Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО) «ОткрытиЯ» возникла как ответ на стремление российского общества, поддержанное Министерством образования и науки РФ и группой экспертов, модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье. Это стремление наиболее полно отразилось в новом Стандарте дошкольного образования, который поддерживает и продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизационного проекта.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» аккумулировала наиболее современные технологии личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании, что и дает ей основания позиционировать себя как Программу, ориентированную на ребенка. В соответствии с установками Программы, ребенок является не объектом, а субъектом, участвующим в своем развитии, поэтому особенно важно способствовать автономии детей, развитию у них инициативы, чувства собственного достоинства, а также создавать условия для развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми, т.е. для создания сообщества детей и взрослых в группе детского сада. Таким образом, в ПООП «ОткрытиЯ» мы можем говорить, по выражению А.Г. Асмолова, даже не просто о личностно-ориентированном, но о личностно-порождающем подходе.
Примерная программа «ОткрытиЯ» является «рамочной», т.е. предлагает общие принципы и подходы – «философию программы» – задающие «рамку» для конкретных действий педагога, которые всегда зависят от конкретной ситуации в группе. Программа определяет общие цели, конкретные задачи, дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа. Педагоги, работающие по программе «ОткрытиЯ», формулируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития ребенка в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Конкретное содержание образовательной программы используется в качестве средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач для каждого ребенка и не всегда может быть определено заранее. Такая свобода позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения. Все это позволяет не превращать программу «ОткрытиЯ» – программу развития личности – в просто обучающую программу.
|
Гуманистическая ориентация Программы сочетается с хорошо разработанными образовательными методами, приемами и технологиями, которые, тем не менее, никак не нарушают ее «рамочного» характера.
Примерная программа «ОткрытиЯ» нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:
- принимать перемены и порождать их;
- критически мыслить;
- осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;
- ставить и решать проблемы;
- обладать творческими способностями;
- проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
- заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;
- работать в команде.
Программа «ОткрытиЯ» в комплексе решает задачи, обозначенные в ФГОС ДО:
|
- способствует развитию детей во всех образовательных областях, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье детей;
- создает в ДОО сообщество детей и взрослых, в рамках которого детям прививаются принципы свободной дискуссии, сотрудничества, содействия, уважения к личности каждого человека, ответственности и самостоятельности;
- оказывает поддержку всем детям, включая детей со специальными потребностями, в достижении высоких стандартов, устанавливаемых Программой, обеспечивая равный доступ к обучающему содержанию, методам обучения, обучающим заданиям, материалам и образовательной среде группы;
- создает условия для вовлечения семьи в образовательный процесс в ДОО, уважая и поддерживая все формы участия семей и местного сообщества в образовании детей.
Программа «ОткрытиЯ» основана на практике образования, нацеленного на развитие каждого ребенка, что позволяет большинству детей развиваться, полностью используя свой потенциал. Именно такая практика является основой высококачественной работы дошкольных организаций. При этом для некоторых детей со специальными потребностями могут потребоваться дополнительные условия, обеспечивающие им полноценное образование и развитие.
Развивающая образовательная среда ДОО, создаваемая в Программе «ОткрытиЯ», представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Любознательность ребенка – это испытываемая им жажда познания, и удовлетворить ее может специально организованное окружение. Образовательный процесс, организованный по Программе «ОткрытиЯ», начинается с создания развивающей образовательной среды в группе дошкольной образовательной организации.
Программой «ОткрытиЯ» предлагаются следующие образовательные стратегии, которые обеспечивают формирование компетентности детей: