Игры, в которые играют наши внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если мы их не осознаем или позволяем себе расслабиться, не предпринимая мер для примирения конфликтных сторон. Одна из целей самонаблюдения в особых состояниях сознания состоит в том, чтобы больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешать конфликты между субличностями (при этом наше Я никогда не станет игнорировать или прогонять какие-либо субличности; поскольку каждая из них фактически отражает потребности целостной личности).
Предлагаем еще одно упражнение, которое позволит вам больше узнать о субличностях.
Упражнение «Диалог субличностей»
Войдите в особое состояние сознания.
Дайте возможность обнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и с вашим Я, пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят. Может быть, вам захочется записать эти диалоги; в таком случае рекомендуется записывать за один сеанс лишь несколько диалогов для того, чтобы полностью развернуть каждое взаимодействие.
Дайте им возможность сказать несколько предложений, начинающихся словами:
«Мне нравится...»,
«Я обижен...»,
«Я хотел бы...»,
«Мне представляется...»
Следующее упражнение можно проделывать как индивидуально, так и в группе. Оно позволяет услышать спор, который ведут в сознании внутренние голоса.
1 В. Сейтер выделила четыре стиля личности на основании инконгруэн- Thoio поведения: обвинитель-критикан, задабривающий, компьютер (сверхра- ЦИональнып) и неуместный.
Упражнение «Психодрама субличностей»
Выберите из группы (или представьте) тех участников, кто будет исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги, так чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.
|
Сядьте в центре комнаты и попросите друзей-актеров сесть вокруг вас.
Войдите в особое состояние сознания.
По вашему сигналу они должны -начать говорить с вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего Я, обращая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.
Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.
В заключение скажите каждой вашей субличности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни.
Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. Благодаря подобному упражнению некоторые люди начинают осознавать силу своего Я и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.
Вышеописанное упражнение, вероятно, выявит субличности, имеющие в целом позитивный характер (хотя они могут быть в конфликте друг с другом). В то же время у большинства из нас есть и субличности с негативными голосами, нередко причиняющие нам страдание. Одна из них — это условный Критик, или Нападающий. Вот упражнение, которое поможет вам определить его.
|
Упражнение «Определение Критика»
Войдите в особое состояние сознания. Вызовите своего внутреннего критика. Что он говорит вам?
Возможно, он дает какие-то указания, начинающиеся словами: «Ты должен...» и «Когда ты только научишься...»
Каким тоном он это говорит?
Когда?
Что он требует от вас?
Что вы чувствуете по отношению к нему?
Дайте ему имя, отражающее его сущность. Если вы обозначили этого персонажа существительным, добавьте еще одно-два прилагательных, чтобы точнее описать его свойства.
Теперь станьте Критиком. Объясните своей целостной личности, как она в вас нуждается. Расскажите ей, какой без вас будет беспорядок.
В качестве своего Я осознайте ценные качества Критика. Обсудите с ним, как сохранить и использовать эти качества и уменьшить негативные, причиняющие боль. Например, положительной стороной Преследователя может быть Покровитель.
Кроме Критика, другой негативно направленной субличностью может быть Саботажник. Он появляется обычно тогда, когда меньше всего его ждешь. Саботажник может отговаривать от нового дела или развалить уже начатое. Умение распознать и понять его очень важно в работе над собой.
Упражнение «Встреча с Саботажником»
Войдите в особое состояние сознания.
Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно проделать. Это может быть поступление в учебное заведение, создание семьи, организация фирмы или прием гостей. Представьте, что ваш план осуществлен.
Теперь попробуйте придумать что-нибудь такое, что нанесет ущерб вашему предприятию, помешает его осуществить. Вообразите эту картину.
|
Нарисуйте Саботажника или ту силу, которая толкает на саботаж, противодействуя исполнению задуманного.
Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.
С точки зрения Я, представьте встречу с Саботажником и проведите с ним переговоры.
А как вы назвали своего Саботажника? Вполне может быть, что ваш Саботажник — это одновременно и Жертва, то есть еще одна субличность, которая имеется у большинства из нас и которую Достаточно легко обнаружить. Этой субличности нравится быть жертвой, чувствовать себя беспомощной, добиваться внимания искусным умением казаться неумелой, несуразной и т. д. Корни
этой субличности обычно тянутся в детство, когда человек действительно был беспомощным существом. У того, кто в детстве был жертвой, вырабатываются определенные образцы поведения (и соответствующие чувства), которые сохраняются даже тогда, когда необходимость в таком поведении отпадает.
Очень важно не осуждать самого себя за то, что в вас есть такого рода негативно направленные субличности. В них всегда можно обнаружить положительную сторону. Принятие и признание себя самого хозяином своих «негативных» субличностей, черт характера, мотивов, действий и т. п. — ключ к личностному росту и счастью. Однако признать их не означает позволить им полностью завладеть вашим Я.
Одним из самых эффективных методов работы в особых состояниях сознания с негативными субличностями является рефрейминг1.
Универсальное свойство человеческой природы — то, что люди всегда и всему дают оценку. Что-то происходит, но до тех пор, пока мы не оценим это, не свяжем это событие с другими событиями нашей жизни и не спрогнозируем возможные последствия, то есть придадим ему смысл, оно не имеет для нас никакой важности. Как говорил В. Шекспир, «вещи сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими — таковыми их делает наш разум».
Так, когда мы «маленькие» нам очень хочется поскорее стать взрослыми, с их важными делами и видимой свободой; но став «большими», мы частенько мечтаем о тех временах, когда были беззаботными детьми, «под опекой родителей» живущими в этом странном мире...
Смысл любого события зависит от того, в какую рамку (фрейм) вы его помещаете. Меняя рамку, вы меняете и смысл. Когда меняется смысл, направление вашего сознания, а следовательно и поведение, также меняется. Способность помещать события в различные рамки (рефреймировать событие) дает человеку больше выбора.
Замечательным примером рефрейминга являются сказки и анекдоты: что казалось несчастьем, оказывается полезным, гадкий утенок оказывается прекрасным лебедем и т. п. Почти все
1 Рефрейминг (от англ. frame — рамка, остов, скелет) — переформирование. Дословно — обрамлять, придавать форму (вставить в новую раму ту же картину, вставить в ту же раму ifoByio картину, заново приспособить, по-новому сформул и ровать).
Создателем теории фрейма является американский специалист в области искусственного интеллекта М. Минский. По его мнению, процессы человеческого мышления базируются на хранящихся в памяти людей многочисленных структурах данных — фреймах, с помощью которых человек осознает зрительные образы (фреймы зизуалыюго восприятия); понимает слова (семантические фреймы); рассуждения, действия (фреймы-сценарии); повествования (фреймы-рассказы).
они 1гачинаются с того, что помещают события в определенную оамку, а затем внезапно и резко изменяют ее, тем самым придавая им другой смысл.
Изобретатели в науке и творцы в искусстве тоже делают рефрейминг.
Однако не стоит считать рефрейминг способом смотреть на мир через «розовые очки», так, чтобы все вокруг стало «на самом [еле» хорошим. Реальные проблемы в отличие от анекдотических не исчезнут сами по себе, но чем больше у вас будет способов по-разному смотреть на них, тем легче их будет разрешить.
Существует два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.
Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Лишь очень немногие варианты поведения не могут иметь ценности и цели ни при каких обстоятельствах. Если вы начнете раздеваться на оживленном шоссе, то вас арестуют, а на нудистском пляже, наоборот, у вас возникнут неприятности, если вы этого не сделаете. Не рекомендуется быть занудным в аудитории на семинаре, но эта способность оказывается полезной, когда вы хотите выдворить непрошеных гостей. Вас не будут любить, если вы будете нагло врать своим друзьям и родным, но вы станете популярным, если будете использовать свое воображение, чтобы написать фантастический бестселлер.
Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа: «Я слишком...» или «Я бы хотел прекратить...» Спросите:
«Когда это поведение было бы полезным?», «При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?»
Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в таком контексте и выработать уместное поведение Для первоначального контекста. Здесь может оказаться полезным выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Генератор нового поведения»
Войдите в особое состояние сознания.
Представьте себя делающим то, что вам бы очень хотелось Уметь делать... то, что вам необходимо уметь делать... Если это трудно, представьте себе вашего двойника, делающего это...
Станьте Андреем Тарковским... или Стивеном Спилбергом (а может, Квентином Тарантино?) своего внутреннего фильма... Просто смотрите на разворачивающийся в вашем воображении эпизод... оставаясь слегка отстраненным... отмечая про себя
реакции на ваши действия других людей, которые, возможно участвуют в вашем произведении...
Теперь попробуйте прослушать звуковую дорожку... если нужно, произведите ее монтаж...
Режиссируйте видеоряд и звук до тех пор, пока они полностью вас не удовлетворят...
Затем войдите внутрь дублирующего образа самого себя и сыграйте сцену заново так, как будто вы сами это делаете. В то время, как это происходит, обратите особое внимание и на свои ощущения, и на реакции людей вокруг вас. Действительно ли новое поведение выражает вашу целостность?..
Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в режиссерское кресло и переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы останетесь довольны своим воображаемым исполнением, определите внешний или внутренний сигнал, который вы сможете использовать в качестве якоря, запускающего ваше новое поведение. Мысленно отрепетируйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете осуществлять новое поведение.
Если некоторое поведение выглядит неадекватным ситуации, часто это означает, что человек находится в состоянии ин конгруэнтности и реагирует на внутренний контекст, который не соответствует внешней ситуации. Примером является перенос в психотерапии: пациент реагирует на психотерапевта так, как он в свое время реагировал на родителей. Однако то, что было уместно ребенку, может уже не быть полезным для взрослого человека, поэтому психотерапевт в большинстве случаев рефреймирует неадекватное поведение и таким образом помогает пациенту освоить другие способы действий.
Содержание опыта — это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая ему то значение, какое вам нравится. Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа: «Я начинаю... когда мне делают...» или: «Если... то я...» (заметьте, что в утверждениях этого типа используете» нарушение метамодели типа причина-следствие). Задайте вопросы:
«Что еще это могло бы означать?»,
«Какова позитивная направленность этого поведения?»,
«Как еще я мог бы описать это поведение?»
Любая политика — это искусство рефрейминга содержания. Так, хорошие экономические показатели могут быть представлены либо как частные примеры всеобщей тенденции к спаду экономики, либо как проявление экономического роста, в зависимости от того, к какой партии или блоку вы принадлежите. То же самое представляет собой и реклама: каждое объявление — это моментальная рамка для товара (например, вы пьете кофе этой марки — значит, вы сексуальны; пользуетесь этим стиральным порошком — значит, заботитесь о своей
. Мьс* поддерживаете связь с помощью сотового телефона —
поестижлы и богаты и т. п.). Рефрейминг настолько широко
1спространен, что вы можете увидеть его примеры повсюду.
Понятно, что чаще всего простым «переиначиванием» рамки вряд ли удастся достичь глубинных изменений, но если проделать это конгруэнтно (особенно с использованием метафоры)', затронув значимую для человека область, то такой рефрейминг может обладать довольно сильным эффектом.
Обобщая, можно сказать, что в основе рефрейминга лежит различие между намерением и поведением: тем, что вы делаете, и тем, чего вы на самом деле пытаетесь достичь при этом..Это решающее различие, которое психотерапевту всегда следует иметь в виду, сталкиваясь с любым поведением.
Каждая наша субличность пытается осуществить свое собственное намерение, пребывая в тревожном альянсе с другими субличностями. Чем более они способны работать в гармонии друг с другом, тем более счастлив человек. Однако трудно быть всегда полностью конгруэнтным, полностью поглощенным деятельностью одного направления; чем важнее эта деятельность, тем больше ваших субличностей должны включаться в нее. Поэтому они часто вступают в конфликт друг с другом, нарушая равновесие и делая жизнь интересней.
Часто то, что делает человек, не дает ему ожидаемого. Например, мать, испытывая беспокойство о своем ребенке, постоянно опекает его. Ребенок же смотрит на этот способ проявления любви и заботы о нем как на обидные придирки. Или мужчина стремится показывать свою любовь к семье, долго работая и зарабатывая много денег. А его семья, возможно, хотела бы, чтобы он больше времени проводил вместе с ней, пусть даже в ущерб заработку. Иногда поведение дает человеку то, чего он хочет, но это не вполне согласуется с другими его субличностями. Например, подчиненный шутит со своим начальником, льстит ему, чтобы получить повышение, а затем ненавидит себя за это. Порой человек и вовсе не знает, чего он пытается достичь определенным поведением, и тогда это вызывает чувство досады.
Но в принципе за каждым поведением всегда скрывается позитивное намерение. Все, что делает человек, преследует некоторую цель, только эта цель может быть неадекватной или Устаревшей. При этом некоторые типы поведения (подходящим примером является курение) приводят, мягко говоря, к противоположным результатам.
Таким образом, избавление от нежелательного поведения не *ожет лежать в стараниях остановить его волевым усилием. Мало того, такие решительные меры по большей части отличная гарантия того, что оно будет возобновляться настойчиво, пото-
му что вы обратили на него внимание и придали ему энергию Именно из-за этого с привычками так трудно расставаться Каждый знает, что курение смертельно для здоровья, но оно дает возможность расслабиться, занимает руки и помогает поддерживать товарищеские отношения с другими людьми. Отказ от курения и пренебрежение связанными с ним остальными потребностями оставляет вакуум. Поэтому в психотерапии так важно найти альтернативный, лучший способ удовлетворения намерения, который при этом был бы созвучен другим субличностям.
Приведем формальный процесс шестишагового рефреймиига для прекращения нежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения (сохраняя, таким образом, преимущества старого поведения).
Технология шестишагового рефрейминга
1. Сначала определите поведение или реакцию, подлежащую изменению.
Эта субличность обычно проявляется в форме заявлений: «Я хочу сделать... но что-то меня останавливает» или «Я не хочу делать это, но в конце концов все-таки делаю это». При этом, если вы работаете с другим человеком, у вас даже нет необходимости знать действительное проблемное поведение.
Уделите минуту, чтобы выразить оценку тому, что эта субличность делает для вас, и убедитесь в том, что вы не собираетесь отказываться от нее. Это может оказаться трудным, если проблемное поведение является очень неприятным, но вы можете оценить ее намерение, а не сам способ осуществления.
Войдите в особое состояние сознания.
2. Установите коммуникацию с субличностью, ответственной за данное «проблемное» поведение.
Обратитесь внутрь себя и спросите: «Хочет ли субличность, ответственная за «проблемное» поведение (назовем ее для удобства «проблемная» субличность, хотя вы можете дать ей любое имя), общаться со мной в особом состоянии сознания?», после чего будьте предельно внимательны ко всем своим внутренним каналам восприятия: картинкам, звукам и ощущениям. Не пытайтесь угадать. Часто Такой сигнал может быть проявлен как незначительное ощущение в геле. Получив определенный сигнал, попробуйте воспроизвести в точности. Если сможете, снова обратитесь внутрь себя и задайте тот же вопрос, пока не получите сигнал, который вы не сможете контролировать по своей воле.
Это звучит странно, но «проблемная» субличность скорее всего непроизвольна. Если бы она могла подчиняться вашему сознательному контролю, вряд ли вы стали бы ее рефреймиро-вать; вы просто остановили бы ее. Когда же субличности вступают в конфликт друг с другом, всегда появляется некоторый сигнал, который достигает сознания. Приходилось ли вам когда-нибудь соглашаться с чьими-нибудь планами, испытывая при этом сомнения? Как это отражалось на тоне вашего голоса? Можете ли вы контролировать сосущее ощущение под ложечкой, возникающее в тот момент, когда вы даете согласие работать, зная, что с большим удовольствием провели бы время, отдыхая на диване с книгой? Покачивание головой, изменения мимики и тона голоса представляют собой разные примеры того, как конфликтующие части выражают себя. Когда возникает конфликт интересов, всегда появляется некоторый непроизвольный сигнал, и чаще всего он бывает очень слабым. Вам следует быть наготове. Этот сигнал — как «но» в предложении: «Да, но...»
Теперь вам необходимо превратить этот ответ в сигнал «да/нет». Попросите субличность повысить интенсивность сигнала, если это ответ «да», и ослабить, если это ответ «нет». Попросите воспроизвести оба сигнала один за другим, чтобы отчетливо их различать.
3. Отделите позитивное намерение от поведения.
Поблагодарите «проблемную» субличность за сотрудничество. Спросите: «Хочет ли «проблемная» субличность дать мне понять, что она пытается сделать?» Если ответ будет «да», то вы узнаете о намерении, и оно может оказаться сюрпризом для вашего сознания. Поблагодарите субличность за информацию и за то, что она делает это для вас. Подумайте о том, хотите ли вы на самом деле иметь субличность, которая делала бы это.
В случае же, если ответ на ваш вопрос будет «нет», не расстраивайтесь. По большому счету вам нет необходимости знать о намерении. Вы можете попытаться подыскать условия, При которых субличность захотела бы сообщить вам о том, чего она пытается достичь, но, как бы то ни было, предположите Добрые намерения с ее стороны. Это не значит, что вам должно понравиться это поведение, просто предположите, что у этой части есть некоторая цель и эта цель в некотором смысле полезна для вас.
Обратитесь внутрь себя и спросите: «Если бы тебе предоставили способы, которые дали бы тебе возможность осуществить это намерение, по крайней мере, не менее эффективно, чем так, как ты делаешь это сейчас, то не захотела ли бы ты попробовать >ти способы?» В этот момент ответ «нет» будет означать, что
сигналы борются друг с другом. Ни одна разумная субличность не сможет отказаться от такого предложения.
4. Попросите свою «творческую» субличность выработать но-вые способы достижения той же самой цели.
В жизни любого человека.существуют моменты, когда он находится в творческом и ресурсном состоянии. Попросите «проблемную» субличность сообщить свои намерения вашей «творческой» субличности, чтобы она могла найти новые пути осуществления тех же намерений. Часть из них будет удачной другая — не очень. О некоторых из них вы будете знать, но не имеет значения, если они будут недоступны вашему сознанию.
Попросите «проблемную» субличность выбрать лишь те из них, которые она считает такими же удачными или даже более эффективными, чем первоначальное поведение. Они должны быть непосредственны и доступны. Попросите ее подавать сигнал «да» всякий раз, когда она будет получать новый выбор. Продолжайте до тех пор, пока вы не получите по крайней мере три сигнала «да». На этом этапе процесса вы можете потратить столько времени, сколько посчитаете нужным. Когда закончите, поблагодарите свою «творческую» субличность.
5. Спросите «проблемную» субличность, согласна ли она воспользоваться новыми вариантами выбора взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель.
Это — присоединение к будущему, мысленная репетиция нового поведения в будущих ситуациях.
Если до сих пор все шло нормально, то никакие причины не будут препятствовать вам получить сигнал «да». Если вы получили все же ответ «нет», заверьте «проблемную» субличность в том, что она сможет продолжать прибегать к старому стилю поведения, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала новые варианты выбора. Если и здесь вы получите «нет», вы можете рефреймировать возражающую субличность, пройдя с ней через все шесть шагов рефрейминга с самого начала.
6. Экологическая проверка.
Кроме прочего, вам необходимо знать, существуют ли другие субличности, которые могли бы возражать против ваших новых вариантов выбора. Спросите: «Есть ли такие субличности, которые возражают против какого-нибудь из моих новых вариантов выбора?» Будьте внимательны к любому сигналу и тщательно разберитесь с каждым из них. Когда появится какой-то сигнал, попросите усилить его, если какая-то субличность на самом деле возражает. Убедитесь в том, что новые варианты выбора встретили одобрение всех заинтересованных субличностей, в противном случае они будут заниматься саботажем.
Если возникло возражение, вы можете сделать одно из двух. Либо вернуться к шагу 3 и рефреймировать возражающую сублич-
юсть? либо попросить «творческую» субличность, проконсульти-
вавшись с возражающей субличностью, выработать дополни-
льный набор новых вариантов выбора. Убедитесь, что эти новые
варианты выбора также прошли проверку на любое возражение.
Отметим, что шестишаговый рефрейминг представляет собой как технику психотерапии, так и технику личностного поста. Кроме того, используя умение проводить переговоры между субличностями одной личности, можно достичь больших успехов и в межличностных отношениях.
Еще одной способностью, которая невозможна без принятия, признания и позитивного использования своих негативных субличностей, является творческая мечта. Ведь первый шаг на пути к любому результату в мире — это мечта. Мы все мечтаем о желаемом, о том, что могли бы сделать, как могли бы измениться вещи. Но как мы можем превратить эти мечты в реальность? Как избежать того, чтобы журавль в небе превратился в синицу в руке? И как убедиться в том, что Мечта правильно воспринимается критиками (Критиком)?
Роберт Дилтс создал модель общей стратегии творчества, которую использовал Уолт Дисней, человек с удивительным воображением, работы которого продолжают дарить радость бесчисленному числу людей повсюду в мире1.
Сначала Дисней создавал мечту — представление о фильме в целом. Он оценивал ощущения и мысли каждого действующего в фильме лица, воображая, как выглядит история глазами этого персонажа. Если фильм был мультипликационный, он поручал аниматорам рисовать персонажи именно с этих позиций. Затем Дисней смотрел на свой план реалистично. Он оценивал деньги, время, ресурсы и собирал всю необходимую информацию, чтобы убедиться, что фильм может быть успешно снят, что мечта может стать реальностью.
Когда представление о фильме было уже составлено, У. Дисней вставал на другую позицию и смотрел на него с точки зрения критически настроенного зрителя. Он спрашивал самого себя: кЭто интересно? Это развлекательно? Чувствуется ли где-нибудь кука или раздражение, как бы сильно я ни был привязан к этому персонажу?»
Таким образом, У. Дисней использовал три различные позиции (субличности): Мечтателя, Реалиста и Критика. Работавшие с ним люди знали об этом, но никогда не знали заранее, в какой из трех ипостасей он появится на встрече. Вполне веро- что Дисней даже уравновешивал совещание, добавляя
позицию, которая была плохо представлена.
Вот формальная стратегия того, что делал У. Дисней.
Она так же может быть применена для решения любого типа проблем.
Упражнение «Стратегия творчества»
1. Выберите программу, которой вы собираетесь заняться* при этом она может быть настолько трудной, насколько вы хотите. Но не думайте пока о ней.
Подберите также три места перед собой, куда вы можете передвинуться. Одно из них предназначается для вашего Мечтателя, одно — для Критика и одно — для вашего Реалиста.
2. Подумайте о том времени, когда вы на самом деле были креативны, когда ваш Мечтатель действительно создал нечто творческое.
Войдите в расположенную перед вами позицию Мечтателя и переживите это состояние — так вы закрепите свои ресурсы и стратегию Мечтателя на этом месте.
Если вам трудно найти доступ к созидательному опыту, то подберите метафору для той проблемы, которая помогла бы вам мыслить креативно. Или же попробуйте вообразить того человека, которого вы знаете как творческого Мечтателя. Прежде чем продолжать, обратитесь к нему и спросите, как он вводит себя в такое состояние... Возможно, вам понадобится разбить проблему на более управляемые части.
Не пытайтесь думать реалистично... это будет позже... Не редактируйте и не оценивайте... Вы даже можете отвлечь свое сознание прослушиванием музыки или выполнением каких-нибудь действий... Когда вы намечтались всласть, выйдите обратно в исходную позицию (метапозицию).
3. Теперь подумайте о том времени, когда вы были предусмотрительны и реалистичны относительно некоторого плана — вашего ли или чьего-то еще... Это может быть также та ситуация, когда вы приводили какой-нибудь план в действие изящным и эффективным способом...
Если у вас возникли с этим трудности, подумайте о человеке, который мог бы воплощать такие качества и умения. Снова обратитесь внутрь себя и либо спросите, что он думает по поводу приведения плана в действие, либо прикиньтесь им. «Если бы я был... как бы я приводил план в действие?» Действуйте так, как будто вы и есть он...
Когда вы будете готовы, перейдите в позицию Реалиста. На этом месте заякорите свети ресурсы и состояние реалиста. Когда закончите переживать свой опыт реалиста, вернитесь в метапозицию.
4. Наконец, Критик. Вспомните то время, когда вы конструктивно критиковали какой-нибудь план, видя как его слабость, так и силу, выявляли проблемы. Это мог быть один из ваших собственных проектов или проекты других людей. Опять же, если это
тоудно, смоделируйте известного вам хорошего критика. Начав испытывать искомое состояние, перейдите на третье место, определенное вами, и переживите опыт. Когда закончите, выйдите. Как вы поняли, это якорение трех особых состояний сознания — Мечтателя, Критика и Реалиста. Вы можете использовать для этого три места в своем рабочем кабинете, три отдельные комнаты (может быть, даже воображаемые) или три визуализированных образа. Возможно, вы обнаружите, что переход в одну позицию оказывается для вас более легким, чем переход в другие. На основе этого вы можете сделать некоторые предварительные заключения относительно тех планов, которые вы реализуете. Отметим, что каждая из позиций сама по себе фактически является стратегией, то есть данная стратегия творчества — это суперстратегия, включающая в себя три отдельные стратегии.
5. Возьмите проблему или результат, с которым вы хотите поработать. Встаньте на место Мечтателя и дайте свободу своим мыслям... Мечтатель не обязан быть Реалистом... Мечты обычно представлены картинками, и ваш Мечтатель, вероятно, использует визуально сконструированные представления... Небо — это ограничение. Не позволяйте реальности давить на ваши мысли... Мегамозговой штурм... Что бы вы сделали, если бы точно не могли потерпеть неудачу?.. Мечтателя можно было бы выразить одной фразой: «Интересно, что будет, если...»