Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования«От рождения до школы»




Главная цельпрограммы «От рождения до школы»

Приоритет программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией; который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций; человека, имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать.

Основныеприоритеты программы «От рождения до школы»

Есть ряд исключительно важных задач,без упоминания о которых невозможно получить полноценное представление о программе:

  • Направленность на развитие личности ребенка.
  • Учет индивидуальных особенностей детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение к индивидуальным особенностям ребенка режима дня, питания и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
  • Забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

Следует отметить, что эти задачи ставились в программе как приоритетные уже в первом издании, в 2004 году, когда программа имела еще другое название – «Программа воспитания и обучения в детском саду». Радует, что это полностью соответствует ФГОС ДО, и что этизадачи являются приоритетными для большинства комплексных программ дошкольного образования. Это то, что объединяет программу «От рождения до школы» с остальными программами дошкольного образования.

Отличительные особенности программы «От рождения до школы»

К характерным особенностям программы, выделяющим ее среди других комплексных программ можно отнести следующие аспекты:

  • Патриотическаянаправленность программы: воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
  • Направленность нанравственноевоспитание,воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Нацеленность надальнейшееобразование.Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Преимущества программы «От рождения до школы».

К очевидным достоинствам программы «От рождения до школы» следует отнести то, что:

  • Программа эффективна, хорошо применима в массовой практике, базируется на фундаментальных исследованиях, проверена временем;
  • Программа удобна как начинающим, так и опытным педагогам. Молодые воспитатели, работающие по программе «От рождения до школы», получают четкое представление о том, что и как надо делать; более опытные — имеют широкую возможность к творчеству и самореализации.
  • Программа обеспечена одним изнаиболее полныхсреди существующих программ учебно-методическим комплектом;
  • Охватывает все возраста – от рождения до школы.

Основные изменения, внесенные в программу

Приводя программу в соответствие с ФГОСДО, авторы существенно ее переработали, внесли много изменений, дополнений и учли при этом результаты общественных обсуждений программы на круглых столах, семинарах, на сайте журнала «Современное дошкольное образование». Судя по многочисленным откликам со всех регионов России, внесенные изменения очень хорошо восприняты практиками – программа стала лаконичнее, гибче, дает большие возможности педагогу для творчества, способствует учету индивидуальных особенностей детей.

Кратко назовем только наиболее существенные из внесенных изменений:

  • Принята новая, модульная форма подачи материала, что дает комплексное представление о развитии ребенка, способствует учету индивидуальных особенностей детей, облегчает введение вариативной части программы;
  • Структура программы приведена в соответствие с ФГОС.
  • Все примерные перечни вынесены в приложение, что сокращает содержательную часть программы и облегчает ее восприятие.
  • В соответствии с требованиями ФГОС, появились новые разделы: «Психолого-педагогические условия реализации программы», «Кадровые условия реализации программы», «Финансовые условия реализации программы», «Рекомендации по написания основной образовательной программы», «Глоссарий».

Что важного, неожиданного показала существующая практика реализации программы в детских садах

Программа существует уже много лет. Наиболее важный вывод, который можно сделать по результатам многолетней работы это то, что программа эффективна, результативна, хорошо применима в массовой практике. Следует отметить, что дажев реалиях современной жизни — при переполненности групп и недостатке финансирования-программа позволяет достигать хороших результатов (хотя в полном объеме цели и задачи программы могут быть достигнуты лишь при создании современной развивающей предметно-пространственной среды и соблюдении норм наполняемости групп). Также хотелось бы отметить, что программа нравитсякак начинающим, так и опытным педагогам: начинающим педагогам — в силу своей ясности, доступности,структурированности, наполненности всеми необходимыми для работы методическими, дидактическими, наглядными пособиями; а опытнымпедагогам программа дает широкий простор для творчества и самовыражения.

Трудно выделить среди садов, работающих по программе, некую «типичную группу», поскольку по этой программе работают 70% детских садов России, и все они — очень разные. Но, пожалуй, во всем этом многообразии можно выделить несколько общих черт: все дети всегда чем-то заняты, никто не скучает, не слоняется без дела, день их насыщен интересными и полезными активностями, а педагоги четко представляют, что и как им нужно делать.

Приятной неожиданностью является то, что, несмотря на большое количество различных программ, большинство педагогов продолжают работать по программе «От рождения до школы», а еще больше радует, когда детский сад, поработав несколько лет по другой программе, вновь возвращается к надежной и проверенной временем программе «От рождения до школы».

Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования«Мир открытий» (от младенчества до школы)

Новая редакция программы «Мир открытий» (далее – Программа) переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(ФГОС ДО) и в настоящее время представлена на сайте ФИРО.

Программа разработана под общей научной редакцией д.п.н. Петерсон Людмилы Георгиевны, д.п.н. Лыковой Ирины Александровны. Научный руководитель Программы –Л.Г. Петерсон.

В авторский коллективПрограммы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования из разных регионов России: Бережнова О.В. (г. Орел), Богуславская Т.Н. (г. Москва), Буренина А.И. (г. Санкт-Петербург), Васюкова Н.Е. (г. Москва), Верховкина М.Е. (г. Санкт-Петербург), Григорьева Г.Г. (г. Нижний Новгород), Касаткина Е.И. (г. Вологда), Коломийченко Л.В. (г. Пермь), Кочемасова Е.Е. (г. Москва), Кубышева М.А. (г. Москва), Лыкова И.А. (г. Москва), Некрасова А.А. (г. Тверь), Обухов А.С. (г. Москва), Петерсон Л.Г. (г. Москва), Попова М.Н. (г. Санкт-Петербург), Протасова Е.Ю. (Москва-Хельсинки), Рунова М.А. (г. Москва), Рыжова Н.А. (г. Москва), Савенков А.И. (г. Москва), Тимофеева Л.Л. (г. Орел), Тютюнникова Т.Э. (г. Москва), Ушакова О.С. (г. Москва), Файзуллаева Е.Д. (г. Томск) и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие.

Программа имеет уникальную методологическую базу. С одной стороны, в ее основу положены культурно-исторический и системно-деятельностный подходы,связанныес именами выдающихся ученых нашей страны – Льва Семеновича Выготского, Александра Владимировича Запорожца, Николая Николаевича Поддъякова, Василия Васильевича Давыдоваи др. С другой стороны, в Программе реализованы последние достижения методологии, связанные с именами Георгия Петровича Щедровицкого и Олега Сергеевича Анисимова.Методологическая база позволила сформулировать цель Программы с позиций непрерывности образования на протяжении всей жизни человека:

системное и непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями), что станет основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Стержневая идея Программы – отношение к ребенку как субъекту собственного развития. В целом, Программа ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители (или их законные представители) получают импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Программа направлена на формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции.

Особая значимость в Программе придается положительной социализации и индивидуализации ребенка, в связи с этим, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлено более развернуто, в т.ч. включает примерное содержание общения с детьми. Особое значение в Программе придается воспитанию патриотических чувств, любви детей к своей Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Одним из приоритетных направлений Программы является укрепление, сохранение и созидание здоровьядетей. Эта задача решается в условиях объединения воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и детского сада.

Игровая, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельности проходят сквозной линией через все образовательные области Программы.

Важное место в Программе занимает художественно-эстетическое развитие детей, поскольку картина мира ребенка-дошкольника носит эстетический характер и создается на основе универсальных эстетических понятий (красиво-некрасиво, добро-зло, люблю-не люблю, нравится-не нравится, истина-ложь, реальность-фантазия и мн.др.).

В творческой деятельности безмерно расширяются возможности ребенка к самоактуализации и саморазвитию в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями. Программа помогает педагогам решать эту задачу.

Психолого-педагогические условия реализации Программы определяются системой принципов: психологической комфортности, деятельности, минимакса, целостности, вариативности, непрерывности, творчества.

Одной из ярких особенностей Программы является технология деятельностного метода «Ситуация», суть которой заключается в организации образовательных ситуаций, в которых дети в совместной партнерской деятельности с взрослым и другими детьми сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока не получается, выявляют причины затруднения, выходят на осмысление и самостоятельную формулировку задач (познавательных, социальных, нравственных, художественных и др.) и на этой основе делают свои первые «открытия» мира и самого себя. При этом взрослый перестает выполнять функцию информатора, а становится организатором, помощником, консультантом детей и надежным проводником в мир человеческой культуры.

Преимущество Программы выражается также в том, что все образовательные области обеспечены апробированными методическими пособиями. Основная часть пособий переработана в соответствии с ФГОС ДО и переиздана в 2014 году.

Многие разделы Программы разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония):

младенческий и ранний возраст – программно-методический комплект «Кроха» Григорьевой Г.Г., Груба Г.Г., Зворыгиной Е.В. и др.;

социально-коммуникативное развитие – программы «Дорогой света и добра» Коломийченко Л.В., «Формирование культуры безопасности» Тимофеевой Л.Л.;

познавательное развитие – программы «Умные пальчики» Лыковой И.А., «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А.;

речевое развитие – программа «Развитие речи» Ушаковой О.С.;

художественно-эстетическое развитие программы «Тутти» Бурениной А.И., Тютюнниковой Т.Э., «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» Лыковой И.А.

физическое развитие – программа «К здоровой семье через детский сад» Верховкиной М.Е., Коваленко В.С.и др., программа «Юные олимпийцы» В.И. Бойко, О.В. Бережновой.

«Мир открытий» – программа открытого типа, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей. Так, важным достоинством Программы является включение технологий проектирования образовательного процесса и ООП ДО. В результате чего каждый педагог, работающий по Программе, становится ее со-разработчиком, включается в процесс моделирования и конструирования образовательного процесса в соответствии с конкретными условиями его протекания.

Большое внимание в Программе уделяется не только построению партнерских отношений педагогического коллектива с семьями воспитанников, но также поддержке родителей в их саморазвитии. Для реализации данной задачи предложена технология поддержки родителей в педагогическом самообразовании.

В рамках апробации, внедрения Программы в практику работы дошкольных организаций РФ разработана многоуровневая система повышения квалификации педагогов, а также разветвленная система научно-методической поддержки дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС ДО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: