Программе дошкольного образования




Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — Дом радости» названа так потому, что детский сад для дошкольника (а также и для его наставников, включая всех сотрудников дошкольной организации и родителей) — самый настоящий дом, где каждый проживает день своей жизни максимально активно, переживает успешность и эмоциональный комфорт. Здесь он удовлетворяет присущую лишь человеку потребность в самореализации, защите, развитии и саморазвитии себя как индивидуальности, направляемой самосознанием. В этом доме каждого понимают, принимают его самобытность, любят и уважают. Дом, дарующий ребенку и его наставнику радость, приумножает силы и способствует успешному стартапу (startup) каждого его жителя.

Автор программы — Крылова Наталья Михайловна, к.п.н., доцент, преподаватель Пермского ГГПУ, а также Президент АНО «Дом радости», С. Петербург

Программа рекомендована УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования».

Программа составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошколь­ного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания.

Программа направлена на образование, развитие и саморазвитие дошкольника как неповторимой индивидуальности от 3 до 7 лет. Она выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного детства.

Структура Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел представлен:

— пояснительной запиской: определением результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров; — мониторингом — системой своевременного выявления изменений и одновременно оценки динамики достижений дошкольника в каждом виде программной деятельности.

Содержательный раздел представлен содержанием Программы, гдеопределены, в соответствии с возрастными периодами дошкольного детства, четыре возрастные группы; — дана обобщенная и систематизированная на основе данных разных наук характеристика жизнедеятельности ребенка в каждой возрастной группе; — раскрыты психические, физические и индивидуальные особенности ребенка конкретного возрастного периода, специфика развития мальчика и девочки, признаки одаренности, нестандартности развития; — разработано в соответствии с образовательными областями содержание образования, развития и саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием, в разных видах деятельности; — представлен мониторинг — система своевременного выявления изменений (на основе наблюдения) и одновременно оценки динамики достижений дошкольника в каждом виде программной деятельности.

Организационный раздел представлен описанием:

— требований к организации развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников; — организации образовательного процесса (рекомендации по перспективному и ежедневному планированию его, созданию условий для участия родите­лей в нем);— системы условий для реализации примерной образовательной программы (ПОП) (методические рекомендации для руководителей и педагогов по раз­работке на ее основе своей образовательной программы (ОП) ДО); — перспектив работы над ПОП в последующие 3—5 лет; — материально-технического обеспечения ПОП (в сотрудничестве с Элти-Кудиц).

Своеобразие Программы «Детский сад — Дом радости» определяют поло­жения фундаментальной отечественной науки о развитии детей дошкольного возраста:

— целенаправленное содействие развитию и саморазвитию ребенка как не­повторимой индивидуальности рассматривается автором на основе содей­ствия амплификации развития и саморазвития его самосознания;

— развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом, который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования — физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое — рассматриваются в их взаимосвязи, взаимоСОдействии, их интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности;

— доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы психики ребенка (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику обеспечения дошкольного уровня образования, соответствующего ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО, Программа «Детский сад — Дом радости» представлена тремя проектами, системно связанными между собой и взаимо­СОдействующими развитию друг друга: Программа «Детский сад — Дом ра­дости» + Технология «Дом радости» + Инноватика «Лесенка успеха». Три проекта создают научно-методическую систему (НМС) образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием.

Взаимосвязь трех проектов — НМС — позволяет преодолеть сложившиеся в практике межпредметную, междеятельностную раздробленность, разобщенность парциальных программ и методик развития ребенка, разрыв между высоким уровнем отечественной и мировой науками и не соответствующим ему уровнем практики работы в дошкольных организациях.

I проект — Программа «Детский сад — Дом радости» инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием.

В Программу включен глоссарий, в котором дана расшифровка применяе­мых обозначений и сокращений, раскрыто значение некоторых терминов, понятий, а также перечень нормативных, нормативно-методических документов и научно-методических источников. Разработано содержание методических рекомендаций по разработке вариативной части ОПДОО.

II проект — Технология «Дом радости» (соавтор сценариев В.Т. Иванова) — научно разработанный проект внедрения авторской программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями (в виде целевых ориентиров), обеспечивающими компетентность ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Технология позволяет, с одной стороны, сохранить лучшие традиции российской системы общественного воспитания дошкольников, а с другой — внедрить современные достижения отечественной и мировой науки и практики.

III проект — Инноватика «Лесенка успеха» — содержание этой науки, разработанной автором (Н.М. Крыловой) рас­крывается на авторских курсах, в теоретических статьях, опубликованных в Технологии, монографиях «Лесенка успеха» (2 переизд. СПб Образовательные проекты. Агентство образовательного сотрудничества. 2010, 2013; ТЦ«Сфера» Москва, 2012; «Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании» LAPLAMBERTAkademicPublishing (Немецкая национальная библиотека) 2014.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: