Парадигма педагогики манипуляции




Проблемы и противоречия педагогики авторитета стимулировали поиск такой модели учебно-воспитательного процесса, которая исклю­чала бы (или, по крайней мере, сводила до минимума) столкновение воли воспитателя и воли воспитанника.

Альтернативой педагогике авторитета явилась педагогика манипуля­ции. Суть манипуляции заключается в том, что манипулятор (учитель, воспитатель), преследуя свои цели, скрыто, неявно стремится возбудить у человека (ребенка), которым манипулирует, намерения, не совпадающие с его актуальными желаниями.

Учитель, воспитатель, избегая прямого воздействия, прибегает к воз­действию косвенному. Ему необходимо, чтобы ребенок не почувствовал, что им управляют. Для этого педагог организует ситуацию так, чтобы ре­бенку казалось, что он самостоятельно нашел линию своего поведения.

С точки зрения рассматриваемой типологии базовых моделей обра­зовательного процесса педагогика манипуляции предстает в качестве конструктивного способа организации взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Педагогика манипуляции отнюдь не предполагает, что ребенком манипулируют вопреки его интересам (хотя может быть и такое). Наоборот, конструктивная манипуляция в образова­нии становится позитивным средством развития, причем развития зна­чительно более продуктивного и интенсивного, позволяющего ребенку с большей глубиной осознавать свое «я», чем обеспечивает педагогика ав­торитета.

Следуя парадигме педагогики манипуляции, воспитатель стремится сконструировать такую модель образовательного процесса, которая по­зволяет предъявлять ученику педагогическую цель в явном виде, избегать

68_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

прямого формирующего, пусть и соответствующего его интересам, нена­сильственного воздействия на него, не демонстрировать свою безуслов­но руководящую позицию ведущего в процессе организации воспитания и обучения.

Воспитанник в контексте манипулятивной модели образования ока­зывается и объектом педагогического воздействия, ибо цель и средства его обучения и воспитания проектируются воспитателем (учителем), и субъектом, так как субъективно он действует самостоятельно, не осозна­вая, что вектор и рамки его активности определяет воспитатель (учитель). Такую позицию можно назвать квазисубъектной (т.е. мнимой: только ка­жется, что она есть, а на самом деле ее нет).

Педагогика манипуляции возможна только при условии высокого реального авторитета, который учитель или воспитатель имеет в глазах ребенка. Как правило, педагог его «завоевывает», освобождая ребенка от мелочной опеки, явного контроля, привлекая его к совместной деятель­ности. Однако если манипуляция педагога не достигает цели и ученик вопреки ей действует по-своему, то педагогу ничего не остается делать, как «употребить власть», т.е. перейти к педагогике авторитета. Нередко манипулятор сам открыто не действует против ребенка, а использует тех, кто поддерживает педагога и может оказать влияние на ребенка. (Доволь­но часто педагог использует мнение коллектива, мнение родителей и т.д., которые напрямую воздействуют на ребенка по указанию педагога, одна­ко он сам при этом старается не оказывать открытого давления, сохраняя манипулятивную позицию.)

В определенной степени педагогика манипуляции отнюдь не безо­пасна для складывающихся отношений между взрослым и ребенком. Если ребенок разгадает «маневры» педагога и поймет, что совершается мани­пуляция, то его реакция может быть резко негативной («Вы меня обманы­вали, прикидываясь другом»).

Такая реакция понятна: ведь педагог действительно использует дове­рие ребенка в своих целях, которые он от него скрывает. Больше всего возмущает ребенка именно способ отношения к нему как «к глупому», «маленькому», «доверчивому», которого можно обмануть и заставить де­лать то, что взрослый хочет («Я-то думал, что Вы со мной на равных, а Вы...»). Не всегда доводы педагога о том, что его цели направлены не во вред, а на благо ребенка, находят в воспитаннике адекватное понимание. Ведь он выступает не против целей, а против того, чтобы от него что-то скрывали и под маской открытости манипулировали им.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________69

Манипулятивная педагогика по сравнению с педагогикой авторитар­ной создает значительно более благоприятные условия для проявления активности ребенка. Однако, будучи педагогикой «хорошо направленной свободы», она в скрытой форме оставляет за воспитателем функции еди­ноличного руководителя и организатора педагогического процесса. Он также прежде всего ориентирован на государственные и общественные нормы и установления и исходит из своих представлений о том, каким должен стать ребенок, класс и т.д. Педагог может лишь доверить детям участвовать в запланированном им же сценарии, умело исподволь руко­водя этим сценарием. Педагогика манипуляции не обеспечивает превра­щения ученика в полноправного партнера педагога, а их взаимоотноше­ний - в подлинно субъект(субъектные. Педагогической целью здесь яв­ляется создание коллективного субъекта как некой социальной общнос­ти, где роли руководителей и подчиненных скрыты.

Педагогика манипуляции более психологична, чем педагогика авто­ритета, она в большей степени направлена на учет возрастных особенно­стей, а потому более подходит для естественного включения ребенка в процесс социализации. И хотя она «дозирует» субъектность ребенка, все же благодаря участию в совместных делах возникает определенная ат­мосфера «радости от совместности».

Педагогика манипуляции значительно реже используется педагога­ми, чем педагогика авторитета, поскольку требует не прямолинейных приказаний, простых для исполнения, а умения психологически адапти­ровать педагогическое требование, сделав его более мягким, незаметным для ребенка. В определенном смысле эффективное воспитание зависит от того, насколько педагог владеет технологиями манипулятивного воз­действия. Находясь в центре событий, он незаметно унифицирует разли­чия между детьми, формируя социальную общность, отражающую его педагогический замысел (например, дружный классный коллектив).

Следует помнить, что воспитание не осуществляется вне обществен­но-полезной деятельности. Создать условия для возникновения и разви­тия этой деятельности, включить в нее детей - вот задача педагогики ав­торитета и педагогики манипуляции.

Только в парадигме педагогики авторитета действует довольно жест­кая и постоянная цепочка связей, со строго определенными функциями и закрепленными за ними людьми. Например, руководитель (педагог) -административный орган при педагоге, в который входят дети, зачастую назначаемые педагогом себе в помощники (те, кто разделяет идеологию

70_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

педагога или действует просто из уважения лично к нему или по другим личным соображениям) - все остальные. В парадигме педагогики мани­пуляции «административный орган» не так жестко фиксирован, в него могут выбираться дети, но все же основы, критерии выбора диктуются воспитателем.

Ради своих целей педагог старается воздействовать и на чувства, и на поведение детей, ради этого он и пытается создать некую общность, по­тому что ею легче управлять. Таким образом, для воспитателя ребенок -одновременно цель, средство и результат. И все абсолютно правильно с точки зрения педагогической логики, пока она не сталкивается с тем, что ребенок не хочет становиться средством, подчиняться чужой воле, т.е. он «перестает воспитываться», и педагог вынужден прибегать к подавлению.

Упорное нежелание педагогики признать объективный процесс обо­собления ребенка от взрослого как необходимое условие для процесса индивидуализации приводит к бездействию педагога, когда процессы социализации и индивидуализации, сталкиваясь, создают особую ситуа­цию развития - возрастной кризис.

Как квалифицировать это состояние ребенка? Чем педагог может от­ветить на его обособление? Что может предложить ребенку и для чего? В ответах на эти вопросы и рождается представление о педагогической поддержке как особой парадигме педагогики, готовой не столько дей­ствовать во благо общества и государства, сколько прежде всего созда­вать условия для ребенка, способного развиваться в субъекта жизнедея­тельности.

Возрастной кризис - это особый этап в жизни ребенка, на котором он обращен «к себе». Важно, чтобы в этот момент взрослый человек, про­фессионал, поддержал ребенка в его самопознании, самоанализе, болез­ненном «выходе из прошлого «я», чтобы обеспечить рост «я» будущего». Этот переход между «прошлым» и «будущим» и есть ситуация развития ребенка, в которой действует педагогика поддержки.

Обучение и воспитание - это особые механизмы социализации под­растающего поколения. Передача культурных норм - основное действие, совершаемое в педагогике социализации, основная ее цель - усвоение, интериоризация этих норм учениками и воспитанниками. Для того что­бы трансляция как способ передачи достигала цели, нужно соответству­ющим образом воздействовать на ребенка, чтобы он становился «хоро­шим приемником», воспринимающим трансляцию.

Интериоризация - процесс переноса (преобразования) внешних действий во внутренний план.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ

Содержание норм и способы трансляции определяет тип образова­тельного процесса (воспитание или обучение), способ воздействия - тип профессиональной деятельности: педагогика авторитета или педагогика манипуляции.

Глагол «воздействовать» в русском языке означает действие, направленное на кого-то с целью, «оказав влияние, добиться необходимого результата». Не противоречит этому значению и определение глагола «воспитать»: «вырас­тить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образо­вание, обучив правилам поведения. Путем систематического воздействия, влияния сформировать характер, навыки. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь».

В «Толковом словаре» глагол «обучать» дается как производное от слова «учить», что означает «передавать кому-нибудь знания, навыки. Наставлять, передавать свой опыт, свои взгляды». Здесь же дан пример использования известного выражения, по смыслу указывающего на воспитание: «учить уму-разуму» - т.е. делать внушение, поучать, а также наказывать.

Таким образом, следуя этому толкованию, обучение и воспитание можно считать неразличимыми по способу педагогической деятельнос­ти (воздействие) и по целям (социализация). И обучение, и воспитание готовят ребенка к восприятию социальных (культурных) норм (правил, законов, образцов). Ориентируясь в этих нормах, воспроизводя их в сво­ем поведении, ребенок становится членом социальной общности, обя­занным действовать в рамках общих норм, «быть как все». Социализация, таким образом, гарантирует человеку его социальную адекватность (т.е. он будет «как все» и не будет «белой вороной», отличающейся от всех ос­тальных).

Адекватный (лат. adaequatus - приравненный) - равный, вполне соответ­ствующий, тождественный.

Социальные нормы закреплены в морали (общественной этике, оп­ределяющей правила поведения и обязанности человека по отношению к обществу), в Конституции - основном законе государства, регулирую­щем жизнь граждан данного государства, в национальной культуре, се­мейных традициях и т.д. Задача школы через обучение и воспитание вве­сти ребенка в рамки социально нормированного пространства, т.е. обес­печить его социализацию. Чтобы социализация действительно в резуль­тате приводила к интериоризации ребенком того, что он должен усвоить и воспроизводить на равных со всеми, необходимо строить обучение и воспитание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

72_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: