Аннотация к примерной основной образовательной программе дошкольного образования«УСПЕХ»




Авторы: С.Н. Гамова, канд. пед. наук; Е.Н. Герасимова, д-р пед. наук; В.А. Деркунская, канд. пед. наук; А.А. Дякина, д-р филол. наук; И.Д. Емельянова, канд. пед. наук; Ю.Л. Есина, канд. экон. наук; Т.В. Красова, канд. пед. наук; В.А. Мальцева, канд. пед. наук; С.В. Маркова, канд. психол. наук; Л.Н. Мартынова, канд. пед. наук; И.В. Сушкова, д-р.пед. наук; Н.В. Федина, канд. пед. наук; И.В. Чернышов, канд. пед. наук; Ж.В. Чуйкова, канд. пед. наук.

Руководитель авторского коллектива: Н.В. Федина, канд. пед. наук.

Научный руководитель программы: А.Г. Асмолов, доктор психологических наук, действительный член (академик) Российской академии образования, член Президиума РАО.

Программа «УСПЕХ» – инновационная, современная программа, сочетающая возможность проявления инициативы и творчества воспитателей и научно-обоснованные с точки зрения дошкольной педагогики и психологии технологии их совместной с детьми деятельности.

Идеология программы:

  • У спешность маленьких россиян – это результат:
  • С оциально-коммуникативного развития,
  • П ознавательного и речевого развития,
  • Е динства физического развития и воспитания культуры здоровья,
  • Х удожественно-эстетического развития.

Программа была разработана в 2008 – 2010 годах по заказу Минобрнауки России в рамках одного из проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы.

Научным руководителем программы является академик А.Г. Асмолов – действительный член (академик) Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», советник Министра образования и науки Российской Федерации.

Руководитель авторского коллектива – Н.В. Федина, кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Основу авторского коллектива программы составляют научные сотрудники кафедры дошкольного образования Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина, Московского городского психолого-педагогического университета.

В 2009 – 2011 годах программа «УСПЕХ» была апробирована в субъектах Российской Федерации, в 2011 году вышло ее первое издание.

После утверждения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[1](ФГОС ДО, Стандарт) программа «УСПЕХ» была скорректирована в соответствии с положениями Стандарта. В настоящее время «УСПЕХ» – инновационная, соответствующая ФГОС примерная основная образовательная программа дошкольного образования, обеспечивающая позитивную социализацию и всестороннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет (до момента поступления ребенка в школу) в адекватных возрастным особенностям видах детской деятельности и разнообразных формах совместной деятельности взрослых и детей.

Программа «УСПЕХ» направлена на:

  • развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного разностороннего развития ребенка

Фундаментальные основы программы «УСПЕХ» заключаются в следующем:

«УСПЕХ» в соответствии с ФГОС ДОреализует систему ценностей, заложенных в российских и международных нормативных актах(Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ).

Базовый принцип «УСПЕХА»: каждый ребёнок имеет право на образование, развитие личности и раскрытие индивидуальных способностей и дарований.

«УС Ребёнок в программе позиционируется как субъект образования и развития в изменяющемся мире.В

Каждый педагог, реализующий программу «УСПЕХ», руководствуется тем, что каждый ребёнок отличается от других детей и является неповторимой личностью, требующей для своего полноценного развития учета индивидуальных особенностей и познавательных интересов

В соответствии с ФГОС ДО главными принципами «УСПЕХА» являются Вариативность содержания дошкольного образования, а такжеформ организации образовательного процесса и методов и приемов работы с детьми, Открытость и Индивидуализация образовательного процесса

Особенностями программы «УСПЕХ», которые должны учитывать в своей работе педагоги, являются:

  • культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы к дошкольному образованию;
  • учет возрастных психо-физиологических особенностей развития детей;
  • отказ от учебной модели построения образовательного процесса
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который позволяет при реализации содержания различных образовательных областей использовать возможности различных видов детской деятельности. При этом особое внимание уделяется развитию ведущих видов детской деятельности: непосредственно-эмоционального общения в младенческом возрасте, предметной деятельности и предметно-манипулятивной игры в раннем возрасте, игровой деятельности в дошкольном детстве;
  • реализация гендерного принципа построения образовательного процесса.

«Программа «Успех» соответствует идеологии и принципам ФГОС дошкольного образования. Ее инновационность, которая отражается также в создании соответствующих условий для реализации программы, определяет ее преимущество перед другими программами дошкольного образования. Именно в «Успехе» определены и конкретизированы для педагогов те формы совместной деятельности взрослых и детей (коллекционирование, ситуация, проектная деятельность, поисково-познавательная деятельность, мастерская), которые позволяют педагогам реализовывать образовательную программу в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, не ограничиваясь рамками специально организованных занятий. Программа «Успех» предназначена для дошкольных организаций, педагогический коллектив которых объединяет творческих, стремящихся к развитию педагогов. Их совместные усилия по реализации программы «Успех» позволят достичь качественно нового уровня дошкольного образования в организации.

В соответствии со Стандартом, программа состоит их целевого, содержательного и организационного разделов.

В целевой раздел программы включены пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка содержит:

  • цели и задачи Программы, принципы и подходы её формирования;
  • характеристику структуры Программы и определение некоторых основных понятий;
  • характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (оформлены Приложением к Программе);
  • особенности развития детей с ОВЗ.
  • В планируемых результатах освоения Программы конкретизируются требования к планируемым результатам с учётом возрастных возможностей детей с ориентиром на целевые ориентиры, сформулированные во ФГОС дошкольного образования.

Содержательный раздел содержит описание:

  • образовательной деятельности с детьми младенческого
    и раннего возраста;
  • образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста во всех пяти образовательных областях;
  • взаимодействия участников образовательных отношений:
    • характер взаимодействия участников образовательного процесса в системах «взрослый–ребёнок», «ребёнок–ребёнок», «взрослый (педагог)–взрослый (родитель)»;
    • пути и способы поддержки детской инициативы;
  • вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
  • образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений:
  • показаны пути адаптации Программы при реализации ее в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • раскрыты особенности работы с разными категориями детей с ОВЗ.

В организационном разделе «УСПЕХА» дано описание:

  • материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, в том числе адаптированной для детей с ОВЗ;
  • примерного режима дня и организация образовательной деятельности по реализации Программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ;
  • реализации комплексно-тематического принципа построения и реализации Программы, основанного на календаре праздников (он также приведен в организационном разделе).

Помимо основных разделов, сформированных в соответствии с ФГОС ДО, программа «УСПЕХ» содержит дополнительные разделы:

  • рекомендации по разработке части основной образовательной Программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений;
  • примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы.

Практика реализации программы «УСПЕХ» в различных детских садах в разных субъектах Российской Федерации позволяет выделить ее сильные стороны, определенные педагогами, работающими по программе:

  • «УСПЕХ» – современная и инновационная программа дошкольного образования;
  • программа полностью соответствует ФГОС ДО и реализует все его принципы;
  • «УСПЕХ» позволяет реализовать индивидуальный подход к детям в массовой группе детского сада;
  • в соответствии со Стандартом дошкольного образования «УСПЕХ» реализуется в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду путём организации разнообразной и интересной совместной деятельности педагога и детей;
  • программа охватывает не только дошкольный, но и ранний и младенческий возраст;
  • «УСПЕХ» позволяет педагогу реализовать его творческий потенциал.

Программу «УСПЕХ» сопровождает программно-методический комплекс (ПМК), который содержит методические пособия для педагогов по всем направлениям развития детей дошкольного возраста и развивающие пособия для детей. Основные характеристики ПМК «УСПЕХ»:

  • обеспечивает реализацию задач всех образовательных областей ФГОС ДО;
  • методические пособия универсальны, поскольку направлены не только на реализацию программы «УСПЕХ», но и в целом на реализацию принципов и основных положений Стандарта дошкольного образования. В связи с этим пособия ПМК «УСПЕХ» могут помочь педагогу реализовать ФГОС ДОпри работе по любой программе;
  • методика работы с детьми и «подсказки» для педагога и родителя содержатся не только в методических пособиях, но и в пособиях для детей;
  • ПМК содержит энциклопедии для детей – высококачественный универсальный образовательный продукт;
  • все развивающие пособия для детей соответствуют СанПиН и ГОСТ для печатной продукции.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: