Основные сферы применения PR




1. бизнес (коммерческий сектор);

2. политика (выборы);

3. некоммерческие организации (культура, наука, учебные заведения).

Основные категории PR включают:

1. Общественность. Для того чтобы тот или иной социальный субъект стал элементом общественности, понимаемой в широком смысле, необходимы следующие условия:

— наличие у него общего интереса или общей ценности с другими субъектами;

— осознание (или эмоциональное переживание) этого интереса или ценности как общего с другими субъектами;

—представленность этого общего интереса или общей ценности в актуальном публичном дискурсе;

— включенность субъекта в отношения коммуникации.

В PR под общественностью обычно понимаются, во-первых, население того города или района, где расположена организация, во-вторых, органы власти – те, чьи решения прямо или косвенно влияют на ее деятельность, в-третьих, партнеры, имеющиеся и потенциальные, и, в-четвертых, собственный персонал. Достаточно часто к общественности причисляют также средства массовой информации, непосредственных клиентов организации, выделяя их из населения, и инвесторов как специфическую разновидность партнеров. Все вместе они составляют общественность организации.

2. Публичная коммуникация.

Для публичной коммуникации характерны, во-первых, открытостью (в том числе, способностью функционировать в пределах общедоступного дискурса) и, во-вторых, ориентация на общее благо (общий интерес).

Непубличная коммуникация имеет дело с информацией, у которой нет публичного статуса. К этому виду коммуникаций относятся, например, приватные коммуникации, специализированные коммуникации, закрытые и секретные коммуникации и т.п.

3. Паблисити. Термин паблисити используется в трех значениях:

1) информация, которая привлекает внимание публики к объекту (индивиду, группе, институту, территории или предмету)

2) заинтересованное внимание публики (общественности) к тому или иному объекту

3) деятельность или бизнес по завоеванию и удержанию публичного заинтересованного внимания к тому или иному объекту

4. Общественное мнение. Д. Гавра определяет общественное мнение как «заинтересованно-ценностное оценочное отношение социального субъекта к затрагивающим его интересам, дискуссионным и информационно доступным объектам, функционирующее в духовной или духовно-практической форме (в форме суждения или поведенческой готовности)».


2. История развития ПР.

В древних цивилизациях и средневековом обществе уже закладывались предпосылки будущей PR-деятельности. Древнегреческие мыслители много писали о необходимости с вниманием относиться к желаниям публики, что свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному мнению. «Глас народа — божий глас» — свидетельствует латинское крылатое выражение. История PR неразрывно связана с возникновением религии. И христианские, и мусульманские проповедники использовали различные средства для убеждения публики: общественные выступления, лекции, писания (Библия, Коран).

Основы профессии PR зарождаются в колониальной Америке.

В ходе революции была продемонстрирована эффективность целого ряда приемов и методовPR:

1) первый в истории политического PR пример организации псевдособытия для его последующего широкого освещения в СМИ — «Бостонское чаепитие». В 1773 г. переодетые индейцами жители Бостона совершили налет на три британских судна и выбросили за борт 342 ящика чая в знак протеста против беспошлинного ввоза английского чая в Северную Америку.

2) использование символики, оказывающей эмоциональное воздействие (например, «Древо свободы»);

3) лозунги, преподносящие сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов (к примеру, лозунг «Свобода или смерть»);

4) непрерывное использование всех возможных каналов воздействия на общественное мнение и др.

Р. Смит в истории PR выделяет четыре этапа:

1. «Эра манипулирования» (ХIX в.)

Цель: пропаганда.

Характер коммуникаций: односторонняя.

Где практикуется в настоящее время: маркетинг, спорт, развлекательные мероприятия.

Впервые официально само выражение «связи с общественностью» («public relations») употребил президент США Т. Джефферсон, когда в 1807 г. в черновике «Седьмого обращения к Конгрессу» вписал его вместо вычеркнутого «состояния мысли». Уже в 30-е гг. XIX в. Понятие «public relations» вошло в употребление как «relation s for the general good» («отношения ради всеобщего блага»). Широкое распространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые по сути являются предшественниками будущих PR-менов.

2. «Эра информирования» (начало ХХ в).

Цель: распространение информации и правдивость.

Характер коммуникаций: односторонняя.

Где практикуется в настоящее время: правительство, некоммерческие организации, бизнес.

Главной фигурой этого периода стал PR-практик А. Ли (позже его назовут «отцом» Public Relations). В 1906 г. Ли опубликовал «Декларацию о принципах», своего рода первый моральный кодекс профессии. В качестве основной задачи PR-специалистов Ли сформулировал следующую — «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием».

3. «Эра убеждения» (середина ХХ в.)

Цель: влияние на общественное мнение и поведение.

Характер коммуникаций: двусторонняя.

Где практикуется в настоящее время: конкурентно-ориентированный бизнес.

Самой известной фигурой этого периода стал Э. Бернайз — первый теоретик в области PR. Наблюдается активное становление PR как профессии и научной дисциплины. Происходит консолидация PR-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. — Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 г. — Международная PR-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.

1. «Эра взаимовлияния» (конец ХХ в.)

2. Цель: взаимопонимание и разрешение конфликтов.

Характер коммуникаций: двусторонняя.

Где практикуется в настоящее время: регулируемый бизнес, правительство, некоммерческие организации.

В постиндустриальном информационном обществе происходит ускоренный рост высоких технологий и увеличение числа коммуникационных каналов. Возрастает спрос на PR-технологии в бизнесе, политике и социальной сфере. Интернет открывает новые возможности для развития PR. Связи с общественностью распространяются вширь и вглубь, становятся полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. На этой волне PR проникает и в Россию.


3. Становление сферы отношений с общественностью в России: основные направления и проблемы.
Становление института ПР в России фактически является реконструкцией мирового (и,

прежде всего, американского) эволюционного процесса. Но, если в США процесс становления

этого социального института занял почти два столетия, то российский ПР вынужден проделать

этот путь за гораздо более короткий период.

В социалистическую эпоху паблик рилейшнз как отношения продолжали существовать

под жестким контролем партийной цензуры и навязанной государственными органами идеоло-

гии. Их естественное проявление оказывалось возможным не благодаря государственной поли-

тике, а вопреки ей. Информация, тем не менее, распространялась в основном по неформаль-

ным каналам и зачастую создавала в силу своей закрытости напряженность в обществе.

Перестройка во многом проходила как ПР-кампания. «Демократов привели к власти сред-

ства массовой информации, привели за счет создания новых культурных кодов и разрушения

старых. Это была хорошо и быстро проведенная операция; у них были хорошие «модельщики».

Собственностью демократов были слова».

Первыми в России коммуникацию по связям с общественностью на профессиональную

основу поставили силовые структуры и спецслужбы, создав соответствующие отделы. Когда в

России произошла смена политической и экономической формации, то первыми специалистами

в сфере профессионального ПР были бывшие сотрудники отделов КГБ и КПСС, отвечавшие за

формирование общественного мнения. Это отложило свой отпечаток на выбор моделей ПР де-

ятельности, которые в тот период главным образом сводились к первым двум моделям паблик

рилейшенз: паблисити и общественной информации.

В 80-х гг. прошлого столетия после долгих лет холодной войны и закрытости нашего об-

щества, люди с огромным интересом впитывали в себя все новое от рекламы потребительских

товаров до программ новых политических партий. Общество как объект ПР деятельности было

предельно открытым. Восприятие людей было направленно на конкретную информацию.

Наиболее успешными технологиями в те годы были «от двери к двери».

Многие исследователи считают федеральные выборы 1995-1996 гг. переломным момен-

том в развитии отечественных связей с общественностью. Политическая жизнь страны была не

стабильной. Огромное количество кандидатов в депутаты, не выполняющих своих обещаний

привело к тому, что люди перестали верить в возможность личного влияния на государствен-

ную политику. На избирателей столкнулись с огромным потоком лживой или неполной инфор-

мации, и поэтому они сознательно перестали воспринимать адресованные им сообщения. К

концу ХХ в. рынок потребителей «замкнулся в себе» стал недосягаем для простых обра-

щений. Активность избирателей на выборах резко упала. ПР кампании значительно подорожа-

ли. Ведущими принципами стали: «деньги решают все» и «чем больше, тем лучше».

Выделяют следующие этапы становления института ПР в России:

Начальный этап (формальное возникновение, обучение у стран Европы и Америки, ми-

фологизация PR, имиджмейкерство) (1990-1995 гг.).

«Золотой» этап (реальная демократия в политике и псевдорынок в экономике, ПР с рос-

сийской спецификой, большие ПР-бюджеты, технологизация PR) (1995-1998 гг.).

Этап реального ПР (проверка кризисом, формирование собственного рынка PR, PR как

рыночная услуга) (1998-1999 гг.)

Этап «управляемой демократии» (2000 г. по н.в.).

Среди детерминант становления и развития института ПР в России следует выделить

процесс демократизации социальной, экономической и политической жизни общества, построе-

ние гражданского общества. В первую очередь это касается распространения информации.

Следствием плюрализма источников информации в гражданском обществе является рост от-

ветственности адресата за ту информацию, которую он воспринимает. В демократическом об-

ществе появляется потребность в построении доверительного диалога между социальными

структурами и получателями информации. В современном обществе люди хотят принимать ак-

тивное участие не только в выборах законодательных органов власти, но и в обсуждении

наиболее важных проблем общества. Следовательно, возникает необходимость создания не-

кой структуры, которая сможет построить взаимовыгодный процесс коммуникации, основанный

на взаимном доверии и уважении, т. е. в паблик рилейшенз.

В России сегодня практически каждый государственный орган имеет собственную службу

по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-

секретаря и других форм, которые выполняют функции ПР отделов. В субъектах РФ работа по

налаживанию связей с общественностью выполняется государственными информационными

агенствами, управлениями по ПР, ответственными лицами по связям с прессой и другими

функциональными подразделениями местных органов власти.

Со временем новое российское общество стало невосприимчиво к однонаправленному

воздействию партийно-советской пропаганды, к прежним методам взаимодействия с населени-

ем со стороны правившей элиты, рассчитанным на однородную, а значит, легкоуправляемую

массу. ПР сегодня являются теми эффективными и легитимными политическими технологиями,

которые способны установить отношения взаимовыгодного диалога между гражданами и вла-

стью, позволяющими оптимизировать межгрупповую коммуникацию.

Эффективное функционирование политических ПР возможно лишь при наличии высокого

уровня развития гражданского общества, наличии основных гражданских прав и свобод, а также

политических институтов, способных влиять не только на общественное мнение, но и на дей-

ствия любых агентов, стремящихся управлять этим мнением в своих интересах.

Сегодня в России целенаправленно занимается ПР несколько десятков специальных

агентств, отделы ПР российских представительств зарубежных фондов и организаций, крупных

банков и компаний. Управления или департаменты по связям с общественностью есть в боль-

шинстве государственных структур - от администрации президента РФ до городских и районных

администраций.

Следует отметить, что, несмотря на бурную и богатую историю паблик рилейшенз в Рос-

сии, они, конечно, изучены явно недостаточно.
4. Социальные группы: типология и характеристики, социальная структура Российского общества.
Социальная группа – большая по численности группа, члены которой обладают схожими чертами с точки зрения их положения в обществе или роли социальных процессов.

Критерии, определяющие положение социальной группы – собственность, власть, престиж.

Люмпены – люди, потерявшие идентификацию собственной социальной группы и не нашедшие пока новую.

Маргиналы – люди, переходящие из одной социальной группы в другую.

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых отношений.

Признаки малой социальной группы: *социальность группы (принадлежность к определенной социальной системе) *численность (2-3, 30-40) *единство ценностных ориентаций и целей *наличие совместной деятельности *наличие структуры *наличий общих норм и целей.

Виды малых социальных групп:

- условные группы – определяются сущестностной или формальной особенностью (возрастная, профессиональная)

- формальные и неформальные – (организованные и спонтанные)

- первичные и вторичные (вторичные - взаимодействие людей, обусловленное достижением целей.)

- закрытые и открытые

- группы-членства

- референтные группы

- диффузные группы (принадлежность не осознается)

- группы-ассоциации

- группы-координации

- коллектив

Социальные класс и слои – общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

Социальный класс – крупные социальные группы, существование которых непосредственно вытекает из господствующей данной общественной экономической формации, экономических отношений.

Слой – промежуточная группа, не обладающая признаками класса.

Теория социальной стратификации – значение для стратификации общества имеют статус, ранг, престиж.

В стратификационных моделях выделяются: *высший слой – элитарное меньшинство населения *средний слой – люди, занимающие промежуточное положение между слоями *низший слой – люди, утратившие социальные связи, и опустившиеся на социальное дно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: