Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Детство»




Рекомендации для руководителей образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования, по использованию примерных программ из федерального перечня образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных программ

С июля 2014 года Федеральный институт развития образования, Москва (далее — ФИРО) на своем сайте начал размещать проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования (далее – ПООПДО) для общественного обсуждения. Практики и профессиональное сообщество внимательно изучают предложенные варианты примерных программ, проводя в каждом субъекте их профессионально-общественную экспертизу. Всего на сайте ФИРО по состоянию на середину января 2015 года размещено 24 программы. Часть из них действительно являются примерными, некоторые являются адаптированными для детей с ограниченными возможностями здоровья, часть программ – парциальные, раскрывающие задачи и содержание не всех пяти, а только некоторых образовательных областей или содержание работы с детьми одного из возрастов (раннего или дошкольного).

По ряду причин до настоящего времени ни одна из размещенных на сайте ФИРО программ не вошла в федеральный перечень программ, рекомендованный для их применения в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования.

Каждый детский сад в соответствии с «Законом об образовании в РФ» разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных программ.

Примерная программа является апробированной моделью реализации образовательного процесса, которая рекомендована профессиональным экспертным сообществом для применения. Но, так как примерные программы, прошедшие профессиональную экспертизу и вошедшие в федеральный перечень программ дошкольного образования отсутствуют, но есть их проекты на сайте ФИРО, предлагаем Вашему вниманию краткий аннотированный список этих программ, наиболее интересных с точки зрения их востребованности практиками Санкт-Петербурга и соответствующих современным идеям ФГОС ДО.

Педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций могут самостоятельно рассмотреть тот или иной проект примерной программы дошкольного образования из предлагаемых на сайте ФИРО, но не вошедший в аннотированный список программ дошкольного образования для принятия решения, связанного с выбором примерной программы дошкольного образования. Для этого ниже представлена структура аннотации к примерной образовательной программе дошкольного образования.

Аннотация к примерной образовательной программе дошкольного образования

  1. Название программы
  2. Авторы программы
  3. Текущий статус программы (реализуемая в системе ДО; разработанная с начала введения ФГОС ДО)
  4. Наличие или отсутствие в программе ссылок на законодательные и др. нормативные документы федерального уровня
  5. Главная цель программы
  6. Структура программы
  7. Возрастные категории детей, на которые ориентировано содержание программы
  8. Отличительные особенности программы
  9. Преимущества программы
  10. Охват особых категорий детей (дети с ОВЗ; дети с признаками одаренности; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации)
  11. Описание форм организации детской жизни (занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня или какие-либо другие).
  12. Описание дидактических средств освоения содержания программы (программа содержат подробное описание дидактических средств: дидактических систем, технологий, организационных форм, методов, способов, средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; способы и направления поддержки детской инициативы)
  13. Содержание методических рекомендаций по разработке вариативной части образовательной программы дошкольной образовательной организации
  14. Наличие мониторинга достижений детей по результатам освоения Программы (в программе представлен конкретный инструментарий: критерии, показатели, методики, тесты и др., типовые задания для оценки индивидуального развития детей в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей)
  15. Содержание методических рекомендаций по организации работы с родителями воспитанников
  16. Содержание методических рекомендаций для родителей детей, не посещающих детский сад
  17. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения (к программе разработаны учебные и методические материалы)
  18. Требования, предъявляемые программой к профессиональной подготовке педагогов (программа не требует значительных усилий для осуществления специальной подготовки и повышения квалификации кадров)
  19. Материально-технические условия (в программе перечисляется специальное оборудование и материально-техническая база, необходимая для реализации программы; программа разработана для использования в стандартных условиях массовой практики, значительных вложений для создания материально-технических условий не требуется; имеется описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения)
  20. Программа содержит примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по ее реализации и указывает на возможность их выполнения на практике
  21. Язык изложения текста программы (текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, язык изложения программы точен и понятен)
  22. Доступность программы для использования в массовой практике (программа достаточно разработана и готова для использования в массовой практике)

Краткий аннотированный список программ дошкольного образования, рекомендуемый для реализации в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования

Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Детство»

Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т.И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Солнцева

Авторы: О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.А. Ивченко, Н.О. Никонова, Л.К. Ничипоренко, В.А. Новицкая, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова, Р.И. Яфизова.

Программа «Детство», которая является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В основе Программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.

Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.

В 90-гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений России. В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответствующий Федеральным государственным требованиям, вариант программы дошкольного образования «Детство».

Программа «Детство» 2014 года – это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).

Каковы цели Программы «Детство»?

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

  • развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Каковы задачи Программы «Детство»?

Программа Детство 2014, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа «Детство»?

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

  • укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
  • целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
  • обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
  • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
  • пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
  • органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
  • приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
  • приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

В чем особенности содержания программы Детство?

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова).

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Каковы ведущие условия реализации Программы Детство?

Ребенок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация Программы ориентирована на:

  • создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста.
  • обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе.
  • ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Каким принципам соответствует программа Детство?

  • полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничества с семьёй;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Каковы научные основы и базовые идеи Программы Детство?

Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства.

Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».

Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.

Базовые идеи Программы:

  • идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
  • идея о феноменологии современного дошкольного детства.
  • идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.
  • идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений – инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

Почему программа Детство – программа, ориентированная на современного ребенка?

Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Современный ребенок – маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает.

В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в Программе.

Какова новая структура программы «Детство»?

В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;
  • представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);
  • дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
  • определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;
  • раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
  • описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
  • охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы
  • определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка кусловиях детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Из чего будет состоять методический шлейф программы?

За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий:

  • программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;
  • методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;
  • методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».
  • мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».

Почему Программу «Детство» можно назвать комплексной?

Авторы Программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Почему игра стала самостоятельным разделом Программы «Детство»?

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом Программы стал раздел – Игра как особое пространство развития ребенка.

Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию Программы «Детство»?

Ближайшие планы авторов Программы – разработка полноценного методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и их преподавателям.

Особое значение для авторов имеет серия пособий «Из опыта работы по программе «Детство», в которой каждый педагог может опубликовать свои авторские методические находки и результаты инновационного опыта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: