Привлекает внимание сохранившаяся подлинная лебёдка с храповиком[12]. На первом этаже две такие лебёдки на направляющих брусьях приводили подъёмный механизм в движение. Их вручную крутили слуги. Справа, рядом с дверью в вестибюль, представлена копия форменной одежды петергофских слуг первой половины XVIII века.
Здесь же находятся 14 маленьких колокольчиков со шнурками, протянутыми наверх, к приборам, и один большой, соединённый со средней частью стола. Достаточно было положить на деревянную подставку под тарелку записку с требованием того или иного блюда и потянуть шнурок, как внизу начинал звенеть колокольчик. Тарелка опускалась и вскоре вновь поднималась с готовым заказом. Большой колокол подавал сигнал к общей смене блюд.
Справка. Остаётся открытым вопрос, какой именно из увиденных в Европе подъёмных механизмов вдохновил Петра I на создание такой затеи в Эрмитаже. По мнению датского ученого Бенкарда, Петр I увидел подъёмные механизмы в Дании. Король Дании Фредерик IV являлся союзником России в Северной войне, и русский император неоднократно встречался с ним. Французский путешественник де Вриньи ещё в 1702 году посетил названный Эрмитажем охотничий домик, построенный в 1694 году в королевском оленьем заказнике к северу от Копенгагена, и описал здание следующим образом «…кухня находится под залом. Там нет лестницы, но есть механизм, который с помощью канатов и гирь поднимает пищу прямо наверх». Пётр I посетил Копенгаген в 1716 году, поохотился в Оленьем парке, где подстрелил «оленя и на скаку выстрелом вполоборота отсёк головы двух косуль». В этом домике после столь удачной охоты и состоялся торжественный обед.
Подъёмный стол и подъёмный стул находились и в павильоне парка Королевский Сад (Kongens Have), который Пётр посетил дважды в Копенгагене.
У курфюрста саксонского Августа Сильного, другого союзника Петра I, также имелись подъёмные столы. Один из них сохранился в павильоне Фридрихсбург, который находится в высокогорной крепости Кёнигштайн под Дрезденом.
Идея создания в павильоне «Эрмитаж» подъёмных стола и кресла принадлежала самому Петру. В распоряжении мастеру Ж. Мишелю от 16 февраля 1723 года он писал: «делать к лестницам мадель и столу в палаты Армитажа, который стол будет подыматца…». Однако Мишель по разным причинам не спешил выполнять волю императора, поэтому 20 января 1724 года последовало новое распоряжение, в котором от Мишеля требовалось «подъемному столу в Армитаж зделать мадель из дерева или из бумаги со всяким поспешением для объявления оной Е.И.В». В результате работы по созданию подъёмных стола и кресла были начаты только весной 1724 года. В июне того же года были вылиты гири для подъёмной машины. В петергофской кузнице по чертежам П. Суалема выковали железные части механизма. Верёвки для него создавались в соответствии с особыми требованиями. Окончательно подъёмная машина была установлена лишь весной 1725 года, уже после кончины заказчика.
Подъёмный стол Эрмитажа, который стал первой затеей такого рода в России, поражал воображение современников. Посетивший Петергоф в 1735 году саксонский подданный Жан Христиан Тусеман не без доли юмора описал его в своей оде:
Здесь есть Эрмитаж, это тоже редкость.
Там большой стул, в него могут поместиться двое,
И с ним без дальнейшего отправиться наверх.
Чёрт возьми. Это удобно, думаешь про себя, поднимаешься как на небо.
Я бы желал, чтобы в каждом доме был такой стул,
Это было бы для немецкого француза большим удобством.
Когда со стулом попадаешь в зал, видишь в этом зале стол.
Он очень замечательного изобретения;
Кушанье является само собой без человека
Если хочешь что-нибудь получить, дёргаешь маленький звонок,
Все тарелки быстро уходят в дыру
И возвращаются, как молния назад,
И находишь, что угодно на своей тарелке;
Так устроен на четырнадцать персон;
Я думаю, кушанье должно быть особенно вкусным;
Посреди же большой стол
Со всей едой ходит вниз и вверх.
Стол был утрачен в годы Великой Отечественной войны. Эту «куриозную» затею воссоздали лишь к лету 2009 года. Работы проводились по трём найденным фотографиям 1920-1930 годов из архива Е.В. Казанской, которые позволили понять, как выглядел стол, по старинным чертежам, а также по сохранившимся конструкциям под паркетным полом 2-го этажа, каналам для противовесов в стенах первого этажа, дубовой основе стола и храповику с лебедкой.
Начиная с мая 2010 года каждый сезон в выходные и праздничные дни в 12:00, 13:00 и 14:00 в Эрмитаже проходят сеансы, на которых посетителям музея показывают работу подъёмного стола. В остальное время с принципом его работы можно познакомиться из видеоролика, который демонстрируется на телеэкране в Верхнем зале.
Помимо подъёмного стола в Эрмитаже в 1725 году было установлено подъёмное кресло, обитое зелёным сукном и белым шёлковым галуном. При помощи механизма, скрытого в подвале, на деревянной подставке оно поднималось и опускалось по направляющему брусу, который был вмонтирован в стену. Часть этого бруса в стене сохранилась. После подъёма гость попадал в небольшой тамбур, откуда выходил в Верхний зал. Никакого другого пути на второй этаж в те годы не существовало.
Во время посещения павильона «Эрмитаж» императором Павлом I c семьёй 10 (21) июня 1797 года у подъёмного кресла лопнул трос. Находившегося на втором этаже императора с семейством пришлось спускать вниз по приставленной к балкону лестнице. Во избежание повторения подобных ситуаций подъёмный стул приказано было разобрать и построить обычную лестницу, по которой с тех пор гости попадают в Верхний зал.
Методические рекомендации. Приглашая группу подняться на второй этаж, необходимо напомнить об осторожности на лестнице. Поднимаясь, показать справа на стене сохранившуюся часть бруса от механизма подъёмного кресла.
ВЕРХНИЙ ЗАЛ