По кильватерной струе. Этот способ относится к числу приближённых. Пеленгуя осевую линию кильватерной струи, можно рассчитать угол дрейфа
α = ИПср+ 180° - ИК.
Аналогично можно определить угол дрейфа по отклонению лаг-линя, буксируемого лага, а также ваеров.
По измерениям пеленгов и расстояний относительно ориентира. Сущность способа состоит в том, что при следовании судна прямым курсом на траверзном расстоянии от свободно плавающего ориентира 3-5 кбт с помощью РЛС измеряются расстояния и одновременно с помощью пеленгатора - пеленги на него. По этим данным на карте или планшете относительно произвольной точки А наносятся точки 1,2,3,... (рис.14.4).
Через полученное точки проводится осредненная прямая, направление которой соответствует направлению линии пути при дрейфе. Сравнивая полученный ПУα со средним истинным курсом ИКср, определяем угол дрейфа
α = ПУα -ИКср
Точность способа зависит от количества точек, а также точности измерения пеленгов и расстояний и точности определения истинного курса. Удовлетворительная точность достигается при наличии 5-7 точек.
По пеленгам неподвижного ориентира (рис.14.5).
На карте проложить истинные пеленги oт произвольной точки А, проложить линию истинного курса и на нём отложить отрезки ВС = Kt1 и СD = Кt2
K - произвольно выбранный коэффициент пропорциональности.
Через полученные точки С и D
провести прямые, параллельное линии первого пеленга, до пересечения их с линиями второго и третьего пеленгов, получим точки C’и D'. Направление прямой, соединявшей точки С’ и D’, будет совпадать с искомым направлением линии пути.
С помощью коэффициента дрейфа. Теоретические исследования и опыты по обдувке моделей судов позволили написать выражение для силы Y.
|
Составляющая полной силы А – силы, создающей боковое перемещение судна с некоторой скоростью С;
где H’- коэффициент, полученный в результате опытных обдувок судов;
р - плотность воздуха; g - курсовой угол наблюдаемого ветра; W - скорость наблюдаемого ветра; S -площадь подводной части.
При дрейфе судна появляется гидродинамический эффект, вызывающий появление силы Y0, направленной перпендикулярно к ДП судна в сторону, противоположную действию силы Y. При установившейся дрейфе:Y = Y0
где V - скорость судна S0 - площадь подводной части, H" - коэффициент; ро - плотность воды; α - угол дрейфа. Так как Y = Y0, то:
но, поскольку на современных судах угол дрейфа редко превышает 10 °. можно приближенно принять, что:
Где - коэффициент дрейфа.
Окончательно формула для определения угля дрейфа может быть написана в следующей виде:
(14.2)
Для того чтобы воспользоваться этой формулой на практике, необходимо знать коэффициент дрейфа своего судна К°, который может быть определён двумя путями:
1. По результатам модельных испытаний,
2. На основании результатов натурных испытаний в море.
Определенно коэффициента дрейфа по результатам натурных испытаний
Коэффициент дрейфа обычно определяется для какого-либо одного судна данного типа, и полученные результаты распространяются на другие однотипные суда.
В основе способа определения коэффициента дрейфа из наблюдения лежит формула (14.2), записанная в таком виде:
Если в районе плавания течение практически отсутствует, то средняя линия, проведённая между несколькими обсервованными точками, может быть принята за линию пути при дрейфе. Сняв с карты ПУα и зная ИК, рассчитываем угол дрейфа:
|
α = ПУα – ИК
Если в районе плавания имеется течение, его влияние должно быть исключено. Этого можно добиться, определяя место судна относительно свободноплавающего ориентира, вехи или буя. Веха или буй должны обладать минимальной парусностью, а их груз должен быть заглублен на величину, равную осадке судна, Место судна относительно ориентира определяется по пеленгу и расстоянию.
Пo трем пеленгам плавающего ориентира и времени можно определить непосредственно ПУα.
Определение направления ветрового дрейфа судна с застопоренной машиной
С борта дрейфующего судна сбрасывают буек с грузом в момент Т1 измеряют секстаном вертикальный угол α1 между видимым горизонтом и основанием буйка (рио.14.6).
В момент Т2 повторно измеряют угол α2 , тогда Sgp:
где e - высота глаза наблюдателя, м; d - наклонение видимого горизонта.
Скорость дрейфа (уз) по Sgp (м) и t (с) определяете по формуле: