Когда следует использовать голубой цвет? 20 глава




Репетиционный метод. Больному предлагают зрительно во­образить, что он выполняет какое-то задание в особом состоя­нии сознания, а затем подключить к этому другие формы воображения: слуховую, кинестетическую.

Метол множественной диссоциации. Пациенту предлагают, чтобы он вообразил стеклянный шарик, а затем внушают: «Вы видите в этом шарике себя. Вы жизнерадостны, счастливы и здоровы». Потом просят вообразить второй, третий и т. д. индуцируют различные, но взаимосвязанные картины, которые пациент «видит» в этих шариках.

Метод «Сюрприз*. Пациента, с которым ведут индифферент­ную беседу, внезапно спрашивают: «Какой породы вон та соба­ка?» — и указывают выразительным жестом на пустое место. Или уверенным голосом предлагают определить ценность де­нежных знаков, которые психотерапевт держит в руках. Вну­шаемый больной выполняет просьбу, хотя в руках психотера­певта находятся чистые листики нарезанной бумаги. После этого больному приказывают уснуть и проводят лечебное вну­шение.

Метод «5-4-3-2-1». Метод использует «согласие по инер­ции»: если психотерапевт хочет, чтобы пациент внутренне со­гласился с его внушениями, он дает ему сначала возможность несколько раз согласиться с чем-то еще. Для этого он просто комментирует то, что сейчас есть (что он видит, слышит и чувствует), а потом внушает то, чего пока нет. Выполняется в пять этапов.

Первый этап. Психотерапевт дает пациенту четыре утверж­дения о том, что он сейчас видит, и добавляет пятое утвержде­ние внушающего характера. Затем делает четыре утверждения о том, что пациент слышит, и еще одно внушение; потом — четыре утверждения о том, что он чувствует, и внушение.

Второй этап. Психотерапевт дает пациенту три утверждения о том, что он видит, и добавляет два внушения. Аналогично делает три утверждения о том, что он слышит и чувствует, добавляя по два внушения.

Третий этап. Делают два утверждения о том, что пациент видит и добавляют три внушения; два утверждения о том, что пациент слышит, и три внушения; два утверждения о том, что он чувствует, и три внушения.

Четвертый этап. Одно утверждение о том, что пациент видит, плюс четыре внушения; одно утверждение о том, что он чувствует, и четыре внушения.

Пятый этап. На нем можно уже только внушать.

Шестой этап — возвращение из особого состояния созна­ния; рекомендуется его делать постепенным и максимально комфортным для пациента.

Ддя большей ясности приведем таблицу последовательности

утверждений.

Шаблон «5-4-3-2-1»

 

Этап Количество утверждений и внушений
■Вы видите во внешнем мире» Внуше­ние «Вы слышите во внешнем мире» Внуше­ние «Вы чувствуете во внешнем мире» Внуше­ние
Первый Второй Третий Четвертый Пятый 4 3 2 1 2 3 4 5 4 3 2 1 2 3 4 5 4 3 2 1 0 2 3 4 5

Очень важно обращать внимание пациента на то, что он в принципе способен воспринять, но, как правило, не восприни­мает в обычном состоянии сознания — на очень слабые раздра­жители (например, на тиканье часов, дыхание, движение груд­ной клетки вверх-вниз и т. п.). При этом свои внушения можно маскировать, используя выражения типа «Вы видите внутрен­ним зрением» и «Вы слышите внутренним слухом».

Метод пирамидального гипноза. Пациент фиксирует взгляд на каком-либо объекте и его глаза закрываются, после чего психотерапевт говорит: «Глубокий... глубокий сон... все глубже погружаетесь в сон. Теперь начинайте считать в обратном порядке от ста до нуля. И с каждым счетом все глубже погружа­ясь в сон, с каждой произнесенной цифрой... если вы собьетесь со счета, вернитесь к месту, где вы, по-вашему, сбились. Просто продолжайте считать и глубже погружайтесь в сон. Когда вы дойдете до нуля, поднимите указательный палец, чтобы показать, что вы закончили счет и достигли глубокого уровня погружения».

Когда пациент поднимет указательный палец, психотерапевт продолжает: «Хорошо, теперь я хочу, чтобы вы представили себе, как вы гуляете по парку прекрасным летним днем. В то время, как вы прогуливаетесь, чувствуя себя таким умиротворенным, таким отдохнувшим, вы видите два больших дерева и качающийся между ними гамак. Заберитесь в гамак, погрузитесь в него, расслабляясь... светит солнце, приятное и теплое.

Гамак качается влево-вправо, влево-вправо, все глубже и глуб­же погружая вас в сон.

Пока вы лежите здесь расслабленный, все глубже засыпая, вы видите перед собой грифельную доску... вы берете кусок мела и Рисуете на доске большой круг и обводите его по часовой стрелке три раза... и это еще больше погружает вас в сон.

А теперь в другом направлении, круг за кругом... и это еще больше погружает вас в сон.

Теперь вы стираете круг и начинаете писать и стирать все буквы алфавита от А до Я, и каждая буква, написанная и стертая вами, все глубже погружает вас в сон.

Напишите букву А. Отчетливо представьте, ее ив то же время, как вы стираете букву А, вы все глубже погружаетесь в сои.

Напишите букву Б... и стирайте ее... продолжайте писать и стирать... писать и стирать...

...Каждая буква погружает вас все глубже в сон... Если вы сбились, вернитесь к тому месту, где вы, как вам кажется, сделали ошибку. Буква не имеет значения. Продолжайте писать и стирать и с каждой буквой погружайтесь все глубже...

Поднимите указательный палец правой руки, когда дойдете до Я... хорошо... а теперь, в то время, как я считаю в обратном порядке от пяти до нуля, вы все глубже будете погружаться в сон... все, что я говорю, погружает вас глубже... пять, четыре, три, два, один, нуль... все более глубокий'сои, вы чувствуете себя намного лучше». Возможен более углубленный вариант продолжения, исполь­зующий все пять человеческих анализаторов: «А теперь представь­те, что вы снова гуляете за городом, около чудесного озера... чистого и прекрасного. От берега отчаливает лодка, лодочник приглашает вас в ней покататься. Вы влезаете в лодку, опускаетесь на мягкие подушки, погружаете пальцы в воду. Светит солнце, теплое и приятное... вода под вашими пальцами теплая. Пока лодка скользит вперед, вы водите пальцами по воде, вы так расслаблены, все гяубже погружаясь в сон... глубже и глубже... а теперь лодка скользнула в тень, и здесь, когда вы проводите пальцами по воде, вода холодная как лед... очень холодная... вы с трудом держите руку в воде... вы обрадуетесь, когда лодка снова выйдет на солнце. Теперь лодка вышла на солнце и вода под ней теплая. Пока лодка скользит вперед, вы все глубже и глубже погружаетесь в сон...

Лодка вплывает в тунель, ведущий в чудесный грот... разлива­ется мягкий голубой свет, и вы все больше и больше расслабляе­тесь. Вы видите красивые картины на стене... чудесные картины, написанные в мягких тонах... вы слышите тихую музыку... вашу любимую мелодию... Красивая тихая музыка, похожая на колы­бельную, все больше убаюкивает вас.

А теперь лодка выплывает на яркий солнечный свет, и, пока она скользит вдоль берега, вы видите чудесные цветы... душистые, прекрасные цветы с восхитительным запахом. Вы подплываете к берегу, выходите из лодки и поднимаетесь по поросшему зеленой /правой холму, на котором растет яблоня... вы видите несколько чудесных красных яблок и срываете одно, откусываете кусочек... яблоко вкусное и сладкое, очень приятное».

Метод «Тройная спираль Милтона Эрнксона». Психотерапевт начинает рассказывать некую историю № I, примерно в середине ее прерывает и начинает рассказывать историю № 2, которую тоже

прерывает в середине. Затем он полностью рассказывает историю № 3, потом заканчивает историю № 2, после чего завершает историю № 1. Истории под номерами 1 и 2 полностью осознаются и запоминаются пациентом, а история № 3 забывается (причем очень быстро), поэтому в нее психотерапевт и включает инструк­цию для бессознательного пациента.

В своей практике мы довольно часто применяем методы ароматов для погружения а особые состояния сознания. Пси­хотерапевт наносит на поверхность марлевой салфетки несколь­ко капель специальных ароматических масел и помещает сал­фетку в верхний нагрудный карман халата (у сердца). Затем садится с пациентом на два стоящих один против другого стула. Обхватив снаружи колено пациента своими руками, он прика­зывает смотреть не мигая ему на переносицу. Через 5—10 се­кунд, закрыв пациенту глаза, приближает его голову к своему карману. Вдыхая ароматы пропитанной маслами салфетки и слыша ритм сердца психотерапевта, пациент через одну-две минуты входит в особое состояние сознания.

Метод «Плацебо». Психотерапевт берет бутылку с пульвери­затором, наполненную водой, и, направляя взгляд пациента на неподвижную точку, начинает понемногу выливать воду сзади ему на шею, говоря: «В то время как я выпиваю жидкость на вашу шею, вы расслабляетесь и погружаетесь в глубокий сон... глаза слипаются... очень сонные... жидкость расслабляет вас... глаза закрыты... все более глубокий сон».

В эриксоновском гипнозе часто особые состояния сознания вызываются применением невербальных технических приемов.

Метод «Рычажное наведение». Состоит в том, что пациенту на начальных этапах наведения особого состояния сознания внушается связь какого-либо события, обычно имеющего четко очерченное завершение, с углублением транса. Например, пси­хотерапевт поднимает руку гипнотизируемого и производит внушение: «По мере того как ваша рука будет опускаться, состояние вашего транса будет углубляться, и как только ваша рука опустится полностью... вы заснете...»

Метод «Разрыв шаблона». Его смысл состоит в том, что Психотерапевт неожиданно меняет привычный уклад действия («поведенческий шаблон» — неосознаваемые сложные дейст­вия), чем заставляет пациента менять фокус внимания, и это приводит к наступлению особого состояния сознания. Класси­ческий пример: психотерапевт подходит к пациенту в неожи­данной обстановке (например, в коридоре) и протягивает руку. В ответ пациент также протягивает руку, но рукопожатия не происходит, так как психотерапевт вдруг захватывает протяну-

тую руку за кисть и подносит ладонь пациента к его глазам. Далее психотерапевт может начать прикасаться пальцами (сме­щающимися прикосновениями) к кисти пациента, что приво­дит того в замешательство и способствует развитию особого состояния сознания.

Метод «Включение глазного доступа». Метод основывается на использовании глазных доступов. Например, психотерапевт может неожиданно привлечь внимание пациента к своей (пси­хотерапевта) руке и затем резко перевести ее вправо вверх по отношению к пациенту. Если тот неожиданно для себя просле­дует взглядом за рукой психотерапевта, то «включится» глазной доступ к зрительному конструированию (созданию зрительных образов).

Возможны и другие приемы наведения кинестетических тран­сов. Например, психотерапевт берет руку пациента и начинает совершать ею круговые движения, или же психотерапевт рит­мично покачивает своей рукой и привлекает к ней внимание пациента, постепенно погружая его в особое состояние сознания.

В последующих главах мы расскажем об использовании в психотерапии тех особых состояний сознания и методов работы с ними, которые до сих пор мало рассматривались и применя­лись нашими психотерапевтами.

 


ГЛАВА 7 Осознание настоящего

Призрачно все в этом мире бушующем,' Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым

и будущим, И именно он называется жизнь.

(Из кинофильма «Земля Сан/шкива»)

Место людей между богами и зверьми.

Плотиц

Очень часто люди не используют естественных резервов своего сознания просто потому, что они не умеют осознавать настоящее. И это не просто слова: попробуйте проделать про­стое упражнение. Каково ваше представление о времени? Мо­жет быть, вы представляете его как бесконечную телеграфную ленту, тянущуюся мимо вас слева направо, из одной невидимой точки к другой? Если так, то какую часть этой ленты вы назовете «прошлым», какую «настоящим» и «будущим»? Интересно, как бы вы изобразили границы между ними?

Для большинства людей западной культуры характерен имен­но такой графический образ времени: оно кажется им непре­рывным потоком, в котором один момент плавно сменяет другой, а прошлое и будущее представляются не менее реаль­ными,-чем настоящее. Это похоже на то, как будто у каждого из нас в черепной коробке есть машина времени. Когда мы спим, время останавливается. В своих мечтах и сновидениях мы можем без всякого труда перепрыгивать из настоящего в про­шлое или будущее. Порой кажется, что время летит или, наобо­рот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Что бы ни представляло собой время в действительности, наше субъектив­ное переживание времени постоянно изменяется.

Физически мы измеряем время в окружающем нас мире, ис­пользуя расстояние и движение (например, движущуюся стрел­ку на циферблате часов), но вот вопрос: какое отношение ко времени имеет наш мозг? У нас должен быть какой-нибудь психологический способ определения времени, иначе мы ни­когда бы не узнали, сделали мы что-то или только собираем­ся сделать, принадлежит ли это событие нашему прошлому или нашему будущему. Ведь трудно жить с ощущением deja vu1

Dcja vu (фр.) — в психиатрии феномен «уже виденного»: видя что-либо впервые в жизни, человек утверждает, что это знакомо ему по прошлому.-

по отношению к будущему. В чем различие между тем, как мы думаем о прошлых событиях, и тем, как мы думаем о бу­дущем?

Возможно, ключ к разгадке этого лежит в тех многочисленных высказываниях, которые мы делаем по поводу времени: «Я не вижу никакого будущего», «Он застрял в прошлом», «Оглядываясь на события», «Смотреть вперед в будущее». Вероятно, зрение и направление играют здесь некоторую роль.

Проделайте простое упражнение.

Упражнение «Линия времени»

Войдите в особое состояние сознания.

Выберите какое-нибудь простое повторяющееся действие, которое вы выполняете почти каждый день, такое, как, напри­мер, чистка зубов, причесывание, умывание, завтрак или про­смотр телепередач.

Подумайте о времени примерно пятилетней давности, когда вы делали это. Здесь не обязательно вспоминать конкретный пример. Вы знаете, что делали это пять лет назад, и вы можете притвориться, что вспоминаете этот случай.

Теперь подумайте о том, как вы делали то же самое неделю назад.

Подумайте, как бы это выглядело, если бы сделали это прямо сейчас.

' Через одну неделю.

Теперь подумайте о том, как будете делать это через пять лет. Не имеет значения, знаете ли вы, где будете тогда находиться, просто подумайте об этом занятии.

И, наконец, возьмите эти четыре события. Вероятно, у вас есть какой-то визуальный ряд по поводу каждого из них. Это может динамичный отрывок или отдельный кадр. Если же нет ни того, ни другого, то каким же образом вы различаете их?

Наверное, вам самим интересно узнать, как вы это делаете. Чуть позже мы предложим вам некоторые обобщения.

Снова посмотрите на эти картинки. В чем различия между ними? В каком месте окружающего вас пространства они рас­положены? Каковы их размеры? Какова их яркость? Насколь­ко резкими они являются? Одинаковый ли у них цвет? Это

В классическом психоанализе рассматривается как проявление механизма пси­хологической зажиты (по типу вне бойся, ты уже был в такой ситуации И все закончилось для тебя благополучно*) и рсфсссивного оживления чувства вес-сильности (в форме предвосхищения будущего).

кино или фотографии? Насколько далеко от вас они располо­жены?

Трудно делать какие-нибудь обобщения относительно линии времени, но скорее всего общий способ организации картин прошлого, настоящего и будущего заключается в пространствен­ном их расположении. Прошлое, вероятно, расположится слева от вас. Чем дальше в прошлое, тем дальше от вас будет находиться картинка. «Дапекое и смутное» прошлое окажется дальше всего. Будущее станет уходить вправо от вас, причем картины более далекого будущего будут дальше. Картинки по обе стороны могут располагаться друг над другом либо каким-то другим способом, позволяющим легко увидеть и рассортировать их. Многие люди используют визуальную систему для репрезентации временной последовательности событий, но вполне могут существовать не­которые субмод&чьные различия и в других системах. Звук.может усиливаться по мере приближения к настоящему, ощущения могут становиться более интенсивными.

К счастью, такой способ организации времени согласуется с нормальными глазными сигналами доступа (и способом чте­ния). Этим и можно объяснить тот факт, что он является распространенным паттерном. Есть множество способов орга­низации временной линии. И хотя не существует «неправиль­ной* временной линии, использование каждой из них может иметь свои последствия. То, где и как выстраиваете вы свою временную линию, будет влиять на то, как вы думаете...

Предположим, ваше прошлое находится прямо перед вами. Оно всегда попадает в поле зрения и привлекает ваше внимание. Ваше прошлое становится важной и влиятельной частью вашего опыта.

Большие и яркие картинки далекого будущего сделают его Весьма привлекательным и начнут притягивать вас. Вы будете ориентированы на будущее, а ближайшее будущее сможете с трудом планировать. Если же ближайшее будущее будет напол­нено большими и яркими картинами, то может оказаться за­труднительным долговременное планирование. В общем, то, что является большим, ярким и насыщенным цветом, наиболее привлекательно, и этому вы станете уделять большую часть Внимания. Расшифровывая это буквально, можно говорить, что У кого-то есть мрачное прошлое или светлое будущее.

Образы времени могут изменяться постепенно. Например, чем ярче картинка или чем она резче, тем ближе к настоящему. Эти два нюанса хороши при репрезентации постепенных изме­нений. Иногда человек может сортировать свои картинки более Дискретным способом, используя их определенное местополо­жение, при этом каждое воспоминание располагается обособ­ленно от предыдущего. И тогда такой человек, говоря об этих

воспоминаниях, будет использовать преимущественно staccato-жесты, а вовсе не legato-жесты.

Будущее может быть сильно вытянутым прямо перед вами и - доставлять вам беспокойство столкновением с крайними сро­ками исполнения чего-либо, которые будут казаться далекими до тех пор, пока внезапно не примут угрожающих размеров. С другой стороны, будущее может быть слишком сжатым, так что картинки будущего будут расположены очень близко друг к другу, и тогда вы, наверное, почувствуете давление времени и вам покажется, что все должно быть сделано сразу. Иногда полезно сжимать временную линию, а порой лучше ее растяги­вать. Все зависит от того, чего вы хотите. Исследования под­тверждают, что люди, которые ориентированы в будущее, обыч­но справляются с болезнями более быстро. В этом смысле терапия временной линии может достаточно эффективно по­могать лечению многих заболеваний.

Линия времени оказывается важной составляющей чувства реальности человека, и поэтому она с трудом поддается изме^ нению до тех пор, пока это изменение не становится экологи­ческим. Прошлое оказывается реальным настолько же, на­сколько будущее — нереальным. Будущее существует большей частью в виде потенциальных возможностей. Оно неопределен­но. И параметры картин будущего зачастую каким-то способом это отражают (например, линия времени может разделиться на несколько ветвей, либо картинки могут стать неопределенны­ми). Это имеет важное значение в психотерапии, так как если пациент не может увидеть своего будущего, то некоторые тех­ники просто не будут работать.

Восточная культура предлагает нам совсем иной образ време­ни: этот момент... эта доля секунды — единственное, что дейст­вительно существует. Прошлое — вымысел, а будущее — всего лишь прогноз. Вот сейчас, пока вы читали предыдущее предло- т жение, прошло всего лишь несколько мгновений (если вы, конеч­но, не отвлекались, чтобы ответить на телефонный звонок, выпить чашку чая или просто поболтать с кем-нибудь). Вообразите, что в каждое мгновение мир и вся реальность воссоздаются заново, и если вы будете предельно внимательны, то сможете не только это увидеть, но и участвовать в этом процессе сотворения мира1.

1 В своей книге «Основы личности» Тэд Джеймс описывает два основных типа линий времени. Первый он назвал «рядом со временем», или англо-ев­ропейский тип времени, когда линия времени идет слева направо. Прошлое с одной стороны, а буцущее с другой, и оба находятся в поле зрения человека прямо перед ним. Второй тип он назвал «сквозь время», или арабское время, когда линия времени вытягивается, пронзая вас спереди насквозь таким обра­зом, что одна ее часть (обычно прошлое) оказывается позади вас и невидима-И вам приходится поворачиваться назад, чтобы увидеть ее.

«Сейчас» — это то, что происходит с вами в данный момент; то что вы сознаете прямо сейчас:-эта книга... этот шрифт... ваши руки, держащие книгу... ваша поза, в которой вы сидите на стуле, лежите на диване или стоите у книжной полки... звуки, которые вы слышите... а может быть, и раздражение, которое вы испытыва­ете от всех этих многоточий. Все это — ваши осознания, и чем вы внимательнее к ним, тем полнее ваше присутствие в настоящем.

Специально для любителей классификаций выделим различ­ные типы осознания. Их три.

1. Поток мыслей, или, выражаясь грубовато, умственная бол­товня. Это размышления, планирование, запоминание, анализ, прогнозирование, то есть все то, чем большей частью занята наша голова в течение дня.

2. Чувственное осознание — это фиксация любой информа­ции, поступающей извне через зрение, слух, обоняние и вкус.

3. Телесное осознание — это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущим от мышц, сухожилий, желудка, кишечника, половых органов и т. д. Поскольку большая часть этой книги посвя­щена исследованию осознания материала, встречающегося в пси­хотерапевтической практике, потренируемся в чувственном и телес­ном осознании (общее время на каждое упражнение — 30 минут).

Упражнение на чувственное осознание

Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Какова ее форма и фактура... какого она цвета... как освещена... и как падают тени... Обратите внимание на сочетание различных форм... Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул,

Люди типа «рядом со временем» имеют последовательное, линейное пред­ставление о времени. Они будут сами приходить в точно назначенное время и требовать такой точности от других. Это линия времени, которая превалирует в мире бизнеса. Языковым ее выражением является девиз «Время — дельт». ■Люди этого типа чаще всего сохраняют свое прошлое в виде диссоциированных картинок.

Люди типа «сквозь время» не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, разложенного перед.ними. Они все время находятся в настоящем моменте, так что крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют Для них меньшее значение, чем для людей типа «рядом со временем». Они Находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего оказываются ассоциированными. Будущее выглядит очень похожим на целый ряд «сейчас», так что пропадает необходимость действовать безотлагательно. • акая модель восприятия времени является распространенной в восточных, в особенности арабских, странах, где люди более гибко относятся к тому, что называется крайним сроком, чем на Западе, и это может сильно раздражать западного человека.

а вот фотография, эта лампа напоминает мне дедушкину лам­пу»), то вы на ложном пути.

В самом по себе назывании ъещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их назва­ний... Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, напри­мер, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смотреть... Расслабьте мышцы глаз, даже слегка расфокусируйте взгляд... выберите ка­кой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например ворсинку ковра или фрагмент обоев... задержите взор... Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощенным наблюдением за этим предметом?

Теперь — закройте глаза. Что вы видите?.. Отметьте образы, оставшиеся от наблюдения... прислушайтесь... Что вы слыши­те?.. Возможно, только сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощущени­ях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания... Теперь сосредоточьтесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уловить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых... Представьте, что вы очнулись после глубокого забытья... сознание постепенно возвращается к вам... Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь... в городе или в деревне?., в помещении или на улице?., присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве?.. Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?..

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми глазами, сосредо­точьтесь на обонянии... Запах воздуха... Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах?.. Могли бы вы только по нему узнать собственную руку?.. Вдохните запах ваших волос, если их длина Позволяет это сделать... запах вашей одежды... рук... Принюхай­тесь к запахам предметов, окружающих вас... О чем они вам говорят: вот ковер... давно ли его выбивали?.. Сумка... из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?..

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку... Почувствовали ли вы сначала запах, а затем вкус?.. Прожевывайте каждый кусочек тщательно и нето­ропливо, отмечая все изменения вкусовых ощущений... Обра­тите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последний кусочек...

Теперь замрите на минуту, направьте внимание на руки, особенно на кончики пальцев, и попытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний

мир?.. Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупы­вать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суставов, ногтей... исследуйте поверхность кожи... А сейчас прислушайтесь к ощу­щениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете... Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее... Поищите самую прият­ную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглажи­вающих движений... Теперь попробуйте попеременно направлять свое внимание то на одну, то на другую руку... Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку... Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала поглаживания? Снова переключите внимание на пассив*гую руку... Удаются ли вам эти произвольные переключения?

...Пусть ваши руки поменяются ролями... Обратите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследова­нием... Как она ощущает суставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки... Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исходящим от пассивной руки... что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают... Легко ли ваши руки приняли свои новые роли или что-то вызывает их сопротивление?..

А теперь — займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого лицо незнакомца... Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале?.. А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений пальцев?.. Поищите наиболее при­ятный способ, силу, скорость и направление касаний... как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью?.. Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев налицо... Что вы чувствуете?.. Меняя попеременно направление своего внимания, увеличьте зону ис­следования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туло­вище, ноги... Есть ли разница в ваших ощущениях", когда вы дотрагиваетесь до обнаженных частей тела или до скрытых под одеждой? Какое из них интенсивнее, какое приятнее?

Не открывая глаз, исследуйте руками то, что вас окружает... стул... ковер... все, что находится рядом... Можете исследовать и все помещения, если хотите... Попробуйте на ощупь те самые предметы, в которые вы всматривались в начале упражнения... Насколько уверенно вы чувствуете себя, двигаясь с закрытыми глазами?.. Движетесь еле-еле, осторожными шажками или чув­ствуете себя достаточно свободно, чтобы просто идти?.. Отметь­те, как при этом вам помогают ориентироваться в пространстве ваши руки и ваш слух... Как вам удобнее идти, быстро или медленно?.. Продолжайте свой путь, по собственному выбору

обращая внимание на разные вещи... если рядом с вами никого нет, чувствуете ли вы от этого неуверенность... Если есть другие люди, что вы испытываете, когда встречаетесь с ними с закры­тыми глазами или хотя бы только предвосхищаете возможность такой встречи? Помните, все в ваших силах, вы можете выби­рать упражнения по собственному вкусу и самостоятельно ре­шать, делать или нет те из них, которые вам не нравятся...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: