Методические рекомендации: логика показа живописи должна происходить в соответствии с направлением движения экскурсионной группы по Залу. Экскурсовод может выбирать картины для показа на своё усмотрение.
Первые живописные полотна, о характере и сюжетах которых ничего неизвестно, появились в павильоне ещё по указанию Петра. В 1756-1759 годах по проекту архитектора. Растрелли на стенах Верхнего зала разместили 151 картину, часть которых была подобрана из запасов, образовавшихся в петровское время. Некоторые были написаны Лукасом Пфанце́льтом[17] специально для Эрмитажа. Полотна разместили, как было задумано ещё Петром I[18], вплотную друг к другу, разделив только узким золочёным багетом. Это так называемая шпалерная или ковровая развеска, при которой художественная ценность картин, сюжет, автор, школа не имели большого значения. Учитывался только общий декоративный эффект и соблюдалось тональное единство всей цветовой плоскости.
Справка. В основе шпалерной развески барокко лежало представление о произведении искусства не как о самодостаточной единице, а как об элементе декорации, составной части единого комплекса. В аристократических домах Европы картины демонстрировались как символы богатства в интерьерах наряду с мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства, шпалерами и зеркалами. Результатом такого подхода и стала ковровая, или шпалерная, развеска. Картины вписывались в какой-то проём (и поэтому даже обрезались или подгибались) или покрывали без наклона всю поверхность стены. Иногда в центре размещалась самая большая картина. Подобный способ декорирования интерьера появился во Франции во второй половине XVII века и сохранял свою популярность на протяжении всего следующего XVIII столетия.
|
При размещении картин, которые выполняли прежде всего декоративную функцию, их размеры приходилось увеличивать или уменьшать. В 1759 году подгонкой и допиской хостов занимался всё тот же Л.Пфанцельт. Живописные полотна, обрамлённые золочёными брусками, органически слились с архитектурой интерьера. Таким образом, станковые картины, стали неотъемлемой частью отделки зала, создавая световой и цветовой переход от тёмной дубовой панели нижней части стены к белой глади потолка. Нынешнее живописное собрание павильона в основном сформировалось после пожара 1808 года, но также из петровских запасов, хранившихся в кладовых Императорского Эрмитажа. Некоторые картины передали в другие музеи и заменили их полотнами, соответствующими духу коллекции. Во время войны все картины павильона «Эрмитаж» были эвакуированы в город Сарапул. Чрезвычайно многообразная по жанрам коллекция живописи в Верхнем зале сегодня насчитывает 124 картины.
Справка. Начиная с 1716 года в Европе регулярно действовали агенты царя с поручениями покупать картины «на аукциях». Полотна покупались сотнями, присылались в Россию целыми ящиками. Так, 30 июня 1716 года царский негоциант Осип Соловьёв отправил Петру из Голландии партию из 121 картины, среди которых были марины, баталии, пейзажи и жанровые композиции с анекдотическими сюжетами, тавернами, борделями, курильщиками табака, музыкантами и прочими сценами из повседневной жизни голландских бюргеров. Активно участвовал в аукционах денщик царя Юрий Кологривов, отправивший царю только в 1717 году около 200 полотен. Большое количество произведений для Петра приобрёл швейцарский художник Георг Гзель. Не отставал от своих агентов и сам царь, который во время своих поздних поездок по Европе регулярно посещал художественные мастерские и аукционы. Покупки продолжались на протяжении всей жизни Петра. Есть сведения о том, что ещё в 1724 году в Петергоф привозили картины купцы Лимбург и Бритлинк. Из этих закупок и были сформированы живописные коллекции петровских дворцов и павильонов Петергофа – Марли, Монплезира, Эрмитажа. Картинное собрание, приобретённое Петром I, стало первым в России крупным частным собранием западноевропейской живописи.
|
В Верхнем зале представлены произведения фламандских, голландских, французских, итальянских и немецких мастеров ХVII-ХVIII вв. Единственное исключение находится в центре западной стены - полотно «Полтавская баталия», выполненное в первой половине XVIII века неизвестным русским художником на сюжет из русской истории. Некоторые искусствоведы приписывали её Ивану Никитину[19], портретисту петровского времени. Другие исследователи утверждали, что это вольная копия фрагмента «Полтавской баталии», написанной в 1726 г. Пьером Денисом Марте́ном-младшим[20]. Если принять эту версию, то получается, что русский художник внёс ряд существенных поправок в изображение вооружения и костюмов, а также в общую композицию полотна. Так или иначе, это одно из первых произведений батального жанра, созданных в России. «Полтавская баталия» появилась на западной стене зала в 1797 году, когда на месте тамбура подъёмного стула сделали лестницу.
|
У харчевни Неизвестный художник XVII в. Голландская школа | Портрет Аллесандро Фарнезе, герцога Пармского Неизвестный художник XVII в. Западноевропейская школа | Арбуз и фрукты Неизвестный художник XVIII в. Итальянская школа | Амур Неизвестный художник XVIII в. Фламандская школа | Буря на море Людольф Бакхёйзен XVII в. Голландская школа | Амур с цветами Неизвестный художник XVIII в. Фламандская школа | Сражение Неизвестный художник XVIII в. Западноевропейская школа | В таверне Копия картины Давида Тенирса Младшего Л. Пфандцельт (?) XVIII в. Западноевропейская школа | ||||||||
Кавалерийская схватка Жак Куртуа, прозванный Бургиньон вторая половина XVII в. Французская школа | О к н о | Полтавская баталия Неизвестный художник Первая половина XVIII в. Русская школа | О к н о | Кавалеристы Дирк Стоп XVII в. Голландская школа | |||||||||||
Дорожная сцена Неизвестный художник XVIII в. Немецкая школа | У дорожной заставы Неизвестный художник XVIII в. Немецкая школа | Пейзаж с крепостью Неизвестный художник XVII в. Западноевропейская школа | |||||||||||||
Виноград Жан-Луи Прево Конец XVII - начало XIX вв. Французская школа | Товий и ангел Ян Симонс Пейнас Первая половина XVIII в. Голландская школа | Персики Жан-Луи Прево Конец XVII - начало XIX вв. Французская школа | Венера и Сатир Неизвестный художник XVIII в. Итальянская школа | Даная Копия картины Тициана Л. Пфандцельт (?) XVIII в. Западноевропейская школа | |||||||||||
Вакханалия Джулио Карпиони, XVIII в. Итальянская школа | Столкновение кавалькады с телегой Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа | У деревенской корчмы Ян Брейгель Старший XVII в. Фламандская школа | Охотники на привале Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа | Портрет пожилого мужчины Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа | Катание на льду Луи Шалон Первая половина XVIII в. Фламандская школа | Портрет старика с посохом Неизвестный художник XVIII в. Фламандская школа | |||||||||
Контрабандисты Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа | |||||||||||||||