Социализация и индивидуализация — неразрывные и противоречивые процессы целостного образования человека




Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.

Социализация и индивидуализация - это равноценные и необходи­мые процессы для целостного образования человека, это природно-со-циально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них (а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого) ведет к ущербно­сти образовательного процесса и как следствие - к ущербности личност­ного и социального развития.

Социализация и индивидуализация, заключенные в диалектическое единство в рамках образования, все время «атакуют» это единство с точек, задающих их противоположность, поскольку «долженствование» как норма социализации наталкивается порой на «независимость» - норму индивидуализации.

Социализация (от лат. «общественный») - процесс усвоения и даль(нейшего развития индивидом социально(культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передава(емых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Социализация - развитие и самореализация человека на протяже(нии жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Индивидуализация (от лат. «неделимое») - процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результа(ты как следствие своей целенаправленной деятельности.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ 6 1

Индивидуализация - это развитие и самореализация человека в ка(честве субъекта собственной жизнедеятельности (осознанное самоосу(ществление собственной биографии).

В рассмотренном ранее примере мальчик, усвоивший, «впитавший» в себя русскую культуру, для которого она была естественной средой, ока­зался в сложной ситуации, когда ему пришлось индивидуально столкнуть­ся с необходимостью жить в пространстве других культурных норм. Он не может найти в самой русской культуре опоры для адекватного, нор­мального, достойного существования в новом пространстве. Он «дезори­ентирован» культурой, а внутренней индивидуальной культуры самооп­ределения у него нет, она не развита.

Можно смело утверждать, что его успешная социализация в одной культурной плоскости в данной ситуации вызвала дестабилизацию инди­видуального бытия. Он оказался не готов к встрече с новыми обстоятель(ствами, поэтому возникает реальная угроза его личностному развитию. Эту угрозу не всегда удается предотвратить и скорректировать с позиций «социальной адаптации», поскольку для этого необходимо задействовать механизмы личностного самоопределения и самореализации. Эти меха­низмы не работают в логике «правил культуры», они должны вывести ре­бенка в логику «индивидуально верного». Ребенок в этой ситуации нужда­ется не в воспитании и обучении, а в поддержке взрослого, который не «обременяет его правильным», а нацелен на помощь поиска индивиду­ально верного через диалог с другими и с самим собой.

Социализация достаточно устойчиво освоена педагогической наукой и практикой. Но еще 20-15 лет назад проблема индивидуальности вообще не ставилась и не обсуждалась в качестве целей образования ни перед отечественной наукой, ни перед педагогической практикой. Достаточно широко обсуждались проблемы, связанные с индивидуальным подходом к ребенку в процессе его социализации (в рамках обучения и воспита­ния), и этим педагогический профессиональный интерес к индивидуаль­ности, по существу, ограничивался.

На протяжении веков человечество «выработало» основы построения педагогики социализации, которые будут рассмотрены далее.

Индивидуализации отводится не последнее место в работах по фило­софии и психологии, посвященных проблемам образования, но в педа­гогике она пока занимает «периферийное» место, поскольку целенаправ­ленно не разрабатываются технологии, позволяющие поддерживать раз­витие индивидуальности. В истории педагогики можно найти немало примеров попыток «освоить» процесс индивидуализации. Так, древнегре-

62_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ческий философ Сократ (ок. 470-399 до н. э.) старался обучать молодых людей лишь тогда, когда они обращались к нему с личной просьбой по­мочь найти ответы на мучившие их вопросы. Само добровольное обра­щение являлось для учителя сигналом того, что к нему обращается уче­ник. От всех других людей ученика отличает осознанное желание учить­ся. Это его цель, и для ее реализации он выбирает учителя. Чешский педа­гог-гуманист Я.А.Коменский (1592-1670) трактовал образование как спо­соб развития природных дарований ребенка. Французский философ, пе­дагог Ж.-ЖРуссо (1712-1778) призывал воспитателей способствовать ес­тественному росту детей и бережно относиться к их свободе. Швейцарс­кий педагог-демократ И.Г.Песталоцци (1746-1827) задачей образования считал поддержку ребенка в его самостоятельном развитии, помощь ре­бенку, который творит себя сам, осознавая свои индивидуальные особен­ности («Лебединая песня»). Английский педагог и психолог Аю Бэн (вто­рая половина XIX в.) видел основное назначение образования в понима­нии индивидуальности воспитанника, признании присущего только ему уникального пути к счастью, из этого следовало, что объем и качество содержательного наполнения образования должны быть ориентированы прежде всего на индивидуальные потребности, возможности, мотивы и интересы.

На рубеже XIX-XX вв. в условиях так называемой педоцентристской революции рядом педагогов были предприняты серьезные попытки раз­работать и реализовать в практике образования гуманистические прин­ципы.

Педоцентризм (от греч. pais - дитя и лат. centrum - центр) - направление педагогики, утверждающее, что организация учебного процесса должна спо­собствовать наибольшей возможности ребенка проявлять себя. Содержание, организация и методы обучения определяются прежде всего интересами и потребностями детей, а не социально-экономическими условиями и потреб­ностями общества.

Так, американский педагог, психолог и философ Д.Дьюи (1859-1952) писал в книге «Школа и образование» (1899), что он видит смысл педаго­гики в том, чтобы в центр педагогической вселенной был поставлен ре­бенок, вокруг которого должны вращаться и организовываться все сред­ства образования, его цели, содержание, формы, методы, а также учителя.

Шведская писательница и общественный деятель Э. Кей (1849-1926) в книге «Век ребенка» (1899) предложила вместо лозунга немецкого педа­гога, теоретика дошкольного воспитания Ф.Фребеля (1782-1852) «Жить ради детей» обдумать призыв «Дайте жить детям». Она требовала органи-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________63

зации учебно-воспитательного процесса на основе наблюдения за спон­танным поведением ребенка, ибо только таким образом, по ее мнению, развитие детей может осуществляться не посредством их приспособле­ния к миру, а благодаря естественному раскрытию личности, которая сво­бодна от предрассудков и способна отстаивать свои идеалы в борьбе со злом и непримиримостью.

Фундаментальный труд основоположника научной педагогики и на­родной школы в России КДУшинского (1824-1870) «Человек как предмет воспитания» содержит ряд положений, которые могут реализоваться толь­ко при наличии педагогики, поддерживающей развитие человека. КДУшин-ский понимал педагогическую антропологию как учение о человеке, «ста­новящемся» в сфере образования, подчеркивая особое значение процес­са становления, развития личности.

Однако признание тотальной зависимости человека от общества, го­сударства и культуры, наличия так называемого объективного мира, ко­торый якобы всецело диктует форму индивидуального сознания и бытия человека, распространено и укреплено в педагогическом (и обществен­ном) сознании куда более прочно, чем признание независимой субъек­тивной реальности. Бессмысленно отрицать наличие объективного мира, но также бессмысленно отрицать наличие субъективного мира как осо­бой реальности индивидуальной жизни человека, его автономного духов­ного бытия.

Еще в начале XX в. российский ученый-педагог, философ, публицист С.И.Гессен (1870-1950) указывал на неправомерность «поглощения» чело­века культурой. Он говорил о том, что человек не только воспроизводит прошлое, но, развиваясь сам, развивает культуру. И в этом смысле человек и культура - два равноценных субъекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: