Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный НК порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях. Специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности, они гибко учитывают все особенности объекта налогообложения и обеспечивают развитие предпринимательской активности. Также СНР позволяют совместно с льготным налогообложением упростить порядок взимания налогов.
Налоговым кодексом предусмотрены четыре налоговых режима.
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
ЕСХН (поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей) Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями (организации и индивидуальные предприниматели, производящие с/х продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что доля дохода от реализации произведенной ими продукции, составляет не менее 70%, а также градопосёлкообразующие рыбохозяйств.организации, численность кот. более 50% численности населения соответствующего населенного пункта).
|
Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по выплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС (за искл. НДС по операциям, связанным с импортом).
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (6%).
УСН предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются также налогоплательщиками НДС(за искл. НДС по операциям, связанным с импортом)
Условия перехода на УСН. Доходы от реализации за девять месяцев года, предшествовавшего году перехода на УСН, не должны превышать 15 млн руб. Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб.
Объект налогообложения по выбору налогоплательщика – доходы(6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (15%).
ЕНВД Вынужденная мера. Система предполагает налогообложение микро бизнеса, не поддающегося налоговому контролю. Сумма налога не увязывается с результатами деятельности налогоплательщика, а также с величиной его имущества, доходом индивидуального предпринимателя и т.д. Виды деятельности в отношении которых может применяться ЕНВД: Бытовые, ветеринарные услуги; услуги по ремонту, обслуживанию автотранспортных средств; платные стоянки, перевозка пассажиров и грузов, розничная торговля (киоски), предприятия общественного питания до 150 кв м., распространения наружной рекламы.
|
Организации, перешедшие на уплату ЕНВД, освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте).
Объект налогообложения - вмененный доход налогоплательщика. Налоговая база - величина вмененного дохода. Вмененный доход = базовая доходность по определенному виду деятельности за налоговый период * физический показатель, характеризующий данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1=1,372 и К2 (определяются правовыми актами муниципальных районов, городских округов, городов для всех категорий налогоплательщиков в пределах от 0,005 до 1). Полученное значение базы следует умножить на ставку налога, которая равняется 15%.
СРП (необходимость поощрения иностранных инвесторов, которые вкладывают средства в низкорентабельные месторождения полезных ископаемых) Договор, который заключается между организацией и РФ на основании которого РФ передает организации (инвестору) на определенный срок исключительное право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении инвестор в свою очередь обязуется отдать государству часть добытого сырья или выплатить денежный эквивалент ее стоимости.
При выполнении СРП инвестор освобождается от уплаты ряда налогов, перечень которых зависит от того, какой из двух вариантов раздела продукции применяется при реализации СРП.
|
I. (компенсационная продукция) из всей произведенной продукции выделяют ту часть, которая передается инвестору для компенсации его затрат. Продукция после компенсации - прибыльная продукция. Она делится между государством и инвестором в пропорции, установленной СРП. Инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: НДС; налог на прибыль организаций; НДПИ; платежи за пользование природными ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду; водный налог; государственную пошлину; таможенные сборы; земельный налог; акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.
II. (прямой раздел продукции) затраты инвестора не компенсируются, а между ним и государством делится вся произведенная продукция согласно условиям СРП (с учетом минимального ограничения доли государства — 32%). Инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: государственную пошлину; таможенные сборы; НДС; плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении ОС, НМА, запасов и затрат, которые используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.
Налоговая база по данному налогу определяется в обычном порядке, но в отдельности по каждому соглашению. Налоговая база исчисляется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти и природного газового конденсата, по которым налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых.
30. Целесообразность введения, условия перехода и методы взимания Единого сельскохозяйственного налога.
Система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) введена для поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и регламентируется гл. 26 НК РФ.
Цель введения этого налога — углубление аграрных преобразований, укрепление доходной части бюджета соответствующего уровня и государственных внебюджетных фондов, создание экономических и правовых взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и органов власти, повышение социальной защиты жителей села.
Применение этого специального налогового режима освобождает организации и индивидуальных предпринимателей, имеющих долю доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, не менее 70%, от уплаты ряда федеральных и региональных налогов. НК РФ установлены критерии, позволяющие переходить на данную систему налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом — полугодие.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на расходы. Налоговая ставка установлена в размере 6%.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).
Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно и предусматривает:
1) для организаций — замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и страховых взносов на обязательное страхование уплатой ЕСХН;
2) для индивидуальных предпринимателей — замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и страховых взносов на обязательное страхование) уплатой ЕСХН.