Социально8педагогического проектирования образования




Слова «проект» и «прожект» совпадают в одном из значений - «замы­сел, план» и совершенно не совпадают в другом, ведь прожект - это замы­сел, план, не осуществимый на практике.

В педагогике прожект, к сожалению, более часто встречающееся яв­ление, чем проект. Примером прожекта являются цели, которые сами по себе хороши, но, оторванные от реальной деятельности, превращаются в

30_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

фантазии, мечты. Никто против этих целей не выступает, но никто и не собирается (в силу разных обстоятельств и причин) всерьез их осуществ­лять. Прожектерская сущность цели: «каждому ребенку - достойное обра­зование» не мешает на практике отбирать детей, которые удобны для ад­министрации школы и педагогов. Так с лозунгом «каждому ребенку - дос­тойное образование» на практике происходит кульбит («трюк с перево­ротом»): «каждому достойному ребенку - образование».

Прожект сам по себе «безвреден» до тех пор, пока никто всерьез в него не верит, понимая, что это игра. Однако прожекты в социальной сфере чреваты «заражением», «воодушевлением» людей мечтой, ради которой они готовы ограничивать себя в настоящем. Разочарование в мечте обо­рачивается пустотой и депрессией, что создает благоприятнейшие усло­вия для развития социального цинизма и социального пессимизма.

Социальный цинизм - это крайняя точка индивидуализма. Человек мыслит себя вне законов морали и нравственности, видя в них лишь до­садное ограничение собственных интересов, желаний, выгод, которые он ставит выше интересов, желаний и выгод других людей, да и всего чело­вечества. Социальный цинизм - это жизненная философия лидера-оди­ночки, возвышающегося над всеми остальными «тварями дрожащими, права не имеющими».

Социальный пессимизм - это философия выживания. Выживание диктует свои законы поведения - приспособиться к обстоятельствам, ус­ловиям и не посягать на большее. Пессимист не верит в собственные силы, отказываясь от всяких попыток изменить не удовлетворяющие его обсто­ятельства и условия. Он признает наличие человеческой слабости, но от­рицает наличие человеческой силы. Социальный пессимизм - это та по­зиция, вокруг которой концентрируется «послушное большинство».

Педагог-гуманист - это человек, занимающий позицию «социально­го оптимиста». Жизнь не представляется ему в виде «прожекта-мечты», и сам себя он не видит в качестве героя. Социальный оптимизм - это фило­софия жизни.

Безоглядная вера в человека, столь характерная для раннего гуманиз­ма, ушла в прошлое. Однако гуманизм не утратил оптимизма, он верит в человеческий разум, в возможности и силу образования как условия для развития способностей человека преодолевать трудности, созидать на благо человечества, частью которого он является.

Педагог-гуманист не строит будущее в отрыве от настоящего. Его пе­дагогический проект - это реальная деятельность, реальная жизнь, реаль-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ

ные отношения к себе и другим. Но точка, из которой он смотрит на все происходящее, - точка веры в человека, способного осознавать свою при­частность и ответственность за человечество.

Не следует путать гуманистическую позицию с позицией филантропа.

Филантроп (греч. philanthropos) - благотворитель. Филантроп полагает, что у него есть то, чем обделены другие, и он делится своей силой со слабыми (точнее, частью своих накоплений с бедными, неимущими).

Гуманист - это тот, кто уверен, что каждый человек, как и он сам, на­делен сознанием, разумом, волей и способностью все это не направлять во вред ни себе, ни человечеству, неотъемлемой частью которого каждый является.

Гуманистическая позиция в образовании заключается в том, что пе­дагог не работает в отдельности «ни для детей», «ни для родителей», «ни для государства», «ни для общества». Он видит себя «в каждой этой отдель­ности», а потому пытается создать общность, понимая, однако, что общ­ность создается на основе добровольности всех людей.

Педагог-гуманист упорно ищет в реальности, из чего можно выращи­вать условия для возникновения общности. Поэтому свобода, доброволь­ность, уважение, принятие, содействие, сотрудничество, поддержка - это не прожектерские цели, это его насущная потребность. Он видит в детях, родителях, в своих коллегах ростки этой же потребности, учится сам, учит других сохранять и развивать эти ростки, поскольку понимает, что имен­но реальный масштаб достигнутой совместности действий и определя(ет масштаб реализации гуманистической цели.

Воспитанию в гуманистической педагогике отводится ведущее мес­то, так как воспитание - это привнесение в сознание подрастающего по­коления идеи возможности существования и развития общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через совмест(ный опыт построения такой общности.

Гуманистическая позиция (как мировоззрение) - основа (смысл, по­рождающий цели) социально-педагогического проектирования. Этот проект социален, поскольку осуществляется в естественных условиях ре­ального общества, государства, города, поселка, с реальными людьми (детьми, родителями, коллегами и т.д.).

Педагогическим он является потому, что местом, из которого изначаль­но начинается проектное движение, в котором оно будет развиваться, яв­ляется образовательное учреждение. Здесь работают реальные люди, кото­рые обязаны по долгу службы учить и воспитывать детей. Используя эту

32_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

данность, педагог, обладающий гуманистической позицией, начинает пре­образовывать учреждение, которое должны посещать дети, в среду их обра(зования, природосообразную детству и культуросообразную гуманизму.

Среда, в отличие от учреждения, не регламентируется должностны­ми инструкциями. Это живой организм, который в самом себе может об­наружить и из себя может порождать законы саморазвития.

Если среда «зарождается, складывается и живет» по законам равен­ства и уважения, то она «учится» распознавать все то, что противоречит этим законам. Она вырабатывает иммунитет, устойчивость к неблагоп­риятным воздействиям. Например, самоуправление, коллективная (совме­стная) творческая деятельность, сотрудничество, поддержка - это как раз признаки наличия такого иммунитета. В подобных формах он поддержи­вает условия для развития гуманистических отношений. Если вышепере­численные формы регуляции жизнедеятельности этой среды устойчиво функционируют и воспроизводятся, появляется то, что можно назвать традицией или укладом.

Поскольку школа - это среда для детского обитания, то взрослые осо­бо следят, чтобы сюда не проникала скука, бездействие, подавление «спра­ведливостью».

Принципиально гуманистические воспитательные технологии стро­ятся на «заражении» сознания идеей-образом, эмоциональном воздей­ствии на чувства детей ожиданием чуда, а также предоставлением воз­можности совместно это чудо создавать. Если педагогу не удается «зара­зить» - увлечь, привлечь детей к исполнению идеи, то никакого воспита­ния не происходит. Это все прожекты в виде целей.

Если дети с охотой и радостью (эмоционально положительно) вос­принимают идею, а затем с настойчивостью начинают ее претворять (для этого сознательно создавая в себе необходимое для реализации идеи), то налицо субъекты деятельности по воплощению идеи, а не объекты пе­дагогического воздействия.

Ребенка, субъекта деятельности, довольно легко можно отличить от «вечного объекта педагогического воздействия». «Объект» - уныл и бес­чувственен к призывам и идеям педагога, но может неожиданно прояв­лять себя в ответ на усиливающиеся педагогические воздействия, кото­рые, как правило, воспринимает как «педагогическое домогательство». Осознавая реальную власть педагога над собой, «объект» идет на уступки, чтобы избежать более крупных неприятностей, чем, например, участие в общешкольном мероприятии.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________33

«Объект» педагогического воздействия иногда делает самого педаго­га объектом манипуляции. Так, в угоду педагогу можно с демонстратив­ным энтузиазмом выполнять порученное дело, чтобы потом в обмен за энтузиазм получить какое-то вознаграждение. Например, занять позицию любимчика, которому педагог прощает то, что не прощает другим. Мани­пулируя учителем, ребенок гордится не тем, что он реализовал цель педа­гога, а тем, что смог незаметно для взрослого заставить его сделать то, чего ребенок от него добивался.

Иногда «объект» становится субъектом открытого противодействия «педагогическим притязаниям». Возникают конфликты, которые неред­ко перерастают в межличностные. Развитие таких отношений - это сиг­нал того, что педагогу не удается реализовать в общении с ребенком гу­манистическую максиму: открытость и равноправие сторон в достиже­нии собственных целей.

Социально-педагогический гуманистический проект - это особая де­ятельность взрослых-педагогов, имеющих талант выращивать (создавать, объединять, расширять, развивать) с помощью образовательных средств человеческую общность, способную жить и действовать, основываясь на гуманистических ценностях: уважении, равенстве, свободе выбора и реа­лизации разнообразных интересов. Не удивительно, что реализация по­добных проектов требует создания сильнейшей системы воспитания, не только способной к воспроизведению гуманистических отношений, но и обладающей стойким иммунитетом против негативных воздействий «ес­тественной среды».

В отличие от естественной среды обитания образовательная среда поддается регулированию субъектов, объединенных в общность, она ими целенаправленно строится как условие воспроизведения гуманистичес­ких и демократических отношений. Естественная среда в принципе не регулируется субъектами, а «самоорганизуется» на основании стихийно­го стечения различных обстоятельств. Однако «естественная» и «образо­вательная» среды не являются абсолютно изолированными друг от друга. Они составляют вместе единое пространство, в котором проходит жизнь человека. Чем лучше законы устройства этого пространства осознаются человеком, тем более адекватным в своем самоосуществлении он стано­вится. Что-то он вынужден принимать в качестве обстоятельств жизни, которые не нужно изменять или преобразовывать, а нужно сохранять и следовать законам. А что-то необходимо преобразовывать, понимая при этом личную ответственность за результаты преобразования.

34_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Гуманистическая позиция педагога не ограничивается масштабами школы (хотя реализм педагогических проектов связан с реальной прак­тикой - это противоядие от прожектерства). Педагог осознанно пытает­ся определить свое место в гражданском обществе. Это естественное и логическое продолжение социальной направленности его действий. По этому поводу точно сказал К.Д.Ушинский: «Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улуч­шений по этой части; где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество обществен­ных учебных заведений».

Социально-педагогический проект основан на убеждении педагогов в том, что дети, прожившие часть своей школьной жизни как участники построения общности, существующей по гуманным законам, получают заряд социального оптимизма, приобретают опыт реального оптимисти­ческого осуществления. Этот опыт связан с развитием возможностей к деятельности, которая представляет собой траекторию пошагового пре­одоления невозможного на пути к желаемому. А в качестве желаемого выступают человеческие отношения.

Залог оптимистического развития в том, что социальный пессимизм никогда не являет человеку образ «желаемого будущего», наоборот, созна­ние угнетается безысходностью усилий. Сознание, способное преодолеть безысходность, безвыходность, может порождать не только импульс к де­ятельности преодоления, но и образ того, во имя чего это преодоление не­обходимо. Только так можно ставить вопросы: как хотим жить? что делать, чтобы так жить? А вспоминая школьную жизнь, если она стала опытом по­строения общности, утверждать: мы так жили - значит это возможно!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: