Модернизация российского образования, в том числе переход на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения (далее ФГОС II) ставит перед образовательными учреждениями задачу повышения качества обучения и воспитания школьников. Выполнение указанной задачи напрямую зависит от эффективности взаимодействия всех его участников (прежде всего, администрации и педагогического персонала) [11].
Педагогический персонал трудового коллектива образовательного учреждения состоит из:
- учителей;
- социальных педагогов;
- педагогов-психологов;
- воспитателей;
- классных руководителей;
- педагогов дополнительного образования;
- других педагогических специалистов;
- администрации школы.
Специфика функционирования образовательной системы обусловливает необходимость сочетания как традиционных подходов к управлению персоналом, так и особенных, которые объясняются педагогическими функциями, реализуемыми школой (учить, воспитывать, подавать личный пример и другие) и влияющими на характеристику и поведение его членов.
Исходя из вышесказанного, руководитель ОУ в своей кадровой работе должен учитывать особенности педагогического труда и его воздействие на сознание и поведение сотрудников.
В науке и практике управления школой в настоящее время разрабатываются различные модели управления ОУ, происходит пересмотр таких категорий, как цели образования, миссия и функции школы и др. На ведущее место выходит проблема качества образования, причем главная задача ОУ состоит в обеспечении условий, а не в контроле за качеством. Контроль является лишь одним из инструментов управления качеством, а достижение оптимального качества образования зависит от управленческой компетентности администрации и методического мастерства педагогов, от качества управления и других показателей [3].
|
Для того, чтобы управление педагогическим персоналом ОУ было эффективным, необходимо обеспечить комплекс педагогических условий такого управления. А для этого построить модель взаимодействия различных специалистов и служб внутри ОУ, основанную на системном, коммуникационно-диалогическом, оптимизационном, личностно- ориентированном подходах.
Модель управления педагогическим персоналом образовательного учреждения включает в себя 3 компонента:
- организационно-содержательный компонент (на первом месте стоит цель, как системообразующий фактор, являющийся основанием для планирования деятельности и определяющий организационные формы, основное содержание деятельности, объекты управления, средства и способы выполнения запланированных мероприятий; контроль и оценка результатов; критерии эффективности; корректировка педагогического процесса); - технологический компонент (форма; средства; методы; стиль управления, оптимальные условий качественного образовательного процесса; система работы с кадрами; а также педагогические условия управления персоналом школы);
- профессионально-кадровый (специфические цели, конкретизирующие общие цели применительно к руководителям и подчиненным, формирование личных и профессиональных потребностей, самооценка профессиональных качеств и притязаний управленцев; профессиональное целеполагание; выработка программы действий, ее реализация, анализ и коррекция, повышение квалификации управленцев и педагогов).
|
Необходимо помнить, что система управления кадрами в образовательном учреждении, направлена на создание условий для выполнения социального заказа государства, связанного с воспитанием современной модели выпускника образовательного учреждения, т.е. современно образованного, нравственного, способного к самостоятельным решениям и сотрудничеству, патриота своей страны, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание, готового к созданию правового государства и жизни в нем [7].
Основные сферы кадровой политики школы:
- подбор и расстановка кадров,
- система обучения педагогов,
- информационная поддержка педагогов,
- система стимулирования педагогов,
- условия и формы вовлечения педагогов в управление школой.
Любые преобразования, происходящие в школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности, самостоятельности и инициативы учителя. Сегодня к учителю предъявляются особые требования, поскольку выпускникам школы предстоит работать в условиях инновационной экономики, ориентированной на умение не воспроизводить известное, а создавать принципиально новое.
Именно поэтому в программе особое внимание уделено институту наставничества, проектам и программам, ориентированным на укрепление связей внутри педагогического сообщества. Следует систематически распространять опыт лучших учителей.
Каждому учителю-предметнику, работающему в контексте федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, необходимо продумать стратегию и тактику нового подхода к преподаванию своего предмета, а также вынести часть материалов из учебника в информационное и онлайновое пространство.
|
На это направлены и требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы общего образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также образовательные потребности детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения, которые будут способствовать эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы, а также обеспечивать условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Таблица 1.2.
Мероприятия |
оснащение школы, разработка и утверждение программы развития школы, разработка программ в соответствии с требованиями ФГОС, внутришкольный контроль, отражение информации о достижениях на официальном сайте школы |
координация работы методических объединений в соответствии с программой развития школы, разработка и реализация комплексной программы работы с кадрами школы. |
координация работы педагогов в соответствии с программой развития школы, |
контроль самообразования педагогических работников, контроль взаимодействия педагогов и учащихся при внедрении ИКТ в образовательный процесс |
обсуждение важнейших проблем на этапах развития школы, принятие решений |
повышение квалификации, развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей самоподготовка в области профессионального и информационного образования, отбор материалов для медиатеки, создание собственных сайтов для взаимодействия с учащимися в условиях открытого образовательного пространства, корректировка программ по предметам с учётом индивидуальных особенностей учащихся и новых информационных технологий через работу системы дополнительного образования организовать занятия с применением ИКТ в начальной школе. |
Предполагаемые результаты кадровой политики [18]:
- создание системы повышения и совершенствования педагогического мастерства на различных уровнях: внешкольном, внутришкольном и самообразования для подтверждения квалификации при аттестации педагогов с 2014 года;
- создание медиатеки с подробным каталогом, охватывающей все стороны образовательного процесса и доступную всем участникам образовательного процесса;
- разработка и создание школьного сайта в направлении помощи педагогам и учащимся в повышении информационно-коммуникационной технологической компетентности, создание сайтов педагогов;
- формирование и организация творческой группы для обсуждения вопросов внедрения ИКТ в учебный процесс и экстренной помощи педагогам в работе с ИКТ.
Информационные технологии должны являться естественным элементом образовательной среды: необходимо создать виртуальное образовательное пространство (виртуальное общение, оперативно обновляемый, яркий, удобно организованный сайт, массовые видеоконференции, виртуальные образовательные программы, экскурсии и лаборатории, электронный документооборот, электронные дневники, автоматизированные системы учета достижений учеников и родителей). Это должна быть в прямом смысле Умная школа (обеспечение современным оборудованием и систематическое повышение уровня квалификации педагогов).