Использование навигационных пособий по течениям .




В районах открытого моря суммарное течение формируется главным образом за счет постоянного и ветрового течения;

VТ =VТ1 + VТ2

Где VТ – скорость суммарного течения, VТ1 – скорость постоянного течения VТ2 – скорость ветрового течения.

Скорость и направление постоянного течения можно определить с помощью карт постоянных течений. Направление ветрового тече­ния не совпадает с направлением ветра. В Северном полушарии под влиянием силы Кориолиса оно отклоняется вправо от направле­ния ветра, в Южном полушарии - влево. Ветровое течение определяется по Атласу течений или рассчитывается по формулам. В Атласе течений приводятся схемы ветрового течения для различных ти­пов полей ветра (барических образований). На схему ветрового течения наносится счислимое место судна и по близлежащей стрел­ке, изображённой на схеме, определятся направление и скорость ветрового течения. При отсутствии Атласа течений скорость по­верхностного ветрового течения (уз), рассчитывается по формуле:

где U - скорость истинного ветра, м/с; φ - широта места.

Угол отклонения поверхностного ветрового течения от напра­вления ветра Кц в районах с глубинами, превышающих 50 м, составляет примерно 45°, т.е. направление поверхностного тече­ния рассчитывается по формуле

Кг= Кц +180°±

В мелководных районах с глубинами менее 50 м угол отклонения принимается ровным 20-25°.

Совместный учёт дрейфа и течения.

 

Графическое счисление с учётом дрейфа и течения.

 

Прямая задача.

Известны: ИК, Vл (Vоб), Кц. α, КТ , VТ , φ1 и λ1

Неизвестны: ПУс, V, β,С, φ2 и λ2

Решение (рис.15.4):

- рассчитать ПУα = ИК ±α

- проложить линию ПУα от ис­ходной точки счисления (φ1 и λ1);

 

- вдоль линии ПУα отложим вектор скорости за час Vл (Vоб)(точка А);

- из конца вектора Vл (Vоб) отложим вектор скорости течения за час Vт (точка В);

- соединись начальную точку 0 с концом вектора Vt(точка В), получить вектор V, показывающий направление ПУС (линия ПУС является линией действительного перемещения судна под действи­ем собственных движителей, ветра и течения, а величина вектора V- действительная скорость судна относительно грунта);

- определить угол снова течением

(15.1)

и суммарный угол сноса (под действием ветра и течения)

С = ПУс –ИК (15.2)

С = α +β (15.3)

 

- рассчитать Sл (Sоб) и положить по линии ПУα (точка С).

- из полученной точки провести линию Кт до пересечения с линией ПУс (точка D), длина вектора Sт =Vтt показывает, на какое расстояние судно снесено течением;

- снять координаты φ2 и λ2

Обратная задача.

Задан ПУС, известны Кт,VТ ,Vл (Vоб), Кц, α, φ1 и λ1

Неизвестно: ИК, V, β,С, φ2 и λ2

Решение: (рис.15.5)

- из начальной точки провести линию назначенного ПУс;

- от начальной точки 0 отложить вектор течения за час Vt

(точка В);

- из конца вектора Vт раствором измерителя, равным Vл или Vоб за час сделать засечку на линии ПУс. Полученная точка

является концом векторов V и Vл (Vоб) последний указывает направление ПУα

- параллельной линейкой перенести вектор Vл в начальную точку 0 и проложить найденный ПУα;

- рассчитать ИК = ПУα ± α по формуле (15.1) найти угол β, по формуле (15.2) или (15.3) - суммарный угол сноса С;

- рассчитать Sл и отложить по линии ПУα (точке С);

- из полученной точки провести линию Кт до пересечения с ли­нией ПУс (точка D) длина вектора Sт =Vтt показывает, на какое расстояние судно снесено течением;

- снять координаты φ2 и λ2

Примечание: По какой бы линии ни перемещалось судно, его диаметральная плоскость установлена по линии ИК, это необ­ходимо учитывать при определении моментов прихода навигационных ориентиров на траверз.

Определение пути судна по трем пеленгам неподвижного ориентира и времени

Определение ПУ рыболовного судна, буксирующего трал, метода­ми навигации связано с рядом трудностей. Поэтому на промысле ПУ и угол сноса судна с тралом определяют по пеленгам какого-либо неподвижного ориентира.

Для этого необходимо:

- выбрать неподвижный ориентир (промысловый буй, плавмаяк, приметный предмет на берегу и т.п.) и, следуя постоянный курсом с постоянной скоростью при неизменном суммарном сносе, взять пеленги ориентира П1,П2,П3. произвольные моменты времени Т1, Т2, Т3.

- рассчитать t1 = T2-T1, t2 = T3-T2 и, полагая движение судна равномерным и прямолинейным, признать, что линия пути пересекает пеленги так, что отрезки между линиями пеленгов относятся друг к другу как t1:t2

Графическое решение задачи:

Общий случай (когда t1 ≠ t2):

- к свободном углу карты или планшета от произвольной точки М отложить линии ОИП1 ОИП2 ОИП3 (рис. 15.6);

- по линии ОИП1 отложить отрезки MN = Vt2 пропорциональные промежуткам времени между наблюдениями;

- из точкиN провести линию, параллельную ОИП3. до пере­сечения с линией ОИП2 в точке В;

- так как АВ: ВС = t1: t2 прямая АС параллельна линии пути судна, поэтому нужно снять ПУС и по формуле (15.2) рассчи­тать угол С суммарного сноса.

Путь можно определить методом вмещения:

- на кальке проложить прямую, на которой в выбранном масштабе отложить АВ и ВС, пропорциональные t1 и t2

- наложить кальку на карту, установить её так, чтобы точки А,В и С располагались на линиях I, II и III пеленгов соответствен­но, прямая АС была параллельна линии пути;

- вместо кальки можно использовать полоску бумаги.

В частном случае, когда t1 = t2, из произвольной точки 0 на линии ОИП2 провести прямые, параллельные линиям ОИП1 и ОИП3, до их пересечения с линиями этих пеленгов (точки А и С), прямая АС параллельна линии пути.

Определение скорости по трём расстояниям, измеренным до неподвижного ориентира.

Для определения скорости по трём расстояниям, измеренным до неподвижного ориентира, необходимо:

- выбрать в пределах визуальной или радиолокационной види­мости неподвижный ориентир (координаты его могут быть неиз­вестными);

- за время наблюдении следовать постоянным курсом и ско­ростью (элементы дрейфа и течения считать постоянными) и в про­извольные моменты времени Т1, Т2, Т3 измерить радиолокационные

расстояния D1,D2,D3 в кабельтовых до неподвижного ориенти­ра М (рис 15.8)

- рассчитать t1 = T2-T1, t2 = T3-T2 в минутах.

Из рисунка 15.8 AB = Vt1 и BC = Vt2.где V - истинная скорость судна.

Графоаналитическое решение:

- в общем случае Общий случай (когда t1 ≠ t2) провести Вm || МС (рис. 15.8);

- из подобия ΔAМС и ΔАmВ можно записать

- из свойств параллельных пересекающих пучок прямых:

- рассчитать отношения ; и отрезки Bm = gD3 и Mm = PD1

- в свободном углу карты или промыслово-навигационного план­шета от произвольной точки М в выбранном масштабе отложить из­меренное расстояние МА = D1 вдоль этой линии отложить отре­зок Mm;

- из точек М и m радиусами, равными D1 и Bm соответ­ственно, провести дуги окружностей, точка В - пересечение этих дуг;

- соединить точки А и В и на продолжении этой линии в пере­сечении с дугой окружности радиусом D3 получить точку С;

- снять расстояния AB = S1 = Vt1, BC = S2 = Vt2 и рассчитать V;

- в частном случав (t1 =t2 = t) решение задачи упрощается т. к g = p = 0,5 Mm = 0,5D1, Bm= 0,5D3.

Контрольные вопросы:

1. Что называется счислением судна?

2. Порядок ведения счисления?

3. Дать понятие: - Прямая задача при ведении графического счисления?

4. Дать понятие: - Обратная задача при ведении простого графического счисления?

5. Порядок учета ветрового дрейфа при ведении графического счисления (прямая и обратная задачи)?

6. Порядок учета течения при ведении графического счисления (прямая и обратная задачи)?

7. Порядок совместного учета ветрового дрейфа и течения (прямая и обратная задачи)?

8. Способы определения угла ветрового дрейфа?

9. Способы определения угла дрейфа от течения?

10. Определение общего сноса от ветра и течения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: