они очищаются [как] свидетельствующие истину, но, определяя неверно, они должны быть подвергнуты штрафу в двести [пан].
258. При отсутствии свидетелей четверо, проживающие в соседних деревнях, благочестивые, пусть вынесут решение о границе в присутствии царя.
259. При отсутствии соседей - коренных жителей - [как] свидетелей о границе следует использовать даже следующих людей, живущих в лесу:
260. охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, копающих корни, ловцов змей, собирателей колосьев и других, живущих в лесу.
261. Царю надлежит заставить установить [границы] между двумя деревнями правильно, именно так, как они, будучи опрошены, покажут знаки их относительно положения границ.
262. При решении относительно межевых знаков (setu) для границ полей, колодцев, прудов, сада и дома должно быть узнано мнение соседей (samanta).
263. Если соседи говорят ложно, когда люди спорят из-за межевого знака, каждый из них должен быть подвергнут царем среднему наказанию (sahasa).
264. Присваивающий посредством запугивания дом, пруд, сад или поле должен быть оштрафован пятьюстами [пан]; если [он присвоил] по неведению,- штраф в двести [пан].
265. Если граница неопределима, пусть царь, знающий дхарму, для их блага сам назначит землю: таково правило.
266. Таким образом, дхарма относительно определения границ объявлена полностью; теперь я объявлю решение [дел] об оскорблении словом.
267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню [пан]; вайший - в две с половиной [сотни пан], но шудра подлежит телесному наказанию.
268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью [панами], вайшья - двадцатью патью, шудры - штрафом в двенадцать пан.
269. При проступке дваждырожденных по отношению к членам той же варны - двенадцать [пан]; при произнесении речей, которые не должны быть произнесены, штраф становится двойным.
270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он - самого низкого происхождения.
271. В рот оскорбительно отзывающегося об их имени и происхождении (jati) должен быть воткнут железный раскаленный стержень длиной в двенадцать пальцев.
272. В уста и уши надменно поучающего брахманов их дхарме пусть царь прикажет влить кипящее масло.
273. Говорящий из дерзости ложно об учености, стране, происхождении (jati) и очистительных обрядах для тела должен быть принужден уплатить штраф в двести [пан].
274. Называющий [другого] кривым, хромым и иным подобным [словом], даже если это соответствует действительности, должен быть принужден уплатить штраф по меньшей мере в каршапану.
275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу должен быть оштрафован на сотню [пан].
276. [За взаимную брань] между брахманом и кшатрием штраф должен быть наложен проницательным [царем] на брахмана низший, на кшатрия - средний.
277. Применение наказания к вайшьям и шудрам соответственно такое же, [но] без отрезания [языка]: таково решение.
278. Таким образом, правила относительно наказания за оскорбление словом сообщены в точности; теперь я изложу решение относительно оскорбления действием.
279. Тот член, каким человек низший ударит высшего,- именно он - у него должен быть отрезан, таково предписание Ману.
280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги.
281. Низший, пытающийся занять место рядом с высшим, должен быть изгнан с клеймом на бедре; зад его надо заставить отрезать (avakartayet).
282. У плюнувшего по наглости [на высших] надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочой - детородный член, у испортившего воздух - задний проход,
283. у хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки.
284. Оцарапавший кожу и вызвавший появление крови должен быть оштрафован на сотню [пан], повредивший мясо (marhsa) - на шесть нишка, сломавший кость должен быть изгнан.
285. Какова польза всяких деревьев, такой должен налагаться при их повреждении штраф: таково установленное правило.
286. Когда нанесен удар с целью [причинения] повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.
287. При повреждении [какого-либо] члена с поранением и кровотечением [нанесший повреждение] должен быть принужден заплатить издержки за лечение или весь штраф [царю].
288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно,- тому полагается возместить [ущерб] и внести царю [штраф], равный [ущербу].
289. [При повреждении] кожи или изделий из кожи, дерева и глины - штраф, пятикратный их стоимости; [это также относится к порче] цветов, кореньев и плодов.
290. Назвали десять случаев, относящихся к повозке, вознице и собственнику, когда штраф не взимается; в остальном штраф полагается.
291. Когда узда разорвется, когда сломается ярмо, когда повозка опрокинется на сторону или назад, когда ось или колесо сломается,
292. когда оборвутся ремни сбруи, а также подпруга и вожжи, если [возница] кричал: "Прочь с дороги!" - Ману объявил, что штраф не [взимается].
293. Но если повозка опрокинется из-за неумения возницы, то при повреждении хозяин должен быть оштрафован на двести [пан].
294. Если возница умелый, [но небрежный], должен быть оштрафован возница, если он неумелый, должны быть оштрафованы находящиеся в повозке - каждый на сто [пан].
295. Но если он столкнется на дороге со скотом или [другой] повозкой и причинит смерть живому существу, тогда установлен штраф:
296. при убийстве человека [его] вина немедленно приравнивается к вине вора, [при убийстве] крупных животных - коров, слонов, верблюдов, лошадей и т. д.- половине [ее],
297. за нанесение вреда мелким домашним животным - штраф в двести [пан]; за красивых диких животных и птиц [в этом случае] полагается штраф в пятьдесят;
298. за ослов, коз, овец полагается штраф в пять маш и штраф в одну машу при умерщвлении собаки или свиньи.
299. Жена, сын, раб (dasa), ученик и родной брат, совершивший проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой,
300. но [только] по задней части, ни в коем случае по благородной; поэтому бьющий иначе совершает [такой же] грех, [как и] вор.
301. Таким образом, полностью изложены решения относительно оскорбления действием; теперь я сообщу правило при определении наказания вора (stena).
302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании (nigraha) воров; от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.
303. Царь, обеспечивающий безопасность, должен быть всегда почитаем, ибо у него всегда возрастает саттра, [причем] жертвенным даром (daksina) является безопасность.
304. Царю, охраняющему [должным образом подданных], идет шестая доля дхармы всех [их]; не охраняющему идет шестая доля адхармы.
305. Из-за охраны должным образом [подданных] царь получает шестую долю той [духовной заслуги, которую каждый из них приобретает, когда он] изучает Веду, приносит жертву, дает дары и чтит [богов и гуру].
306. Царь, охраняющий согласно дхарме живые существа и казнящий заслуживающих наказания, [этим как бы]совершает ежедневные жертвоприношения с сотнями тысяч дарений.
307. Царь, который, не охраняя [подданных], взимает [налоги] бали, кара, шулка, пратибхога и штрафы (danda), идет немедленно в ад.
308. Царя, не охраняющего [подданных, но} получающего долю в виде налога, объявили принимающим на себя всю нечистоту (mala) народа.
309. Надо знать, что царь, не соблюдающий правил поведения (maryada), неверующий (nastika), жадный, не охраняющий [подданных], губящий их, идет в преисподнюю.
310. Царю надо тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами - заточением (nirodhana), заковыванием в цепи (bandha) и различными видами телесных наказаний (vadha).
311. Обузданием злых и охраной добрых царь постоянно очищается, как дваждырожденные жертвоприношениями.
312. Царь, пекущийся о своем благе, должен проявлять снисходительность к людям, ругающимся при разборе их дел, к детям, престарелым и больным.
313. Кто, оскорбляемый удрученными, прощает, тот благодаря этому прославляется на небе, а кто, [гордясь своим] могуществом, не прощает, тот благодаря этому идет в ад.
314. Вор должен бежать к царю с распущенными волосами и объявить о той краже, [говоря]: "Это сделал я, накажи меня!"
315. и взяв на плечо палицу или палку из дерева кхадира, копье, заостренное с обоих концов, или железную палку;
316. будет ли вор наказан или прощен, он освобождается от [вины] воровства, но царь, не наказав его, принимает на себя вину воровства.
317. Вина убийцы брахмана переходит на того, кто ест пищу того [убийцы], неверной жены - на мужа, ученика и жертвователя - на гуру, вора - на царя.
318. Люди, совершившие преступления, но наказанные царями, идут на небо, будучи чистыми, как и благочестивые, совершившие добрые дела.
319. Кто унесет веревку или сосуд от колодца, кто испортит помещение, где путник получает воду (ргара), тот пусть подвергнется штрафу в одну машу и вернет [унесенное] туда же.
320. Для крадущего более десяти кумбха зерна [полагается] телесное наказание, в остальных случаях должен быть уплачен [штраф], одиннадцатикратный [стоимости украденного], и [возвращено] тому [собственнику] его добро.
321. [Для крадущего] более ста [пал], измеряемого по весу золота, серебра и т. д., и наилучшие одежды также полагается телесное наказание.
322. [Для крадущего] более пятидесяти [пал] полагается отсечение рук; в остальных случаях надо накладывать штраф, одиннадцатикратный первоначальной стоимости похищенного.