Эти техники дают сознанию определенное направление и могут быть применены для многих случаев: для изменения настроения, избавления от вредных привычек, навязчивых состояний и т. д. В основе данных методик лежит врожденное стремление человека от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равновесие, гомеостазис.
Упражнение «Взмах»
Войдите в особое состояние сознания.
Определите проблему, с которой вы потом будете работать. Это могут быть симптом, вредная привычка, девиантное поведение и т. д.
Углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация).
Теперь создайте второй образ, вторую картину — как если бы вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома. Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.
Совершите «взмах»: сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока еще маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой картины. Теперь «махните» картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.
Проверьте результат. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ окажется тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным.
Упражнение «Взрыв»
Войдите в особое состояние сознания.
|
Подумайте о каких-то.своих навязчивых мыслях или действиях. Это может быть навязчивое желание что-то съесть или выпить, навязчивое желание иметь автомобиль или женщину и т. д.
Теперь подумайте о желании, не носящем такого характера, о том, к чему вы относитесь более или менее безразлично.
Попробуйте определить, какие субмодальности формируют навязчивое состояние и какие — ваше нейтральное положение.
Найдите субмодальные различия и определите ведущую субмодальность, формирующую навязчивое состояние.
Теперь произведите «взрыв» навязчивости, манипулируя доминирующей субмодальностью. Есть два способа произвести
«взрыв»:
1) одноразовое мощное усиление доминирующей субмодальности;
2) многократный метод «храпуна».
Первый способ заключается в том, чтобы быстро усилить ведущую субмодальность до такой крайней степени, что кинестетическая реакция превысит верхний порог и... «лопнет». Вместе с ней «лопается» и навязчивость.
Второй способ — это быстрое, многократное повторение первого. В этом случае вы очень быстро усиливаете ведущую субмодальность. Потом возвращаете «картину» в исходное состояние и снова быстро увеличиваете. Повторения идут последовательно и быстро, пока что-то не «лопается».
После «взрыва» чаще всего навязчивость исчезает.
Визуально-кинестетическая диссоциация применяется в тех случаях, когда в срочном порядке необходимо убрать из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в эйдетических образах (ассоциированное восприятие) в воспоминания в конструированных образах (диссоциированное восприятие). Ведь известно, что приятные события обычно запоминаются (и воспроизводятся) человеком в эйдетических образах, отрицательные — в конструированных. Это одна из защитных реакций организма.
|
Далее мы приведем наиболее часто применяемые методы трехступенчатой визуально-кинестетической диссоциации при остром реактивном состоянии и при фобии в рамках невроза навязчивых состояний.
Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (1)
Введите пациента в особое состояние сознания.
Установите «якорь» для устойчивого комфортного состояния пациента, находящегося рядом с вами (позиция П]).
Удерживая «якорь», предложите ему визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, свое более молодое (прошлое) Я непосредственно перед психотравмой, например, изнасилованием (позиция Пг). Таким образом, пациент сидит рядом с психотерапевтом, «видя» перед собой себя — более молодого.
Затем попросите его представить себя сидящим позади себя (Позиция П3).
Итак, пациент представляет себя (своим внутренним взором) трижды; 1) сидящим рядом с психотерапевтом («актуальное тело»); 2) сидящим впереди («более молодой» пациент); 3) сидящим сзади («визуальная перспектива»). Когда эта трехместная диссоциация осуществится, поставьте ее на «якорь».
Попросите пациента снова пережить лсихотравмирующую ситуацию (сцену изнасилования), но наблюдая ее как бы со стороны (с позиции Пз) и учитывая, что все происходит с ним — более молодым (П^).
Когда картина изнасилования полностью просмотрена, предложите пациенту снова вернуться из позиции Пз в позицию П] так, чтобы «визуальная перспектива» интегрировалась с «актуальным телом».
|
Теперь попросите сегодняшнего пациента (ITi + Пз) пойти к себе — «более молодому» (Пг), и уверить его в том, что он из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ему успокоение и чувство уверенности в себе.
Когда сегодняшний пациент (ПО убедится в том, что тог, «более молодой», его понимает, дайте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация') станет частью сегодняшнего пациента (П1 + П3).
Если в какое-то время пациент начинает реально (эйдетически) переживать свою психотравму, верните его в положение Пз и «заякорите».
Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (2)
Войдите в особое состояние сознания.
Представьте, что вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествующей возникновению фобии.
Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда вы можете наблюдать за собой — сидящим в зале и смотрящим на экран — и за тем, что происходит на экране.
После этого превратите снимок на экране в черно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Остановите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Все будет происходить наоборот — точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Прокрутите его еще раз. Теперь «выплывайте» на свое прежнее место в зале. Фобия исчезла.
Мы-уже отмечали важность катарсиса для работы с психо- гравмирующим опытом. Надо сказать, что катартические тех-
ники и приемы широко использовались в качестве методов психологической помощи еще в античные времена и средние века (например, лечебные ритуалы и заговоры в язычестве или исповедь и проповедь в христианских таинствах). До сих пор в обычной жизни мы все часто применяем такую форму катарти-ческой психотерапии, как беседа — простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах. Рассказывая о гнетущих, мучительных переживаниях, выслушивая утешающие слова, сравнивая свои невзгоды с подобными у других людей, получая примеры «правильного» поведения в аналогичных ситуациях, человек освобождается от груза старых или неосознаваемых проблем, как бы возвращаясь назад и впервые (или заново) осознавая, переживая, отреагируя их, благодаря этому получая возможность наконец избавиться от болезненной окраски.
Существует достаточно много методик, позволяющих эффективно использовать катарсис в психотерапии в особых состояниях сознания.
В 1904 году один из последователей В. М. Бехтерева болгарский
психиатр Н. Крестников, основываясь на своем опыте участия в
( балканской и в Первой мировой войнах, а также на исследованиях
Й. Брейера о возможностях гипнокатарсиса, разработал методику
«искусственной репродукции аффективных переживаний».
Пациент, лежащий в полной тишине с закрытыми глазами, на фоне гипнотического внушения проходит четыре фазы.
После латентной фазы длительностью 2—4 минуты спонтанно наступает органная фаза, при которой наблюдаются тремор, учащенное дыхание и сердцебиение, сильный пот, слезы и др. Несмотря на то, что эти проявления свойственны аффектам страха и скорби, пациент абсолютно спокоен и не ощущает никаких неприятных эмоций. Продолжительность фазы 2—4 минуты, после чего она переходит в следующую, эмоциональную фазу.
К тремору, сердцебиению, потливости присоединяются отчетливый страх и подавленность настроения, однако больной не знает причины этого.
Эта фаза продолжается одну-полторы минуты и внезапно переходит в фазу представления: больной вдруг вспоминает определенное мучительное переживание, объясняющее его страх или скорбь, с присущими им вегетативными и эмоциональными элементами. Это волнующее воспоминание захватывает все внимание пациента, причем иногда раппорт с больным прекращается, появляются своеобразные судороги (истерические дуги). Такое состояние вполне безопасно, и спустя 5—30 минут больной выхо-Дит из него спонтанно.
Весь процесс лечебной репродукции длится от 15 до 60 минут (в среднем 40 минут).
Обычно такой психотерапевтический прием используется для лечения больных неврозами. В зависимости от выраженности невротических расстройств на курс лечения требуется от трех до двадцати сеансов репродукций.
Огромной заслугой Н. Крестникова является описание диссоциации отдельных явлений катарсиса и исследованных им фаз. Так, органная фаза представляет собой множество отдельных диссоциированных явлений — двигательных, чувствительных, секреторных, вегетативных. В эмоциональной фазе к указанной симптоматике присоединяются переживания страха и скорби, отличающиеся диффузностью и неопределенностью. В этой фазе отсутствует сложное и чисто человеческое чувство стыда, даже тогда, когда психическая травма была связана с аффектом стыда. По Н. Крестникову, это означает, что в данной фазе, хотя и восстанавливается оптимальная возбудимость, а вместе с ней и подвижность нервных процессов в структурах, непосредственно сопряженных с эмоциями, но не затрагивается их корковое представительство. Лишь в следующей фазе репродукции (фазе представления) происходит как бы связывание диссоциированных до сих пор проявлений органной и эмоциональной фаз, и больной переживает психическую травму как воспоминание или состояние, подобное сну. Теперь и эмоции приобретают точность, дифференцированность и полноту. Во время этой фазы все структуры, отражающие психическую травму, находятся в состоянии возбуждения, сила которого, однако, допускает сопряженность его с другими нейродинами-ческими процессами. При этом явление репродукции может быть объяснено принципом, обоснованным Н. Е. Введенским: крайне сильное возбуждение равнозначно торможению.
Диссоциация, описанная Крестниковым, наблюдается и в невротических симптомах, отражающих пережитую психическую травму. Лишь в фазе представления все диссоциированные проявления связываются, и перед психотерапевтом раскрывается точно, ясно и полностью травмирующая ситуация, которая всегда и с неизменной «фотографической» точностью отражалась в картине невроза.
В 1927 году московский психотерапевт С. Я. Лившиц в монографии на русском языке (а в 1928-м — на немецком) описал свой метод катарсиса, сочетающий гипноз с психоанализом и названный «гилноанализом». Основным достоинством этого метода являлось то, что, помимо симптомоцентрированной, он имел и этио-патогенетическую направленность, а также позволял достаточно существенно сократить длительность аналитического лечения. Сегодня выделяют две группы методик гипноанализа. Методика гипноанализа, предложенная Л. Вольбергом (1945), включает обучение пациента быстрому вхождению в особое со-
стояние сознания и применение в этом состоянии таких модифицированных психоаналитических методов, как свободные ассоциации, внушение сновидений и их анализ, возрастную регрессию, визуализацию психотравмирующих ситуаций, автоматическое
письмо и т. п.
В методике Р. Линднера (1958) гипноанализ также включает тренировку быстрого погружения в особые состояния сознания, но психоаналитические сессии проводятся с использованием лишь метода свободных ассоциаций. При возникновении сопротивления особое состояние сознания углубляется. В дальнейшем психотерапевт стремится изменить выявленные неадаптивные установки пациента с помощью прямых внушений.
Психокатартическая терапия Л. Франка (1927) используется для вызывания отреагирования в «пассивном состоянии» (или в полусне). Пациент лежа принимает самую удобную позу и максимально расслабляется. Потом его просят полностью отдаться нахлынувшим воспоминаниям, фантазиям и ассоциациям без их обсуждения и направления. При этом психотерапевт ничего не внушает. Так создается необходимое состояние (по всей вероятности, являющееся формой гетерогенного или аутогенного особого состояния сознания), способствующее эффективным восприятию и обсуждению психотравмирующей проблемы с врачом.
К. И. Платонов применял методику «экспериментальной репродукции невротических синдромов» (1939). В ней пациент вводился в глубокое особое состояние сознания и ему внушалось время перенесенного невроза (причем наблюдались те же самые симптомы и переживания, какие были установлены в активной стадии невроза), который он должен был вновь отреагировать. Отметим, что эта техника использовалась и в диагностических целях.
М. Мур (1945) использовала катартический метод, заключающийся в многократном пересказывании пациентом, находящимся в особом состоянии сознания, психотравмирующих переживаний. Особенно эффективной эта техника считается при работе с повторяющимися кошмарными сновидениями.
В методе А. С. Данилова (1996), опираясь на указания Аристотеля о важности речи, имеющей «ритм, гармонию и напев...», Для вызывания катарсиса (по мнению автора, средства, услива-ющего трансфер, — основной терапевтический фактор) в ходе сеанса используют как специально подобранные музыкальные Произведения, так и поэтические тексты, создающие особую ритмическую речь терапевтической сессии.
В 1974 году Д. Кезрил предложил технику терапевтического кРика, которую также можно использовать в особых состояниях сознания. Суть ее состоит в том, что пациенты после введения в особое состояние сознания и определенного «разогрева» поощряются к крику.
Каждая сессия проходит в три этапа: подготовка, собственно крик и рефлексия.
На этапе подготовки используются дыхательные техники, техники размягчения мышечных блоков, вибрации и т. п.
На втором этапе через регрессивную метафору «детской любимой игрушки» пациенты погружаются в проблемное переживание (одиночество, чувство незащищенности и т. п.) и подталкиваются к крику. Пациенты кричат в технике рваного крика и через определенное время начинают чувствовать, что крик сам рвется из них, сопровождаемый то гневом, то плачем, то страхом. После того, как крик становится как бы самостоятельным и независимым от пациента, психотерапевт при помощи специальных техник «помогает» пациенту, облегчая экспрессию крика. Крик может перерастать и в плач, и в смех; пациенты могут испытывать озноб, дрожь, жар, холод и т. п., то есть те состояния, которые свидетельствуют о вовлеченности всего тела в терапевтический процесс. На третьем этапе идет обсуждение того, что переживал пациент, что «выходило» из него, какие эмоции. Пациент соотносит особенности своей жизненной ситуации и способов реагирования на нее, с переживаниями, которые возникали в терапевтической сессии. Особенность эмоциональной экспрессии в сессиях крика состоит в том, что пациент переживает какую-либо эмоцию, чувствует наплывы тоски, горя, плача, гнева и т. п., но не соотносит ее с конкретной ситуацией настоящего или прошлого — просто хочется плакать и т. п. Техника крика как бы освобождает пациента от накопленных эмоций, которые часто не осознаются и поэтому, естественно, не связываются с какой-то ситуацией.
Сама эмоциональная экспрессия имеет слоистую структуру: на периферии находятся более осознаваемые, эго-идентифици-рованные и увязанные с конкретными ситуациями эмоции. Например, сначала может «выходить» смех, который переходит в плач и т. п. Более глубокие эмоции менее осознаваемы, не принимаются в Я-концепцию и более определенно связаны с конкретными биографическими ситуациями. Именно поэтому отреагирование и рефлексия более глубоких эмоций — чрезвычайно важные механизмы самоизменения (А. С, Кочарян, 1997). Новый толчок развития катартические методы получили в связи с применением в психотерапевтической практике психоделиков. Однако, после трго, как их использование пришлось свернуть, поиск нефармакологических методов, позволяющих добиваться у пациентов особых состояний сознания с катарти-ческими переживаниями, приводящими к излечению и положительным изменениям личности, привел к возникновению пневмокатартических методов и целого направления под названием холотропная психотерапия.
Ее создатели — Станислав Гроф и его жена Кристина, — оаботая еще в русле психоделической терапии, в ряде случаев использовали интенсивное дыхание для «раскрытия» телесных \ эмоциональных блоков. Отталкиваясь от работы Леонарда Орра и Сандры Рэй «Возрождение в Новом веке» (1977), они стали сочетать интенсивное дыхание (в варианте гипервентиляции, то есть форсированного выдоха) со специально подобранной музыкой, работой с телом и особой предварительной подготовкой участников, что позволяло вызывать переживания и эффекты, аналогичные тем, что возникали в сеансах психоделической терапии1.
Хотя как будто поводом к обращению С. Грофа к дыхательной технике явился запрет на использование психоделиков, истина, по-видимому, лежит все же глубже. Теснейшая взаимосвязь психики и сознания с дыханием известна с древнейших времен и нашла отражение в языке. У многих народов мира слова «дыхание», «дух», «душа» (так же как и в русском) происходят от одного корпя, а животные, так же как и человек, мыслятся существами, наделенными «духом», способностью «дышать». Многие современные исследователи считают, что отмеченное этимологическое родство может указывать на реальное психофизиологическое единство (В. Д. Заставный, 1993)2.
Отметим, что в течение многих веков было известно, что особые состояния сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних культурах, охватывали широкий диапазон: от грубых вмешательств в дыхание до тонких и сложных упражнений, существующих в различных духовных традициях. Так, например, первоначальная форма крещения, практиковавшаяся ессеями (его отдаленным отголоском является современная процедура окропления водой и произнесения молитвы), состояла в насильственном погружении инициируемого в воду, что, как правило, ставило человека на грань смерти от Удушья. В других духовных традициях неофиты подвергались окуриванию дымом до полусмерти или даже удушению3 (далее,
Сходство переживаний участников дьКательного сеанса с переживания-Ми во время приема психоделиков не случайно. Исследователи, которые прослеживали пшервентиляционную цепочку изменений гомеостаза, вплоть до биохимических процессов в мозге, установили, что изменения здесь весьма напоминают те, что возникают под действием психоделиков.
В этом отношении представляет интерес выдвигаемая С. Грофом гипотеза о том, что спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можно рассматривать как попытки «духа» вылечиться.
3 D
о недавнем прошлом среди детей в пионерских лагерях часто практако-Валась игра в «улет»: в то время как «испытуемый» часто дышал, один из добровольных помощников пережимал ему горло или сонную артерию, а второй Резко бил в солнечное сплетение.
рассматривая ритуальные трансформации, мы коснемся этого в несколько ином аспекте).
Процедура холотропной терапии состоит из трех этапов: предварительной психологической подготовки, самой сессии и завершающей проработки (интеграции) полученного материала.
Заранее создается должная обстановка. Комната должна быть затемненной и достаточно просторной для того, чтобы половина участников свободно могла улечься на матрацах, не касаясь друг друга даже тогда, когда их руки и ноги раздвинуты в стороны. Она должна быть изолирована от источников внешних шумов и, с другой стороны, позволять без ограничения включать музыку большой громкости и давать возможность участникам полностью использовать голосовое выражение. Пол мягкий или покрыт матрацами. Необходим достаточный запас подушек, пуфиков или других мягких вещей, а также полотенец и простынь, носовых платков. Во время сессии могут наблюдаться рвота, кашель, повышенное слюноотделение, так что необходим запас целлофановых пакетов, пластиковых тазиков и т. п. Желательно рядом иметь туалет. Перед проведением холотропической сессии комната проветривается. Все участники приходят на сессию в свободной, удобной одежде (лучше всего спортивной), без того, что может затруднить дыхание или помешать свободному проявлению внутреннего процесса (имеются в виду очки, контактные линзы, вставные челюсти, тяжелые серьги, браслеты, пояса, часы и т. п.).
На первом этапе психотерапевт (фасилитатор — «облегчи-тель») знакомит пациентов (холонавтов) с картографией человеческой психики, которая включает биографический, перинатальный и трансперсональный уровни. По мнению создателей метода, основным препятствием при его использовании служит барьер защиты, который имеет интеллектуальную или философскую природу, поэтому в беседе подчеркивается, что даже самые необычные, с общепринятой точки зрения, переживания совершенно естественны и регулярно происходят в этих обстоятельствах в любой группе случайно взятых людей.
Специфические техники, вызывающие изменения в сознании либо интенсивным дыханием, либо длительным лишением дыхания, либо сочетанием того и другого, можно найти в пранаяме, кундалини-йоге, сиддха-йоге, тибетской ваджраяне, суфийских практиках, восточных формах медитации и т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают важное место в дзэн-буддизме школы Сото и в некоторых даосских и христианских практиках. На ритм дыхания значительно влияет исполнение таких ритуалов, как обезьяньи песни Бали, или кетджак, горловая музыка эскимосов-инуитов, пение' киртан, бханджан или суфийских песен.
Поскольку холотропная терапия может сопровождаться драматическими переживаниями с сильным эмоциональным и физическим стрессом, то она противопоказана лицам с серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями (застарелым атеросклерозом, аневризмой аорты, стойко повышенным артериальным давлением), а также людям, перенесшим операции на сердие, сердечные приступы, кровоизлияние в мозг и т. п. Нужно воздержаться от участия в сессии и тем, кто недавно перенес операцию. Во время сессий пневмокатарсиса происходят спонтанные телодвижения и существует определенный риск для людей с привычными вывихами, растяжениями, повышенной ломкостью костей. Помощник (ситтер) должен знать об этих особенностях у холонавта и предохранять его от резких движений, рискованных положений и поз. Конечно, не следует участвовать в сессиях холотропного дыхания ослабленным после тяжелых болезней, больным с инфекционными заболеваниями и т. п. До сих пор дискутируется вопрос о включении в группы тех, кто имеет серьезные психические нарушения.
Важным противопоказанием является беременность (особенно на последних месяцах), так как интенсивное дыхание приводит к уменьшению кровоснабжения плода. Кроме того, женщины, переживающие свое рождение в холотропной терапии, часто одновременно испытывают мощные сокращения матки, в связи с чем возможны преждевременное наступление менструации и выкидыши.
Окончательно вопрос о включении в терапевтическую группу решает фасилитатор с учетом всех показаний, противопоказаний и руководствуясь собственной интуицией.
Затем пациентов знакомят с техническими деталями процесса: сессия проводится в положении лежа на спине, с закрытыми глазами; пациентам (холонавтам) необходимо полностью сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызываемых дыханием и музыкой, просто наблюдая и регистрируя их.
Перед началом сеанса группа делится на две части: холонавтов и их ситтеров. Во время следующей сессии пары меняются ролями, таким образом, каждый участник имеет возможность Получить уникальный транс- и интерперсональный опыт. До начала сессии партнеры обговаривают все вопросы, касающиеся вмешательства в случае возникновения телесных блоков, помощи при других состояниях, возможности и степени физического контакта. Поскольку разговоры во время сеанса препятствуют течению процесса, холонавт и ситтер договариваются 0 языке жестов.
Сессия холотропного дыхания начинается с короткого периода медитации и релаксации, которые проводит фасилитатор, поочередно называющий отдельные части тела (начиная от
ступней ног вверх), или под его контролем сами холонавты-используя техники аутотренинга, активного воображения, медитации и т. п. Холонавтам предлагается принять позу лежа на спине с несколько раздвинутыми руками и ногами и обращенными вверх ладонями, а затем закрыть глаза. Эта поза отражает основную установку сессии: полную внутреннюю открытость восприимчивость и принятие всего, что происходит.
Когда холонавты расслабились и успокоились, фасилитатор предлагает всем участникам сосредоточиться как только возможно на настоящем моменте и месте, в котором они находятся, — на «здесь и сейчас». Им нужно постараться отстраниться от воспоминаний прошлого (других опытов с особыми состояниями сознания, предварительных знаний, прогнозов и ожиданий). Ситтер также должен очистить мысли от прошлого и от фантазий о будущем и сосредоточиться на заботе о партнере, на вере в мудрость и спонтанный целительный потенциал психики, на интересе к происходящему в комнате процессу.
После физического расслабления и подготовки сознания холонавтам предлагают сконцентрироваться на дыхании, настроиться на его естественный ритм, не пытаясь его изменить. Чтобы легче войти в «соприкосновение» с ритмом дыхания, его обычно представляют как облако света, пронизывающего все тело в ритме вдоха и выдоха, раскрывающее каждую его клетку и наполняющее живительной энергией.
Затем холонавтам предлагается дышать более интенсивно, чаще и глубже, чем обычно. Выбор ритма и способа дыхания (носом и ртом, грудным или диафрагмальным дыханием и т. д.) оставляется на «усмотрение» организма человека, его интуиции. Когда частота дыхания достаточно возросла, фасилитатор направляет внимание холонавтов на музыку, поощряя отдаться ее потоку, ритму дыхания и любому переживанию с полным доверием к происходящему процессу.
Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равновесия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутренней среды вынесением на «поверхность» различных старых, глубоко укоренившихся эмоциональных напряжений, избавляясь от них разрядкой на периферии. Эта разрядка происходит в двух формах — либо в форме непосредственного катарсиса (отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, рвотой), либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц.
При этом в ногах, в особенности в мышцах, развиваются характерные временные контрактуры, которые, с традиционной точки зрения, являются типичным физиологическим ответом на гипервентиляцию и защелачивание крови. Однако по мере продолжения дыхания это состояние значительно ослабляется
или Даже совсем проходит, что уже трудно объяснить чисто биохимически, так как гипервентиляция продолжается.
Некоторые люди остаются совершенно спокойными. Они могут испытывать глубокие переживания, но внешне кажется, что с ними ничего не происходит или что они спят. Другие выглядят взволнованными и проявляют двигательную активность: их трясет, скручивает, они принимают позу эмбриона, ведут себя как младенцы, проходящие через родовой канал, или выглядят и ведут себя как новорожденные. Это может сопровождаться богатыми акустическими проявлениями, в том числе вздохами, рыданиями, плачем, криками, детским лепетом, бормотанием, спонтанным пением, глоссолалиями и всевозможными звукоподражаниями животным.
Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утонченными, сложными, дифференцированными и весьма специфическими (например, движения, напоминающие ползание змеи, полет птицы или походку кошачьих). Порой люди спонтанно принимают какую-нибудь асану или делают соответствующий жест (мудры), не будучи знакомыми с ними в обычном состоянии. Временами автоматические движения и звуки напоминают ритуальные танцы или другие ритуальные действия, характерные для различных культур: шаманское пение, яванские танцы, символические движения индийских школ танца Катакали или Манипури, тибетского или монгольского многоголосного (исполняемого одним человеком) пения, японского Кабуки (С. Гроф, 1994).
Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела. Обладая сложной психосоматической структурой, они различны у разных людей и обычно имеют для каждого человека специфическое психологическое значение. Иногда они являются усиленным вариантом напряжений и болей, известных человеку по его повседневной жизни, или хронической проблемой, или симптомом, который появляется в определенные моменты (например, в периоды сильного эмоционального или физического стресса, крайней усталости, недосыпания, ослабленности болезнью) или под действием изменяющих сознание веществ. В других случаях в них можно узнать реакти-Визацию старых трудностей, которые человек переживал в детстве, отрочестве или во время серьезных эмоциональных стрессов (рождения, физических травм, операций и т. п.).