3. Запуск бессознательного поиска — самая важная часть работы психотерапевта. Она требует использования особых средств, которые благоприятствовали бы возникновению новых ассоциаций. Чаще всего для этого применяются следующие способы: открытые внушения, воспоминания и использование диссоциативного языка (в одной и той же фразе происходит обращение к сознательным процессам пациента и к его бессознательному, при этом обе части фразы соединяются сложными союзами). Например: «Ваш сознательный разум слушает мой
голос и слышит мои слова, в то время как ваше бессознательное занято другим...»
4. Бессознательный процесс и ответ — бессознательное всегда представляет собой резервуар ресурсов. В особых состояниях сознания их мобилизация влечет за собой реорганизацию и переструктурирование психики пациента.
Это заставляет кратко коснуться принципов научения или переучивания. Традиционно считается, что любое обучение включает в себя четыре стадии.
Первая стадия — неосознанное незнание. Человек не только не знает, как что-то сделать, но также не знает и того, что он этого не знает.
На стадии осознанного незнания (некомпетентности) человек обнаруживает свое незнание и начинает учиться, полностью отдавая этому свое внимание. Именно в это время он усваивает большую часть необходимого.
На стадии осознанного знания (компетентности) человек полностью осваивает отдельные умения, но еще не овладевает мастерством (то есть целостным применением навыка без участия сознания).
И, наконец, на стадии неосознанного знания все отдельные умения сливаются в единный бессознательный паттерн, давая возможность сознанию поставить задачу и дать подсознанию выполнять ее, освободив внимание для других целей.
|
При этом обычно обучение происходит путем последовательных приближений: человек делает то, что он может на данном этапе (настоящее состояние), и сравнивает это с тем, чего он желает (желаемое состояние). Если между этими двумя полюсами существует расхождение, он начинает действовать, чтобы его уменьшить. Естественно, что успех зависит от гибкости поведения (или разнообразия инструментов в терминах кибернетики). Таким образом человек движется по этому циклу ДО тех пор, пока полученный результат его не удовлетворит.
Если представлять это метафорически, то путешествие от настоящего к желаемому состоянию представляет собой петлю, внутри которой могут существовать еще малые петли — более мелкие результаты, которые необходимы, чтобы достичь более крупной цели.
Для понимания продукции, появляющейся во время терапевтических особых состояний сознания, существует множество схем в самых разных подходах (регрессия к определенным стадиям психосексуального развития, условнорефлекторные паттерны и пр.), но наиболее оправданной клинически нам кажется модель, предложенная С. Грофом (1994).
Модель включает в себя четыре типичные матрицы переживаний, несущие собственное эмоциональное и психосоматичес-
кое содержание и выступающие как принципы организации материала на других уровнях бессознательного. Они имеют отношение к реальным событиям биографического уровня, касающимся процесса рождения, психического насилия и физических травм, они связаны со специфическими психоаналитическими эрогенными зонами, могут объяснять актуальную психопатологию и находят свое отражение на архетипическом уровне. По мнению С. Грофа, эти матрицы первоначально формируются на перинатальном уровне.
|
Первая перинатальная матрица (БПМ-1). Биологическая основа этой матрицы — опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматоч-ного существования. В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка могут быть почти идеальными. Однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны серьезно их осложнить. При этом на поздних стадиях беременности ситуация скорее всего будет менее благоприятной — из-за крупных размеров плода, усиления механического сдавливания или сравнительной функциональной недостаточности плаценты.
В особых состояниях сознания приятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки могут проявляться в конкретной биологической форме. Люди, настроенные на первую матрицу, во время психотерапевтической сессии способны переживать в полном объеме все связанные с нею видения и чувства по логике глубинного опыта. Безмятежное внутри маточное состояние может сопровождаться другими переживаниями, также не знающими границ и препятствий, — например, океанического сознания, водных форм жизни (кита, рыбы, медузы, анемона или водорослей) или пребывания в межзвездном пространстве. И картины природы в ее лучших проявлениях (Мать-природа), прекрасные, мирные и безусловно изобильные, вполне логичным образом сопутствуют блаженному состоянию ребенка в утробе. Из архетип ических образов коллективного бессознательного нужно выделить видение Царства Небесного, или рая, в представлении различных мировых культур. Опыт первой матрицы включает также элементы космического единства или мистического союза.
|
Нарушения внутриматочной жизни ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, зараженной или враждебной природной среды, подстерегающих всюду демонов. На смену мистическому растворению границ приходит их психотическое искажение с параноидальными оттенками. При психопатологических состояниях
проявления, характерные для этой матрицы, проявляются, например, в том, что в содержании бреда (чаще всего шизофренического генеза) возникают идеи мистического союза, столкновения с высшими силами добра и зла. В качестве родственных психопатологических синдромов могут выступать ипохондрические и истерические галлюцинации.
Что касается фрейдовских эрогенных зон, позитивные аспекты БПМ-1 совпадают с таким биологическим и психологическим состоянием, когда в этих областях нет напряжений и все частные влечения удовлетворены (например, счастливые дни безмятежного детства, опыт семейного благополучия, счастливой любви и просто приятных ощущений). Негативные аспекты БПМ-1 имеют, по-видимому, специфическую связь с тошнотой и дисфункцией кишечника, сопровождающихся поносом.
Вторая перинатальная матрица (БПМ-2). Этот эмпирический паттерн относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается — вначале тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами; шейка матки закрыта и выхода еще нет.
В особом состоянии сознания эту биологическую ситуацию можно пережить снова довольно конкретным и реалистичным образом. Символическим спутником начала родов служит переживание космического поглощения. Оно состоит в непреодолимых ощущениях возрастающей тревога и в осознании надвигающейся смертельной опасности. Источник опасности ясно определить невозможно, и индивид склонен интерпретировать окружающий мир параноидальных представлений. Для этой стадии очень характерны переживания трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающих человека в центр. Эквивалентом такого сокрушительного вихря являются переживания, когда человек чувствует, как его пожирает страшное чудовище, например гигантский дракон, левиафан, питон, крокодил, кит, или переживания, связанные с нападением ужасного спрута или тарантула. В менее драматическом варианте то же испытание проявляется как спуск в опасное подземелье, систему гротов или таинственный лабиринт. По-видимому, в мифологии этому соответствует начало путешествия героя; родственные религиозные темы — падение ангелов и изгнание из рая.
Архетип ическим выражением проявившейся полностью первой клинической стадии родов становится опыт отсутствия выхода, или ада. Он включает чувство увязания, заточения или пойманности в кошмарном мире и переживания невероятных
душевных и телесных мучений. Ситуация абсолютно невыносима, кажется бесконечной и безнадежной. Человек теряет ощущение линейного времени и не видит ни конца этой пытки, ни какого-либо способа избежать ее. Это может привести к эмпирической идентификации себя с заключенными в темнице или концентрационном лагере, с обитателями сумасшедшего дома, с грешниками в аду или с архетипическими фигурами, символизирующими вечное проклятие: с Вечным Жидом, Агасфером, Летучим Голландцем, Сизифом, Танталом или Прометеем. Находясь под влиянием этой матрицы, индивид в своем существовании избирательно слеп ко всему положительному в мире. Среди стандартных компонентов этой матрицы — мучительные ощущения метафизического одиночества, беспомощности, безнадежности, неполноценности, экзистенциального отчаяния и вины. Психопатологические проявления, связанные с этой матрицей, часто выражаются в различных формах депрессии, ипохондрических вариантах бреда с телесными ощущениями, алкоголизме, наркоманиях. В психосоматических синдромах это могут быть псориаз и язва желудка.
В отношении фрейдовских эрогенных зон эта матрица связана с состояниями неприятного напряжения и боли. На оральном уровне это голод, жажда, тошнота и болезненные раздражения рта; на анальном — боль в прямой кишке и задержка кала; на уретральном уровне — боль в мочевом пузыре и задержка мочи. Соответствующими ощущениями генитального уровня будут сексуальная фрустрация и чрезмерное напряжение, спазмы матки и влагалища, боль в яичниках и болезненные сокращения, которые сопровождают у женщин первую клиническую стадию родов.
Третья перинатальная матрица (БПМ-3). Смысл этой сложной матрицы переживаний можно понять при соотнесении ее ко второй клинической стадии биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии шейка матки теперь раскрыта, что позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Это сопровождается отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механическим сдавливанием, часто высокой степенью гипоксии и удушья. На конечной стадий родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.
В особых состояниях сознания этот паттерн неким образом разветвляется и усложняется. Помимо истинных, реальных ощущений борьбы за выживание, происходящей в родовом канале, он несет в себе большой набор явлений, возникающих в типичной тематической последовательности. Самыми важ-
ными из них будут элементы титанической битвы, садомазохистские переживания, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизоды, скатологическая1 вовлеченность и столкновение с огнем. Все это происходит в контексте неуклонной борьбы смерти-возрождения.
Характерные архетипические мотивы: неистовые силы природы (вулканы, электромагнитные бури, землетрясения, волны прилива или ураганы), яростные сцены войн и революций, технологические объекты высокой мощности (термоядерные реакторы, ядерные бомбы и ракеты). В более мягкой форме этот паттерн переживаний включает участие в опасных приключениях — в охоте или схватке с дикими животными, в увлекательных исследованиях, освоении новых земель. Соответствующие темы — картины Страшного Суда, необыкновенные подвиги великих героев, мифологические битвы космического размаха с участием демонов и ангелов или богов и титанов.
Элементы демонизма на этой стадии представляют особую трудность для психотерапевтов и пациентов. Жуткие свойства такого материала могут вызвать полное нежелание иметь с ним дело. Общим для опыта рождения на этой стадии и ведьмин-ского шабаша или Черной мессы является причудливое сочетание переживаний смерти, извращенной сексуальности, страха, агрессии, скатологии и искаженного духовного порыва.
Присутствующий элемент огня проявляется либо в своей обычной форме — как идентификация с жертвой, отданной на заклание, либо в архетипической форме очищающего огня (гшрокатарсиса), который разрушает все гнилое и отвратительное в человеке, готовя его к духовному возрождению. Это самый трудный для постижения элемент символизма рождения.
Религиозный и мифологический символизм этой матрицы особенно тяготеет к тем системам, которые прославляют жер-* твоприношение и жертвенность (к сценам ритуалов из доколум-бовой Америки, видениям распятия и отождествлению себя с Христом, к поклонению богиням Кали, Коатликуэ и Рангде, к поклонению сатане, а также к сценам Вальпургиевой ночи). Другая группа образов связана с религиозными обрядами и Церемониями, в которых секс сочетается с исступленным ритмическим танцем. Это фаллические культы, ритуалы, посвя-Щенные богине плодородия, ритуальные церемонии первобытных племен.
1 Скагологический аспект — характерный спутник войн во все времена. Типичный признак войны — уничтожение гармонии, порядка и красоты, развалины, хаос и запустение. Разруха, груды камней, мусор, антисанитария, высочайший уровень загрязнения всех видов, изуродованные, искалеченные Тела, панорама разлагающихся трупов, горы костей — непременные последствия войн на протяжении всей истории человечества.
Родственными психопатологаческими симптомами являются:
тревожная депрессия, аутоагрсссия, мужской гомосексуачизм,
садомазохизм, уролагния и копрофашя, импотенция (фригид-
. ность), неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия, эну-
, рез и энкопрез, тики и заикание. Психосоматически эта матрица
может проявляться в виде психогенной астмы.
Что касается фрейдовских эрогенных зон, то эта матрица связана с теми физиологическими механизмами, которые приносят внезапное облегчение и релаксацию после длительного напряжения. На оральном уровне это жевание и глотание пищи или, наоборот, рвота; на анальном и уретральном уровнях — дефекация и мочеиспускание; на генитальном уровне — восхождение к сексуальному оргазму и ощущения роженицы на второй стадии родов.
Четвертая перинатальная матрица (БПМ-4). Эта матрица по смыслу связана с третьей клинической стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. На этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу; продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следуют внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или операционной). После отсечения пуповины прекращается тесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый индивид.
Архетипическим выражением последней стадии родов является опыт смерти-возрождения; в нем представлены окончание и разрешение борьбы смерти-возрождения. Парадоксально, что, находясь буквально на пороге освобождения, индивид ощущает приближение катастрофы огромного размаха. За опытом полной аннигиляции и «прямого попадания на самое дно космоса» немедленно следует видение ослепительного белого или золотого света сверхъестественной яркости и красоты. Его можно сопоставить с изумительными явлениями архетипичес-ких божественных существ, с радугой или с замысловатым узором павлиньего хвоста. В этом случае также могут возникать видения пробуждения природы весной, освежающего действия грозы или бури. Человек испытывает глубокое чувство духовного освобождения, спасе-ния и искупления грехов. Он, как правило, чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает очищение и необремененность. Это сопровождается потоком положительных эмоций в отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным местом, а интерес к жизни отчетливо возрастает.
Символизм опыта смерти-возрождения может быть извлечен из многих областей коллективного бессознательного, так как любая крупная культура обладает соответствующими мифологическими формами для подобного явления. Смерть Эго будет испытываться в связи с самыми разными божествами-разрушите-лями __ Молохом, Шивой, Уицилопочтли, Кали или Коатликуэ; либо при полном отождествлении пациента с Христом, Озирисом, Адонисом, Дионисом или с другими жертвенными мифологическими существами. Богоявлением может стать совершенно абстрактный образ Бога в виде лучезарного источника света или более-менее персонифицированное представление разных религий. Так же обычен опыт встречи или единения с великими богинями-матерями — Девой Марией, Изидой, Лакшми, Парва-ти, Герой или Кибелой.
Среди соответствующих биографических элементов — воспоминания о личных успехах и окончании опасных ситуаций, о завершении войн и революций, о выживании после несчастного случая или выздоровлении после тяжелой болезни.
Родственными психопатологическими синдромами являются маниакальная симптоматика, мессианский бред, женский гомосексуализм и эксгибиционизм.
Если говорить о фрейдовских эрогенных зонах, то БПМ-4 на всех уровнях развертывания либидо связана с состоянием удовлетворения, которое наступает сразу же после активности, облегчающей неприятное напряжение, — после утоления голода, рвоты, дефекации, мочеиспускания, оргазма и деторождения.
ГЛАВА 4 Показания противопоказания и осложнения при использовании особых состояний сознания
Говорят, полезен яд змей, если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед, если он в руках дурака.
Расул Гамзатов
Ключ к сокровенным тайнам Бытия давным-давно в руках человека. А о» не знает, что в руках его.
В. Сидоров
Понятно, что методы психотерапии, связанные с особыми состояниями сознания, как и все прочие, имеют свои многочисленные показания и противопоказания как общемедицинские, так и связанные с психологией. Мы помним из истории, что в целительской практике всех времен И народов неоднократно фиксировались как позитивное или негативное воздействие духа на тело, так и наоборот. Подобное положение дел закономерно, поскольку особые состояния сознания находятся как раз на пересечении всех феноменов взаимодействия психологического и соматического. Поэтому естественно, что мы не можем составить исчерпывающий список показаний и противопоказаний и укажем лишь главные, основанные на нашей повседневной практике. Мы убеждены, что каждому психотерапевту по силам дополнить этот список самому, если он будет помнить, что хорошее показание, как и правильное противопоказание, — это то, что настоящий профессионал предлагает своему пациенту, оставаясь в привычных для себя терапевтических рамках и учитывая современный уровень знаний.
Наш опыт свидетельствует, что показаниями для эффективной работы с особыми состояниями сознания — изолированно или совместно с другими терапевтическими подходами — являются следующие случаи:
• неврозы и невротические реакпии;
• психопатии;
• психотравматический синдром;
• личностный и профессиональный стресс;
• внутрисемейные конфликты, проблемы супружеской адаптации;
. функциональные сексуальные нарушения (фригидность,
импотенция, сексуальные дисгармонии и др.);. проблемы самоуважения, самовыражения;.-зависимости от табака, алкоголя, наркотиков;. острые или хронические боли, анальгезии, анестезии;
• нарушения питания: анорексия, булимия, излишний вес;. тревожность, страхи, навязчивости;
. расстройства сна;
• депрессивные и близкие к ним нарушения;
• психологическая поддержка и специфическая коррекция больных с некоторыми видами психических расстройств;
. психологическая работа с детьми: энурез, проблемы с учебой, самоутверждение, проблемы семейных отношений, подготовка к экзаменам, агрессивность, страхи, де-виантное и делинквентное поведение;
• психосоматические расстройства: в области пульмонологии и отоларингологии (астма, аллергии, риниты, синуситы, акуфены, утрата вкуса и обоняния); гастроэнтерологии (язвы, колиты, хронические гастриты, заболевания гастро-дуоденальной зоны); кардиологии (сосудистые нарушения, психогенные нарушения сердечного ритма, артериальная гипертензия, постинфарктная психотерапевтическая реабилитация); неврологии (функциональные головные боли, в том числе мигрени, тики, лицевые параличи); гинекологии (тяжелая беременность, тошнота и рвота, психологическая поддержка родов, некоторые виды бесплодия, кровотечения); хирургии (пред- и послеоперационная подготовка и поддержка больных); дерматологии (аллергии, псориазы, уртикария, гипергидрозы, дерматозы и дерматиты, улучшение рубцевания ожогов);
• помощь терминальным больным: снятие болей, психологическая поддержка, снижение вторичных эффектов лечения, продление и улучшение качества жизни;
• оказание помощи больным СПИДом, продление и повышение качества их жизни.
Традиционно противопоказаниями к работе с особыми состояниями сознания считаются психозы и различные варианты органической патологии большой степени тяжести. Однако исследователь И. П. Брязгунов выделяет абсолютные и относительные противопоказания к работе с особыми состояниями сознания и конкретно — к гипнозу. К абсолютным противопоказаниям он относит интоксикации, высокую температуру, случаи, когда гипноз может провоцировать компенсированные аРушения в организме (диэнцефальные и гипертонические
кризы, эпилептические и истерические припадки), а также все случаи нарушения сознания и интеллекта. Вопрос о противопоказаниях при выраженных психозах, и в частности при шизофрении, особенно параноидной, до сих пор является дискуссионным. К относительным противопоказаниям он относит заболевания, при которых осложнения могут появиться в результате возможного волнения, нередко наступающего перед терапевтической сессией или непосредственно во время ее (сердечно-сосудистая недостаточность, наклонность к кровотечениям и др.).
Но даже и в этих случаях профессионалы, работающие с патологиями подобного рода, берут на вооружение многие технические возможности методов, связанных с использованием особых состояний сознания. Исходя из этого, по нашему убеждению, фактически единственным серьезным противопоказанием к работе с особыми состояниями сознания является выход за привычные терапевтические рамки. В большинстве случаев работа с особыми состояниями сознания не может быть опасной — при условии, если ею занимается настоящий практик и проведению психотерапевтической интервенции предшествует хорошо собранный анамнез.
Особым состояниям сознания исторически приписывались таинственные свойства. Из-за этого некоторые люди до сих пор боятся их. Они представляются им как нечто, способное изменить их личность. Эти опасения могут принимать самые разнообразные формы: боязнь заснуть и не проснуться, боязнь того, что нахождение в особых состояниях сознания может ослабить волю, что после неоднократных сессий человек будет входить в транс самопроизвольно. Иногда даже могут возникать фантазии об абсолютной власти психотерапевта и его неограниченных возможностях управлять психикой пациента1.
Однако при этом часто упускается из виду, что пациент не является каким-то автоматом, проявляющим полную покорность. На самом деле он в состоянии активно противостоять неприемлемым требованиям психотерапевта. Беспрепятственно выполняются только нейтральные для личности инструкции, поскольку они не противоречат основным чертам характера и доминирующим убеждениям. Даже в случаях глубокого транса невозможно заставить человека совершить действия, которые не согласуются с его мировоззрением, ценностями, личностны-
1 Интересно, что при гипносуггестии противопоказано гипнотизировать людей, которые испытывают страх перед гипнозом. Это связано с тем, что, по мнению А. П. Оюбодяника, в таких случаях гипноз часто малоэффективен. Однако умелой подготовкой можно избавить человека от чувства страха (если нет психического заболевания). Не рекомендуется применять эгот метод и в случаях резко отрицательной установки на гипноз.
ми установками, что очевидно свидетельствует о постоянной сохранности контроля над терапевтической ситуацией.
В связи с этим часто возникает и другой вопрос: возможно ли изменить сознание против желания человека? Пока что наука не может дать на это определенный ответ, но, судя по нашей практике, действительно, навести особое состояние сознания против желания человека в редких случаях и даже при выраженном сопротивлении возможно.
Освещая вопрос об осложнениях при работе с особыми состояниями сознания, следует отметить, что они встречаются редко в виде отдельных симптомов или истероидных (истеро-формных) реакций1, возникающих только у людей с психотическими тенденциями по отношению к лечению. Кроме того, до сих пор не ясно, являются ли эти осложнения следствием применения методов, связанных с особыми состояниями сознания, или же они появились бы при использовании любого метода психотерапии. Еще раз указывая, таким образом, на общую безвредность использования особых состояний сознания в психотерапии, необходимо все же предостеречь от небрежного обращения с этим методом. Психотерапией вообще, и методами, связанными с особыми состояниями сознания, в частности, должны пользоваться только подготовленные специалисты, полностью несущие юридическую и этическую ответственность за свою деятельность, так как, используя эти состояния, они тесно соприкасаются с душой человека, нередко непроизвольно легко оживляя психотравмирующие, неприятные воспоминания и привычки, обладающие огромным энергетическим зарядом, или получая самую интимную информацию о человеке.
Известно несколько видов осложнений, иногда возникающих при работе с особыми состояниями сознания.
1. Утрата контакта (раппорта). Выражается в том, что пациент перестает реагировать на вербальную или невербальную стимуляцию психотерапевта. Чаще всего наблюдается тогда, когда с пациентом более или менее длительное время не поддерживается контакт (например, психотерапевт оставляет его в трансе, а сам уходит или во время групповой работы фокусирует свое внимание на другом члене группы), либо когда пациент испытывает сильные душевные переживания. В таких случаях возможны несколько вариантов развития событий: либо транс переходит в обычный естественный сон, после которого чело-
Истероформные расстройства — истероподобные психические (двигательные, сенсорные и вегетативные) расстройства. При внешнем сходстве с истерией обусловлены другими этиологическими факторами и наблюдаются При неврозоподобных состояниях эндогенного и экзогенно-орпшического ге-Hc
век, выспавшись, просыпается (самостоятельно или с помощью обычных средств), либо психотерапевту в срочном порядке (особенно если это сопровождается физиологическими изменениями — урежением пульса, уменьшением частоты дыхания и т. п.) приходится восстанавливать утраченный контакт и осторожно выводить его из этого состояния с целью узнать причину. Возможно, первый путь более предпочтителен с точки зрения психотерапевтического эффекта, но тут необходимо учитывать, что, выбирая его, мы всегда ставим на своего рода «темную лошадку», так как даже эмпатически нам недоступно в полном объеме то, что происходит в это время внутри пациента, а следовательно, недоступен и контроль над этими процессами.
2. Невозможность выведения субъекта из особого состояния сознания. Имеющиеся часто и у пациентов, и у терапевтов опасения, что человека, введенного в особое состояние сознания, в дальнейшем не удается вывести из него, малообоснованны. Лишь у больных истерией в крайне редких случаях транс может перейти в состояние истерического ступора. Чаще это бывает в случаях, когда пациенту сделано неприятное для него (в связи со вторичной «условной желательностью и приятностью заболевания») постгипнотическое внушение, например, что болезненный симптом (слепота, глухота, астазия-абазия1) устранится, как только больной проснется. Тогда вывести пациента из этого состояния можно либо резким, властным внушением пробуждения, сделанным повелительным тоном, нивелированием развившегося состояния (например, сказать: «Пусть спит. Когда выспится, проснется»), давая больному возможность спать до тех пор, пока не проснется, либо же с помощью других методов, известных при лечении истерии.
3. Возникновение эмоциональной реакции во время особого состояния сознания. Иногда во время терапевтической сессии у человека без внешнего повода всплывают травмирующие переживания, которые могут вызвать у него слезы, стоны, рыдания, экспрессивные движения. Какой-либо опасности для человека это не представляет, мало того, некоторые эстрадные гипнотизеры вызывают такие состояния для увеселения публики. Психотерапевту не нужно стремиться к этому, но и не следует бояться подобных случаев.
После пробуждения под влиянием психотерапии, проведенной в особых состояниях сознания, возможны повышение эмоционального фона и чрезмерная речевая активность. Это характерно для лиц с различными функциональными и органическими на-
1 Астаз![я-абазия (греч. а — без-, ые-, stasis — стояние, + basis — шаг) — невозможность стоять и ходить при сохранении силы и объема движений конечностей в постели.
рушениями (речи, слуха и т. д.), осложненными вторичными невротическими и неврозоподобными расстройствами.