Педагогический анализ в системе управления учреждением образования




Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место. С него начинается и им заканчивается любой цикл управления. Педагогический анализ — это функция управления учреждением образования, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы, переводу ее в более высокое качественное состояние (по Ю. А. Конаржевскому). Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, прогнозировать, планировать, организовывать, регулировать, контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Это наиболее трудоемкая функция, требующая от руководителя учреждения образования и других субъектов управления максимума интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать педагогические факты и явления. В зависимости от содержания педагогического анализа выделяют следующие его виды: параметрический, тематический, итоговый (табл. 53).

Для разрешения сложных проблем и изучения системных объектов в педагогическом менеджменте используется системный анализ. Примерный алгоритм системного анализа может быть следующим (по Ю. А. Конаржевскому):

 уяснить проблему, подлежащую анализу;

 принять анализируемый объект за систему;

 сформулировать цель анализа;

 выделить элементы, составляющие систему;

 дать качественную и количественную характеристику элементам;

 выделить системообразующие связи;

 проанализировать и оценить способ и характер связи элементов системы;

 дать характеристику иерархическим и субординационным связям системы;

 охарактеризовать функции и функциональные связи элементов;

 проанализировать связи системы с внешней средой;

 охарактеризовать интегративный результат функционирования системы;

 сравнить исходное и конечное состояние системы, показать пути формирования конечного результата ее функционирования.

К основным объектам системного педагогического анализа относятся итоги работы учебного заведения за учебный год, формы организации обучения и воспитания, в частности урок, воспитательное мероприятие. Так, осуществляя системный анализ урока, руководитель учреждения образования или другие субъекты управления реализуют следующий (примерный) алгоритм действий:

1. Дать общую оценку урока с точки зрения уровня достижения (достиг, достиг частично, не достиг) триединой дидактической цели (ТДЦ), а также (при необходимости) с точки зрения реализации принципов обучения.

2. На основе самоанализа урока учителем оценить знание учителем своего класса, видение им места урока в системе других уроков.

3. Осуществить анализ и оценку правильности выбора триединой дидактической цели (ТДЦ) урока.

4. Оценить тип урока, его структуру, выделить главный этап, на котором в основном определялся успех (неудача) в достижении цели урока.

5. Оценить каждый этап урока, исходя из уровня решения на каждом этапе триединой дидактической задачи (ТДЗ) через анализ ее взаимосвязи с содержанием, методами и формами организации деятельности учащихся. Иначе говоря, соотнести запланированный учителем результат с реальным и определить причины успеха или неудачи.

6. Проанализировать и оценить правильность выбора методов обучения и, прежде всего, доминирующего характера деятельности учащихся (репродуктивного, частично-поискового, исследовательского), определить соответствие методов обучения этому характеру деятельности, а значит, содержанию и задаче этапа; оценить реализацию основных функций методов обучения.

7. Оценить выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, их адекватности методам обучения, учебному содержанию и ТДЗ этапа.

8. Вскрыть и дать оценку взаимосвязи решения дидактических задач на каждом этапе с дидактическими задачами других этапов и выяснить влияние каждого этапа на достижение дидактической цели урока.

9. Логически обобщить и ответить на вопрос, что способствовало или тормозило достижение ТДЦ урока (например, показать, как развивалось внимание учащихся, интерес к содержанию и процессу обучения, чувство долга и ответственности).

10. Сформулировать конкретные предложения (что прочитать, над чем работать и т. д.), определить (в случае необходимости) срок повторной встречи для беседы или время посещения урока.

 

5. Целеполагание, планирование, организация как функции управления

Учреждением образования

 

Постоянное развитие учреждения образования как педагогической системы невозможно без совершенствования целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы.

Функция целеполагания состоит в формировании идеального представления о конечном результате деятельности учреждения образования. Целеполагание в менеджменте как процесс формирования и развертывания цели – это логико-конструктивная операция, которая осуществляется посредством следующего алгоритма: «анализ обстановки с ответом в итоге на вопрос: «чего я хочу?» → ситуационный анализ, отвечающий на вопрос: «что я могу?» → учет на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению → анализ «цель-средства» — выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов → выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффект → формулировка цели» [3, с. 185].

Искусство управления есть по сути искусство целеполагания. Процесс управления основывается на нахождении, постановке и достижении цели. Цели управленческой деятельности определяют общее направление, содержание, методы и формы работы по ее достижению. В педагогическом менеджменте сформулированы правила работы с целями, например, цели должны быть понятными для руководителя и сотрудников, четко сформулированными, конкретными, совместно выработанными с обозначением зоны ответственности, проранжированными по значимости, не взаимоисключающими и др.

Выделяют цели стратегического, тактического, оперативного управления. При этом общая (генеральная) стратегическая цель определяется на основе сопоставления результатов проведенного педагогического анализа состояния управляемой системы и требований к ней. Важно, чтобы стратегическая цель была направлена на развитие педагогической системы учреждения образования. Стратегическая цель формулируется обычно на высоком уровне абстракции и сама по себе не достигается. Поэтому ее надо представить в виде серии («дерева») более простых, частных (тактических, оперативных, операционных) задач, применив метод декомпозиции. Декомпозиция цели — процесс детализации и адаптации цели к конкретному уровню и функции. «Дерево целей» — способ описания упорядоченной иерархии целей и задач (цели 1-го, 2-го и т. д. порядка), полученной в результате декомпозиции стратегической цели. При этом формирование «дерева целей» заканчивается постановкой операционально сформулированных задач, которые могут быть выполнены определенными способами и в установленные сроки. Важно, чтобы при формулировании целей разных уровней описывать желаемые результаты, а не способы их достижения.

Планирование в управлении учреждением образования выступает как принятие решений на основе соотнесения данных педагогического анализа изучаемого явления с генеральной целью и ее подцелями. Планирование помимо целеполагания и процесса разработки планов включает анализ, прогнозирование внутренней и внешней среды учреждения образования, выработку различных концепций, самоанализ эффективности планирования и т. п. В ходе планирования моделируются образы желаемого будущего состояния учреждения образования и результатов его работы; определяются средства достижения цели, их состав и логическая структура, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнители и их взаимодействие, сроки, содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и ее промежуточные результаты; определяются стандарты деятельности, требования, критерии и показатели оценки; создаются условия для образовательной и управленческой деятельности.

В практике педагогического менеджмента учитывается, что планирование отличается от любого другого управленческого решения. Во-первых, планирование, это предварительное принятие решения. Во-вторых, это целый набор взаимозависимых управленческих решений. В-третьих, планирование связано с предотвращением ошибочных действий и с уменьшением числа неиспользованных возможностей.Планирование как функция управления учреждением образования реализуется с учетом следующих требований: научная обоснованность, целенаправленность, оптимальность, соответствие потребностям и специфическим особенностям учреждения образования и окружающей среды, преемственность, конкретность, реальность при имеющихся ресурсах, комплексность и др.

Планирование осуществляется поэтапно:

 Анализ итогов функционирования учреждения образования на данный период, прогнозирование состояния ее социального и природного окружения, изучение особенностей учреждения образования.

 Формулирование целей и подцелей, построение «дерева целей»: формулирование цели развития педагогической системы учреждения образования на перспективу (перспективный план) или на ближайшее будущее (календарный план на месяц, полугодие и т. п.).

 Определение альтернативных путей и средств достижения целей, выбор лучшей, оптимальной, действующей альтернативы.

 Освоение плана.

Принимаемые в ходе планирования решения рассчитаны на далекую перспективу или направлены на решение текущих, оперативных дел. Поэтому выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы и развития учреждения образования. Перспективный план развития учреждения образования составляется обычно на три-пять лет на основе обстоятельного анализа его работы за последние годы.

Структура перспективного плана развития учреждения образования содержит важнейшие ориентиры его функционирования на этот период (рис. 123).

Таким образом, перспективный план развития учреждения образования позволяет охватить все важнейшие аспекты работы, обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, завершенный характер, устанавливает необходимый рабочий ритм деятельности школы. Годовой план охватывает учебно-воспитательную и другие направления работы учреждения образования в течение учебного года и может включать следующие разделы (рис. 124).

 

В качестве приложений в годовой план работы учреждения образования входят: планы работы методических объединений; план работы библиотеки; план работы родительского комитета; план летней оздоровительной работы с детьми и др. Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана работы учреждения образования. На основе последнего составляется также календарный план организационной, методической и внеклассной работы, то есть планируются: работа педагогического совета, совета учреждения образования; заседания методических объединений; совещания при директоре; родительские и ученические собрания; заседания родительского и ученического комитетов; работа научных обществ, клубов и т. д. Календарные формы планирования предусматривают расположение содержания предполагаемых дел в календарном порядке.

Наряду с традиционными «продуктами» планирования, охарактеризованными выше, появляются и новые по номенклатуре и качеству «продукты»: учебные планы учреждения образования на длительный период с учетом особенностей конкретного учреждения образования; рабочие учебные планы, разработанные с учетом текущих условий; планы, концепции и программы развития учреждения образования и его отдельных участков (звеньев), программы воспитательной работы учреждений образования и др.

Все виды планов работы учреждения образования реализуются через такую функцию управления, как организация деятельности школы. Организация — это деятельность управляющей системы по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе, необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений (по Ю. А. Конаржевскому). При этом под

организационными отношениями понимают связи между сотрудниками по поводу распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности.

Организаторская деятельность руководителя учреждения образования или других субъектов управления направлена на выполнение намеченного плана работы, принятых решений. Функция организации предполагает организацию межличностного взаимодействия; использование психолого-педагогических знаний в тех или иных ситуациях, в том числе психологических методик разрешения конфликтов; подготовку школьных менеджеров из числа педагогов и учащихся. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в конкретное дело. Отбирая содержание, формы и методы работы, организатор соотносит их с реальными условиями и возможностями исполнителей (средства и орудия труда, помещение, место проведения и пр.). Он мотивирует предстоящую деятельность, дает инструкции, обеспечивает единство действий всех участников, оказывает непосредственную помощь в процессе выполнения работы, стимулирует и мотивирует деятельность, а также оценивает ход и результаты дела. В целом организаторская деятельность директора направлена на формирование педагогического коллектива как коллектива единомышленников.

С позиции системного подхода руководитель и другие субъекты управления учреждением образования являются создателями педагогической системы учреждения образования в целом и ее отдельных подсистем – системы воспитательной работы, системы внутреннего контроля, методической работы, работы с родителями и др. Это предполагает четкое распределение функциональных обязанностей в педагогическом коллективе и делегирование полномочий и ответственности. При распределении функциональных обязанностей руководителю учреждения образования следует придерживаться следующих требований менеджмента: определение обязанностей и прав педагогических работников должно быть четким, определенным, оформленным в письменном виде; обязанности должны быть максимально расчленены, вплоть до одной функции на каждого отдельного работника; функции сбора, обработки информации, выработки управленческих решений и их передачи исполнителям должны быть также разделены в пределах штатного расписания, права решения делегируются вниз в максимально возможной степени и др. [3].

Реализация принципа делегирования полномочий и ответственности лежит в основе демократизации управления, а также способствует рациональному использованию сил и времени руководителя учреждения образования и его заместителей. Делегирование — это проявление доверия сотруднику, инструмент включения его в управление учебным заведением. Делегирование предполагает постановку задач перед работником-исполнителем

с одновременным предоставлением ему средств ее решения при ответственности за получение качественных результатов в рамках предоставленных работнику полномочий. Делегирование влечет за собой не только ответственность исполнителя, но и ответственность руководителя (управленческую ответственность) за подбор соответствующих исполнителей, их инструктаж, стимулирование работы, наблюдение и предупреждение ошибок, помощь (в случае необходимости), получение информации для совершенствования и контроля процесса работы. Одним из показателей организаторской культуры директора является его умение рационально распределять рабочее время. Рациональное использование времени — основа научной организации труда педагогического коллектива — достигается упорядочиванием собраний, заседаний советов, определением распорядка работы администрации, классных руководителей и других субъектов управления. Для этого устанавливаются специальные дни и часы проведения, временные рамки для совещаний, семинаров, заседаний, докладов и т. п.; определяется количество заседаний в течение четверти, учебного года.

Основными организационными формами управленческой деятельности в учреждении общего среднего образования являются: заседания совета школы, педагогического совета, совещание при директоре, совещание при заместителях директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий и др. Например, совещание при директоре периодически проводится для обсуждения вопросов, непосредственно связанных с организацией педагогического процесса (вопросы успеваемости, организации воспитательной работы, деятельность отдельных учителей по выполнению учебных программ, работа с одаренными учащимися и т. п.).На совещаниях при заместителях директора рассматриваются текущие вопросы в рамках их компетенции. Содержание оперативных совещаний педагогических работников или учащихся определяется реальной ситуацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: