Программе дошкольного образования «Истоки»




Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки».

В новом варианте (в пятом издании) программы «Истоки», получившей широкое общественное признание, содержание приведено в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральной линией которого является развитие личности ребенка, происходящее в процессе присвоения общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении.

Программа представляет собой целостный документ, основными блоками которого являются: характеристика возраста (младенец, ранний и дошкольный возраст), общая целевая направленность работы по пяти образовательным областям, задачи и содержание образовательной работы с детьми для каждой возрастной группы, условия их реализации и результативность, представленная как в интегральных показателях развития детей, так и в базисных характеристиках развития личности ребенка, помогающих педагогу наблюдать за динамикой развития детей.

Название программы – «Истоки» – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека, а не узконаправленного периода подготовки к школе.

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

Теоретические и методологические основы Программы.

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и результаты современных исследований:

  1. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п. В программе «Истоки» реализация деятельностного подхода имеет свою специфику. Поскольку ребенок развивается только в развивающейся деятельности, основное внимание педагога направляется на организацию самого процесса деятельности, а не на достижение результата (красивый рисунок, аккуратная поделка и т.п.). Процесс деятельности имеет самоценное значение, приносящее ребенку большое эмоциональное удовлетворение и формирующее новые познавательные мотивы.
  2. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения с целью подготовки детей к школе. Непреходящее значение дошкольного детства заключается в том, что в этот период закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А.В.Запорожец).
  3. Фундаментальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно через создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются и присваиваются в его совместной со взрослым деятельности. Роль взрослого велика, в Программе она меняется в зависимости от возраста детей и от предлагаемого детям содержания. По отношению к детям младшего дошкольного возраста влияние взрослого носит преимущественно непосредственный характер, а старшего – более опосредованный.

Общая характеристика Программы

Специфику Программы составляет концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, на границе которых возникают и ярко проявляются основные достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Это и задает определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип (общение, практическая деятельность, игра). Психологический возраст не всегда совпадает с календарным, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

Каждый из этих возрастов содержит интегральные показатели развития: здоровье, символико-моделирующие виды деятельности, общение, самообслуживание, познавательное развитие, эмоциональные проявления, Каждый из показателей прописан через конкретные проявления ребенка в разных видах деятельности. Эти показатели являются инструментом для педагога в определении актуального и потенциального развития детей, для выстраивания дальнейшей работы с ними. На основе этих показателей прописаны базисные характеристики личности ребенка к концу каждого психологического возраста: компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка и свобода поведения, обеспечивающие успешный личностный рост, а также дальнейшее успешное обучение в школе.

Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон, что делает содержание дошкольного образования базисным и многоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования в программе «Истоки» входят:

— информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание – субъектно);

— способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);

— способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях,

— набор определенных личностных качеств: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении и т.п.

В Программе акцентируется внимание на специфическую роль игры и обучения. Игра как ведущая деятельность – это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений. В Программе при сохранении специфики игры и обучения особое место занимают задачи по обеспечению их взаимодействия.

Основой успешности достижения целей, поставленных Программой, является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка в образовательном учреждении, которое связано с удовлетворением его основных потребности: в признании, в познании, в общении как с взрослыми, так и с ровесниками, в движении, в проявлении активности и самостоятельности.

Исходя из основных потребностей ребенка к познанию, ставится задача на формирования обучающегося детского сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он может справиться с любым заданием как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого. Формирование такого обучающегося детского сообщества требует ухода от глубоко укоренившихся в дошкольной системе занятий школьного типа, когда дети сидят в затылок друг другу, выполняют каждый свою работу молча, не видя при этом, что делают другие. Воспитатель создает условия для свободного общения детей друг с другом, дает возможность видеть оригинальные решения других детей и творчески переносить их в свои работы; свободно выбирать способы и средства своей деятельности, проявлять собственное волеизъявление и т.п.

Содержание Программы

Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

Принципы освоения содержания.

Освоение содержания всех образовательных областей в программе «Истоки» реализуется на следующих принципах:

— реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения;

интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский);

создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения. Осознание самого способа является важным основанием для определения готовности ребенка к обучению в школе;

наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая часть целого и т.п.) или природные (защитная приспособленность животных к жизни в определенных условиях — замирает, маскируется окраской и пр.), что способствует становлению логического мышления и познавательных интересов.

создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности;

учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, неуверенность, нерешительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию;

— учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия. Организации процесса восприятия, предшествующего практической деятельности детей, на сегодня имеет принципиально важное значение и поэтому в программе этому уделяется особое внимание;

— создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в изготовлении карнавальных костюмов и т.п.), что способствует развитию у детей обобщению способов деятельности, проявлению самостоятельности и творчества;

— учет специфики в развитии мальчиков и девочек, выражающийся не в излишнем педалировании гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям, а в понимании того, например, что девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др. (А.В. Запорожец, Т.П. Хризман).

Реализация основных принципов и специфики Программы ставит педагогов в условие необходимости принципиальной смены своей профессиональной позиции. Она заключается в переходе от монологической к диалогической педагогике, основанной на выстраивании общения с детьми, учитывающим потребности детей каждого возраста в «разном взрослом».

Особенности организации образовательного процесса.

Механизмом реализации задач, поставленных в программе «Истоки», является планирование работы с детьми, которое носит комплексно-тематический характер. Оно объединяет содержание разных образовательных областей вокруг темы, задающей общий смысловой контекст. Его освоение рассчитано на неделю. Вокруг темы выстраиваются разные виды детской деятельности в определенной последовательности. При этом каждый из видов деятельности, при сохранении своей специфики, имеет определенную направленность – в ходе одних стимулируется интерес к новому содержанию, в других — обогащаются имеющиеся представления, в третьих инициируется воплощение полученных представлений в самостоятельной деятельности (игре, продуктивных видах деятельности и т.д.). Образовательная деятельность, таким образом, выстраивается как целостная, осмысленная, интересная и понятная с точки зрения детского восприятия и, в то же время, позволяет эффективно решать образовательные задачи каждого направления развития.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников

Программа ориентирована на вовлечение родителей и других членов семей в образовательную деятельность организации; поддержку образовательных инициатив родителей, психолого-педагогическое сопровождение воспитательной функции семьи.

Предлагаются эффективные технологии сопровождения воспитательной компетентности родителей в виде индивидуального консультирования, организации игровых ситуаций, создания информационных буклетов и выставок для родителей с учетом интересов и образовательных потребностей разных категорий родителей, общение через интернет-сайты и форумы. В программе имеется большой спектр тематики вопросов семейного воспитания для обсуждения с родителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: