Схема развески картин западной части северной стены Верхнего зала




Стоит отметить, что для картин Бакхёйзена была характерна некоторая поэтизация действительности, которая по духу сближала их с творчеством художников фламандской школы. В верхнем правом углу западной стены находится копия с жанровой картины известного фламандского живописца, ученика Рубенса, Давида Те́нирса-младшего (David Teniers II, 1610 – 1690) «В таверне ». Полотно выполнено в тёмной гамме и пронизано скрытой иронией. Этот список с известной картины относится к серии копий, выполненных после 1748 г. художником Пфандцельтом, которому для украшения петергофских дворцов поручили «копировать с лучших оригиналов».

На северной стене, обращённой к Финскому заливу, в западном углу, в верхнем ряду представлена ещё одна копия из этой серии: «Ве́черя [22] в доме Симона Фарисея», списанная с полотна известного итальянского художника, одного из крупнейших представителей венецианской школы, Паоло Вероне́зе (Paolo Veronese, 1528-1588). Этот живописец, который большую часть жизни посвятил выполнению заказов Католической церкви, специализировался на библейских сюжетах. За основу была взята история из Евангелия (Мф. 26:6-13). Согласно преданию, Иисус в Галилее был приглашён в дом фарисея[23] Симона. Узнав об этом, в дом вошла раскаявшаяся грешница, которая омыла ноги Иисуса своими слезами, обтёрла длинными волосами. Иисус отпустил ей грехи, в то время как фарисея не смягчили слёзы грешницы. По мнению богословов, смысл этого евангельского сюжета в том, что искренняя вера и раскаяние делают человека гораздо ближе к Богу, чем строгое следование букве религиозных догматов. Подобный выбор сюжета вполне соответствовал распространённой идее о том, что искусство должно не только удовлетворять эстетические потребности зрителей, но и служить для них источником знаний, а также моральным и нравственным ориентиром. Впрочем, в качестве поучительных примеров брались не только христианские сюжеты – ещё одним источником вдохновения являлась античная история.

Ниже размещена картина неизвестного итальянского мастера[24] конца XVII- начала XVIII веков на сюжет из истории Древнего Рима «Смерть Марка Порция Катона Утического». На полотне, написанном в несколько экспрессивной караваджийской манере, изображён римский народный трибун Като́н (96-46 гг. до н.э.), который, узнав о поражении республиканцев и установлении единоличной диктатуры Юлия Цезаря, покончил с собой, бросившись на меч. Художник искусно использовал освещение: луч света направлен только на самое главное – лицо и тело героя. Фигура раба и фон как второстепенные детали тонут во мраке.

 

Справка. Караваджистская манера «тенебросо» (от итальянского tenebre – мрак, темнота) – приём контрастного сопоставления сильного потока света и густых теней для усиления художественной и эмоциональной выразительности, особенно широко разработанный итальянским художником Караваджо (1573-1610).

 

Под картиной «Смерть Катона» - пасторальный пейзаж «Стадо коров, переходящее через реку», написанный голландским художником А́брахамом Бе́гейном (Abraham Behein, 1637 – 1697) в его обычной тщательной, энциклопедической манере. Справа от окна, во втором ряду сверху – ещё один пример этого жанра – «Пейзаж», выполненный французским живописцем Жаном Франсуа Милле́, прозванным Франциском (Jean-Francois Millet, dil Francisque, 1642 -– 1679). Милле был известен тем, что быстро запоминал детали пейзажей, которые легко воспроизводил по памяти. Он занимался копированием чужих произведений, а также писал собственные картины, которые чаще всего представляли собой итальянские пейзажи в манере, напоминающей Пуссена. Ниже находится картина «Пейзаж с замком у реки» Давида Тенирса-младшего.

По сторонам от пейзажа Тенирса размещены небольшогоразмераизображения – Апостола Андрея (слева) и Апостола Павла (справа). Они примечательны не столько художественными достоинствами, сколько тем, что их автором был швейцарский живописец Георг Гзель (Georg Gsell, 1673 – 1740). Современники характеризовали его как «недурного» исторического и бытового художника и глубокого знатока голландской живописи. В Амстердаме он держал антикварную лавку, предметы для которой он регулярно покупал на аукционах. На одной такой публичной продаже в 1716 году он познакомился с Петром I, и с тех пор его жизнь была тесно связана с Россией. Царь предложил Гзелю поступить к нему на службу, и вскоре швейцарец переехал в Петербург. Здесь Гзель сотрудничал с Канцелярией от строений, Кунсткамерой и Академией наук. Кроме того, он много лет занимался пополнением, хранением и каталогизацией живописной коллекции царя. Помимо этого, Гзель зарабатывал тем, что писал «персоны», в числе которых были и размещенные в Верхнем зале павильона апостольские изображения. В сущности, они представляют собой реалистические, эмоционально выразительные портреты, несомненно, написанные с натуры.

Заслуживает внимание портрет, который располагается над упомянутым пейзажем Милле, - «Девушка, играющая на свирели» [25] голландского художника Яна Ли́венса (Jan Lievens, 1607 – 1674). Ливенс был сначала другом, а затем соперником Рембрандта, с которым на протяжении трёх лет работал в одной мастерской. Они писали в похожем стиле: манера Ливенса была более изобретательной, но менее выразительной, чем у Рембрандта. При жизни они практически наравне соперничали за славу быть первым живописцем своей эпохи. Первоначально карьера Ливенса развивалась успешнее: 25-летним молодым человеком он был приглашён английским королём Карлом I на должность придворного живописца. После свержения и гибели короля, Ливенс некоторое время работал в Антверпене, Берлине и Гааге, затем вернулся на родину, где продолжал пользоваться высоким покровительством и вести чрезвычайно роскошную жизнь, которая, в конце концов ввергла его в крупные долги, нищету и безвестность.

Среди картин, представленных в восточной части северной стены выделяются три относительно крупных фламандских полотна на религиозные и исторические сюжеты: «Милостыня Св. Антония» [26], написанная художником Яном Милем (Jan Miel, 1599 – 1663) в итальянском стиле, «Антоний и Клеопатра »[27] Же́рара де Лере́сса (Gérard de Lairesse, 1640 – 1711), который прославился своими многофигурными композициями на мифологические и исторические темы, за что его называли «нидерландским Пуссеном», а также «Бегство в Египет » Гаспара Якоба ван Опста́ла-младшего (Caspar Jacob van Opstal II, 1654 – 1717), иллюстрирующая сцену из Евангелия от Матфея, когда Иосиф с девой Марией и младенцем Христом по велению явившегося во сне ангела бежал в римский Египет от преследования царя Ирода, приказавшего уничтожить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет. Последние два полотна воспринимаются прежде всего как эффектные декоративные композиции. Костюмы персонажей этих картин весьма отдалённо напоминают античные. Действующие лица идеализированы и условны. Их ритмически повторяющиеся позы, жесты и движения несколько надуманны и театральны.

БАЛКОН Натюрморт Неизвестный голландский художник Вторая половина XVII в. Неаполитанская школа   Мадонна Неизвестный художник, подражание Джованни Сассоферрато XVII в. Западноевропейская школа Приморский вид Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа Портрет мужчины Неизвестный художник XVII в. Голландская школа Бегство в Египет Гаспар Якоб ван Опстал-младший вторая половина XVII в. Голландская школа
Пастух со стадом коз Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих середина XVIII в. Немецкая школа ОКНО Кавалерийское сражение Неизвестный художник XVII в. Фламандская школа
Милостыня Св. Антония Ян Миль Середина XVII в. Итальянская школа Вид окрестностей Рима Пьетро Паоло Бонци, прозванный Гоббо деи Каррачи Первая половина XVII в. Итальянская школа Адам и Ева над телом Авеля Неизвестный художник XVIII в. Итальянская школа
Собаки Адриан Корнелис Бельдемакер XVII в. Голландская школа Антоний и Клеопатра Жерар де Лересс конец XVII- начало XVIII вв. Фламандская школа На соколиной охоте Неизвестный художник круга Филипса Вауэрмана XVII в. Голландская школа Пейзаж Франц де Паула Ферг Первая половина XVIII в. Западноевропейская школа Искушение св. Антония Абрахам Тенирс середина XVII в. Фламандская школа  
Пейзаж со стадом Неизвестный художник круга династии ван де Велде XVII в. Голландская школа   Весёлая беседа Неизвестный художник круга Давида Тенирса-младшего XVII в. Фламандская школа   Городская улица Геррит Адриансзон Беркхейде вторая половина XVII в. Голландская школа Скот на пастбище Ян Асселин середина XVII в. Голландская школа Сражение Франческо Казанова вторая половина XVIII в. Французская школа
                   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: