Живописная коллекция Верхнего зала




Методические рекомендации: логика показа живописи должна происходить в соответствии с направлением движения экскурсионной группы по Залу. Экскурсовод может выбирать картины для показа на своё усмотрение.

 

Первые живописные полотна, о характере и сюжетах которых ничего неизвестно, появились в павильоне ещё по указанию Петра. В 1756-1759 годах по проекту архитектора. Растрелли на стенах Верхнего зала разместили 151 картину, часть которых была подобрана из запасов, образовавшихся в петровское время. Некоторые были написаны Лукасом Пфанце́льтом[17] специально для Эрмитажа. Полотна разместили, как было задумано ещё Петром I[18], вплотную друг к другу, разделив только узким золочёным багетом. Это так называемая шпалерная или ковровая развеска, при которой художественная ценность картин, сюжет, автор, школа не имели большого значения. Учитывался только общий декоративный эффект и соблюдалось тональное единство всей цветовой плоскости.

 

Справка. В основе шпалерной развески барокко лежало представление о произведении искусства не как о самодостаточной единице, а как об элементе декорации, составной части единого комплекса. В аристократических домах Европы картины демонстрировались как символы богатства в интерьерах наряду с мебелью, предметами декоративно-прикладного искусства, шпалерами и зеркалами. Результатом такого подхода и стала ковровая, или шпалерная, развеска. Картины вписывались в какой-то проём (и поэтому даже обрезались или подгибались) или покрывали без наклона всю поверхность стены. Иногда в центре размещалась самая большая картина. Подобный способ декорирования интерьера появился во Франции во второй половине XVII века и сохранял свою популярность на протяжении всего следующего XVIII столетия.

При размещении картин, которые выполняли прежде всего декоративную функцию, их размеры приходилось увеличивать или уменьшать. В 1759 году подгонкой и допиской хостов занимался всё тот же Л.Пфанцельт. Живописные полотна, обрамлённые золочёными брусками, органически слились с архитектурой интерьера. Таким образом, станковые картины, стали неотъемлемой частью отделки зала, создавая световой и цветовой переход от тёмной дубовой панели нижней части стены к белой глади потолка. Нынешнее живописное собрание павильона в основном сформировалось после пожара 1808 года, но также из петровских запасов, хранившихся в кладовых Императорского Эрмитажа. Некоторые картины передали в другие музеи и заменили их полотнами, соответствующими духу коллекции. Во время войны все картины павильона «Эрмитаж» были эвакуированы в город Сарапул. Чрезвычайно многообразная по жанрам коллекция живописи в Верхнем зале сегодня насчитывает 124 картины.

Справка. Начиная с 1716 года в Европе регулярно действовали агенты царя с поручениями покупать картины «на аукциях». Полотна покупались сотнями, присылались в Россию целыми ящиками. Так, 30 июня 1716 года царский негоциант Осип Соловьёв отправил Петру из Голландии партию из 121 картины, среди которых были марины, баталии, пейзажи и жанровые композиции с анекдотическими сюжетами, тавернами, борделями, курильщиками табака, музыкантами и прочими сценами из повседневной жизни голландских бюргеров. Активно участвовал в аукционах денщик царя Юрий Кологривов, отправивший царю только в 1717 году около 200 полотен. Большое количество произведений для Петра приобрёл швейцарский художник Георг Гзель. Не отставал от своих агентов и сам царь, который во время своих поздних поездок по Европе регулярно посещал художественные мастерские и аукционы. Покупки продолжались на протяжении всей жизни Петра. Есть сведения о том, что ещё в 1724 году в Петергоф привозили картины купцы Лимбург и Бритлинк. Из этих закупок и были сформированы живописные коллекции петровских дворцов и павильонов Петергофа – Марли, Монплезира, Эрмитажа. Картинное собрание, приобретённое Петром I, стало первым в России крупным частным собранием западноевропейской живописи.

 

В Верхнем зале представлены произведения фламандских, голландских, французских, итальянских и немецких мастеров ХVII-ХVIII вв. Единственное исключение находится в центре западной стены - полотно «Полтавская баталия», выполненное в первой половине XVIII века неизвестным русским художником на сюжет из русской истории. Некоторые искусствоведы приписывали её Ивану Никитину[19], портретисту петровского времени. Другие исследователи утверждали, что это вольная копия фрагмента «Полтавской баталии», написанной в 1726 г. Пьером Денисом Марте́ном-младшим[20]. Если принять эту версию, то получается, что русский художник внёс ряд существенных поправок в изображение вооружения и костюмов, а также в общую композицию полотна. Так или иначе, это одно из первых произведений батального жанра, созданных в России. «Полтавская баталия» появилась на западной стене зала в 1797 году, когда на месте тамбура подъёмного стула сделали лестницу.

  У харчевни Неизвестный художник XVII в. Голландская школа   Портрет Аллесандро Фарнезе, герцога Пармского Неизвестный художник XVII в. Западноевропейская школа   Арбуз и фрукты Неизвестный художник XVIII в. Итальянская школа     Амур   Неизвестный художник XVIII в. Фламандская школа   Буря на море   Людольф Бакхёйзен   XVII в. Голландская школа     Амур с цветами Неизвестный художник XVIII в. Фламандская школа   Сражение Неизвестный художник XVIII в. Западноевропейская школа   В таверне Копия картины Давида Тенирса Младшего Л. Пфандцельт (?) XVIII в. Западноевропейская школа    
Кавалерийская схватка Жак Куртуа, прозванный Бургиньон вторая половина XVII в. Французская школа     О к н о   Полтавская баталия   Неизвестный художник Первая половина XVIII в. Русская школа     О к н о Кавалеристы   Дирк Стоп XVII в. Голландская школа  
Дорожная сцена Неизвестный художник XVIII в. Немецкая школа У дорожной заставы Неизвестный художник XVIII в. Немецкая школа Пейзаж с крепостью Неизвестный художник XVII в. Западноевропейская школа  
Виноград   Жан-Луи Прево Конец XVII - начало XIX вв. Французская школа   Товий и ангел Ян Симонс Пейнас   Первая половина XVIII в. Голландская школа   Персики Жан-Луи Прево Конец XVII - начало XIX вв. Французская школа     Венера и Сатир Неизвестный художник XVIII в. Итальянская школа Даная Копия картины Тициана Л. Пфандцельт (?) XVIII в. Западноевропейская школа  
Вакханалия   Джулио Карпиони,   XVIII в. Итальянская школа     Столкновение кавалькады с телегой Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа   У деревенской корчмы Ян Брейгель Старший XVII в. Фламандская школа   Охотники на привале Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа   Портрет пожилого мужчины   Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа   Катание на льду   Луи Шалон   Первая половина XVIII в. Фламандская школа Портрет старика с посохом Неизвестный художник XVIII в. Фламандская школа
Контрабандисты Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа  
                               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: