неопределенная | визуальная | аудиальная | кинестетическая |
Установка | Перспектива, точка зрения | Комментарий, мнение | Направленность, уклон, стойка |
Обдумать | Осветить | Обговорить | Прочувствовать |
Проявлять настойчивость | Высматривать, выслеживать | Выслушивать, подслушивать | Добиваться, упорствовать, держаться |
Продемонстрировать | Показать | Объяснить | Раскидать, вытащить, рассортировать |
Испускать что-либо | Сиять, лучиться, искриться | Звучать, резонировать | Дрожать, вибрировать |
Отсутствовать | Быть пустым, чистым | Быть оглушенным, безмолвным | Онеметь, замереть |
Обычный, привычный | Тусклый | Однозвучный, приглушенный | Вялый, дряблый, безвкусный |
Заметный, привлекающий внимание | Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза | Громкий, оглушительный | Прилипчивый, упорный, поразительный |
Быть внимательным | Присматриваться, приглядываться | Прислушиваться | Беспокоиться, волноваться |
Игнорировать | Упускать из виду | Не услышать | Не почувствовать, пропустить |
Сделать заметным, привлекающим внимание | Выставить на вид, проявить | Провозгласить, оглашать | Выдвигать вперед, выставлять |
Замечать | Осматривать | Вслушиваться | Вчувствоваться |
Воспроизвести, повторить | Сделать обзор, просмотреть, обозреть | Обговорить, проговорить | Пройтись по..., прогнать |
Изложить | Показать | Рассказать | Провести |
Придумать | Вообразить | Припомнить звучание | Ухватить, охватить |
Напомнить о чем-либо | Выглядеть знакомым | Согласовываться с чем-либо, быть созвучным | Состыкоаываться, соприкасаться |
Привлечь внимание к чему-либо | Указать | Намекнуть | Коснуться |
Лишенный ощущений | Слепой | Глухой | Бесчувственный |
Давайте обдумаем | Давайте рассмотрим | Давайте обговорим | Давайте прикинем |
Не менее прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются паттерны глаз. Это движения глазных яблок, сформировавшиеся в результате сложных анатомо-физиологи-ческих процессов, о которых пациент не знает. Психотерапевт, понимая значение этих паттернов, может иметь прямой доступ к внутренним психическим процессам, а «отзеркаливая» эти паттерны и заставляя пациента двигать глазами в нужном направлении, — направлять и регулировать внутренние переживания.
|
Схема глазных сигналов доступа
Визуализация
Терапия, опирающаяся на особые состояния сознания, во многом основана на использовании языка, и слово играет в ней главную роль. Поэтому на этапе предварительной подготовки чрезвычайно важно правильно понять слова пациента и подобрать те, которые будут понятны ему.
МЕТАМОДЕЛЬ
Поскольку люди непосредственно не взаимодействуют с миром, в котором живут, они создают модели (или карты) мира, которые используют для управления своим поведением. Психотерапевту очень важно понимать карту мира пациента. Ведь человеческое поведение, каким бы странным оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выбора, который предоставляет человеку его карта. Поэтому модели не стоит оценивать с точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или являются «сумасшедшими», их нужно оценивать с точки зрения полезности — полезности в эффективном и творческом взаимодействии с окружающим миром. Дело не в том, что пациенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный в рамках нашей модели мира. Однако существует множество достаточ-
|
но скудных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что может проявляться в изобилии внутри- и межличностных конфликтов. «Возможностей выбора недостает •не миру, а модели мира, которая есть у индивида», — считают Р. Бендлер и Дж. Гриндер.
Человек создает свои модели посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Они служат адаптивным целям, но, если человек начинает принимать субъективную реальность за одну-единственную «истинную» действительность, те же процессы ограничивают его и лишают способности гибко реагировать.
Обобщение ~ процесс, посредством которого части модели мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривается как пример. Мы учимся действовать в мире с помощью обобщения. Например, ребенок учится остуживать горячий чай, дуя на него. Затем он обобщает опыт, узнавая множество вариаций этого действия, которые включаются в набор параметров, связанных для него с горячими жидкостями, и он пробует остуживать их все таким же способом. Однако тот же процесс может стать и причиной ограничений. Если человеку однажды не удаются какие-либо творческие опыты, которые он пробует совершить, человек может обобщить свой опыт и решить, что он не «творческая натура», и далее во многом себе отказывать.
|
Исключение — процесс, посредством которого мы выборочно обращаем внимание на определенные аспекты нашего опыта и исключаем другие. Так, человек может читать книгу, когда вокруг него другие люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку. Таким образом он имеет возможность справиться с окружающим и исключить внешние стимулы. И точно так же этот процесс может быть и ограничивающим, если исключить части опыта, которые необходимы для полной картины мира. Например, психотерапевт, который исключает из своего опыта признаки скуки и раздражения во время терапевтической сессии, ограничивает свой опыт, равно как и опыт пациента.
Третий моделирующий процесс — искажение. Искажение позволяет осуществлять сдвиги в восприятии сенсорных данных. Именно этот процесс позволяет нам строить планы на будущее и «делать сказку былью». Представление реальности искажается в фантазиях, в искусстве и даже в науке. Мы можем ограничивать себя искажениями различным образом. Например, почти все люди в той или иной степени искажают собственные межличностные отношения разного рода играми и манипуляциями.
Язык является мощнейшим фильтром нашего опыта. В определенном смысле именно он направляет наше сознание в нуж-
ную-сторону, формируя определенные модели мира, с одной стороны, делая более эффективным восприятие, а с другой — устанавливая рамки (зачастую достаточно жесткие), сужающие возможности выбора. Слова являются «привязками» (или якорями) для всего опыта, но «опыт еще не реальность, а слова — это не сам опыт»1 (Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор, 1990). Часто вхождение в особые состояния сознания как раз и служит для того, чтобы преодолеть дискретность восприятия и мышления, создаваемую речью, и сделать их более целостными и ясными. С этой же целью Дж. Гриндер и Р. Бендлер создали метамодель2 — модель языка, благодаря которой без вхождения в особое состояние сознания можно выявить те лингвистические паттерны, которые (благодаря процессам обобщения, исключения и искажения) делают неясным смысл коммуникации, и определить конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с опытом, то есть расширить сознание, доведя его до глубинной структуры3 (см. таблицу).
По замыслу создателей, метамодель предназначена для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на форму коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно изменяться, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы извлечь из коммуникации весь смысл полностью. Поэтому метамодель может быть использована для следующих целей:
сбора информации;
выяснения значения;
идентификации ограничений;
обнаружения новых выборов.
В дальнейшем была разработана милтон-модель — способ обращения к метамодели, использующий специальные речевые обороты для наведения и поддержания особых состояний сознания. О ней пойдет речь ниже.
Чтобы извлечь максимум информации из любой ситуации или опыта, человеку необходимо располагать как можно большим количеством точек зрения. Так как каждая репрезентативная система предлагает свой путь описания реальности и новые идеи возникают из этих различных описаний подобно тому, как белый цвет появляется, когда смешиваются все цвета радуги, любой
1 Дж. Оруэлл как-то сказал: «Если мысли могут искажать язык, то и язык может искажать наши мысли».
2 Слово «мета» пришло из древнегреческого языка и означает «выше* или *нада, либо «на другом логическом уровне».
3 Глубинной структурой лингвисты называют неосознаваемую полную и завершенную идею того, что хочет сказать говорящий. Сокращая эту глубинную структуру, чтобы выразиться ясно, говорящий высказывает поверхностную структуру.
Формы нарушений метамодели и примеры уточняющих и корригирующих вопросов
Форма нарушения | Речевое | Уточняющий |
метамодели | искажение | и корригирующий вопрос |
ИСКЛЮЧЕНИЕ | ||
Неспецифическое | Меня почти преследуют. | Кто или что именно? |
существительное | В этом суть вопроса. | |
Дети доставляют хлопоты | ||
Неспецифический глагол | Переживаю, чувствую | Как вы это чувствуете? |
Что переживаете? | ||
Утраченный префорштив | Я недостаточно хорошо | В сравнении с чем? |
(оценка или суждение | это сделал | Кто высказал это |
без указания стандарта) | суждение и на чем он | |
основывался, делая его? | ||
Номинализация | Моя плохая память | Что вас угнетает? (Перевод |
(обозначение процесса | мучает меня. Депрессия | существительного |
существительным) | сводит меня с ума | в глагол). Что тревожит? |
ОБОБЩЕНИЕ | ||
Модальный оператор | Я не могу... | Что произошло бы, если |
возможности | бы вы сделали?.. | |
Что препятствует вам? | ||
Модальные операторы | Я должен... | Что бы случилось, если бы |
необходимости | Я не должен... | вы сделали (не сделали)?.. |
Универсальные квантифи- | Всегда... | Действительно всегда? |
каторы (сверхобобщения) | никогда | Неужели никогда? Было ли |
когда-нибудь время, когда?.. | ||
ИСКАЖЕНИЕ | ||
Комплексная | Если он не... | Каким именно образом |
эквивалентность | значит это.,. | одно связано с другим? |
Пресуппозиции | Почему он не заботится | Что заставило вас |
обо мне должным образом? | подумать, что?.. | |
Нарушение причинно- | Он надоел мне. | Каким конкретно образом |
следственных связей | Я раскис из-за погоды. | одно вызывает другое? |
Я бы рассталась с ним, | Что должно произойти | |
но без меня он погибнет,,. | такое, чтобы одно | |
не было вызвано другим? | ||
Как именно вы заставляете | ||
себя реагировать таким | ||
способом на то, что видите, | ||
слышите, чувствуете? | ||
«Чтение мыслей» | Ты что, не знаешь, | Как именно |
(от интуитивного | как я чувствую себя? | вы узнаете, что?.. |
высказывания «это может | Тебе следует знать, | |
быть» отличается тем, | что мне это не нравится, | |
что «это точно так») | Он не обращает на меня | |
никакого внимания... |
психотерапевт не сможет успешно действовать, опираясь лишь на одну репрезентативную систему. Ему необходимы как минимум две системы: одна — для того, чтобы получать информацию, а другая — чтобы интерпретировать ее другим способом. Точно так же точка зрения любого отдельного человека будет иметь слепые пятна, вызванные его привычными способами восприятия мира, а точнее, фильтрами восприятия. Развивая способность видеть мир глазами других людей, психотерапевт получает возможность видеть мир с помощью своих собственных слепых пятен1.
ТРОЙНОЕ ОПИСАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
В своих работах Джон Гриндер и Джудит Делозье (1994) выделяют по крайней мере три способа, с помощью которых люди могут взглянуть на свой собственный опыт — первую, вторую и третью позиции восприятия.
Во-первых, человек может смотреть на мир полностью со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет ничьей другой точки зрения. Психотерапевт просто думает: «Как это на меня действует?» Это называется первой позицией.
Во-вторых, он может представить себе, что бы увидел, почувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь свой особый смысл для каждого человека. Поэтому для психотерапевта существенно важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Это есть вторая позиция, часто известная как эмпатия2.
" В модели самораскрытия «окно Джогари» (названной так в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма) выделяют четыре зоны личности содержащие информацию о ней: «арену» — зону нашего Я, о которой знает человек и знают другие люди; «видимое* — то, что знает о себе человек, но не знают другие люди; «слепое пятно» — то, что другие знают о человеке, но сам он об этом не знает; «неизвестное» — то, что скрыто и от человека, и от других людей.
2 Эмпатия (грсч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Различают эмоциональную (основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека), когнитивную (базирующуюся на интеллектуальных процессах сравнения, аналогии и т. п.) и предикативную (проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях) эмпатии. В качестве особых форм эмпатии выделяют непосредственно сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним и сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств лnvroro.
В-третьих, человек может иметь опыт наблюдения за ситуацией со стороны, как совершенно независимый наблюдатель, некто, лично не включенный в ситуацию. Для обнаружения этого ■ спросите себя: «Как это выглядит для стороннего наблюдателя?» Это даст вам объективную точку зрения, известную как третья позиция.
Все мы ежедневно находимся попеременно в этих трех позициях: часто делая это естественным образом, мы лучше понимаем жизненные ситуации и их результаты.
Все три позиции одинаково важны, и для психотерапевта чрезвычайно важно уметь свободно менять их и переходить от одной к другой, иначе он никогда не сможет выйти за пределы односторонней косности. Так, зафиксировавшись на первой позиции, он превратится в эгоиста; если ему станет привычна вторая позиция, он слишком легко будет подпадать под влияние чужих точек зрения; привычка же находиться в третьей позиции сделает его равнодушным сторонним наблюдателем жизни.
Главная идея такого тройного описания заключается в том, чтобы выявлять и принимать различия в жизни, а не пытаться навязать однородность. Вдохновения и инсайты1 приходят именно из новых взглядов на многообразие реальности. Однообразие порождает скуку, посредственность и борьбу (так, например, из биологии известно, что только одинаковые виды вступают в конфликты и борьбу за выживание; социология и политэкономия утверждают, что войны вспыхивают тогда, когда государства претендуют на одни и те же скудные ресурсы).
Говоря о тройном описании реальности, нельзя не упомянуть о парадоксальной логике особых состояний сознания. Она тесно связана с ситуацией бессознательной коммуникации с пациентом и так называемыми процессами первичного мышления (primary-process), которые подробно разбираются в психодинамической психотерапии. Вкратце эти идеи выглядят следующим образом. В своей книге «Бессознательное как бесконечные множества» М. Бланко (1975) выделил два понятия из математической теории множеств, позволяющие любопытным образом прояснить многие феномены психотерапевтической работы в особых состояниях сознания.
1 Ипсайт (от англ. insight — постижение, озарение) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта осознание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. В работах немецкого психолога В. Келера оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении (осуществляющимся методом «проб и ошибок»), а в исследованиях психологов М. Вертхаймера и К. Дункера применено к описанию мышления и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным опепяниям
Одно из этих понятий — «множество», определяемое как совокупность предметов (составляющих, вещей), имеющих об-ший элемент. Например, мы можем выделить множество всех кошек. В нем может быть подмножество всех черных кошек. Мы можем также, если захотим, образовать множество черных предметов с подмножеством черных кошек.
Другое понятие, используемое Бланко, — понятие «бессознательной симметрии». Оно образует логику, лежащую в Основе первичного процесса мышления. Если сознательно мы ориентируемся на асимметричную (аристотелевскую) логику (где А не может быть одновременно не-А), то бессознательно (или в особых состояниях сознания) мы воспринимаем все отношения как симметричные. Например, если начальник гневается на исполнителя, то бессознательно допускается, что исполнитель тоже гневается на начальника; если отец находится справа от ребенка, то первичное мышление тоже «думает», что ребенок находится слева от отца, ведь они связаны отношением местонахождения бок о бок и т. п.
Подобные положения имеют бесконечное число подтверждений в психотерапевтической практике. Так, если рассматривать перенос, вызывающий (как это описано в психоаналитических моделях) особые состояния сознания, то можно определить, что запускает этот процесс, — настоящее начинает напоминать похожую ситуацию, принадлежавшую ранее бессознательному множеству. Такое ощущение сходства между прошлым и настоящим может исходить либо от пациента, либо от психотерапевта. Чаще считают, что именно пациент приписывает составляющие прошлого опыта психотерапевту или ситуации, возникающей при психотерапевтическом воздействии, и реагирует на это таким образом, как если бы прошлое «разлилось» в настоящем1.
1 Здесь также нельзя не вспомнить о квантовой логике фон Неймана, согласно которой, помимо аристотелевских «истинно» и «ложно* существует еще состояние «может быть». Это положение иллюстрируется множеством парадоксов, из которых наиболее известен кот Шредингера. (Э. Шредингер Доказал, что кот может существовать в математических условиях «собственного состояния», когда утверждение, что кот мертв, и утверждение, что кот жив, в равной степени имеют смысл, причем утверждение, что кот и жив, и мертв, тоже имеет смысл. Ю. Вигнер дополнил аргументы Э. Шредингера, доказав, что, даже если кот стал определенно мертвым или определенно живым для одного физика, он останется как мертвым, так и живым для другого физика, находящегося где-нибудь в другом месте.)
В некотором отношении это соответствует понятию логической неопределенности, но полностью исключает понятие логической бессмысленности. Кроме того, из этого вытекает такое важное следствие: мы сами создаем собственную модель реальности, или собственный «туннель реальности» (Т- Лири), или (как говорят социологи) собственную фразеологию тех реальностей, с которыми сталкиваемся,
И, наконец, на этапе предварительной подготовки необходимо определить те жизненные тактику и стратегию, которые имеет пациент.
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ИМЕТАПРОГРАММЫ
Как уже говорилось, человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стимулах) и поведение (как результат) у всех людей разные. Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется стратегией поведения.
Обычно при всем многообразии возможных форм поведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Это зависит от многих причин, в том числе и от многообразия репрезентативных систем. Если у человека есть опыт реагирования в конкретной ситуации, он выбирает определенный стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на сознание, которое конструирует возможный вариант поведения. Социально незрелый или патологический индивид для каждой ситуации имеет очень мало стратегий. Чем больше стратегий, тем больше выбор, тем больше творчества, тем лучше адаптация. Исходя из этого, психотерапевт должен установить, что ограничиваегвыбор пациента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор увеличился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.
Кроме того, человека постоянно окружает масса информации, на которую он мог бы обратить внимание, но большая ее часть оказывается проигнорированной, так как произвольное внимание способно ухватить семь (плюс-минус две) единиц информации. Метапрограммы представляют собой фильтры восприятия, действующие в нас привычным образом, это паттерны, которые мы используем для того, чтобы определить, какая информация будет допущена в сознание. Например, подумайте о стакане, наполненном водой. Теперь представьте себе, что ровно половину воды отпили. Будет ли стакан наполовину полным или наполовину пустым? И тем, и другим; несомненно, вопрос лишь в том, как на него посмотреть. Одни люди в любой ситуации обращают внимание на позитивную ее сторону, на то, что в ней действительно есть, другие же видят лишь то, чего в ней не хватает. Обе точки зрения являются полезными, и каждый человек будет предпочитать тот или иной способ смотреть на вещи.
Метапрограммы действуют систематически и привычно, и мы нечасто задаем себе вопрос, достаточно ли хорошо они нам служат. Эти паттерны могут не изменяться от контекста к контексту, но устойчивыми привычками обладают немногие люди, поэтому метапрограммы скорее всего изменяются от контекста к контексту. То, что привлекает наше внимание в" рабочей обстановке, может совершенно отличаться от того, на что мы обращаем внимание дома.
Таким образом, метапрограммы фильтруют окружающий мир с целью создания карты этого мира. Психотерапевт может заметить метапрограммы пациентов как по их поведению, так и по их языку1.
Выявление метапрограмм чрезвычайно важно для психотерапии, использующей особые состояния сознания, так как они являются ключевыми моментами в процессах мотивации и принятия решения. Как мы уже говорили, искусный психотерапевт формирует свой язык так, чтобы он соответствовал модели мира пациента. Поэтому употребление языка, согласованного с метапрограммами собеседника, заранее приспосабливает информацию к восприятию и гарантирует, что он легко сможет извлечь из нее смысл. Это сбережет ему энергию, необходимую для принятия решений и мотивирования.
Существует множество паттернов, которые можно было бы квалифицировать как метапрограммы, и различные книги по нейро-лингвистическому программированию делают акцент на различных паттернах. Здесь мы предложим лишь некоторые наиболее часто употребляемые паттерны2. Когда вы будете читать описания метапрограмм, то, вероятно, обнаружите, что какая-то из точек зрения окажется более близкой, чем другие (возможно, вам даже покажется странным, что кто-то может думать иначе). Таким образом, вы, вероятнее всего, обнаружите тот паттерн, который используете сами3.
Важно отметить, что никакие оценочные суждения неприменимы к этим паттернам. Ни один из них не является «более хорошим» или «более правильным» сам по себе — все зависит от контекста и от цели. Немногие люди проявляют эти паттерны в столь крайних формах. Поведение большинства представляет собой смесь этих двух характерных черт.
1 Поскольку метапрограммы фильтруют опыт и мы передаем каш опыт с помощью языка, то определение паттерны языка оказываются типичными Для определенных метапрограмм.
2 Это лишь самый краткий обзор некоторых наиболее важных метапро-1рамм. Подробнее они рассмотрены в книгах Р. Бендлера и Л. Камерон-Бен-Длер, а также Р. Бэйли (применительно к бизнесу).
3 Из двух крайних точек зрения внутри одной метапрограммы, вероятно, только одну вы не сможете принять или понять. Противоположная и будет вашей собственной.
1. Активный — пассивный Первая метапрограмма касается образа действия.
Активный человек | |
Сам проявляет инициативу, быстро начинает и продвигает дело вперед. Не дожидается, пока другие начнут действовать | Ждет, когда другие начнут действовать, или выжидает удобного случая для старта. Может провести в нерешительности много времени или вообще на предпринять никаких действий |
Будет скорее использовать законченные предложения с личный подлежащим (существительным или местоимением), с глаголом в активном залоге и реальным дополнением, например: «Я собираюсь вылечиться за короткий срок!" | В его речи будут чаще встречаться глаголы в пассивном залоге и незаконченные предложения. Вероятно, он будет употреблять определительные фразы и номинали-зации, например: «Есть ли какая-нибудь возможность излечиться от этого заболе- |
Чаще мотивируется фразами типа: «Иди туда», «Сделай это», «Пора действовать» | Будет лучше реагировать на фразы типа: «Подожди», «Давай проанализируем», «Подумай об этом» и «Посмотрим, что думают другие» |
2. Приближение — уклонение
Вторая метапрограмма объясняет, каким образом люди фокусируют свое внимание и создают проблемы при установлении хорошо сформированного результата. Вспомните старую нравственную дилемму бизнеса, образования и воспитания детей: чем лучше стимулировать, пряником или кнутом? Другими словами, Предложить ли человеку награду или пригрозить ему? Исходя из понимания метапрограмм, ответ, конечно, таков: все зависит от того, кого вы хотите мотивировать — людей типа «приближение» или «уклоняющихся». А спорить о том, какой из этих способов лучше, в обшем случае совершенно бессмысленно.
Люди с метапрограммой приближения | Люди с метапрограммой уклонения |
Фокусируются на своих целях, продвигаясь к тому, чего хотят Зажигаются знанием цели и вознаграждением Говорят о том, чего они хочят, достигают или обретают Лучше справляются с делами там, где необходима способность неотступно стремиться к определенной цели | Легко осознают проблемы, зная, чего следует избегать, петому что они четко представляют себе, чего они не хотят Мотивируются избеганием проблем и наказания Ведут речь о тех ситуациях, которых хотели бы избежать, и о проблемах, которые хотели бы обойти стороной Превосходны в обнаружении ошибок и будут хорошо работать, например, контролерами качества (а также критиками) |
3. Внутренняя референция — внешняя референция