Особенности формирования налоговой базы по НДС по экспортно-импортным операциям.




Особый порядок определения налоговой базы установлен при ввозе товаров на российскую таможенную территорию.

Общее правило гласит, что в этом случае налоговая база определяется как сумма следующих величин:

– таможенная стоимость этих товаров;

– подлежащая уплате таможенная пошлина;

– подлежащие уплате акцизы.

В таком же порядке определяется база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть российской таможенной территории или же при передаче их на территорию особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны.

Вместе с тем в том случае, если на таможенную территорию РФ ввозятся продукты переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки, то налоговая база определяется только как стоимость этой переработки. (ст. 160 НК РФ).

При ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки. Налоговая база исчисляется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ.

Если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию РФ товаров, налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку этих товаров до границы РФ, и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

Освобождение ввозимых в Россию товаров от уплаты НДС связано с соблюдением одного важнейшего условия – использование их на те цели, с которыми связана льгота по налогу.

Определенные сложности в контроле за расчетами НДС возникают при экспорте товаров, работ и услуг, обороты по которым облагаются по минимально возможной ставке в размере 0%.

Учитывая существенное преимущество экспорта в части налогообложения, чтобы исключить “лжеэкспорт”, налоговое законодательство для обоснования налогоплательщиком прав на уплату налога по ставке 0% и вычета налога, уплаченного при покупке сырья, материалов и топлива, израсходованных на производство экспортируемой продукции, требует представления в налоговые органы большого числа документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы российской таможенной территории. Ставка в размере 0% применяется, в частности, при реализации товаров, экспортируемых за пределы России, при условии их фактического вывоза за пределы российской таможенной территории, а также товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, и представлении в налоговые органы необходимых документов, подтверждающих факт экспорта.

Для подтверждения обоснованности применения этой ставки 0% в налоговые органы представляются следующие документы:

• контракт налогоплательщика (копия контракта) с иностранным лицом (организацией) на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;

• выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке, или иные документы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг);

• таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа;

• копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Ставка в размере 0% установлена и в случае реализации товаров на экспорт в счет погашения задолженности РФ и бывшего СССР, а также в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам. В этом случае несколько иным является перечень документов, представляемых налого-плательщиками налоговым органам для подтверждения обоснованности применения этой налоговой ставки.

Кроме обычных в таких случаях таможенной декларации и копий транспортных товаросопроводительных документов необходимо представить копию соглашения между Правительством РФ и правительством соответствующего иностранного государства об урегулировании задолженности бывшего СССР или задолженности РФ или о предоставлении кредита, а также копию соглашения между Минфином России и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров в счет погашения государственной задолженности или в счет предоставления кредита.

 

Обязательным условием является также представление выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров на экспорт из бюджета в российской валюте на счет налогоплательщика в российском банке.

Помимо этого, налогоплательщик должен представить таможенную декларацию и копии транспортных, товаросопроводительных документов.

Налоговым кодексом установлены определенные особенности налогообложения при перемещении товаров через российскую таможенную границу, связанные с избранным таможенным режимом.

В случае помещения товаров под таможенный режим выпуска для дальнейшего свободного обращения на территории РФ налог уплачивается в полном объеме при пересечении таможенной границы.

Если же товар помещен под таможенный режим реимпорта, то в этом случае налогоплательщик уплачивает сумму налога, от уплаты которого он был освобожден при экспорте данного товара.

При помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа от товара в пользу государства налог не должен уплачиваться.

Если же товары помещаются под таможенный режим переработки на российской таможенной территории, то налог должен быть уплачен при их ввозе с последующим возвратом этих сумм налога при вывозе продуктов переработки.

В случае ввоза поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, налог уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет ли-зингополучателем, но не более чем на 6 месяцев.

При вывозе товаров из России на экспорт и в таможенном режиме перемещения припасов налог не должен уплачиваться.

Такой же порядок налогообложения применяется при помещении товаров под таможенный режим таможенного склада в целях последующего их вывоза в режиме экспорта, а также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: