играете в игру сверхответственности. А если продолжаете искусственно поддерживать распадающиеся отношения, чтобы не сделать несчастным Другого, понимая при этом, что для себя вы хотите обратного, то просто занимаетесь самоистязанием
Подумайте и о том, что люди, опасающиеся своего будущего нередко стремятся «обезопасить» себя деньгами, собственностью,,страхованием здоровья, личными отношениями, брачным контрактом и т. п. Родители стараются привязать к себе детей. Некоторые боязливые дети неохотно покидают родительское гнездо. Мужья и жены пытаются добиться друг от друга гарантии любви и заботы. Такое стремление к полному обладанию и предъявляемые к «обладаемому» требования часто вызывают лишь беспокойство и обиду.
Увы, печальная правда состоит в том, что человеческие отношения крайне непостоянны, даже более непостоянны, чем погода или настроение. Гераклит однажды сказал; «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые воды». Любящий, послушный восьмилетний ребенок превращается в упрямого, независимого подростка (который, если родители успешно переживут эту перемену, затем станет любящим и ответственным взрослым сыном или дочерью).
Вернитесь еще раз к упражнению с вашим Значимым Другим. Просили ли вы его не меняться? Просили ли вернуться к прежней (более удовлетворяющей вас) форме поведения? Пытались ли как-то иначе гарантировать себе его привязанность на будущее? Такое стремление к безопасности может очень повредить отношениям, а кроме того, оно сдерживает и ваш собственный личностный рост. Чем искреннее мы в отношениях с нашими близкими в настоящем, не устанавливая правил и не ставя заслонов на будущее, тем сильнее мы будем сами по себе и счастливее в наших взаимоотношениях.
|
Известно, что у некоторых людей, переживших в детстве какие-то потрясения, развивается невротическая потребность в «безопасности». Они цепляются за любые отношения, даже не приносящие им радости, лишь для того, чтобы чувствовать себя в «безопасности», в результате чего с неизбежностью вновь сталкиваются с испытаниями, подобными тем, которые переживали в детстве. На языке психоанализа у них развивается «повторная компульсия» (лат. compello — принуждаю) — неконтролируемый бессознательный процесс, при котором субъект сам ставит себя в затруднительное положение, забыв о том, что повторяет свой прежний опыт, более того — будучи совершенно убежден, что его поведение полностью обусловлено настоящим моментом.
Попробуйте выполнить следующее упражнение.
Упражнение
«Выявление бессознательных паттернов в отношениях»
Представьте людей (мужчин и женщин отдельно), которые вам больше всего нравились или которых вы больше всего любили в течение всей вашей жизни, исключая родителей. Если это вам поможет, можете войти в легкий транс...
Подумайте о нравящихся и не нравящихся вам качествах этих людей... Может быть, они в чем-то похожи на вас... или, наоборот, они полная ваша противоположность?..
Отметьте, что есть общего в них и что различается... Есть ли что-либо общее для всех женщин... и что-либо другое общее для всех мужчин?.. Может быть, вам нравятся люди определенного типа?..
Теперь отметьте нынешние привлекательные и непривлекательные черты своих родителей...
|
А какими они вам представлялись в детстве?..
Мысленно сравните, сопоставьте и противопоставьте характеристики и качества ваших родителей с характеристиками и качествами любимых... друзей... партнеров... Значимых Других...
Люди, старающиеся привязать своих близких к себе из-за страха не «иметь» их в будущем, становятся зависимыми не только внешне, но и внутренне: их сознание уже не может «гулять само по себе», оно становится конформным, подчиняясь принципу «шаг вправо, шаг влево приравнивается к неудовольствию или даже потере Другого». Соответственно человек уже не может радоваться жизни прямо сейчас, так как он тратит время и силы, беспокоясь о том, что другой человек может умереть, бросить или разлюбить его... Прекрасный совет дал по этому поводу Сократ: «Помни, все человеческое непостоянно, тогда ты не будешь ни слишком радоваться счастливой судьбе, ни слишком печалиться из-за неудачи».
Часто те люди, которые не осознают свою потребность в «безопасности», виноваты в том, что стремятся контролировать ситуацию или Значимых Других, пытаясь предотвратить изменения в отношениях с ними. Мать, указывающая своему восьмилетнему сыну, что ему надевать (свитер, пальто, ботинки), опасаясь возможной простуды, пневмонии или смерти; муж, перебивающий свою жену на вечеринке, беспокоясь, что она скажет что-то не так и испортит хорошее впечатление; начальник, отказывающийся публично оценить вклад в дело своих служащих, боясь, что они уйдут от него, — все эти люди пытаются укрепить настоящее и обезопасить себя в будущем. Результат этого — контроль над Значимыми Другими и после-
|
дующее недовольство с их стороны. Эти попытки контроля достаточно очевидны, однако не для тех, кто их делает. Встречаются и более тонкие формы контроля. Например, женщина так регулирует свои отношения, что ее новый приятель и ее лучшая подруга никогда не встречаются у нее в гостях; муж «забывает» сказать своей жене, что они приглашены на вечеринку; мать так стирает свитер своей дочери-подростка (который не нравится матери из-за того, что он «очень открытый»), что свитер «садится». У каждого из нас существуют свои попытки контролировать ситуацию или других людей.
Но большинство людей чувствуют себя несчастными, потому что пытаются контролировать Значимых Других. Они испытывают тревогу, воображая те ужасы, которые могут случиться, если Другой будет делать не то, что им хочется. Они сердятся, если не могут добиться своего. В конечном итоге стремление контролировать Других — одно из самых лучших средств помучить самого себя.
Конечно, в отношениях с Другими горько быть в роли отвергаемого. (Наверное, это испытывали все.) Множество способов контроля используется для того, чтобы спасти ситуацию или отсрочить неизбежное расставание. Но чаще всего они не работают, поскольку партнер остается пассивным, а порой даже проявляет некоторый мазохизм.
Существуют два крайних средства, из тех, что используются для контроля.
1. Болезнь. Вы можете рассуждать таким образом: «Если я заболею гепатитом, сломаю ногу или у меня начнется судорожный припадок, то он не посмеет меня бросить». Энергия следует за мыслью, и благодаря удивительной связи, существующей между разумом и телом, вы действительно можете заболеть, нанести себе травму... или как-то иначе причинить вред своему здоровью. Но будьте уверены, партнер все равно вас бросит. И что вы тогда будете делать?
2. Угроза самоубийством. Это самое недостойное средство контроля: «Если ты меня бросишь, я не смогу жить без тебя и покончу с собой». Тот, кто использует это средство, заслуживает быть брошенным. (А тот кто остается с тем, кто высказывает угрозы подобного рода, заслуживает того, чтобы его контролировали.) По этому поводу Райнер Мария Рильке говорил: «Когда-нибудь надо осознать, что даже между самыми близкими людьми существует бесконечность, и прекрасная жизнь двоих ' может продолжаться, если они сумеют в любви сохранить дистанцию между собой, которая дает каждому возможность видеть мигД другого человека во всей его необъятной полноте».
а один из Довременных лозунгов гласит: «Любить человека — это давать ему достаточно свободы для личностного роста».
В сештальт-терапии Ф. Перле описал шесть типов нарушений контактной границы между Я и Значимым Другим (Ты).
Интроекция (Ты превращается в Оно внутри меня) — склонность некритично поглощать и усваивать различные формы поведения, мышления, а также ценности и убеждения других людей.
Проекция (приравнивание Ты к Я) — вынесение вовне мотивов, ■ механизмов и форм поведения, перекладывание ответственности за них на других людей. Выделяют следующие виды проекции: зеркальную (при которой человек находит в других свои черты и свойства, которые ему нравятся и являются желанными); дополнительную, или комплементарную (другим приписываются характеристики, с помощью которых можно оправдать свои действия и поступки); катартическую (человек освобождается от своих негативных качеств, приписывая их другим); атрибутивную (окружающие наделяются собственными мотивами и потребностями).
Слияние (Ярастворяется в Мы) — человек не чувствует границы между Я и не-Я, полностью отождествляясь со Значимым Другим (например, ребенок с матерью, влюбленный с объектом любви, член группы с референтной группой).
Ретрофлексия (разделяющая на Я и не~Я) — контактная граница проходит как бы посередине самой личности, и субъект начинает относится к себе как к Значимому Другому. Здесь могут наблюдаться два различных процесса: человек либо делает себе то, что он хотел бы делать другим, либо сам делает себе то, что хотел бы получить от других1.
Дефлексия (поблизости вообще никого нет, никакого Ты не существует) — уклонение от нежелательных контактов.
Эготизм, или изоляция (нет ни Я, ни Ты) — субъект изолирован как от внешнего, так и от внутреннего мира, отторгая как значимых Других, так и свои собственные мысли, чувства, поступки. Его поведение состоит в основном из автоматических «клише».
Если вы выявили у себя одно из перечисленных нарушений границы между Я и Ты (а в той или иной степени они встречаются почти у каждого человека), попробуйте проделать то, что называется «Молитвой гештальтиста».
Упражнение «Молитва гештальтиста»
Войдите в особое состояние сознания и повторяйте про себя: «Я — это я, а ты — это Ты. Я делаю свое дело, а Ты свое.
1 Типичные выражения ретрофлексии; «Я должен владеть собой». «Я стыжусь самого себя», «Я не заслуживаю своих несчастий (успехов)».
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
А Ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. И если мы случайно нашли друг друга — это прекрасно. Если нет — ничего не поделаешь».
Остановимся еще на одной проблеме. Каждому психотерапевту известно, что есть множество людей (и мужчин, и женщин), которые жаловались, что их близкие недостаточно нежны с ними и от них редко дождешься похвалы, поощрения, одобрения и признательности. «Она никогда не целует меня, когда я прихожу с работы домой», «Она никогда не говорит мне, что любит меня», «Он месяцами не говорит мне, что я хорошо выгляжу». Вполне возможно, все эти Значимые Другие действительно холодные и невнимательные люди. Однако истинный механизм подобного рода обид состоит в том, что жалующиеся стремятся с помощью Значимых Других удовлетворить свою потребность в любви и признании, возлагая на них ответственность за недостаточное ощущение собственной ценности. Понятно, что все это — пустая трата времени. Каждому из нас необходимо — наблюдая за собой или с помощью специальных упражнений — научиться любить и принимать самих себя." Человек, который «нуждается» в любви, вряд ли способен получить ее. А человек, постоянно ищущий одобрения («Правильно ли я поступил?», «Как ты думаешь, мне идет эта прическа?», «Тебе понравилось мое выступление?»), способен утомить даже самого терпеливого Значимого Другого, который в конце концов позволит себе, то есть своей субличности Мучителя, высказать саркастические или критические замечания. Поэтому, прежде чем предъявить своим близким обвинение в том, что они недостаточно вас любят или слишком много критикуют, попробуйте разобраться, что вами движет.
Если вам кажется, что вы не умеете любить сами себя и ищете признания и одобрения у вашего Значимого Другого, советуем выполнить следующие упражнения.
Упражнение «Сказочная крестная мать»
Сядьте поудобнее.
Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.
Войдите в особое состояние сознания.
Представьте, что вас посетила ваша сказочная крестная мать. Обратите внимание на то, как она выглядит, какая на ней одежда, какое у нее выражение лица. (Если она смотрит на вас
недостаточно любящим взглядом, то это не ваша крестная! Мысленно «отпустите» ее и вообразите действительно любящего вас человека.)
Теперь сами станьте сказочной крестной.
Скажите своему крестному сыну или дочери, как сильно вы их любите, какие они замечательные люди. Расскажите им, чем они восхищают вас.
Убедите их в неизменности вашего присутствия рядом с ними, вашей любви и одобрения.
Упражнение
«Посмотри на себя глазами, полными любви»
...Эти глаза, полные любви, принадлежат тому, кто тебя любит. В таких глазах нуждается любой, особенно больной человек. Некоторые люди адаптируются к дефициту любви: «Были бы деньги», «Не было бы войны». Но многие страдают от этого, тяжело перенося одиночество. Дефицит любви порождает неуверенность в себе, а это путь к депрессии.
Войдите в особое состояние сознания.
Вообразите себя писателем.
Найдите кого-то, в чьей любви вы уверены. Если такого человека нет сейчас, может быть, он был прежде. Если же его не было вообще, можно создать его образ. Это нетрудно, так как каждый из нас мечтает любить или быть любимым.
Опишите такого человека в деталях, которые сделают его более значимым (можно применять метод «Наложение»),
А теперь переместитесь из своего тела в тело любящего человека. Сначала это бывает трудно. Когда получится, «поставьте позицию на якорь». Дальше используется метод визуально-кинестетической диссоциации.
Напомните себе, что тот, любящий человек, — писатель. И сейчас он напишет о вас рассказ, новеллу... Напишет о том, как вы прекрасны и почему вы для него — единственный(-ая) в мире. (Это дает возможность оценить или вспомнить ваши достоинства.)
Теперь вернитесь в свое тело, взяв с собой всю гамму Переживаний, из которых самым ценным будет ощущение, что вы любимы и достойны любви.
Иногда в межличностных отношениях возникают проблемы морального осуждения. Моральное осуждение — это отношение, возникающее из-за существующих у человека ожиданий относительно Значимого Другого вместе с желанием контролировать его и диктовать ему свою волю.
В этом смысле огромный интерес представляет опыт морита-терапии, одного из видов национальной японской психотерапии использующей сенсорную депривацию. В этом виде терапии находит свое отражение специфика межличностных отношений в Японии: взаимная зависимость людей, пронизывающая все сферы жизни народа, — семью, школу, общину, политические партии и т. д. Эта взаимозависимость формировалась под воздействием географического многоостровного положения страны, народ которой периодически страдал от тайфунов, землетрясений, а в прошлом и от голода. Только в коллективных усилиях и взаимопомощи жители страны могли найти защиту от стихийных бедствий и отстаивать свое право на жизнь. В то же время необходимость в постоянной поддержке усиливала зависимость людей друг от друга. Чувство безопасности строилось на высокой чувствительности индивида и непременном учете им чувств окружающих его людей: оскорбляя чувства других, человек рисковал остаться в трудную минуту без помощи, поэтому условием целесообразного поведения становилась необходимость производить хорошее впечатление на окружающих. Поэтому даже понятие счастья мыслится как согласование внешней формы жизни со взглядами и оценкой окружающих1. Чтобы избежать напряжения, которое в этих специфических экологических и социо-культуральных условиях могло стать для большинства людей источником постоянного стресса при общении, были выработаны многочисленные, близкие к ритуалам формы общественного поведения2.
Понятно, что в таких условиях у лиц с определенной личностной предрасположенностью возникает боязнь отношений с людьми, боязнь людей, проявляющаяся, в частности, в напряженном выражении лица и его легком покраснении, избегании чужого взгляда, запинках в речи и заикании. «В этих симптомах, — считает Морита, основатель этого направления, — нет ничего странного или патологического. Это реакции, свойственные всем, но, поскольку вы воспринимаете их как болезненные, они становятся таковыми». Особенно страдают от этих симптомов индивиды с чертами личности шинкейшицу.
Основные характерные особенности такой личности3: большая жизненная сила и воля (часто не осознаваемые человеком,
1 Это соответствует и этимологии слова «счастье» в японском языке: счастье — «сиавасэ» — пронэводпо от глаголов ««суру» — делать и «авасору» — соединять, приноравливать, приспосабливать. С понятием «авасэ», приспособлением к другому, связана и идея «освобождения от Самости».
2 В свое время американский антрополог Рут Бенедикт определила японскую культуру как экстравертную «культуру стыда», в отличие от шггровертпои западной «культуры вины».
3 В современной японской психиатрии термин «шинкейшицу» обозначает лишь особый тип личности, а в случае, кегда хотят подчеркнуть характерные
поскольку они направлены главным образом на самосохранение); своеобразное мышление по типу «или — или», «все или ничего» и т. д., поэтому шиикейшицу концентрирует все внимание на своих психических и физических качествах и становится крайне сенситивным ко всему, что их касается, отсюда склонность к ипохондрическим1 образованиям как главная характеристика шинкейшицу. При заострении указанных черт формируется личность со следующими чертами: стремлением к «абсолютной безопасности», «безупречному состоянию здоровья» — основным стандартам жизненных ценностей; стремлением к абсолютам — через поиски совершенного, наилучшего; эгоцентрическими тенденциями — в виде занятости самим собой. С этой точки зрения, личность шинкейшицу — это индивид, наделенный жизненными силами, направленными на самосохранение (не всегда на саморазвитие), со стремлением к психическому и физическому совершенству, поскольку в противном случае его безопасность оказывается под угрозой. Очевидно, что такая личность не может быть устойчивой перед лицом опасности. Особенно большое значение приобретает механизм «порочного круга», или «порочной спирали»: ипохондрическая предрасположенность — благодатная почва — неправильная переработка психофизиологических функций — ипохондрический страх — фиксация на симптомах — отсутствие попыток ликвидировать симптомы — гиперсенситивное состояние — хронический страх — ипохондрический страх — фиксация на симптомах и т. д. Комплекс болезненных расстройств, характерный для личности шинкейшицу, включает ипохондрические расстройства, пароксизмальные сердечные нарушения и фобии (главным образом, страх перед взаимоотношениями с людьми и производный страх — «боязнь чужого взгляда», а также нозофобия2, агорафобия3, клаустрофобия и др.). В соответствии с таким пониманием личности шинкейшицу и механизма патологических расстройств Морита связывал психотерапевтический эффект с изменением личности. Это изменение Достигается не с помощью вербального общения, а путем использования личного, непосредственного опыта в процессе действий.
Для згой личности болезненные расстройства, используют термин «шинкей- шицу-шо».
1 Ипохондрия (от греч. hypochondrion — подреберье, где, по мнению Древних, локализовался болезненный источник этого состояния) — необоснованное беспокойство по поводу мнимого заболевания (обычно тяжелого или неизлечимого).
2 Нозофобня (от греч. nosos — болезнь, phobos — страх) — боязнь заболеть каким-либо заболеванием (например, раком — канцерофобия, сифилисом — сифшюфобия и т. п.).
3 Агорафобия (от греч. agore — рыночная площадь) — боязнь открытых пространств, площадей, а также скоплений людей.
Морита-терапия включает в стационарных условиях четыре этапа, или стадии.
Первая стадия — 4—8 дней. Период абсолютного покоя ■~тдыха, изоляции при постельном режиме. Пациент лежит один в комнате и встает только в туалет и для того, чтобы поесть. Не разрешается разговаривать (даже с психотерапевтом), читать, писать, курить, петь и т. д. Вначале пациент испытывает некоторое улучшение, потому что находится под наблюдением психотерапевта и вне ситуации, вызывающей беспокойство. Но вскоре (через 2—3 дня) его симптомы обостряются с новой с илой. В специфической «ситуации пациента* у него не. остается другого выбора, как только принимать свои психологические и физиологические болезненные расстройства как неизбежную реальность и жить с ними. Это ощущение является для него ь'овым, поскольку раньше он не имел случая непосредственно сталкиваться со своими симптомами и выносить их. Новым является также и то, что вслед за борьбой с максимальным г роявлением расстройств наступает улучшение, и пациент приходит к мысли, что сумел пережить самое худшее. На основании своего нового опыта он начинает понимать, что даже самые неприятные болезненные проявления, казавшиеся ему непереносимыми, проходят, если дать им возможность идти своим естественным путем, не отрицая их как нечто чуждое, а принимая как часть собственной жизни. Восстанавливаются силы, которые больной тратил на попытки отрицания или избегания своих симптомов. Он становится более целостной личностью. И этой стадии пациент испытывает и вспышки духовных сил (просветление, сходное с сатори — состоянием наивысшего духовного блаженства в дзэн-буддизме). Он осознает, как долго находился в состоянии пассивности, и у него возникает желание действовать.
Вторая стадия — 5— 10 дней легкой работы (в саду, на уборке и т. п.). Работать пациент должен без передышки, чтобы осознать рабочее Я. Он по-прежнему не должен ни с кем разговаривать. Выполняемая работа занимает все его внимание, он поглощен ею, при этом психотерапевт делится с ним вслух размышлениями на темы: удовольствие есть удовольствие, боль есть боль, действительность нужно воспринимать как она есть, как реальность. В дневнике, который начинает вести пациент, психотерапевт несколькими фразами отмечает изменение его состояния. Как правило, на этой стадии интроспективные тенденции и застенчивость начинают уменьшаться.
Третья стадия — 5—14 дней умеренной или даже тяжелой работы, которая требует от пациента больше сил и терпения. Иногда случается потеря интереса к работе, но она закономерна; тем не менее, воспринимая ее как вызов, он испытывает
чувство удовлетворения после ее выполнения. Укрепля-гся физические и психические силы пациента, повышается ■веренность в себе, появляется установка делать все настолько хорошо, насколько это возможно, насколько позволяют обстоятельства, не стремясь к безупречной работе, к достижению недосягаемых идеалов. Пациент все меньше снимается собой:
Четвертая стадия — 14—21 день. Пациент постепенно начинает сталкиваться с реальной повседневной жизнью. Ему разрешается говорить с другими людьми, но не о своей болезни. Если раньше, на предыдущих этапах, терапия была направлена преимущественно на создание у больного нового отношения к своим симптомам и на развитие спонтанного интереса и стремления к деятельности, изживая таким образом тенденции шин-кейшицу, то цель последнего этапа — подготовка его к жизни, возвращению в общество. Дневник заполняется положительными эмоциями, пациенту поручаются задания, за которые он несет ответственность и которые должен выполнять независимо от своего отношения к ним. Теперь можно читать, но немного и только о предметах практических.
После завершения морита-терапии у пациента вырабатывается реалистическое спонтанное отношение к жизни. Новый опыт, полученный во время работы, позволяет ему преодолеть стремление к максимализму, и шинкейшицу трансформируется в более динамичную, продуктивную личность1.
Отношения развиваются наиболее спокойно, когда люди обладают определенными интуитивными знаниями друг о друге. Отец покупает сыну модель самолета, о которой мальчик как раз мечтает. Жена приносит мужу лежащий не на своем месте предмет именно тогда, когда он начинает его искать. Такого рода «знание» очень ценно, но, к сожалению, ему очень трудно обучиться сознательно. Поэтому предлагаем упражнение, которое основано на том, чтобы вызвать символические представления, позволяющие улучшить понимание людьми друг друга.
Упражнение на интуицию
Сядьте лицом друг к другу. Войдите в особое состояние сознания. Откройте партнеру свой внутренний мир, рассказывая о себе что-то такое, чего он о вас не знал (пять—десять раз).
1 Отметим, что на Западе наряду с интересом к психотерапевтическим методам экзистенциально-гуманистического направления возрастает интерес так-** к морита-терапии. Однако тесная связь теории и практики этого метода с Японской культурой, сугубо национальный ее характер являются известным Препятствием на пути шггеграции этого направления в западную психотерапию.
Попробуйте вызвать какие-то символические образы, относящиеся к вашему партнеру: а) цвета, б) цветка, в) животного г) инструмента, д) звука, е) архитектурного сооружения, ж) мифологического героя или предмета. Не нужно объяснять, оценивать или оправдывать свой выбор даже для самого себя. Пусть образы просто сами по себе свободно всплывают. Записывайте их.
Теперь откройте глаза. Сравните ваши списки. Поделитесь впечатлениями. Например, если партнер, совершенно не разбираясь в инструментах, ассоциирует вас с электродрелью, а оказывается, что это ваш любимый инструмент, скажите об этом. И не стесняйтесь пропеть хвалебную песнь разносторонним талантам, прочности, ловкости, скорости электродрели, так чтобы партнер мог узнать больше как о выбранном им символе, так и о тех качествах, которые вы цените.
Как мы уже говорили, одним из результатов искусства самонаблюдения является умение замечать те моменты, когда вы каким-то образом осуждаете других людей. Сначала вы замечаете какую-то свою мысль {например, «Как глупо было с его стороны это сказать») или чувство («Я ненавижу ее за глупый смех»), а затем уже осуществляете самонаблюдение: «Я осуждаю». Если на вопрос о том, почему это с вами происходит, вы ответите: «Я не хочу осуждать, я хочу принимать его таким, какой он есть», тогда вы на полпути к тому, чтобы научиться любить безусловно. Это именно та любовь, о которой говорят главные мировые религии. Нам хочется остановиться на этом не ради проповеди, а просто для того, чтобы познакомить вас с одним из самых удивительных и мощных особым состоянием сознания, позволяющим не только освободить себя от наиболее неприятных эмоциональных переживаний, но и в полной мере использовать собственные резервы.
В безусловной любви вы даете себе возможность любить сущность человека безусловно, то есть с полным принятием, без какой бы то ни было оценки. Это не значит, что вы одобряете его поведение и все действия, но вы принимаете его самого. Старое изречение квакеров: «Порицай действия, но не действующего» — позволяет точнее ощутить это различие. Это означает, например, что вы можете ненавидеть те методы, которыми ваша мать воспитывала вас (и решаете воспитывать своих собственных детей совершенно иначе), но вы любите свою мать. Иногда вам нужно влезть в шкуру вашей матери, длЛ того чтобы понять, почему она воспитывала вас именно так, а не иначе. Самое важное состоит в том, что вам нужно простить ее за эти поступки.
Прощение не значит, что она была права в том, что делала, но это означает, что вы понимаете несовершенство человека, который причинил вам боль, а также и то, что вы сами способны
на подобные действия (или уже совершали их когда-то). Прошение подразумевает принятие несовершенства человека вообще и вашей матери в частности, любого другого человека, доставившего вам неприятности или поступившего по отношению к вам несправедливо. Прощая человека, вы изменяете те условия, которые не позволяли вам любить его безусловно..
Упражнение на безусловную любовь
Сядьте удобнее.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
Войдите в особое состояние сознания.
Представьте одного за другим всех Значимых для вас людей — родителей, братьев, сестер, учителей, друзей, возлюбленных, супругов, детей и пр.
Скажите каждому из них: «Я люблю тебя безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть». Следите за тем, что вы чувствуете, когда говорите это.
Если вы не сможете искренне сказать это кому-нибудь из Значимых Других, постарайтесь понять, что именно мешает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «Ты должен быть добрее ко мне», «Ты не должен критиковать меня» и т. д.
Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Постарайтесь понять, почему он не так добр к вам или почему она критикует вас. Что происходило в жизни этого человека в то время, когда вы были с ним близки?
А сейчас вернитесь на свое место и попробуйте честно сказать: «Я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви к тебе. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю таким(-ой), какой(-им) ты есть».
Как вы реагировали на это упражнение? Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?
Смогли ли вы распознать причины, мешающие вам это сделать?
Были ли требования, от которых вы не смогли отказаться? Каковы они и какие чувства вызывают у вас?
И, самое главное, есть ли требования (условия), которые Мешают вам любить самого себя?
Если вы «стараетесь» простить кого-то или осуждаете себя за То, что вы осуждаете другого, то тем самым мешаете себе развить способность к безусловной любви. Мировые религии учат, что Для эмоционального и душевного благополучия нужно любить