Основные принципы целостного педагогического процесса




Принцип гуманистической направленности. В основу Программы «Детский сад — Дом радости» положено отношение к дошкольному детству как к самоценному периоду в развитии человека. Программа направлена на охрану детства, обогащение развития дошкольника как индивидуальности, на максимальную реализацию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфически детских видах (игровой, экспериментально-поисковой, конструктивной, трудовой, изобразительной и др.) деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, В.И. Логинова, В.С. Мерлин, Н.Н. Поддьяков и др.).

Педагогический процесс в «Доме радости», построенный в соответствии с этим принципом, имеет следующие особенности:

  • признание каждого ребенка неповторимой индивидуальностью;
  • учет специфики психофизиологического развития мальчика и девочки;
  • сочетание личностно-ориентированного, требовательного и корректного поведения педагога, целенаправленно организующего жизнь и деятельность ребенка и коллектива детей;
  • целенаправленное содействие развитию в совместной деятельности между детьми коллективных взаимоотношений;
  • содействие овладению ребенком на уровне самостоятельности разнообразными видами деятельности как средством самовоспитания, самообразования и саморазвития;
  • всемерная поддержка экспериментально-поисковой деятельности воспитанника;
  • создание благоприятных условий для творчества, проявления одаренности дошкольника, а также для становления индивидуального стиля его деятельности и саморазвития им своего таланта;
  • проявление особого внимания к диагностическому и коррекционному аспекту педагогической деятельности;
  • обеспечение тесной взаимосвязи образования с гуманистическими традициями народной педагогики, фольклором, многонациональным искусством России и мировой культуры, а также открытие ребенку имен высокообразованных представителей человечества и особенно россиян, которые обогатили мировую культуру;
  • приобщение воспитанника «Дома радости» к основам духовной культуры и интеллигентности, радостной потребности и необходимости учиться в школе и самостоятельно (книга, компьютер и другие средства познания), поиску им уже с 5 лет своего жизненного предназначения и целенаправленной подготовки к воплощению его, т.е. к стартапу (startup).

Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании. Реализация принципа заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.

Принцип интегративного подхода к построению содержания образования дошкольников рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности; взаимосодействие разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, т.е. выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребенка.

Принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального.

Принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает понимание воспитателем, что деятельность — системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным, а в старшем дошкольном возрасте оно формируется и у детей; темпы развития и саморазвития ребенка определяются характером общения его со взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности, т.е. самодеятельности.

Принцип природосообразности, оздоровительной направленности воспитания требует учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной и коррекционной деятельности взрослого — дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого.

Принцип сотрудничества, семьи и детского сада в воспитании по законам партнерства. Педагогу важно признать, что семья — «паровоз» в воспитании ребенка, а детский сад — «вагончики разного класса — люкс, купейные, плацкартные и общие». В этой градации «дом радости» располагается либо в «элитном», либо в «купейном вагоне». Педагогическая деятельность воспитателя направлена на содействие развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочери) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережаю­щей сверстников на данном этапе или отстающей, но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности).

Выделенные принципы не могут распределяться в порядке очередности. Каждый из них и все они вместе — своего рода фундамент НМС «Дом радости».

В соответствии с научными данными о том, что каждый период жизни индивидуальности характеризуется специфической социальной ситуацией развития (определенным соотношением условий социальной среды и внутренних условий), конкретными новообразованиями, их своеобразным сочетанием, ве­дущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребенка, подготовку его к переходу на новую возрастную ступень, в Программе выделены традиционные возрастные периоды дошкольного детства: вторая младшая группа (4-й год жизни), средняя (5-й год жизни), старшая (6-й год жизни), подготовительная к школе (7-й год жизни) группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: