ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Петергофский павильон «Эрмитаж» – уникальный памятник истории и культуры России. Здесь представлена богатая коллекция произведений ведущих художественных школ Европы XVII-XVIII вв., значительная часть которых входила в личное собрание картин Петра Великого. Главной диковиной Эрмитажа был и остаётся стол с ручным подъёмным механизмом – прекрасный пример европейской технической мысли первой четверти XVIII века.
При всей своей внешней непритязательной скромности, петергофский Эрмитаж занимает одно из почётных мест в истории русской архитектуры. Его сооружением в отечественном зодчестве была начата новая тема, блестяще развитая на протяжении XVIII столетия в творчестве многих выдающихся архитекторов. Почти три столетия Эрмитаж поражал и вдохновлял своих гостей. После трагедии военного времени, когда Петергоф был разрушен практически до самого основания, именно Эрмитаж стал первым музеем, открывшим свои двери для посетителей. Так петровская забава стала одним из символов возрождения Петергофа из пепла и руин, а вместе с ним и всего культурного наследия России.
Методические рекомендации. Послеэкскурсии группа должна спуститься по лестнице на первый этаж, поэтому необходимо напомнить об осторожности на ступенях и попросить посетителей держаться за перила.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература о павильоне «Эрмитаж»
Архипов Н.И., Раскин А. Г. Петродворец. Л- М., 1961.
Вернова Н.В. Альманах „Сокровища России“. Выпуск 63. Петергоф. СПб, 2004.
Вернова Н.В., Терехина В.М. Петродворец. Марли. Эрмитаж. Л., 1987.
Гейрот А. Описание Петергофа. СПб, 1868.
Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. СПб., 2013.
|
Знаменов В.В., Тенихина В.М. Эрмитаж в Нижнем парке Петродворца. Л., 1973.
Измайлов М.М. Монплезир, Марли и Эрмитаж: Дворец и павильоны Петра I. М.-Л., 1933.
Раскин А. Г., Кючарианц Д.А. Петергоф. Дворцы, музеи, парки, фонтаны. СПб, 2005
Секарева Е.Р. Петровский Эрмитаж: от европейской традиции к российской моде// Дворцы и события: к 300-летию Большого Петергофского дворца. СПб, 2016.
Тихомирова М. Памятники. Люди. События. Л., 1970.
Литература о Петре Великом и его времени
Письма и бумаги императора Петра Великого. 13 томов. 1887—2003.
Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. - Л., 1989.
Валишевский К. Пётр Великий. М., 1990
Мавродин В. Основание Петербурга. Л., 1983.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991.
Павленко Н.И. Пётр I. М., 2000.
Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. В 2 т. Том 1. От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2002.
Cracraft, J. The Revolution of Peter the Great. Harvard University Press, 2003
Hughes L. Russia in the Age of Peter the Great. New Haven: Yale University Press, 1998.
Lee, Stephen J. Peter the Great. Routledge, 2013.
The Cambridge history of Russia. Vol.2. Imperial Russia, 1689-1917. Cambridge University Press, 2006.
[1] Путь святого Иакова (Якова) - знаменитая средневековая паломническая дорога к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в южной Франции и северной Испании. Известный с IX века, этот тракт пересекает Пиренейские горы в знаменитом Росенвальском ущелье, минуя большое количество древних монастырей и замков. Эта живописная пешая дорога до сих пор ежегодно привлекает сотни тысяч католических пилигримов со всего земного шара.
[2] Дворец Монплезир, располагавшийся в одноимённом регулярном парке близ Шведта-на-Одере, был построен в последние годы XVII века маркграфом Филиппом Вильгельмом Бранденбург-Шведтским. Согласно сохранившимся чертежам, это была скромная деревянная постройка. Дворец погиб во время Семилетней войны, после чего на том же месте был возведён небольшой каменный замок в романтическом стиле. Сегодня это здание используется как ресторан. Парк сохранился до наших дней и остаётся одной из главных достопримечательностей города.
|
[3] Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης, от др.-греч. στῦλος — «столб, подпора, колонна» + др.-греч. βᾰτίς — «шиповатый скат») — это наземная часть сооружения, которая выступает в качестве возведенных больших площадок, которые кладутся друг за другом и расширяются внизу с помощью ступенчатых уступов.
[4] Фундамент для Эрмитажа создавали каменщики Ярославского уезда, завербованные подрядчиками в количестве 180 человек специально для работ в Петергофе и Стрельне. Согласно документам, при строительстве «кирпичной тески было много, и тесаной кирпич употреблялся в звамзы, и в полувалы, и в другие щепеткие [ трудоёмкие] дела ». Интересно, что за этот тяжёлый труд каменщики получали прибавку к зарплате в размере 37 копеек.
[5] Пиля́стра (итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.
[6] Руст (или рустовой камень) – это угловой архитектурный элемент, который призван делать акцент на углах здания и создавать более четкий конструктивный образ. Он представляет собой мощный камень с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень.
|
[7] Конрад Оснер (1669-1747) – немецкий скульптор, который одним из первых приехал в Россию по контракту, заключённому в Берлине в 1703, работал сначала в Москве, с 1710 в Санкт-Петербурге. Самым известным его произведением является исполненный им в 1708 году большой барельеф «Низвержение Симона-волхва» (дерево), украшающий центральную часть аттика Петровских ворот Петропавловской крепости. Выполнял многочисленные работы в Летнем саду. Принимал участие в создании ансамбля Петергофа. Так, в 1721-1723 годах Оснер совместно со скульпторами Б.Растрелли и Ф. Вассу создал два декоративных свинцовых рельефа «Триумф Амфитриты» и «Похищение Деяниры кентавром Нессом» для Большого Каскада. В 1739 году Оснер создал по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова деревянные фигуры трёх крылатых драконов для каскада «Шахматная гора».
[8] Николя Пино (Пиновий) (1684-1754) - резчик по дереву, рисовальщик, скульптор и декоратор, автор книги по орнаменту. Работал при дворе Людовика XIV, после смерти которого остался не у дел, и был приглашён Леблоном в Россию, куда прибыл в 1716 году. Пино оставил большой след в Петергофе. По его рисункам и под его «смотрением» создавалась Дубовая лестница для Нагорных палат. Он принимал участие в оформлении интерьеров дворца «Марли» – Чинарового и Дубового кабинетов. По его же рисункам были выполнены ажурные решётки для балконов павильона «Эрмитаж». По одной из версий, под его руководством велись лепные работы во дворце «Монплезир». Много усилий Пино приложил и для создания скульптур, украшающих фонтаны. После смерти Петра участвовал в убранстве траурного зала в Зимнем дворце, где находился гроб покойного императора.
[9] «Символы и Емблема́та» - настольная книга Петра, уделявшего большое внимание символам и знакам, которые использовались в каждом изображении царя и во время любого торжества. Эта книга была опубликована специально для него в Амстердаме в 1705 году и переиздана в России в 1719. На первой странице был изображён Пётр, окружённый медальонами с эмблемами. Надпись гласила: «Красота и защищение от Него».
[10] Ендова́ (яндова́) – вид братины с носиком по венцу (бра́тина – шаровидный сосуд для питья, имела вид горшка с конусообразной крышкой). Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки - пиво, брагу, мёд - и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трёх до двенадцати литров.
[11] Шкаф-горка хорошо виден со стороны вестибюля.
[12] Храповик – механизм, препятствующий вращению вала в обратном направлении. Обычно состоит из храпового (т.е. зубчатого) колеса и стопорящего устройства («собачки»).
[13] Падуга – плавный переход от стены к потолку, плафону.
[14] Подробнее см. ниже.
[15] Куверт – полный набор предметов для одного человека на накрытом столе.
[16] Картина, иллюстрирующая это историческое событие, представлена в коридоре первого этажа. На своё усмотрение экскурсовод может обратить на неё внимание группы на обратном пути.
[17] Лукас Конрад Пфанцельт, часто Пфандцельт (Lucas Conrad Pfanzelt, 1716 – 1786) живописец и реставратор из немецкого города Ульма. В 1743 году приехал в Санкт-Петербург и поступил на службу в качестве помощника придворного живописца Г.К.Гроота. В 1749 был назначен хранителем и реставратором живописи в императорских дворцах Петербурга и пригородов, с 1764 - первый хранитель и реставратор живописи Императорского Эрмитажа. С именем Пфанцельта связано зарождение техники реставрации масляной живописи в России. На протяжении четверти века он занимался комплектованием и устройством экспозиций в Эрмитаже и загородных императорских дворцах, например, Картинного зала в Большом Царскосельском дворце и Верхнего зала в петергофском Эрмитаже. Кроме того, Пфанцельт выступал также в качестве копииста и писал самостоятельные портреты (в том числе коронационный портрет императора Петра III), хотя особыми живописными достоинствами они не отличались.
[18] О том, что подобное украшение Верхнего зала было реализацией идеи Петра см.: Архипов Н.И., Раскин А.Г. Петродворец. Л- М., 1961. С. 146.
[19] Иван Никитич Никитин ( середина 1680-х - не ранее 1742) - «персонных дел мастер», любимый художник Петра I. Происходил из семьи московских священнослужителей. Обучался сначала в гравировальной мастерской при Оружейной палате, затем в мастерской Таннауэра в Петербурге, позднее заграницей. После возвращения стал придворным художником. Доподлинно известно около 10 произведений Никитина – все они являются портретами. Никитин является одним из первых русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.
[20] Пьер Денис Мартен-младший (Martin Pierre Denis, le Jeune, ок. 1663 – 1742), французский живописец, ученик Ван дер Мёлена. Работал в историческом, батальном и архитектурном жанрах. Его мастерская в Париже выполняла заказы для многих европейских дворов, включая русский. Имел прозвище «Гобелен», поскольку много лет работал на мануфактуре Гобеленов.
[21] М.В. Ломоносов создавал мозаичные картины из смальты.
[22] Вечеря – пир или ужин
[23] Фарисеи (ивр. פְּרוּשִׁים, прушим, букв. «отделившиеся»), религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго храма. Учение фарисеев лежит в основе традиционного иудейского права и современного ортодоксального иудаизма. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого (прежде всего, греко-римского) влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Отношение Нового завета к фарисеям неоднозначно: Иисус обвинял фарисеев в лицемерии и тщеславии (Матф. 23:4–7, 14, 25–29), однако его критика была направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению (Матф. 23:3). Современные исследования свидетельствуют об очень тесной связи раннего христианства с учением фарисеев, в особенности тех из них, которые признавали примат этических норм в религии. Тем не менее в христианской культурной традиции слово «фарисейство» сделалось синонимом слов ханжество, лицемерие, формализм.
[24] Искусствоведы предлагают два варианта авторства этого полотна: возможно, автором являлся известный представитель неаполитанского барокко Лука Джордано (Luca Giordano, 1636 – 1705) или это был венецианский караваджист Джованни Баттиста Ланджетти ( Giovanni Battista Langetti, до 1635 – 1676).
[25] До недавнего времени картину атрибутировали как «Мальчик, играющий на свирели ».
[26] Святой Антоний Великий – один из христианских первых нищенствующих отшельников (IV век).
[27] Полководец Марк Антоний, бывший сподвижник Юлия Цезаря, после разгрома убийц диктатора, получил в управление восточные провинции Римской республики, где познакомился с бывшей возлюбленной Цезаря, царицей Египта Клеопатрой VII. Они полюбили друг друга и впоследствии их отношения стали источником множества романтических легенд. Вместе они бросили вызов племяннику Цезаря Октавиану, который стремился к единоличному правлению государством. В ходе разразившейся гражданской войны флот Антония и Клеопатры был разбит в морском сражении у мыса Акций в Ионическом море в 31 году до н.э. Вскоре после этого Марк покончил жизнь самоубийством, а через несколько дней его примеру последовала и Клеопатра. В результате Египет потерял независимость и стал частью империи, а Октавиан Август сделался первым римским императором.
Согласно преданию, записанному римским историком Плинием Старшим, на пиру в честь Марка Антония Клеопатра, желая поразить его своим богатством, растворила в бокале вина одну из двух огромных грушевидных жемчужин, которые больше всего славились среди сокровищ египетской царицы. Эту бесценную чашу она осушила за здоровье гостя.
[28] Диадо́хи (др.-греч. διάδοχος — преемник) — полководцы Александра Македонского, после его смерти разделившие его империю в ходе серии междоусобных войн.
[29] Бегина́ж в Амстердаме – один из старейших закрытых дворов. Он известен, по крайней мере, с XIV века. Внутри двора много домов, которые представляют собой 47 отдельных зданий, каждое со своей индивидуальностью. Большинство фасадов относится к XVII и XVIII векам, но сами здания более ранней постройки. В 1665-1682 годах в Бегинаже был построен католический костёл в честь святых Иоанна и Урсулы, который расписывал Розендааль. Исторические интерьеры костёла были уничтожены в ходе переделок на протяжении XVIII-XIX веков.
[30] Картина представляет собой иллюстрацию произведения римского поэта Овидия о том, как древнеиталийский бог времён года Верту́мн добился взаимности богини древесных плодов и изобилия Помо́ны, остававшейся холодной ко всем лесным поклонникам. Вертумн прибегал сначала к разного рода превращениям, до старухи включительно, но победил Помону, только явившись в своём настоящем образе — светлого, как солнце, юноши.
[31] Диоген (около 412 — около 323 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, представитель школы киников. Киники – по-гречески «собаки». Диоген учил, что жить нужно подобно бродячему псу – просто и неприхотливо. Он практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства. Называл себя гражданином мира (космополитом). По преданию, жил в бочке и питался капустой.