Наблюдая вместе с пациентом за «поведением» его рук, психотерапевт в непринужденном тоне продолжает: «Интересно будет увидеть, какой из ваших пальцев начнет двигаться первым. Может быть, это будет большой палец или указательный, или безымянный, или мизинец. Вы не знаете точно, какой именно... Смотрите все время внимательно и заметите сперва легкое вздрагивание, может быть, правой руки. Смотрите: мизинец вздрагивает и шевелится. В начале движения вы заметите интересную вещь. Пространство между пальцами расширяется очень медленно, пальцы расходятся очень медленно, и вы замечаете, что пространство между ними расширяется все больше и больше. Пальцы будут расходиться медленно... они расходятся все больше и больше, все больше и больше, все больше и больше, именно так». Если пальцы начинают расходиться, это означает, что пациент реагирует на внушение. Психотерапевт продолжает говорить, делая вид, что все происходит само собой и дело не в его словах, а в поведении пациента.
«...Ваши пальцы разойтись... вскоре они начнут подниматься, образуя арку над бедром, kqk будто они хотят подняться все выше и выше. Заметьте, как поднимается указательный палец. Другие пальцы тоже хотят последовать за ним. Вот они медленно поднимаются. В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете мягкость в кисти, руки, ощущение легкости, тем более что пальцы поднимаются в воздух, поднимаются, поднимаются все выше... Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть
тки'вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, еще выше, еще... Смотрите все время на кисть руки и всю руку, которые поднимаются, и в это время вы почувствуете, как ваши глаза становятся сонливыми и усталыми. В то время как ваша рука продолжает подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным и вам очень захочется спать. Ваши глаза сделаются тяжелыми, и, возможно, векам захочется закрыться, и в то время как ваша рука будет подниматься все выше и выше, вы захотите почувствовать себя все более и более расслабленным, вы захотите спать все больше и больше, вы захотите испытать чувство покоя и расслабления, закрыв глаза и засыпая».
|
И если пациент подчиняется внушению, его положительный ответ используют, чтобы подкрепить и усилить внушение.
«Ваша рука поднимается еще, а вы становитесь совсем сон/ш- вым; ваши веки делаются тяжелыми, ваше дыхание становится медленным и спокойным... В то время как вы смотрите на свою руку и чувствуете себя все более и более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться. Рука начинает сгибаться, и кисть руки начинает все больше и больше приближаться к вашему лицу, еще, еще, и, пока она сгибается, вы медленно, но верно впадаете в глубокий, глубокий сон, в котором вы глубоко расслабитесь, настолько, насколько хотите. Рука сгибается все сильнее и сильнее, пока не достигает вашего лица, и вы будете хотеть спать все больше и больше, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука не достигнет лица. Когда рука приблизится к лицу, вы будете спать, глубоко спать».
Пациенту предоставляют возможность самому регулировать режим движения руки и засыпания. Когда пальцы его кисти коснутся лица, у него создается впечатление, что он уснул, потому что таково было его собственное желание. Движение руки и постепенное засыпание взаимно усиливают друг друга, и, когда пациент закроет глаза, он войдет в транс, 'В формировании которого он участвовал сам.
|
Тем временем психотерапевт продолжает: «Теперь ваша кисть поднимается к лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше и больше хочется спать. (Кисть руки пациента приближается к лицу, его веки моргают все быстрее.) Ваши веки становятся тяжелыми, и кисть руки направляется к лицу, вы чувствуете себя очень ycmajibiM и сонным. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда ваша рука достигнет лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать сильную сонливость. Вы будете чувствовать все большую сонливость, вы очень захотите спать, почувствуете общую усталость, ваши веки тяжелы, как свинец, а ваша рука направляется прямо к лицу, и, когда она достигнет лица, вы будете спать (кисть руки доходит до лица и пациент закрывает глаза). L спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень
усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на релаксации, на состоянии релаксации без напряжения. Думайте только о том, чтобы спать, глубоко спать!» (Шерток Л., 1972).
Один из вариантов — пациент стоит или сидит, руки опущены вдоль туловища. Психотерапевт закрывает правой ладонью глаза пациенту и просит его дышать возможно медленно с максимальными промежуточными паузами. На седьмом медленном вдохе врач плавно поднимает прямые руки пациента вверх над головой, а затем отпускает их и приказывает: «Руки на выдохе плавно, сами, в неосознаваемом режиме опускаются вниз. По мере опускания рук вы засыпаете все глубже и глубже... и, когда руки дойдут до низа, вы заснете!»
|
Метод Д. А. Когана и В. М. Файбушевича. Отличается простотой и изяществом. «Лежите спокойно, удобно, ни о нем не думайте. Сейчас я вам прочитаю маленький отрывок из стихотворения; вы будете успокаиваться все больше и больше, в вашем теле появятся приятная теплота и истома, мысли начнут исчезать из головы, и вы будете погружаться в приятную дремоту. С каждым моим словом вы будете засыпать все глубже и глубже. А когда я закончу читать, вы будете спать. Во время сна, кроме моего голоса, вы не будете слышать посторонних звуков и ничто вас не будет беспокоить.
Заводь спит.
. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души. Это плачет лебедь умирающий, Он со своим прошедшим говорит; А на небе вечер догорающий И горит и не горит... Отчего так грустны эти жалобы, Отчего так ноет сердце, грудь? В этот миг душа желала бы Невозвратное вернуть1».
Методика кафедры психотерапии Харьковского института усовершенствования врачей (Т. Ахмедов, А. Филатов, 1990). Методика предусматривает 16 последовательных этапов погружения в особое состояние сознания, лечебного внушения и дегипнотизации.
1. Установка на удобную позу: «Ложитесь (садитесь)... Примите удобную позу... Итак, принятое положение тела удобно. Закрывайте глаза. Успокаивайтесь. Находитесь в состоянии покоя и отдыха».
1 К. Бальмонт.
2. Адресование внушений к кинестетическому анализатору:
«Мышцы рук, ног, туловища расслаблены... В них нет ни малейшего напряжения... Все тело приятно отяжелело... Вам не хочется ни двигаться, ни шевелиться... Постепенно тяжелеют ваши веки. Веки тяжелеют все больше и больше... Они отяжелели и плотно-плотно слиплись.
Начинают расслабляться мышцы вашего тела. Расслабляется лоб. Расслабляются щеки. Чувствуете расслабленность глазных мышц. Расслабился язык. Расслабились мышцы нижней челюсти. Полностью расслабились мышцы лица. Ваше лицо расслабилось.
Расслабление переходит на мышцы шеи. Расслабляются мышцы груди. Расслабляются мышцы живота. Расслабляются мышцы спины. Расслабились мышцы туловища. Начинают расслабляться руки. Расслабились плечи. Расслабились предплечья. Расслабились кисти рук. Начинают расслабляться ноги. Расслабились бедра. Расслабились голени. Расслабились стопы. Полностью расслабились мышцы вашего тела».
3. Интероцептивное расслабление: «Начинают расслабляться внутренние органы. Вы ощущаете расслабление внутри головы, внутри груди, внутри живота. Расслабляется каждый нерв, расслабляется каждая нервная клетка. Все расслабилось в вашей голове. Нет никакого напряжения».
3. 1. Адресование внушений к дыхательному аппарату: «Дыхание ваше стало ровным, спокойным, ритмичным».
3.2. Адресование внушений к сердечно-сосудистой системе: «С каждым вдохом ваше сердце бьется все спокойнее, ритмичнее... Приятная теплота разливается по всему вашему телу».
4. Отключение от окружающего: «Окружающие звуки, шумы, шорохи, разговоры отдаляются от вас... отдаляются все дальше и дальше... Вы почти не воспринимаете посторонних раздражителей... Они перестают доходить до вашего сознания... Отключаетесь от происходящего вокруг.
Вы отключились от окружающего. Окружающие звуки, шорохи, разговоры как бы удалились от вас. Они уйти от вас далеко-далеко. Вы не воспринимаете посторонних раздражителей. Они не доходят до вашего сознания».
5. Успокоение и отключение от личностных переживаний и ощущений: «Вы постепенно успокаиваетесь... успокаиваетесь... переходите в состояние отдыха и покоя... Успокаивается каждая клеточка вашего организма... Успокаивается каждая частичка вашего организма... Успокаивается вся ваша нервная система... По мере успокоения нервной системы успокаиваются все внутренние органы... See тревоги, заботы, волнения рассеиваются... уходят».
5.1. Адресование внушений ко второй сигнальной системе: «Течение мыслей в голове пассивно следует внушениям.
Ни на чем постороннем не фиксируется... Вас покинули все тревоги, огорчения, заботы... Все, что раньше волновало и угнетало вас, ушло и сейчас не имеет никакого значения Вам спокойно, хорошо».
6. Фиксация покоя: «Вы уже успокоились... Вы совершенно спокойны... Отдыхаете... Отдыхает нервная система, отдыхают все внутренние органы... Ничто вас не волнует и не нарушает вашего сосредоточения и покоя... ни душевного, ни телесного.. Все что прежде беспокоило вас, yuuio, рассеялось, забылось... Вы испытываете сейчас чувство внутреннего покоя и полного умиротворения.
Чувство спокойствия нарастает. Успокаивается каждый нерв. Успокаивается каждая нервная клетка. Успокаивается нервная система. Все ваши волнения рассеиваются. Спокойствие все больше и больше выражено. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется приятным спокойствием. Ничто не волнует вас. Ничто не нарушает вашего покоя, ни телесного, ни душевного».
7. Перевод покоя в дремоту: «Мышцы туловища, рук, ног расслаблены. В них нет ни малейшего напряжения. Вам не хочется ни двигаться, ни шевелиться. Вы спокойны. Ваше спокойствие сочетается с ощущением сонливости, дремоты. Это состояние вам приятно... Постепенно вы погружаетесь в дремотное состояние... Приятная дремота овладевает всем вашим телом... Никакие посторонние звуки не доходят до вашего сознания. Никакие ощущения со стороны внутренних органов больше не воспринимаются. Вы приятно и спокойно отдыхаете... Ни о чем не думаете... Сонливость усиливается с каждым моим словом... Отдыхаете... Вы слышите только мой голос. Дремотное состояние все больше выражено. Ваше дыхание стало спокойным, глубоким, ритмичным, вам дышится легко. Ваше сердце сокращается спокойно, ритмично, автоматически. Вы не чувствуете своего сердца, как не чувствует сердца каждый здоровый человек».
8. Формирование раппорта: «Окружающие звуки, шумы отошли далеко... Вы уже не воспринимаете их... Ничего не слышите, кроме голоса врача... Вы слышите только мой голос... слышите только мой голос... Он действует на вас успокаивающе... На вас действует только мой голос. Мои внушения действуют на вас успокаивающе. Вы отключились от окружающего и воспринимаете только мой голос».
9. Перевод дремоты в особое состояние сознания: «Вы все глубже погружаетесь в дремоту. Дремать надо. Это полезное для вас состояние. Вы погрузились в дремоту. Вы входите в гипнотическое состояние. Это особое состояние сознания. Вы слышите то, что я говорю. Все будете помнить. Однако это не обычная беседа. Вы находитесь в гипнотическом состоянии. Это полезное для вас состояние».
10. Потенцирование особого состояния сознания: «Глубина гипнотического состояния нарастает. Гипноз — это особое состояние сознания. Во время гипноза восстанавливается здоровье человека. Во время гипноза восстанавливается нормальная деятельность каждой клетки вашего тела, каждого органа, каждой системы. Сейчас организм приходит в оптимальное для него состояние (нервная система, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и другие системы).
Из гипнотического состояния вы выходите иными. Вы будете чувствовать себя отдохнувшими, здоровыми, обновленными. Гипноз — зто не беседа и не сон.
Гипноз — это особое состояние сознания, при котором слова врача оказывают исключительно сильное лечебное воздействие. Сейчас вы почувствуете, как под влиянием моих внушений у вас появятся непроизвольные движения, выполняемые без вашего участия» (внушаются движения, которые выполнялись при проведении проб на внушаемость).
11. Внушения общетерапевтического действия: «Во время гипноза наступает внутреннее расслабление. Расслабляются все мышцы внутренних органов. Вы ощущаете приятное расслабление в голове, приятное расслабление в груди, приятное расслабление в брюшной полости. Это расслабление выражено больше и больше. Все больше расслабляются гладкие мышцы внутренних стенок кровеносных сосудов. Расслабляются полностью все кровеносные сосуды. Проходят спазмы кровеносных сосудов. Кровеносные сосуды всего тела расширяются. Ваше тело от этого начинает тяжелеть. Тяжелеют руки. Тяжелеют ноги. Чувствуете, как ваше тело становится тяжелым. Появляется ощущение, что ваше тело тяжелое и массивное. Это полезное изменение. Появляется приятная тяжесть в голове. Это также полезное ощущение. Расширяются кровеносные сосуды головы. Расширяются кровеносные сосуды головного мозга. От расширения кровеносных сосудов снижается повышенное артериальное давление. Артериальное давление снижается до нормального для вашего организма уровня. Тяжесть во всем организме нарастает. Голова все глубже уходит в подушку. Ноги тяжелые, стопудовые. Сердце работает спокойно, ритмично. Вы чувствуете себя, спокойно. Вы входите в более глубокое гипнотическое состояние.
Вы начинаете ощущать приятное тепло в области сердца. Вы Чувствуете, как сердце прогревается теплом. Расширяются кровеносные сосуды сердечной мышцы. Улучшается кровоснабжение сердечной мышцы. Укрепляется сердечная мышца. Сердце работает спокойно. Каждое мышечное волоконце сердца получает все больше и больше кислорода и питательных веществ. Тепло в области сердца, расширение коронарных сосудов сердца оказывает исключительно благоприятное действие. Это повышает силу, выносливость, работоспособность сердца, оказывает хорошее про-
филактическое действие. Вы начинаете чувствовать, как во всем теле наряду с тяжестью, появляется ощущение тепла. Руки теплые и тяжелые. Ноги теплые и тяжелые. Все ваше тело теплое и тяжелое. Сейчас каждая клеточка вашего тела становится здоровее. Каждая клеточка вашего тела накапливает сейчас запас энергии. Улучшение состояния каждой клеточки приводит как бы к обновлению вашего организма».
12. Суггестия чувства комфорта: «Сейчас вы чувствуете себя хорошо. Вы спокойны. Ваше дыхание свободное, спокойное, автоматическое. Ритмичность вашего дыхания сейчас поддерживается автоматически. Под влиянием гипноза автоматическая регуляция дыхания становится более совершенной. Ваше сердце также работает спокойно, ритмично, автоматически. Под влиянием гипноза автоматическая регуляция деятельности сердца становится более совершенной. Под влиянием гипноза более совершенной становится автоматическая регуляция артериального давления. С каждым сеансом гипноза автоматическая регуляция артериального давления в вашем организме становится более и более совершенной.
Улучшается также автоматическая регуляция деятельности других систем; пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной. От этого у вас возникает чувство комфорта во всем теле. Это ощущение комфорта сохранится у вас после выхода из сеанса. С каждым сеансом чувство комфорта в теле будет ощущаться вами все более явно.
Это чувство комфорта вызвано тем, что под влиянием гипноза все системы вашего организма, все органы и даже каждая клеточка функционируют оптимально. Саморегуляция деятельности вашего организма становится совершенной. Все реакции приходят в норму».
13. Закрепление спокойствия: «Вы чувствуете себя сейчас совершенно спокойно. Успокоились нервная система, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и другие системы. Это спокойствие закрепляется в вашем организме. С каждым сеансом спокойствие будет все больше и больше выражено. Спокойствие закрепляется в вашей нервной системе. Вы спокойнее реагируете на то, что раньше вас затрагивало. Спокойствие становится непоколебимым. Спокойствие становится основной чертой вашего характера. Все внушения закрепляются в вашей нервной системе».
14. Лечебные внушения. Они строятся с учетом особенностей личности больного, специфики симптоматики, характера течения заболевания. Формулы суггестии должны быть краткими, конкретными.
15. Пролонгирование лечебного действия в особом состоянии сознания: «Под влиянием моих внушений в вашем организме про-изошли целебные изменения. С каждым сеансом лечебный результат гипноза нарастает. Лечебный результат гипноза будет нарастать».
16. Выход из особого состояния сознания (де гипнотизация): ggbtxopouio отдохнули... Оздоровился весь ваш организм... Исчезли неприятные ощущения, мысли, волнения... Вы испытываете полное диутреннее успокоение, вам легко и приятно... Когда вы придете на следующее занятие и я вам предложу закрыть глаза, вы сразу же почувствуете тяжесть век... Ваши мышцы расслабятся, посторонние звуки исчезнут. Вы будете слышать только мой голос... С каждым занятием состояние,отдыха, покоя и лечебного сна будет углубляться. С каждым днем ваше самочувствие будет улучшаться все больше и больше.
Сейчас вы начинаете выходить из гипнотического состояния. Проходит тяжесть в вашем теле. Появляются приятная легкость, бодрость. Голова становится свежей и легкой. Руки стали легкими, ноги легкие. Все ваше тело легкое. Спокойствие остается. Остается ощущение приятного тепла в области сердца. Во всем теле ощущение комфорта. Вы выходите из гипноза, чувствуете себя отдохнувшими, спокойными, здоровыми. У вас хорошее настроение. Вам приятно. Выходите из гипноза. Я начинаю считать. Со счетом «три» вы свободно, спокойно откроете глаза и почувствуете себя хорошо. Сегодня вечером вы быстро заснете и ночью будете спать крепким и глубоким сном. Считаю:
«Один» — вы выходите из гипноза. Вы спокойны.
«Два». Вы хорошо отдохнули.
«Три» — ваши глаза свободно открываются.
Вам приятно, хорошо. Голова свежая, легкая. Ощущение такое, как будто бы вы несколько часов находились в состоянии глубокого крепкого сна».
Метод «Мигание на счет». Его применение целесообразно в тех случаях, когда пациент обнаружил высокую восприимчивость во время внушения на стадии бодрствования.
Глаза пациента закрываются после того, как он долгое время пристально смотрит на какую-нибудь точку или неподвижный предмет, в то время как психотерапевт внушает: «Веки становятся тяжелее». Затем психотерапевт начинает счет, заставляя пациента поднимать и опускать веки. «Теперь я начну считать. Я хочу, чтобы вы открывали и закрывали глаза на счет. Я буду считать от одного до двадцати. К тому моменту, как я досчитаю *ю двадцати или еще раньше, ваши веки станут такими тяжелыми, что глаза останутся закрытыми и вы погрузитесь в глубокий сон. Один. Ваши глаза открыты. Два. Закройте глаза. Три. Откройте. Четыре. Закройте. С каждым движением ваши веки становятся все более тяжелыми. Пять. Откройте. Шесть. Закройте, вам хочется спать, спать. У вас очень тяжелые веки. **емь, восемь... становятся все тяжелее... ваши веки такие тяжелые... вы пытаетесь, но они никак не открываются... скоро они
закроются совсем... Девять, десять. Века тяжелые, глаза сонные Одинадцать, двенадцать. Тяжелее и тяжелее, теперь очень тяжелые. Тринадцать, четырнадцать, веки очень тяжелые, сонные приятная истома. Пятнадцать, шестнадцать. Семнадцать, восемнадцать. Глаза такие сонные и веки тяжелые. Девятнадцать. Слегка приоткрываются. Двадцать. Глубокий сон. Теперь вы можете полностью закрыть глаза».
Психомышечный метод. Пациент сидит или стоит, руки вдоль туловища, спина прямая, глаза закрыты, психотерапевт становится сбоку и кладет ладонь правой руки на спину пациента между лопатками, а левую руку на грудь. Затем внушает чувство легкого, напряжения в груди и прогибает туловище и голову пациента назад, усиливая ощущение твердости и одеревенелости позвоночника. Добившись эффекта одеревенения в прогибе, психотерапевт берет правую руку пациента, поднимает ее вверх и жестко внушает сжатие пальцев в кулак, напряжение всей руки и ее одеревенение.
Гипервентиляционный метод. Пациенту в положении, удобном для сна (лежа или сидя), дастся задание максимально мошно и глубоко дышать ртом, без пауз в течение 30—60 секунд. Затем после 3—5-минутного успокоения и отдыха процедура повторяется с индивидуальной направленностью несколько раз, пока пациент (или пациенты) не окажется в глубоком трансе. Когда психотерапевт видит, что дыхательная доза достаточна, пациенту внушается чувство легкости, невесомости и растворения сознания в окутывающем его тумане1. После этого внушения возможны три реакции:
1) пациент продолжает, но уже в бессознательном состоянии, дышать учащенно;
2) дыхание успокаивается самостоятельно;
3) пациенту становится плохо, и наблюдаются признаки ухудшения самочувствия — в этом случае необходимо медленно прекратить воздействие, вывести пациента из особого состояния сознания и оказать ему необходимую срочную помощь, в противном случае может произойти обморок и резко ухудшится состояние больного. Поэтому психотерапевт должен бьпъ всегда очень внимателен к реакции пациента на такого рода средства воздействия. Лица с крайне тяжелыми формами проявления заболеваний к данной психотехнике не допускаются категорически. В других случаях при необходимости психотерапевт сам успокаивает дыхание пациента и углубляет суггестией возникшее особое состояние сознания.
1 Здесь хорошо подходит цитата из Э. Репана: «В воздухе есть жизнь, и лист дерева умеет извлекать ее. Последуем его примеру».
Мртод Ж. Шарко (шоковый метод). Существует много вариантов. Приводим один из них в описании А. М. Свядоща (1982).
«Больному предлагают встать спиной к креслу или дивану. Психотерапевт становится с правой стороны пациента и говорит ему: «Сейчас вы уснете глубоким крепким сном. Стойте ровно, не сгибайте тела. Закройте глаза». Далее, положив больному правую руку на лоб, а левую на затылок, он слегка отьгидывает голову больного назад и внушает: «Ваше тело свободно раскачивается». При этом давлением на голову больного психотерапевт начинает его слегка раскачивать, постепенно увеличивая амплитуду. «Вас тянет все больше и больше назад. Вы падаете назад все больше и больше. Вы не боитесь упасть. Я вас держу». Затем, еще больше увеличив амплитуду качания, психотерапевт внезапным давлением на лоб больного резко опускает его в кресло или на диван, стоящий сзади, и громким повелительным тоном приказывает: «Спать/ Спать глубже, глубже и глубже». В некоторых случаях приказ сопровождается внезапным сильным звуком (ударом гонга, хлопком) или вспышкой сильного источника света. Многие больные (в большинстве случаев истеричные) при таком воздействии сразу погружаются в гипнотический гранс».
Мегод Фогта—Кречмера (фракционный гипноз). Обычно при меняется в тех случаях, когда больной малогипнабелен и у психотерапевта нет уверенности в быстром и эффективном погружении пациента в особое состояние сознания. Больного погружают в неглубокий транс и внушают: «Сейчас я досчитаю до трех, на счете «три» вы проснетесь и откроете глаза, но затем я снова погружу вас в гипноз, но уже более глубокий». После пробуждения пациента просят рассказать о своих ощущениях во время гипнотизирования, что мешало ему заснуть, а что, наоборот, способствовало засыпанию. Затем приступают к повторному гипнотизированию, учтя все отрицательные и положительные моменты, выясненные при опросе больного. Таким образом, больной каждые 3—5 минут выводится из состояния Дремоты, а затем снова погружается в особое состояние сознания. Во время паузы полезно успокоить больного, попросить его расслабиться.
Э. Кречмер (1949) перед сеансом и во время пауз рекомендовал аутогенные тренировки на релаксацию, тяжесть и тепло в конечностях. После того как больной посредством самовнушения вызывает у себя тяжесть и тепло в теле, психотерапевт снова погружает его в особое состояние сознания. Способ Повышает восприимчивость больного к трансу и позволяет Добиваться глубокой степени транса.
И. 3. Вельвовский с соавторами (1984) несколько модифицировали метод. Они не будят больного, а стимулируют ответы
на вопросы, не выводя из особого состояния сознания. «Сейчас я задам вам вопросы. Вы их ясно услышите п, не выходя из состояния покоя, приятной скованности, ответите на пих>> В некоторых случаях больному в паузах демонстрируют, что внушения реализовались, например, что он не может пошевелить рукой или ногой.
Олиеанные выше методы введения в особые состояния сознания (и их варианты) не исчерпывают всего арсенала приемов, которые позволяют психотерапевту погрузить пациента в транс (мы уже упоминали, что таких методик сейчас насчитывается более ста). Преимущество их заключается только в том, что они просты, а поэтому наиболее доступны широко практикующему психотерапевту. Из менее часто применяемых методов вхождения в особые состояния сознания можно отметить такие, как метод Кречмера — Эриксона, метод «Путаница», репетиционный метод, метод множественной диссоциации, метод «Сюрприз» и др.
Метод Кречмера—Эриксона. Психотерапевт «вяжет сетку слов» и только периодически вставляет фразу, которая содержит прямую суггестию. Эта фраза (или слово) действует с особой, силой, так как у пациента создается впечатление, что он сам активно участвует в процессе лечения.
Внушение: «Вы можете делать, что хотите: сидеть или двигаться. Можете слушать меня или не слушать, можете держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресло и расслабьтесь. Вы можете ни о чем не думать или думать о чем-то приятном, вспоминать приятные события из своей жизни. Можете вообще не обращать на меня внимания. Лечение уже началось. Вам не обязательно спать; если хотите, можете дремать, если не хотите — не спите, но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны, действуют не мои слова, а ваши собственные возможности. Нужно только умело их использовать. Вы сейчас раскованны, дыхание ваше ровное, сердце бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов, что вам нужно. Вы хорошо слышите меня, но окружающее вам уже не мешает, оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время совсем отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое, отяжелевшее. Вам не обязательно спать, это не главное, но вам так приятно, вы так хотите расслабиться и уснуть» и т. д.
Методика более приемлема при коллективном наведении особых состояний сознания. Отметим, что именно ею часто пользовался А. М. Кашпировский в своих сеансах телепсихотерапии.
Метод «Путаница». Лучше применять его при лечении людей высокообразованных, скептически относящихся к особым состояниям сознания. Сущность метода заключается в том, что пациенту делается ряд противоречивых, взаимоисключающих, разнонаправленных внушений, требующих от него постоянного и быстрого переключения внимания.
Психотерапевт просит больного поднять правую руку и не двигать левой. Тут же повторяет просьбу: поднять левую и не двигать правой. Сначала пациент думает, что психотерапевт ошибся и «путает» руки. Потом психотерапевт без перехода требует от больного одновременно, чтобы он не двигал руками, но одну поднял, а другой давил вниз. Движимый желанием сотрудничать с психотерапевтом, пациент стремится разобраться в этом хаосе путаных требований и приходит в такое замешательство, что рад любому разумному предложению. Психотерапевт должен вести себя невозмутимо, приказы отдавать быстро, решительно и уверенно, не позволяя пациенту опомниться. В заключение, когда пациент окончательно сбит с толку, следует категоричное требование закрыть глаза и спать.
Этот метод можно несколько видоизменить. Психотерапевт начинает с житейских рассуждений о том, как легко мы часто путаем дни недели, назначаем свидание в одно время, а приходим в другое. Если пациент соглашается, что и у него так бывает, психотерапевт продолжает примерно следующим образом: «Сегодня, скажем, вторник, а можно думать, что четверг, но поскольку сегодня среда и поскольку вообще не имеет значения в данной ситуации, что сегодня: среда или понедельник, то ничего не мешает вам живо вспомнить одно приключение, которое вы пережили неделю назад в понедельник, точь-в-точь такое, какое вы пережили в прошлую среду». Прислушиваясь к этим рассуждениям, пациент может считать, что в них есть какой-то смысл. Однако, стараясь ухватить его, он обращается к событиям, происшедшим с ним в среду или в понедельник. В это время делается императивное внушение забыть все, что было на этой неделе, и представить события, которые произошли с пациентом в его день рождения пять лет назад. Потом с еще большим напряжением в голосе говорят, что сейчас пациент представит себя участником этого дня рождения. Вот °н сидит за столом, около него его мать и т. п. После этого более спокойно, но настойчиво пациента просят закрыть глаза и уснуть.