Когда следует использовать голубой цвет? 26 глава




Если спазм развивается в руках (карпопедальный спазм), то это обычно отражает глубокий конфликт между сильным им­пульсом к какому-либо специфическому действию и противо­стоящим ему столь же сильным запретом. Возникает динами­ческое равновесие, состоящее в одновременной активизации сгибателей и разгибателей с приблизительно равной интенсив-остью. Люди, переживающие такие спазмы, часто рассказыва-

ют, что они чувствовали вытесненную агрессию, блокировку телесных импульсов к контакту с другими или невыраженные сексуальные тенденции. Иногда болезненные напряжения та­кого рода могут выражать блокировку творческих проявлений (желания рисовать, писать, играть на музыкальных инструмен­тах, мастерить что-то, лечить руками). Как правило, в этом контексте возникает глубокое понимание природы конфликта, лежащего в основе мышечных напряжений, его биографичес­ких, перинатальных и трансперсональных корней. Обычно на­пряжение достигает своей кульминации, за которой следует глубокое расслабление. Когда это происходит, человек чувству­ет, что энергетический блок снят и энергия может свободно протекать через руки. Помимо устранения спазмов в руках и ногах, устанавливается также нормальная циркуляция крови, что более заметно у людей, которые в повседневной жизни страдали от плохого периферического кровообращения и жало­вались на холодные кисти и стопы.

Напряжения в ногах имеют такую же динамическую струк­туру, как и напряжение в руках, но они не так сложны, поскольку ноги играют менее специализированную роль в че­ловеческой жизни. Многие проблемы здесь связаны с исполь­зованием ног в качестве инструмента агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжения и спазмы в бедрах и яго­дицах часто связаны с сексуальной защитой, страхами и запре­тами, особенно у женщин1. Ряд напряжений ног может также объясняться различными физическими травмами.

Многие напряжения в других частях тела группируются в области райховского «мышечного панциря», или чакр в тантри­ческих системах (это неудивительно; если иметь в виду сходство техник холотропной терапии и упражнений, используемых в тантрической традиции, где также большое внимание уделяется дыханию).

Блоки в области головы обычно проявляются в виде боли или давления, зачастую описываемых как стальное кольцо, сдавливающее голову. Они особенно часто встречаются у лю­дей, страдающих головными болями в форме напряжения, давления или мигреней. Чаще всего это явно связано с воспо­минанием о биологическом рождении, когда хрупкая головка плода втискивается в тазовую область роженицы, раскрываемую страшным дашгением сокращающейся матки. Могут проявиться ассоциации с ушибами головы в этой жизни.

Блок в области глаз может выражаться интенсивным напря­жением или даже болью вокруг них, иногда сопровождаемых

1 Старый анатомический термин для одной из приводящих мышц бедра — rnuscittus custos virginUatis — в буквальном переводе означал «страж девственности»-

ожанием век_ Это особенно часто случается с людьми, кото­рые в повседневной жизни имеют проблемы со зрением. Неко­торые из этих трудностей, например, определенные формы миопии, могут возникать из-за хронического напряжения глаз­ных мышц. Снятие напряжения посредством холотропной те­рапии способно привести к значительному улучшению зрения1. Биографический материал, лежащий в основе проблем такого рода, обычно связан с ситуациями раннего детства, когда ре­бенку приходилось смотреть на что-то, чего он не хотел видеть, не был готов видеть или когда это оказывалось пугающим (например, «первичная сцена»). Как и для других частей тела, И здесь источником напряжения может быть травма рождения; реже встречаются воспоминания о повреждениях глаз.

Область горла для многих людей является местом многочис­ленных блоков. Во время сессии они могут проявляться в форме напряжений мышц вокруг рта (особенно жевательных), све­дения челюстей, перехватывания горла и субъективного ощу­щения удушья2. Чаще всего с этим связаны травматические воспоминания о ситуациях, сопровождающихся затруднением дыхания (например, перенесенные в детстве воспаление легких, коклюш, дифтерия, длительное пребывание под водой с угрозой утонуть, застревание постороннего тела в дыхательном горле, непроизвольное придушивание кем-то из старших во сне и т. п.). Определенный вклад в проблемы этой области могут внести конфликты, связанные с оральной агрессией (эмоцио­нальными травмами или оральной фрустрацией в раннем мла­денчестве, с болезненными хирургическими вмешательствами в области рта и горла, с болезненным ростом зубов, примене­нием сильных дезинфицирующих растворов и т. п.). Однако чаще оральная агрессия, сжатые челюсти и опыт удушья могут быть прослежены до специфических трудностей биологическо­го рождения, осложнений или интубации и подобных вмеша­тельств сразу после рождения. На более тонком уровне встре­чаются также конфликты, связанные с выражением словесной агрессий. В крайних случаях подавляемая словесная агрессия ведет к заиканию.

1 Однако этого можно ожидать лишь в первые десятилетия жизни челове­ка, пока изменения не стали органическими и необратимыми.

2 Здесь интенсификация напряжения может привести к такой степени сжатия горла, что это начнет мешать реальному дыханию. В таком случае Рекомендуется перейти к технике отреагирошшия, что поможет освободить •^ло и даст возможность продолжать сеанс. Огреагирование, как правило, означает усиление того, что и так происходит: это может быть крик, кашель, гримасничание, движение головы. Человеку рекомендуется усилить все подоб­ного рода проявления и продолжать их, пока дыхание не освободится, после

кп> можно вернуться к интенсивному дыханию как основному средству про­должения процесса.

Блок в груди (в области сердца) связан с чувствами любви сострадания, с духовным рождением. Человек, имеющий зна­чительные блоки в этой области, может испытать во время дыхательной сессии сжатие в груди, нередко также проблемы с сердцем. Это ощущается так, будто стальной обруч сжимает грудную клетку. Чаще всего подобное уходит корнями в воспо­минания о ситуациях, когда возникали препятствия в общении с другими людьми. Для одних это первичные трудности в эмоциональном выражении, для других — невозможность при­нять эмоции других или же то, и другое вместе.

Блок в мышцах живота проявляется во время дыхательных сеансов как напряжение, спазмы и боль в соответствующей области. Обычно это бывает связано с честолюбием, самоут­верждением, конкуренцией и проблемами самооценки. Это могут быть переходы между чувством неполноценности, неаде­кватности и детской беспомощности, с одной стороны, и ком­пенсирующими фантазиями величия, нереальных запросов и диктаторских замашек — с другой1. На биографическом уровне этому могут соответствовать пережитые в детстве угрозы безо­пасности, удовлетворению или даже жизни. Однако чаще ис­точником таких проблем оказывается травма биологического рождения, особенно сложности, касающиеся пуповины (напри­мер, ее пережимание, растягивание и разрыв при отделении от матери).

Генитальный блок обозначается интенсивным сексуальным возбуждением и различными болями в тазовой области. Это могут быть как травматические психосексуальные воспоминания био­графического характера, лежащие в основе таких трудностей, как неспособность к эрекции или к ее поддержанию, фригидность, сатиризм, нимфомания, садомазохистические тенденции, а у жен­щин также менструальные боли, так и типичные связи с биоло­гическим рождением.

Анальный блок связан с анальными спазмами, болями и потерей контроля над анальным сфинктером (метеоризм и дефе­кация). Типичный биографический материал, который выходит здесь на поверхность, — детские колики, болезненные клизмы, трудности при обучении туалету. Это часто происходит у людей, склонных к одержимой деятельности, скрытым или проявленным гомосексуальным тенденциям, ригидным системам защиты или чрезмерному страху потерять контроль над собой. Сюда же отно­сятся такие трудности, как судорожная диарея или запоры, язвь(, колиты, а на более тонком уровне — трудности в обращении с деньгами.

1 Это сочетание чувств составляет центральную тему индивидуальной пси­хологии Альфреда Адлера.

В* большинстве случаев переживания участников во время лотропной сессии можно описать кривой, сходной с орги-астической: постепенное нарастание эмоций и физических проявлений, кульминация, а затем более-менее быстрое разре­шение1. Поэтому в идеале требуется лишь минимальное вмеша­тельство ситтеров. Их роль состоит в том, чтобы наблюдать процесс и быть уверенным в том, что холонавт поддерживает надлежащий ритм дыхания, который должен быть чаще и глубже, чем обычно. При необходимости ситтер напоминает холонавту, задавая ритм собственным громким дыханием или легким надавливанием на плечи, грудь, живот. Более активное вмешательство ситтеров в процесс происходит при работе по отреагированию с дыхательными блокадами, снижению чрез­мерной интенсивности эмоций и физических проявлений, ко­гда холонавт становится менее управляемым. Кроме того, сит­тер подкладывает подушки, предоставляет пакеты и тазики, подает воду, сопровождает в туалет и т. п. От начала дыхатель­ного сеанса до его завершения ситтер неотлучно находится рядом с холонавтом.

Если до поворотной точки фасилитатор и ситтеры поддер­живают ускоренную частоту и глубину дыхания холонавтов, то с этого момента последние выбирают свой собственный ритм, идут как бы на «автопилоте». В это время дыхание может быть и крайне замедленным — до двух-трех вдохов в минуту. В за­ключительной фазе дыхательного сеанса роль ситтера может быть более активной, если есть какие-либо остаточные напря­жения в теле. Как отмечает С. Гроф, наиболее продуктивными оказываются те сессии, в которых холонавту не требуется внеш­няя помощь.

Холотропная сессия может продолжатся до четырех часов, но для каждого холонавта ее длительность индивидуальна. Момент прекращения участия в сеансе он выбирает сам, дове­ряя собственным ощущениям.

Завершающий этап строится таким образом, чтобы макси­мально способствовать целостному выражению сначала холо-навтами, а затем ситтерами своих переживаний. Часто для этого

1 По-видимому, здесь не только внешние параллели. В мифологии многих культур экстатическое слияние с Единым пронизано совокупностью ритуалов и мистерий, имеющих выраженную эротическую направленность. Медитирую­щий по тибетскому образцу в определенный момент испытывает внутреннее Переживание единства микрокосма и макрокосма в форме стягивания, а в дальнейшем слияния себя с визуализированным образом прекрасной нагой женщины, «которая лучится, как красный бриллиант, и окружена гало (огнен­ным обводом), состоящим из язычков пламени». В «шаманских путешествиях» происходит эротическое общение с женскими духами-покровителями. Сходное Чувство космических масштабов в мистических состояниях сознания отметил своем исследовании Уолтер Н. Панке, коллега С. Грофа.

используется техника рисования мандал1 (Дж. Келлог, 1977V участник получает цветные мелки или фломастеры и большой лист бумаги с очертаниями круга, который просят заполнить по собственному усмотрению (это может быть сочетание цветов геометрическая композиция.или более или менее сложный рисунок). Полученная в результате мандала может быть под­вергнута формальному анализу, а может использоваться просто как средство для фиксации необычных переживаний и их интеграции. Отметим, что в группах рисунки способствуют обмену переживаниями, придавая графическое измерение вза­имному пониманию необычного опыта участников. Кроме того, некоторые мандалы можно в дальнейшем использовать при работе с другими техниками, опирающимися на особые состо­яния сознания.

Сессия может завершиться общим чаепитием, прогулкой, что повышает взаимное доверие участников и служит успеху последующих сессий.

В зависимости от целей холотропные сессии проводятся: одно­дневные (ознакомительные); трех-пятидневные (лечебно-коррек­тирующие); десяти-пятнадцатидневные (исследовательски-обуча­ющие). Наиболее распространен лечебный пятидневный цикл, включающий два дыхательных дня, два — наблюдательных и один день индивидуальной коррекции.

Случается, что холотропная сессия не завершается полной интеграцией и материал приходится дорабатывать в последующих сессиях. В достаточно редких случаях бывает «соскальзывание» холонавта в область негативных перинатальных матриц или «за­стревание» в переживаниях с однотипной отрицательной темати­кой. Обычно это проявляется в психосоматических симптомах, астении, депрессии и т. п. В таких случаях психотерапевт должен незамедлительно провести с пациентом еще одну сессию, чтобы добиться положительного разрешения.

Надо особо отметить то важное обстоятельство, что пневмока-тарсис (как и другие формы психотерапевтического отреагирова-ния) обязательно предполагает присутствие психотерапевта. Если холотропные сессии проводятся холонавтами самостоятельно, бо­лее чем вероятно возникновение незавершенных сеансов с остат­ками перинатальных компонентов, что приводит к состояниям

1 Мандала — санскритское слово, означающее «круг» или «центр». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет круг с четко выраженным центром. Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления-ориен­тиры, число которых варьирует. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Так, ацтекский ка­лендарный камень является мандалой; Земля (какой она видится из космоса) тоже; можно считать мандалой часы и компас, снежинку, круглую монету или узор, образуемый железными опилками, когда они притягиваются к магниту.

с выраженной подозрительностью, разрушительными и аутоаг-ссивными побуждениями или к претенциозным мессианским проявлениям. Об этих опасностях напоминают и мистическая литература, устные традиции коренных культур, мифологические описания, где прямо или намеками дают понять, что беспечному, неопытному искателю или духовному авантюристу грозит опас­ность физических болезней, безумия и даже смерти. Надлежащие приготовления, поддержка и руководство абсолютно необходимы для вступающего в эти области человеческого сознания.

Предлагаем вам выполнить еще несколько упражнений, взятых из комплекса телесно-ориентированных психотехник В. Баскако­ва (1992). Они позволят катартически проработать травму рожде­ния и восстановить «базовое доверие к миру».

Упражнение «Мать—дитя»

В этом упражнении очень важную роль играет психологи­ческий настрой — переживания «матери» по отношению к «дитяти». Они должны быть абсолютно достоверно любящими, нежными, теплыми, добрыми. Во многом это зависит от соблю­дений следующих принципов: любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокой­ным, внутренне умиротворенным и минимальным по силе и амплитуде; лучше не делать того, к чему вы не готовы; если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, будьте целиком в том, что вы делаете.

Группа пациентов делится на две одинаковые по количеству подгруппы «матерей» и «детей». «Дети» образуют круг, садятся на пол лицом в центр и принимают позу эмбриона. «Мамы» образуют второй круг, встав за спины «детей».

Психотерапевт показывает на пальцах, через сколько чело­век во внутреннем круге находится «дитя» от места, где стоит «мама». «Мамы» двигаются по часовой стрелке и садятся за спины своих «детей».

«Мама» берет «дитя» обеими руками под коленками (медленно и нежно) и начинает тянуть к себе. Как только ноги «дитяти» приподнимаются над полом, «мама» дает «упор», то есть прижи­мается грудью к спине «дитяти». Далее «мама» тянет «дитя» до положения равновесия — когда тело «дитяти» устойчиво и под­держка его требует минимальных усилий. Это положение фикси­руется в течение нескольких секунд, после чего «мама» начинает очень медленно покачивать «дитя». Покачивание продолжается Пять минут, после чего «дитя» возвращается в исходное положе-ние. «Дети» не открывают глаза и сидят в позе эмбриона.

По команде психотерапевта «мамы» встают. Психотерапевт показывает на пальцах, через сколько человек во внутреннем круге находится следующее «дитя*. «Мамы» двигаются по часо­вой стрелке и садятся за спины следующих «детей», с которыми проделывают упражнение в той же последовательности. Таким образом каждая «мама» работает с тремя-пятыо «детьми»., после чего происходит смена ролями: «мамы» становятся «детьми», а «дети» — «мамами». Упражнение проводится в той же последо­вательности.

Для усиления эффекта часто ставят специальную музыку, После упражнения обычно проводится беседа.

Упражнение «Прохождение родового канала»

Пациенты разбиваются по следующим группам: 1) люди, ничего не знающие о своем рождении; 2) родившиеся нормаль­но (без осложненией и патологий); 3) родившиеся с помощью акушерских щипцов; 4) люди, родившиеся в результате кесарева сечения; 5) родившиеся с ягодичным предлежанием, и, нако­нец, 6) люди, родившиеся с обвитием пуповиной. Отметим, что этот список можно продолжить, а кроме того, разделить группы и по другим классификационным признакам.

Люди в каждой из групп делятся на пары или тройки и рассказывают друг другу: 1) все, что они помнят сами о своем рождении; 2) все, что они слышали о своем рождении от родителей; 3) все, что они знают о своем рождении из опыта, полученного в каких-либо психотерапевтических техниках (на­пример, холотропной терапии или ребефинге). Беседа в микро-группах продолжается примерно в течение десяти минут, после чего проводится настройка на процесс (пять-семъ минут): вклю­чается музыка, участники тренинга расходятся по залу и с помощью дыхательных техник погружаются в особое состояние сознания.

После настройки группа разделяется на четыре равные части. Первая группа — это «дышащие-рождающиеся». Они выбирают себе по принципу максимального доверия и взаимного согласия «акушерку». Оставшаяся часть группы образует «родовой ка­нал». В нем должно быть не менее шести человек. Они стано­вятся на колени и локти (в колени о-локтевое положение) и максимально плотно прижимаются друг к другу, при этом головы стоящих рядом людей направлены в противоположные стороны. Поверхность, на которой находится «родовой канал* (обычно это маты, постеленные внахлест одеяла др.), должна быть мягкой, ровной, гладкой и не должна мешать (задираться,

сползать в стороны и т. п.) при прохождении «родового канала» пышашим-рождающимся». В конце «родового канала» стелят одеяло для переноса «дышащего-новорожденного»1.

Включается музыка, в которой есть звуки пульсации плацен­ты или ритм сердца плода. Все участники тренинга, создающие «подовой канал», начинают интенсивно дышать и плавно рас­качивать «канал» в разные стороны.

Можно предложить два способа вхождения в «родовой канал»:

«дышащий-рождающийся» тоже начинает интенсивно ды­шать и после того, как появятся первые признаки начала процесса, входит в «родовой канал» вперед головой из положе­ния лежа на спине;

«дышащий-рождающийся» интенсивно дышит и садится в позу эмбриона около входа в «родовой канал». «Акушерка» садится сзади и мягко обхватывает «дышащего-рождающегося» руками за колени и тянет к себе. Далее все происходит так же как в упражнении «Мать — дитя», только «акушерка» плотно обхватывает «дышащего-рождающегося» и оказывает на него мягкое давление, как бы образуя «матку». Оба участника отчет­ливо и интенсивно дышат, и «акушерка» покачивает «дышаще­го-рождающегося» в разные стороны, оказывая на него посто­янное давление, Поскольку контакт участников должен быть максимально близким, часто им помогают психотерапевт и его ассистенты. Продолжительность покачивания определяется «ды-шащим-новорожденным»: как только он почувствует себя гото­вым к «рождению», «акушерка» разжимает объятия и помогает «дышащему-новорожденному» войти в «родовой канал».

Процесс проходит более эффективно, если «родовой канал» оказывает сопротивление «дышащему-рождающемуся».

При выходе из «родового канала» «дышащего» встречает «акушерка», которая вместе с психотерапевтом (или его ассис­тентом) «принимает» «новорожденного» и переносит на заранее постеленном одеяле в сторону, чтобы не мешать следующему участнику тренинга.

Чтобы происходящий процесс выглядел как можно более Достоверным, можно заворачивать «новорожденного» в «пелен-ку», дать пососать ему соску.

Во время прохождения «родового канала» первым «дыша­щим-рождающимся» следующая пара готовится к процессу.

Когда все «дышащие-рождающиеся» из первой группы прой-Дут процесс, «акушерка» заново выбирает «дышащих-рождаю-Щихся» из второй группы. Все продолжается до тех пор, пока все Участники группы не пройдут «родовой канал».

. ' Э«[)фсктпвность процесса можно усилить, если его проводить обнажен­ными, постелив на пол гладкую (желательно скользкую) ткань.

Процесс заканчивается традиционным обсуждением, на ко­тором участники делятся своими впечатлениями. Это одно из обязательных требований, так как травма рождения часто на­столько сильна, что для ее проработки и интеграции необходима групповая поддержка.

Упражнение «Колыбель»

Для проведения этого упражнения необходимо не меньше восьми человек. Вначале происходит общая настройка на про­цесс. Включают мягкую (по возможности, колыбельную) музы­ку, и пациенты вместе с психотерапевтом ложатся на пол. Психотерапевт настраивает нужное дыхание и вводит участни­ков в особое состояние сознания.

Один из пациентов становится «новорожденным». Он про­должает лежать на полу (на спине) в то время как остальные члены группы обступают его со всех сторон (должно быть в зависимости от веса «новорожденного* от трех до пяти человек с каждой стороны), приседают на корточки (или нагибаются) и мягко, не торопясь, стараясь не потревожить «новорожденно­го», подсовывают ладони своих рук под его туловище (при этом один из участников группы поддерживает ладонями голову «новорожденного»).

По знаку психотерапевта «новорожденного» приподнимают над подом и начинают медленно покачивать из стороны в сторону, плавно, без рывков, увеличивая амплитуду покачива­ния. Все участники медленно привстают или выпрямляются, пока не примут вертикального положения, покачивая «ново­рожденного» на руках.

Все участники дышат в такт покачиванию, создавая ощуще­ние «дышащей колыбели». Весь процесс продолжается около

5 минут, после чего «новорожденного» мягко, уменьшая амп­литуду покачивания, опускают на пол и не торопясь убирают руки. Само упражнение продолжается до тех пор, пока «ново­рожденный» его не остановит. Рядом с «новорожденным» оста­ется «мать» (обычно человек, державший голову), которая по­могает ему довести процесс до конца.

Упражнение идет до тех пор, пока все его участники побы­вают в «колыбели». Затем проводят обсуждение.

Заканчивая эту часть, нам хотелось бы сказать несколько слов

06 искусстве самонаблюдения — основном методе, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных ней-

-главной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ■итуациях и эмоциональных состояниях. «Вот я плачущий, вот в момент триумфа, вот я в смущении» и т. д.

Займитесь самонаблюдением, сделайте эти «мысленные фо­тографии» без критики и стремления улучшить себя (иначе это будет очередное самоистязание). Если вы хотите понять себя, вы должны просто наблюдать. Не критиковать. Не осуждать. Когда вы пытаетесь что-то улучшить в себе, вы невольно критикуете и осуждаете себя. А осуждая, вы не сможете наблю­дать за собой, видеть себя таким, какой вы есть.

' Часто открытость нашего сознания к необычным состояни­ям зависит в сильной мере от взаимоотношений с близкими людьми, Значимыми Другими — любыми людьми, имеющими важное значение в жизни. Обычно причины этого связаны с такими проблемами, как ожидания по отношению к человеку, чувство безопасности, попытки контроля, потребность в любви и одобрении, моральное осуждение, незавершенные отношения с другими людьми.

Возможно также, что субличности (может быть, Жертва или Саботажник) мешают установлению здоровых отношений с близ­ким вам человеком. -

Поэтому, прежде чем исследовать каждую из этих областей, целесообразно проделать упражнение, которое помогает прояс­нить отношения с важными Значимыми Другими.

Упражнение «Значимый Другой»

Сядьте удобно.

Закройте глаза.

Войдите в особое состояние сознания.

Выберите Значимого Другого. Это может быть ваш(-а) суп-РУг(-а), возлюбленная(-ый), коллега, брат... Это может быть любой значимый для вас в данную минуту человек (живой или Уже умерший).

Кого вы сейчас вспомнили первым?.. Если вы решили не выбирать его для выполнения этого упражнения, то постарай­тесь разобраться почему.

Мысленно посадите выбранного вами Значимого Другого перед собой. Представьте его позу, одежду, движения, выраже­ние лица.,

Поговорите с этим человеком, расскажите ему, как высоко вы его цените. Не ограничивайтесь одной-двумя фразами, постарай­тесь наиболее полно выразить свои мысли, объясняя Значимо­му Другому, почему он играет существенную роль в вашей жизни.

Теперь расскажите ему, за что вы на него обижены. И здесь тоже не ограничивайтесь несколькими фразами, назовите ему все свои обиды, особенно те, которые вы от него скрывали.

Скажите ему, чего вы ждете, чего хотите от него.

Теперь представьте, что прошло пять лет. Расскажите ему каютми вы представляете свои отношения с ним... Как вы относитесь друг к другу. Какая в целом ситуация сложилась в ваших отношениях. (Вы можете рассказать ему и о том, каки­ми бы вы хотели видеть эти отношения.)

Мы думаем, что это упражнение будет полезно для того, чтобы разобраться в чувствах по отношению к Значимому Другому. (Если пациент проделывает его самостоятельно, имеет смысл записать упражнение на магнитофон и попросить значи­мого человека проделать это упражнение вместе с ним.)

Не секрет, что очень многие пациенты обращаются к психо­терапевту с жалобами на то, что другие люди «обижают» их. Работая в особых состояниях сознания, такие люди часто пони­мают, что они сами настраивают себя на «страдания» или «гнев», ожидая от своих Значимых Других определенного поведения. Как только они захотели избавиться от своих желаний и ожиданий, поведение близких перестало причинять им страдания.

Подобным людям полезно исследовать в особых состояниях сознания следующие вопросы. Какие у вас ожидания по отно­шению к другим? Ожидаете ли вы, что ваш партнер останется верен вам? Всегда будет делать то, что вы хотите? Любить вас вечно? Без напоминания выносить мусор? Помнить ваш день рождения? Вы ждете, что он «сделает вас счастливым»?

Считая кого-то ответственным за наше счастье, мы тем самым взваливаем непосильную ношу на наши отношения. Одна из наиболее ценных вещей, которую можно понять, работая с особыми состояниями сознания, — это то, каким образом мы сами с помощью своих мыслей делаем себя «счас­тливым» или «несчастным».

Часто представляется полезным поиграть в следующую мыс­ленную игру. Представим, что счастье — это естественное состояние человечества и ваш Уровень Счастья постоянно равен ста процентам, конечно, кроме тех моментов, когда вы заняты одной из игр-самоистязаний.

Упражнение «Уровень Счастья» (1)

Сядьте удобно.

Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.

Войдите в особое состояние сознания.

Каков ваш Уровень Счастья сейчас? Как обычно, сто. про­центов?

Если да, примите наши поздравления!

Если нет, постарайтесь с помощью самонаблюдения понять, ЧТо мешает вам насладиться обычным стопроцентным Уровнем

Счастья.

Вы тревожитесь о будущем? Вас беспокоит что-то в прошлом? Вы сравниваете себя с кем-то?

Вы чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел?

Вы хотите отомстить кому-то?

Вы чувствуете, что «все бесполезно, все безнадежно»?

Если вы ответили утвердительно на какие-то из этих вопро­сов, предлагаем «противоядие», позволяющее довести Уровень Счастья до нормы.

Упражнение «Уровень Счастья» (2)

Подумайте о том, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Постарайтесь чтобы в ваш воображаемый список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика!), свое здоровье, здоровье членов вашей семьи, жилье, пиша, красота, любовь, мир.

Вспомните историю о двух людях, которым показали пол­стакана воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благо­дарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими двумя людьми не в том, что они имеют, а в их отношении (направленности сознания) к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодар­ности, физически и эмоционально более благополучны, чем те «обманутые», чьи стаканы всегда наполовину пусты. Множество людей изнуряют себя погоней за счастьем: «Когда я женюсь, я буду счастлив», «Когда мои дети вырастут и получат образова­ние, я буду счастлив» и т. д. Подумайте о том, что счастье — это нечто такое, за чем нужно постоянно гоняться. Скорее всего, это состояние внутренней свободы, свободы от тревог, сомне­ний в себе, страхов, слепого подчинения привычке и обществу, соревновательной борьбы, благоговения перед авторитетами и зависти к другим людям. Итак, не ждите, что кто-то «сделает вас счастливым».

И наоборот, мы взваливаем на себя непосильную ношу, считая, что можем сделать Значимого Другого счастливым. Слишком самонадеянно думать, что вы это можете и обладаете такого рода властью. Если вы стремитесь к этому, то фактически



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: