Схема развески картин восточной части северной стены Верхнего зала




 

В петергофском Эрмитаже к полотнам первоклассных мастеров (помимо, например, картины Ливенса) относится и маленький шедевр Ге́ррита А́дриансзона Бе́ркхейде(Gerrit Adriaenszoon Berckheyde, 1638 – 1698) «Городская улица». Беркхейде – один из ярких представителей так называемых «малых голландцев». Он прослыл мастером городского пейзажа, его отличительной чертой была невероятная внимательность к мельчайшим деталям – камням на мостовой, рисункам оконных переплетов, вывескам и т.д. Произведения художника находятся во многих картинных галереях Европы, в том числе в Государственном Эрмитаже. На представленном в Верхнем зале полотне художник мастерски́ использовал линейную перспективу для передачи глубины пространства. Он добился удивительной тонкости линий и форм предметов с помощью избранного им способа освещения: затенённый первый план резко отделён от ярко освещённого дальнего. Колорит картины построен на тонких соотношениях розового, серого, голубого, зелёного цветов, объединённых золотистым солнечным светом.

 

Справка. Расцвет искусства «малых голландцев» пришёлся на XVII век, который называют «золотым веком» голландской живописи, и это связано с политическими событиями. После революции XVI века к власти пришли бюргеры. Основной мечтой этих людей стало улучшение жилищных условий, поэтому их идеалом являлся свой собственный уютный дом. В маленькой стране насчитывалось более двух тысяч живописцев (во Фландрии их было около тысячи). Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. Среди художников существовала строгая специализация даже внутри каждого жанра. Обычным делом была совместная работа различных художников над одной картиной: один писал небо, другой – зелень, третий – фигуры.

Справа от картины «Городская улица», за поэтичным сельским пейзажем со стадом голландского анималиста и баталиста Яна А́сселина (Jan Asselijn, ок. 1610 - 1652), известного по прозвищу «Маленький краб», размещено небольшое батальное полотно «Сражение», написанное во французском вкусе художником Франческо Казано́ва (Francesco Casanova, 1727 – 1808), который был младшим братом самого знаменитого авантюриста в мировой истории.

Исторические полотна находятся и на восточной стене. В северо-восточном углу, в нижнем ряду представлена картина «Антиох и Стратоника», написанная венецианским живописцем Гаспаро Дициа́ни (Gaspare Diziani, 1689 - 1767), известным в своё время мастером монументальных полотен декоративного характера. Сюжетом для полотна послужила история знаменитого в Античности «любовного треугольника». Молодой царевич Антиох, был сыном царя Селевка I, бывшего диадоха [28], который основал собственное царство, простиравшееся от Малой Азии до Индии. Антиох полюбил Стратонику, юную жену своего отца. Он так тяжело переживал это чувство, что слёг. Когда придворный врач по участившемуся при появлении Стратоники пульсу обнаружил, что причиной тяжёлой болезни царевича была скрываемая им любовь к мачехе, Селевк ради спасения своего наследника развёлся с женой и отдал её замуж за Антиоха. Картина отличается исключительным мастерством исполнения: точностью рисунка, искусной моделировкой объёмов, умелой передачей глубины пространства и, прежде всего, блестящим колористическим решением. Колорит картины определяется сочетанием глубоких, насыщенных красных, вишнёвых, зелёных, оливковых пятен. Вариации этих цветов создают гармоническое единство колорита.

В центре восточной стены, над камином, размещено ещё одно историческое полотно «Чаша Диогена», созданное голландским живописцем Никола́сом Розенда́алем (Nicolaas Roosendaal, 1636-1681). Творческая карьера Розендааля, живописца довольно умеренного таланта, не сложилась. Известно, что он создал несохранившиеся росписи для католического костёла в амстердамском Бегина́же[29] и был дружен с Якобом Торенвли́том (его картина «Вертумн и Помона» [30] - крайняя справа в нижнем ряду восточной стены), с которым они вместе одно время путешествовали по Италии. На представленной картине изображён древнегреческий философ Диоген[31], который призывал своих учеников к аскетизму. «Воздерживайся и Выдерживай» - говорил он им. Однажды, мучимый жаждой, Диоген пришёл к источнику и увидел, как мальчик пьёт воду из ладони. Тогда изумлённый философ выбросил из своей полупустой котомки чашу как лишний предмет.

Над северным и южным окнами восточной стены располагаются два примечательных натюрморта «Цветы в вазе» кисти фламандского живописца Гаспара Петера Вербрю́гена-старшего (Gaspar Pieter Verbruggen I, 1635 – 1681), который с особой тщательностью, сохраняя особенности естественной формы и окраски, выписывал лепестки тюльпанов, гиацинтов, роз, маков, нарциссов. Вербюген-старший был членом гильдии художников Антверпена имени святого Луки, в которой его специализацией были цветочные натюрморты. Его сын и ученик, Гаспар Петер Вербрюген-младший (1664 – 1730) продолжил дело отца и сделался одним из самых известных в Европе мастеров декоративных натюрмортов.

 

 

Жертвоприношение Антон Губо   XVII век   Фламандская школа     Пейзаж с руинами и стадом Неизвестный художник круга Николаса Берхема Вторая половина XVII в. Голландская школа   Цветы в вазе Гаспар Петер Вербрюген Старший   XVII век   Фламандская школа     Портрет старика   Джироламо Форабос Ко   XVII век   Итальянская школа Чаша Диогена   Николас Розендааль   XVII в. Голландская школа     Святая Лючия копия с Хосе де Рибера Л. Пфандцельт (?) XVIII в. Западноевропейская школа   Букет цветов Гаспар Петер Вербрюген Старший   XVII век   Фламандская школа   Развалины   Джованни Гизольфи XVII век   Итальянская школа Деревенская свадьба   Ян Минсе Моленар   XVII в. Голландская школа  
Аполлон и Марсий   Джулио Карпиони   XVII век   Итальянская школа   О К Н О     О К Н О Вид города у реки   Иоганн Георг Штур   Конец XVII - начало XVIII вв. Немецкая школа
Аполлон и Дафна   Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа     КАМИН     Вид кухни Неизвестный художник XVII в. Голландская школа Группа крестьян в корчме Неизвестный художник круга Давида Тенирса-младшего XVII в. Фламандская школа  
Крестьянин с шестом Неизвестный художник круга Давида Тенирса-младшего XVII в. Фламандская школа  
Антиох и Стратоника   Гаспаро Дициани   XVII век   Итальянская школа Пейзаж с мельницей Адриан Франс Баудевейнс и Питер Баут   Конец XVII - начало XVIII вв.   Фламандская школа   Вертумн и Помона   Якоб Торенвлит   XVII в. Голландская школа  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: