Принцип гуманистической направленности. В основу Программы «Детский сад — Дом радости» положено отношение к дошкольному детству как к самоценному периоду в развитии человека. Программа направлена на охрану детства, обогащение развития дошкольника как индивидуальности, на максимальную реализацию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфически детских видах (игровой, экспериментально-поисковой, конструктивной, трудовой, изобразительной и др.) деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, В.И. Логинова, В.С. Мерлин, Н.Н. Поддьяков и др.).
Педагогический процесс в «Доме радости», построенный в соответствии с этим принципом, имеет следующие особенности:
- признание каждого ребенка неповторимой индивидуальностью;
- учет специфики психофизиологического развития мальчика и девочки;
- сочетание личностно-ориентированного, требовательного и корректного поведения педагога, целенаправленно организующего жизнь и деятельность ребенка и коллектива детей;
- целенаправленное содействие развитию в совместной деятельности между детьми коллективных взаимоотношений;
- содействие овладению ребенком на уровне самостоятельности разнообразными видами деятельности как средством самовоспитания, самообразования и саморазвития;
- всемерная поддержка экспериментально-поисковой деятельности воспитанника;
- создание благоприятных условий для творчества, проявления одаренности дошкольника, а также для становления индивидуального стиля его деятельности и саморазвития им своего таланта;
- проявление особого внимания к диагностическому и коррекционному аспекту педагогической деятельности;
- обеспечение тесной взаимосвязи образования с гуманистическими традициями народной педагогики, фольклором, многонациональным искусством России и мировой культуры, а также открытие ребенку имен высокообразованных представителей человечества и особенно россиян, которые обогатили мировую культуру;
- приобщение воспитанника «Дома радости» к основам духовной культуры и интеллигентности, радостной потребности и необходимости учиться в школе и самостоятельно (книга, компьютер и другие средства познания), поиску им уже с 5 лет своего жизненного предназначения и целенаправленной подготовки к воплощению его, т.е. к стартапу (startup).
Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании. Реализация принципа заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.
|
Принцип интегративного подхода к построению содержания образования дошкольников рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности; взаимосодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, т.е. выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребенка.
Принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального.
Принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает понимание воспитателем, что деятельность — системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным, а в старшем дошкольном возрасте оно формируется и у детей; темпы развития и саморазвития ребенка определяются характером общения его со взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности, т.е. самодеятельности.
|
Принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания требует учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной и коррекционной деятельности взрослого — дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого.
Принцип сотрудничества, семьи и детского сада в воспитании по законам партнерства. Педагогу важно признать, что семья — «паровоз» в воспитании ребенка, а детский сад — «вагончики разного класса — люкс, купейные, плацкартные и общие». В этой градации «дом радости» располагается либо в «элитном», либо в «купейном вагоне». Педагогическая деятельность воспитателя направлена на содействие развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочери) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей сверстников на данном этапе или отстающей, но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности).
Выделенные принципы не могут распределяться в порядке очередности. Каждый из них и все они вместе — своего рода фундамент НМС «Дом радости».
В соответствии с научными данными о том, что каждый период жизни индивидуальности характеризуется специфической социальной ситуацией развития (определенным соотношением условий социальной среды и внутренних условий), конкретными новообразованиями, их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребенка, подготовку его к переходу на новую возрастную ступень, в Программе выделены традиционные возрастные периоды дошкольного детства: вторая младшая группа (4-й год жизни), средняя (5-й год жизни), старшая (6-й год жизни), подготовительная к школе (7-й год жизни) группы.