Если на сободный конец консольно закрепленного стержня, каким и является измерительная пружина, действует сила Р, то, как известно перемещение y точки приложения силы будет равно
, (15)
где (16)
– изгибная жёсткость пружины, ширина которой равна b, толщина - h, E - модуль Юнга для материала пружины.
Поскольку градуировочный коэффициент k в данной работе имеет размерность [Н⋅см/дел.]
, (17)
где Мнагрузки – момент, создаваемый двигателем и передаваемый на пружину через рычаг l; N – показания измерителя в делениях, то с учетом того, что Мнагрузки = Р⋅ l, N=y⋅100 (цена деления измерителя – 0,01 мм), находим . (18)
Данные для вычисления градуировочного коэффициента в лабораторных установках:
Параметр пружины | Пружина двигателя l =8 см | Пружина тормоза l =5.5 см |
Установка №133067 | ||
Ширина b, мм | ||
Толщина h, мм | 0,6 | 1,25 |
Длина L, мм | ||
Модуль Юнга E, Мпа | 2,2⋅105 | 2,2⋅105 |
Установка №137018 | ||
Ширина b, мм | ||
Толщина h, мм | 0,6 | 1,5 |
Длина L, мм | 41,5 | |
Модуль Юнга E, Мпа | 2,2⋅105 | 2,2⋅105 |
Установка №133074 | ||
Ширина b, мм | ||
Толщина h, мм | 0,6 | 1,4 |
Длина L, мм | ||
Модуль Юнга E, Мпа | 1,8 | 1,9 |
(A) ОСОБЕННОСТИ РАССЧЕТА МНОГОСТУПЕНЧАТОГО РЕДУКТОРА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ ЗУБЧАТЫМИ КОЛЕСАМИ (Лабораторная работа № 4).
Многоступенчатая зубчатая передача предназначается для последовательного ступенчатого изменения частоты вращения и соответствующего изменения моментов сил от ведущего вала к ведомому посредством нескольких пар зубчатых колес.
Главным достоинством многоступенчатых зубчатых передач, по сравнению с одноступенчатыми, является возможность получения больших передаточных отношений при небольших габаритах передачи.
|
Ступенчатые редукторы наиболее распространены и применяются всегда, когда нужно передать вращение между параллельными валами, при больших скоростях вращения и при необходимости иметь очень большие передаточные отношения. Они дают возможность получить несколько выходных валов с разными угловыми скоростями.
В настоящей лабораторной установке применяется шестиступенчатый редуктор с цилиндрическими прямозубыми колёсами. Такой редуктор наиболее прост в изготовлении, технологичен, позволяет обеспечить наибольшую точность монтажа колёс.
Применяемые прямозубые колёса имеют большую (по сравнению с другими типами) точность обработки и не создают осевой нагрузки на подшипники.
Кинематическая схема данного редуктора представлена на рис.10
z1, z2, z3, z4, z5, z6 , z7, z8, z9, z10, z11, z12 -- числа зубьев зубчатых колёс редуктора.
Передаточные отношения отдельных ступеней редуктора (19)
(19)
где ω 1, ω 2, ω 3, ω 4, ω 5, ω 6 ….., -- угловые скорости соответствующих зубчатых колес.
Зубчатое колесо с меньшим числом зубьев называют шестернёй. Зубчатые колёса и шестерни редуктора попарно соединены между собой и имеют одинаковые угловые скорости:
ω 2 = ω 3 , ω 4 = ω 5, ω 6 = ω 7, ω 8 = ω 9, ω 10 = ω 11.
Угловая скорость ω связана с частотой вращения n зависимостью:
(20)
где ω выражена в с –1 , а n -- в об/мин.
Общее передаточное отношение многоступенчатого редуктора:
(21)
Передаточное отношение многоступенчатого цилиндрического редуктора равно произведению передаточных отношений отдельных зубчатых передач, последовательно одна за другой передающих движение в этом редукторе.
|
Зависимость между моментом на двигателе Мдв, действующем на входном валу, и моментом нагрузки МН на выходном валу в соответствии с формулой (6) будет иметь вид:
(22)
где
ηмр -- КПД многоступенчатого редуктора. Учитывая, что опоры входят в кинематическую цепь тоже последовательно, ηмр можно определить как:
` (23)
p – количество пар опор
ηмп -- КПД многоступенчатой передачи.
КПД зубчатого зацепления определяется по формуле (2). При определении КПД зубчатого зацепления принимается, что потери вызваны трением скольжения между боковыми поверхностями зубьев.
Для эвольвентного зубчатого зацепления в слабо нагруженных передачах поправочный коэффициент С определяется по формуле:
(24)
где F – окружное усилие в зацеплении, измеряемое в Н и определяемое из соотношения
(25)
d – диаметр делительной окружности соответствующего колеса, равный d=m *z;
m – модуль зацепления (для данного редуктора m = 1 мм);
М – крутящий момент на колесе, Н*мм;
Параметр ψ определяется по формуле:
(26)
где z1 – число зубьев 1-го колеса (В лабораторной работе z1=31);
z2 – число зубьев 2-го колеса пары, находящейся в зацеплении (В лабораторной работе z2=53);
f – коэффициент трения скольжения материалов пары, f=0,1 (для стальных колёс при удовлетворительной смазке и средней чистоте рабочих поверхностей).
Расчёт моментов и усилий в кинематической цепи выполняется от ведомых звеньев к ведущим. Такая последовательность расчёта объясняется тем, что нагрузки концевых ведомых звеньев цепи обычно бывают, известны и легко вычисляются. Определив нагрузки концевых ведомых звеньев, необходимо привести их к валу ведущего звена через промежуточные передачи, учитывая КПД пары подшипников η=0,9.
|
Методика приведения выходного момента к ведущему валу для данного шестиступенчатого редуктора следующая:
1) По известному моменту нагрузки М=М7 определяем усилие F6 в зацеплении колёс z11 и z12
(27)
2) Затем по формуле (26) получаем С6.
(28)
3) По формуле (2), учитывая (25)и (26), находим КПД в зацеплении z11-z12.
4) Определяем на предыдущем валу
(29)
Для предидущей ступени момент нагрузки Мн = М6,, и тогда по формуле (26) определяем С5, по формуле (2) -- и момент:
(30)
который будет моментом нагрузки для четвертой ступени, и т.д. до первой ступени,
Общий вид КПД редуктора вычисляем как произведение
(31)
где ηоп – КПД одной пары подшипников;
р -- число пар подшипников в редукторе.
Задаваясь несколькими значениями момента нагрузки Мн (согласно варианту работы), можно построить теоретическую зависимость Мдв = f (Мн)
КОНСТРУКЦИЯ УСТАНОВКИ
Экспериментальное исследование многоступенчатого зубчатого редуктора проводится на лабораторной установке, кинематическая схема которой дана на рис. 11, а конструкция на
рис. 14 Измерительные устройства установки показаны на рис. 12 и 13.
Лабораторная установка (рис. 14) имеет основание 1, на котором установлены электрический двигатель 2, зубчатый редуктор 3, порошковый тормоз 4, создающий момент нагрузки, и пульт управления 5. К ротору электрического двигателя подключен тахометр 6, позволяющий определить частоту вращения в об/мин. Электрический двигатель 2 включается и выключается тумблером 7, а скорость его вращения можно регулировать поворотом ручки потенциометра 8. При включении загорается лампа 9.
Установка подключается к сети постоянного тока напряжением 110 В, мощность электрического двигателя 20 Вт.
Рис.4.4 Рис.4.5
ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Нельзя оставлять установку в заторможенном состоянии с включённым электрическим двигателем, так как в этом случае двигатель может перегореть. При работе на установке прозрачная крышка редуктора должна быть закрыта. Когда ручки 8 и 15 потенциометров (рис.14)
дошли до упоров, не следует их поворачивать чрезмерным усилием руки, что может вывести потенциометры из строя.
При обнаружении неисправностей установки следует немедленно обратиться к учебному мастеру.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ