Если спазм развивается в руках (карпопедальный спазм), то это обычно отражает глубокий конфликт между сильным импульсом к какому-либо специфическому действию и противостоящим ему столь же сильным запретом. Возникает динамическое равновесие, состоящее в одновременной активизации сгибателей и разгибателей с приблизительно равной интенсив-остью. Люди, переживающие такие спазмы, часто рассказыва-
ют, что они чувствовали вытесненную агрессию, блокировку телесных импульсов к контакту с другими или невыраженные сексуальные тенденции. Иногда болезненные напряжения такого рода могут выражать блокировку творческих проявлений (желания рисовать, писать, играть на музыкальных инструментах, мастерить что-то, лечить руками). Как правило, в этом контексте возникает глубокое понимание природы конфликта, лежащего в основе мышечных напряжений, его биографических, перинатальных и трансперсональных корней. Обычно напряжение достигает своей кульминации, за которой следует глубокое расслабление. Когда это происходит, человек чувствует, что энергетический блок снят и энергия может свободно протекать через руки. Помимо устранения спазмов в руках и ногах, устанавливается также нормальная циркуляция крови, что более заметно у людей, которые в повседневной жизни страдали от плохого периферического кровообращения и жаловались на холодные кисти и стопы.
Напряжения в ногах имеют такую же динамическую структуру, как и напряжение в руках, но они не так сложны, поскольку ноги играют менее специализированную роль в человеческой жизни. Многие проблемы здесь связаны с использованием ног в качестве инструмента агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжения и спазмы в бедрах и ягодицах часто связаны с сексуальной защитой, страхами и запретами, особенно у женщин1. Ряд напряжений ног может также объясняться различными физическими травмами.
|
Многие напряжения в других частях тела группируются в области райховского «мышечного панциря», или чакр в тантрических системах (это неудивительно; если иметь в виду сходство техник холотропной терапии и упражнений, используемых в тантрической традиции, где также большое внимание уделяется дыханию).
Блоки в области головы обычно проявляются в виде боли или давления, зачастую описываемых как стальное кольцо, сдавливающее голову. Они особенно часто встречаются у людей, страдающих головными болями в форме напряжения, давления или мигреней. Чаще всего это явно связано с воспоминанием о биологическом рождении, когда хрупкая головка плода втискивается в тазовую область роженицы, раскрываемую страшным дашгением сокращающейся матки. Могут проявиться ассоциации с ушибами головы в этой жизни.
Блок в области глаз может выражаться интенсивным напряжением или даже болью вокруг них, иногда сопровождаемых
1 Старый анатомический термин для одной из приводящих мышц бедра — rnuscittus custos virginUatis — в буквальном переводе означал «страж девственности»-
ожанием век_ Это особенно часто случается с людьми, которые в повседневной жизни имеют проблемы со зрением. Некоторые из этих трудностей, например, определенные формы миопии, могут возникать из-за хронического напряжения глазных мышц. Снятие напряжения посредством холотропной терапии способно привести к значительному улучшению зрения1. Биографический материал, лежащий в основе проблем такого рода, обычно связан с ситуациями раннего детства, когда ребенку приходилось смотреть на что-то, чего он не хотел видеть, не был готов видеть или когда это оказывалось пугающим (например, «первичная сцена»). Как и для других частей тела, И здесь источником напряжения может быть травма рождения; реже встречаются воспоминания о повреждениях глаз.
|
Область горла для многих людей является местом многочисленных блоков. Во время сессии они могут проявляться в форме напряжений мышц вокруг рта (особенно жевательных), сведения челюстей, перехватывания горла и субъективного ощущения удушья2. Чаще всего с этим связаны травматические воспоминания о ситуациях, сопровождающихся затруднением дыхания (например, перенесенные в детстве воспаление легких, коклюш, дифтерия, длительное пребывание под водой с угрозой утонуть, застревание постороннего тела в дыхательном горле, непроизвольное придушивание кем-то из старших во сне и т. п.). Определенный вклад в проблемы этой области могут внести конфликты, связанные с оральной агрессией (эмоциональными травмами или оральной фрустрацией в раннем младенчестве, с болезненными хирургическими вмешательствами в области рта и горла, с болезненным ростом зубов, применением сильных дезинфицирующих растворов и т. п.). Однако чаще оральная агрессия, сжатые челюсти и опыт удушья могут быть прослежены до специфических трудностей биологического рождения, осложнений или интубации и подобных вмешательств сразу после рождения. На более тонком уровне встречаются также конфликты, связанные с выражением словесной агрессий. В крайних случаях подавляемая словесная агрессия ведет к заиканию.
|
1 Однако этого можно ожидать лишь в первые десятилетия жизни человека, пока изменения не стали органическими и необратимыми.
2 Здесь интенсификация напряжения может привести к такой степени сжатия горла, что это начнет мешать реальному дыханию. В таком случае Рекомендуется перейти к технике отреагирошшия, что поможет освободить •^ло и даст возможность продолжать сеанс. Огреагирование, как правило, означает усиление того, что и так происходит: это может быть крик, кашель, гримасничание, движение головы. Человеку рекомендуется усилить все подобного рода проявления и продолжать их, пока дыхание не освободится, после
кп> можно вернуться к интенсивному дыханию как основному средству продолжения процесса.
Блок в груди (в области сердца) связан с чувствами любви сострадания, с духовным рождением. Человек, имеющий значительные блоки в этой области, может испытать во время дыхательной сессии сжатие в груди, нередко также проблемы с сердцем. Это ощущается так, будто стальной обруч сжимает грудную клетку. Чаще всего подобное уходит корнями в воспоминания о ситуациях, когда возникали препятствия в общении с другими людьми. Для одних это первичные трудности в эмоциональном выражении, для других — невозможность принять эмоции других или же то, и другое вместе.
Блок в мышцах живота проявляется во время дыхательных сеансов как напряжение, спазмы и боль в соответствующей области. Обычно это бывает связано с честолюбием, самоутверждением, конкуренцией и проблемами самооценки. Это могут быть переходы между чувством неполноценности, неадекватности и детской беспомощности, с одной стороны, и компенсирующими фантазиями величия, нереальных запросов и диктаторских замашек — с другой1. На биографическом уровне этому могут соответствовать пережитые в детстве угрозы безопасности, удовлетворению или даже жизни. Однако чаще источником таких проблем оказывается травма биологического рождения, особенно сложности, касающиеся пуповины (например, ее пережимание, растягивание и разрыв при отделении от матери).
Генитальный блок обозначается интенсивным сексуальным возбуждением и различными болями в тазовой области. Это могут быть как травматические психосексуальные воспоминания биографического характера, лежащие в основе таких трудностей, как неспособность к эрекции или к ее поддержанию, фригидность, сатиризм, нимфомания, садомазохистические тенденции, а у женщин также менструальные боли, так и типичные связи с биологическим рождением.
Анальный блок связан с анальными спазмами, болями и потерей контроля над анальным сфинктером (метеоризм и дефекация). Типичный биографический материал, который выходит здесь на поверхность, — детские колики, болезненные клизмы, трудности при обучении туалету. Это часто происходит у людей, склонных к одержимой деятельности, скрытым или проявленным гомосексуальным тенденциям, ригидным системам защиты или чрезмерному страху потерять контроль над собой. Сюда же относятся такие трудности, как судорожная диарея или запоры, язвь(, колиты, а на более тонком уровне — трудности в обращении с деньгами.
1 Это сочетание чувств составляет центральную тему индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
В* большинстве случаев переживания участников во время лотропной сессии можно описать кривой, сходной с орги-астической: постепенное нарастание эмоций и физических проявлений, кульминация, а затем более-менее быстрое разрешение1. Поэтому в идеале требуется лишь минимальное вмешательство ситтеров. Их роль состоит в том, чтобы наблюдать процесс и быть уверенным в том, что холонавт поддерживает надлежащий ритм дыхания, который должен быть чаще и глубже, чем обычно. При необходимости ситтер напоминает холонавту, задавая ритм собственным громким дыханием или легким надавливанием на плечи, грудь, живот. Более активное вмешательство ситтеров в процесс происходит при работе по отреагированию с дыхательными блокадами, снижению чрезмерной интенсивности эмоций и физических проявлений, когда холонавт становится менее управляемым. Кроме того, ситтер подкладывает подушки, предоставляет пакеты и тазики, подает воду, сопровождает в туалет и т. п. От начала дыхательного сеанса до его завершения ситтер неотлучно находится рядом с холонавтом.
Если до поворотной точки фасилитатор и ситтеры поддерживают ускоренную частоту и глубину дыхания холонавтов, то с этого момента последние выбирают свой собственный ритм, идут как бы на «автопилоте». В это время дыхание может быть и крайне замедленным — до двух-трех вдохов в минуту. В заключительной фазе дыхательного сеанса роль ситтера может быть более активной, если есть какие-либо остаточные напряжения в теле. Как отмечает С. Гроф, наиболее продуктивными оказываются те сессии, в которых холонавту не требуется внешняя помощь.
Холотропная сессия может продолжатся до четырех часов, но для каждого холонавта ее длительность индивидуальна. Момент прекращения участия в сеансе он выбирает сам, доверяя собственным ощущениям.
Завершающий этап строится таким образом, чтобы максимально способствовать целостному выражению сначала холо-навтами, а затем ситтерами своих переживаний. Часто для этого
1 По-видимому, здесь не только внешние параллели. В мифологии многих культур экстатическое слияние с Единым пронизано совокупностью ритуалов и мистерий, имеющих выраженную эротическую направленность. Медитирующий по тибетскому образцу в определенный момент испытывает внутреннее Переживание единства микрокосма и макрокосма в форме стягивания, а в дальнейшем слияния себя с визуализированным образом прекрасной нагой женщины, «которая лучится, как красный бриллиант, и окружена гало (огненным обводом), состоящим из язычков пламени». В «шаманских путешествиях» происходит эротическое общение с женскими духами-покровителями. Сходное Чувство космических масштабов в мистических состояниях сознания отметил своем исследовании Уолтер Н. Панке, коллега С. Грофа.
используется техника рисования мандал1 (Дж. Келлог, 1977V участник получает цветные мелки или фломастеры и большой лист бумаги с очертаниями круга, который просят заполнить по собственному усмотрению (это может быть сочетание цветов геометрическая композиция.или более или менее сложный рисунок). Полученная в результате мандала может быть подвергнута формальному анализу, а может использоваться просто как средство для фиксации необычных переживаний и их интеграции. Отметим, что в группах рисунки способствуют обмену переживаниями, придавая графическое измерение взаимному пониманию необычного опыта участников. Кроме того, некоторые мандалы можно в дальнейшем использовать при работе с другими техниками, опирающимися на особые состояния сознания.
Сессия может завершиться общим чаепитием, прогулкой, что повышает взаимное доверие участников и служит успеху последующих сессий.
В зависимости от целей холотропные сессии проводятся: однодневные (ознакомительные); трех-пятидневные (лечебно-корректирующие); десяти-пятнадцатидневные (исследовательски-обучающие). Наиболее распространен лечебный пятидневный цикл, включающий два дыхательных дня, два — наблюдательных и один день индивидуальной коррекции.
Случается, что холотропная сессия не завершается полной интеграцией и материал приходится дорабатывать в последующих сессиях. В достаточно редких случаях бывает «соскальзывание» холонавта в область негативных перинатальных матриц или «застревание» в переживаниях с однотипной отрицательной тематикой. Обычно это проявляется в психосоматических симптомах, астении, депрессии и т. п. В таких случаях психотерапевт должен незамедлительно провести с пациентом еще одну сессию, чтобы добиться положительного разрешения.
Надо особо отметить то важное обстоятельство, что пневмока-тарсис (как и другие формы психотерапевтического отреагирова-ния) обязательно предполагает присутствие психотерапевта. Если холотропные сессии проводятся холонавтами самостоятельно, более чем вероятно возникновение незавершенных сеансов с остатками перинатальных компонентов, что приводит к состояниям
1 Мандала — санскритское слово, означающее «круг» или «центр». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет круг с четко выраженным центром. Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьирует. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Так, ацтекский календарный камень является мандалой; Земля (какой она видится из космоса) тоже; можно считать мандалой часы и компас, снежинку, круглую монету или узор, образуемый железными опилками, когда они притягиваются к магниту.
с выраженной подозрительностью, разрушительными и аутоаг-ссивными побуждениями или к претенциозным мессианским проявлениям. Об этих опасностях напоминают и мистическая литература, устные традиции коренных культур, мифологические описания, где прямо или намеками дают понять, что беспечному, неопытному искателю или духовному авантюристу грозит опасность физических болезней, безумия и даже смерти. Надлежащие приготовления, поддержка и руководство абсолютно необходимы для вступающего в эти области человеческого сознания.
Предлагаем вам выполнить еще несколько упражнений, взятых из комплекса телесно-ориентированных психотехник В. Баскакова (1992). Они позволят катартически проработать травму рождения и восстановить «базовое доверие к миру».
Упражнение «Мать—дитя»
В этом упражнении очень важную роль играет психологический настрой — переживания «матери» по отношению к «дитяти». Они должны быть абсолютно достоверно любящими, нежными, теплыми, добрыми. Во многом это зависит от соблюдений следующих принципов: любое прикосновение, любое взаимодействие с телом должно быть расслабленным, спокойным, внутренне умиротворенным и минимальным по силе и амплитуде; лучше не делать того, к чему вы не готовы; если вы делаете что-то, то будьте в том, что вы делаете, будьте целиком в том, что вы делаете.
Группа пациентов делится на две одинаковые по количеству подгруппы «матерей» и «детей». «Дети» образуют круг, садятся на пол лицом в центр и принимают позу эмбриона. «Мамы» образуют второй круг, встав за спины «детей».
Психотерапевт показывает на пальцах, через сколько человек во внутреннем круге находится «дитя» от места, где стоит «мама». «Мамы» двигаются по часовой стрелке и садятся за спины своих «детей».
«Мама» берет «дитя» обеими руками под коленками (медленно и нежно) и начинает тянуть к себе. Как только ноги «дитяти» приподнимаются над полом, «мама» дает «упор», то есть прижимается грудью к спине «дитяти». Далее «мама» тянет «дитя» до положения равновесия — когда тело «дитяти» устойчиво и поддержка его требует минимальных усилий. Это положение фиксируется в течение нескольких секунд, после чего «мама» начинает очень медленно покачивать «дитя». Покачивание продолжается Пять минут, после чего «дитя» возвращается в исходное положе-ние. «Дети» не открывают глаза и сидят в позе эмбриона.
По команде психотерапевта «мамы» встают. Психотерапевт показывает на пальцах, через сколько человек во внутреннем круге находится следующее «дитя*. «Мамы» двигаются по часовой стрелке и садятся за спины следующих «детей», с которыми проделывают упражнение в той же последовательности. Таким образом каждая «мама» работает с тремя-пятыо «детьми»., после чего происходит смена ролями: «мамы» становятся «детьми», а «дети» — «мамами». Упражнение проводится в той же последовательности.
Для усиления эффекта часто ставят специальную музыку, После упражнения обычно проводится беседа.
Упражнение «Прохождение родового канала»
Пациенты разбиваются по следующим группам: 1) люди, ничего не знающие о своем рождении; 2) родившиеся нормально (без осложненией и патологий); 3) родившиеся с помощью акушерских щипцов; 4) люди, родившиеся в результате кесарева сечения; 5) родившиеся с ягодичным предлежанием, и, наконец, 6) люди, родившиеся с обвитием пуповиной. Отметим, что этот список можно продолжить, а кроме того, разделить группы и по другим классификационным признакам.
Люди в каждой из групп делятся на пары или тройки и рассказывают друг другу: 1) все, что они помнят сами о своем рождении; 2) все, что они слышали о своем рождении от родителей; 3) все, что они знают о своем рождении из опыта, полученного в каких-либо психотерапевтических техниках (например, холотропной терапии или ребефинге). Беседа в микро-группах продолжается примерно в течение десяти минут, после чего проводится настройка на процесс (пять-семъ минут): включается музыка, участники тренинга расходятся по залу и с помощью дыхательных техник погружаются в особое состояние сознания.
После настройки группа разделяется на четыре равные части. Первая группа — это «дышащие-рождающиеся». Они выбирают себе по принципу максимального доверия и взаимного согласия «акушерку». Оставшаяся часть группы образует «родовой канал». В нем должно быть не менее шести человек. Они становятся на колени и локти (в колени о-локтевое положение) и максимально плотно прижимаются друг к другу, при этом головы стоящих рядом людей направлены в противоположные стороны. Поверхность, на которой находится «родовой канал* (обычно это маты, постеленные внахлест одеяла др.), должна быть мягкой, ровной, гладкой и не должна мешать (задираться,
сползать в стороны и т. п.) при прохождении «родового канала» пышашим-рождающимся». В конце «родового канала» стелят одеяло для переноса «дышащего-новорожденного»1.
Включается музыка, в которой есть звуки пульсации плаценты или ритм сердца плода. Все участники тренинга, создающие «подовой канал», начинают интенсивно дышать и плавно раскачивать «канал» в разные стороны.
Можно предложить два способа вхождения в «родовой канал»:
«дышащий-рождающийся» тоже начинает интенсивно дышать и после того, как появятся первые признаки начала процесса, входит в «родовой канал» вперед головой из положения лежа на спине;
«дышащий-рождающийся» интенсивно дышит и садится в позу эмбриона около входа в «родовой канал». «Акушерка» садится сзади и мягко обхватывает «дышащего-рождающегося» руками за колени и тянет к себе. Далее все происходит так же как в упражнении «Мать — дитя», только «акушерка» плотно обхватывает «дышащего-рождающегося» и оказывает на него мягкое давление, как бы образуя «матку». Оба участника отчетливо и интенсивно дышат, и «акушерка» покачивает «дышащего-рождающегося» в разные стороны, оказывая на него постоянное давление, Поскольку контакт участников должен быть максимально близким, часто им помогают психотерапевт и его ассистенты. Продолжительность покачивания определяется «ды-шащим-новорожденным»: как только он почувствует себя готовым к «рождению», «акушерка» разжимает объятия и помогает «дышащему-новорожденному» войти в «родовой канал».
Процесс проходит более эффективно, если «родовой канал» оказывает сопротивление «дышащему-рождающемуся».
При выходе из «родового канала» «дышащего» встречает «акушерка», которая вместе с психотерапевтом (или его ассистентом) «принимает» «новорожденного» и переносит на заранее постеленном одеяле в сторону, чтобы не мешать следующему участнику тренинга.
Чтобы происходящий процесс выглядел как можно более Достоверным, можно заворачивать «новорожденного» в «пелен-ку», дать пососать ему соску.
Во время прохождения «родового канала» первым «дышащим-рождающимся» следующая пара готовится к процессу.
Когда все «дышащие-рождающиеся» из первой группы прой-Дут процесс, «акушерка» заново выбирает «дышащих-рождаю-Щихся» из второй группы. Все продолжается до тех пор, пока все Участники группы не пройдут «родовой канал».
. ' Э«[)фсктпвность процесса можно усилить, если его проводить обнаженными, постелив на пол гладкую (желательно скользкую) ткань.
Процесс заканчивается традиционным обсуждением, на котором участники делятся своими впечатлениями. Это одно из обязательных требований, так как травма рождения часто настолько сильна, что для ее проработки и интеграции необходима групповая поддержка.
Упражнение «Колыбель»
Для проведения этого упражнения необходимо не меньше восьми человек. Вначале происходит общая настройка на процесс. Включают мягкую (по возможности, колыбельную) музыку, и пациенты вместе с психотерапевтом ложатся на пол. Психотерапевт настраивает нужное дыхание и вводит участников в особое состояние сознания.
Один из пациентов становится «новорожденным». Он продолжает лежать на полу (на спине) в то время как остальные члены группы обступают его со всех сторон (должно быть в зависимости от веса «новорожденного* от трех до пяти человек с каждой стороны), приседают на корточки (или нагибаются) и мягко, не торопясь, стараясь не потревожить «новорожденного», подсовывают ладони своих рук под его туловище (при этом один из участников группы поддерживает ладонями голову «новорожденного»).
По знаку психотерапевта «новорожденного» приподнимают над подом и начинают медленно покачивать из стороны в сторону, плавно, без рывков, увеличивая амплитуду покачивания. Все участники медленно привстают или выпрямляются, пока не примут вертикального положения, покачивая «новорожденного» на руках.
Все участники дышат в такт покачиванию, создавая ощущение «дышащей колыбели». Весь процесс продолжается около
5 минут, после чего «новорожденного» мягко, уменьшая амплитуду покачивания, опускают на пол и не торопясь убирают руки. Само упражнение продолжается до тех пор, пока «новорожденный» его не остановит. Рядом с «новорожденным» остается «мать» (обычно человек, державший голову), которая помогает ему довести процесс до конца.
Упражнение идет до тех пор, пока все его участники побывают в «колыбели». Затем проводят обсуждение.
Заканчивая эту часть, нам хотелось бы сказать несколько слов
06 искусстве самонаблюдения — основном методе, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных ней-
-главной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ■итуациях и эмоциональных состояниях. «Вот я плачущий, вот в момент триумфа, вот я в смущении» и т. д.
Займитесь самонаблюдением, сделайте эти «мысленные фотографии» без критики и стремления улучшить себя (иначе это будет очередное самоистязание). Если вы хотите понять себя, вы должны просто наблюдать. Не критиковать. Не осуждать. Когда вы пытаетесь что-то улучшить в себе, вы невольно критикуете и осуждаете себя. А осуждая, вы не сможете наблюдать за собой, видеть себя таким, какой вы есть.
' Часто открытость нашего сознания к необычным состояниям зависит в сильной мере от взаимоотношений с близкими людьми, Значимыми Другими — любыми людьми, имеющими важное значение в жизни. Обычно причины этого связаны с такими проблемами, как ожидания по отношению к человеку, чувство безопасности, попытки контроля, потребность в любви и одобрении, моральное осуждение, незавершенные отношения с другими людьми.
Возможно также, что субличности (может быть, Жертва или Саботажник) мешают установлению здоровых отношений с близким вам человеком. -
Поэтому, прежде чем исследовать каждую из этих областей, целесообразно проделать упражнение, которое помогает прояснить отношения с важными Значимыми Другими.
Упражнение «Значимый Другой»
Сядьте удобно.
Закройте глаза.
Войдите в особое состояние сознания.
Выберите Значимого Другого. Это может быть ваш(-а) суп-РУг(-а), возлюбленная(-ый), коллега, брат... Это может быть любой значимый для вас в данную минуту человек (живой или Уже умерший).
Кого вы сейчас вспомнили первым?.. Если вы решили не выбирать его для выполнения этого упражнения, то постарайтесь разобраться почему.
Мысленно посадите выбранного вами Значимого Другого перед собой. Представьте его позу, одежду, движения, выражение лица.,
Поговорите с этим человеком, расскажите ему, как высоко вы его цените. Не ограничивайтесь одной-двумя фразами, постарайтесь наиболее полно выразить свои мысли, объясняя Значимому Другому, почему он играет существенную роль в вашей жизни.
Теперь расскажите ему, за что вы на него обижены. И здесь тоже не ограничивайтесь несколькими фразами, назовите ему все свои обиды, особенно те, которые вы от него скрывали.
Скажите ему, чего вы ждете, чего хотите от него.
Теперь представьте, что прошло пять лет. Расскажите ему каютми вы представляете свои отношения с ним... Как вы относитесь друг к другу. Какая в целом ситуация сложилась в ваших отношениях. (Вы можете рассказать ему и о том, какими бы вы хотели видеть эти отношения.)
Мы думаем, что это упражнение будет полезно для того, чтобы разобраться в чувствах по отношению к Значимому Другому. (Если пациент проделывает его самостоятельно, имеет смысл записать упражнение на магнитофон и попросить значимого человека проделать это упражнение вместе с ним.)
Не секрет, что очень многие пациенты обращаются к психотерапевту с жалобами на то, что другие люди «обижают» их. Работая в особых состояниях сознания, такие люди часто понимают, что они сами настраивают себя на «страдания» или «гнев», ожидая от своих Значимых Других определенного поведения. Как только они захотели избавиться от своих желаний и ожиданий, поведение близких перестало причинять им страдания.
Подобным людям полезно исследовать в особых состояниях сознания следующие вопросы. Какие у вас ожидания по отношению к другим? Ожидаете ли вы, что ваш партнер останется верен вам? Всегда будет делать то, что вы хотите? Любить вас вечно? Без напоминания выносить мусор? Помнить ваш день рождения? Вы ждете, что он «сделает вас счастливым»?
Считая кого-то ответственным за наше счастье, мы тем самым взваливаем непосильную ношу на наши отношения. Одна из наиболее ценных вещей, которую можно понять, работая с особыми состояниями сознания, — это то, каким образом мы сами с помощью своих мыслей делаем себя «счастливым» или «несчастным».
Часто представляется полезным поиграть в следующую мысленную игру. Представим, что счастье — это естественное состояние человечества и ваш Уровень Счастья постоянно равен ста процентам, конечно, кроме тех моментов, когда вы заняты одной из игр-самоистязаний.
Упражнение «Уровень Счастья» (1)
Сядьте удобно.
Сделайте несколько полных вдохов и выдохов.
Войдите в особое состояние сознания.
Каков ваш Уровень Счастья сейчас? Как обычно, сто. процентов?
Если да, примите наши поздравления!
Если нет, постарайтесь с помощью самонаблюдения понять, ЧТо мешает вам насладиться обычным стопроцентным Уровнем
Счастья.
Вы тревожитесь о будущем? Вас беспокоит что-то в прошлом? Вы сравниваете себя с кем-то?
Вы чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел?
Вы хотите отомстить кому-то?
Вы чувствуете, что «все бесполезно, все безнадежно»?
Если вы ответили утвердительно на какие-то из этих вопросов, предлагаем «противоядие», позволяющее довести Уровень Счастья до нормы.
Упражнение «Уровень Счастья» (2)
Подумайте о том, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Постарайтесь чтобы в ваш воображаемый список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика!), свое здоровье, здоровье членов вашей семьи, жилье, пиша, красота, любовь, мир.
Вспомните историю о двух людях, которым показали полстакана воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими двумя людьми не в том, что они имеют, а в их отношении (направленности сознания) к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те «обманутые», чьи стаканы всегда наполовину пусты. Множество людей изнуряют себя погоней за счастьем: «Когда я женюсь, я буду счастлив», «Когда мои дети вырастут и получат образование, я буду счастлив» и т. д. Подумайте о том, что счастье — это нечто такое, за чем нужно постоянно гоняться. Скорее всего, это состояние внутренней свободы, свободы от тревог, сомнений в себе, страхов, слепого подчинения привычке и обществу, соревновательной борьбы, благоговения перед авторитетами и зависти к другим людям. Итак, не ждите, что кто-то «сделает вас счастливым».
И наоборот, мы взваливаем на себя непосильную ношу, считая, что можем сделать Значимого Другого счастливым. Слишком самонадеянно думать, что вы это можете и обладаете такого рода властью. Если вы стремитесь к этому, то фактически