Есть в истории развития гуманизма как основы воспитательной деятельности одно противоречие, на которое обязательно наталкивается воспитательная практика. В основе этого противоречия - ситуация, когда ребенок действует вопреки воле взрослого.
С одной стороны, основываясь на гуманистической максиме и признавая ребенка человеком, обладающим неотъемлемым правом на свободу, следует признать противоправными действия педагога, пресекающего действия ребенка или разрешающего ему действовать, исходя из своих представлений о должном. Такая модель формально - образец негуманных отношений.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________35
Проблема педагогики - это вечная проблема определения целей и средств. Цель не может служить оправданием средству. Благие намерения, заявленные в педагогических целях (желание добра детям), не могут служить оправданием средствам, связанным с подавлением, наказанием, пресечением, манипуляцией. Это правильно по норме, но зачастую оказывается неверным (не адекватным, не соотносимым) в конкретной ситуации.
В жизни всегда есть «зазор» между «правильным» и «верным». Например, есть правило: «Не лги!» И вот жизненная ситуация: учительница требует назвать имя шалуна, разбившего окно. В классе были только двое. В. разбил, а К. - его друг. Если К. укажет на В. (т.е. скажет правду), кто он после этого - друг или предатель?
Как правило, при рассмотрении этой ситуации большинство людей начинают рассуждать о том, что должен сделать В. Но реальность такова, что В. молчит. Тем самым тяжесть ситуации ложится на К. Это его выбор. Он не может быть правильным, он может быть только верным. То, что К. признает для себя правильным, то и будет для него верным, поскольку ответственность за выбор он берет на себя.
|
Человек нередко сталкивается с ситуацией, где «правильно» и «верно» не соотносимы и требуют ответственного самоопределения. Из двух интересов необходимо осознанно пожертвовать одним, заранее зная, что право и ответственность этого выбора лежит исключительно на тебе.
Быть морально готовым к ситуации выбора между «правильным» и «верным» - это значит обладать механизмом личностного самоопределения. Это значит, отбросив «правильное» и «верное», выбрать для себя должное, сказав себе: «Я должен так поступить».
К. может сказать себе:
1. Я должен так поступить, потому что не хочу предавать В.;
2. Я должен так поступить, потому что не хочу обманывать учительницу;
3. Я должен так поступить, потому что боюсь наказания и не хочу его. Если трансформировать эти ответы, убрав отрицания, то они будут
выглядеть так:
1. Я останусь другом;
2. Я останусь правдивым;
3. Я останусь безнаказанным.
Очевидно, что первые два ответа в большей степени связаны с силой воли («Я найду силы остаться другом вопреки... Я найду силы быть правдивым вопреки...»). Последний связан со страхом наказания и действием, позволяющим избежать (а не преодолеть) этот страх. В первых двух слу-
36_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
чаях ребенок пытается преодолеть обстоятельства, стать над ними, признавая свое решение «и правильным, и верным». В последнем случае он подчиняется силе обстоятельств, поэтому подчинение выступает не в качестве «правильного или верного», а в качестве вынужденного.
|
Если же эту ситуацию рассматривать с точки зрения педагога, то здесь обнаружатся иные коллизии, иные столкновения интересов:
- Если не заставлю признаться, они почувствуют себя безнаказанными и смогут позволить себе еще что-нибудь «выкинуть».
- Если не заставлю признаться, то укреплю в их сознании мысль, что «круговая порука» - лучший способ поведения.
- Если не заставлю признаться, «невиновный» будет отвечать вместе с «виновным». Это несправедливо.
- Если не заставлю признаться, кто будет возмещать убытки школе? Я не хочу и не буду. Пусть это делают родители виновника.
- Я не буду заставлять признаваться, пусть родители это делают. Тогда и выяснится, кому из них стекло вставлять.
Каждое из этих решений логично, и педагог своим выбором «легализует правомочность» одного из них.
Если решение педагога устроит В. и К, это будет означать педагогический «happy end», если В. и К. принудят себя подчиниться воле педагога, - «end» без «happy», а вот если выбор педагога вызовет не только скрытый протест, но и решение детей этот протест реализовать, то от открытой агрессии или «партизанской войны» педагогу не уйти.
Именно умелое решение подобных ситуаций принято называть «педагогическим искусством», т.е. чем-то по качеству превосходящим норму педагогической деятельности. Однако если педагог-практик не владеет технологиями и соответствующими позициями в работе с жизненными ситуациями, то как он вообще осуществляет реальную практику образования? Как понимает, осознает и оценивает свои действия? Как складывает их в единый образ целостной деятельности?
|
Для профессионального педагогического образования важно определить: работа с «жизненной ситуацией» - это норма педагогической деятельности или особый талант, которым наделен или обделен человек свыше? Наблюдение за работой «не очень талантливого», но вполне квалифицированного психолога показывает, что он достаточно уверенно и эффективно работает с жизненной ситуацией ребенка. Но почему она ставит в тупик педагога? Можно найти и обратные примеры, но все же обычно психологи более адекватно понимают жизненные ситуации и проблемы ребенка, чем педагоги.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________37
Можно предположить, что педагогическое образование основано исключительно на принципе социального назначения педагогической деятельности. Действительно, педагогика возникла из социальных нужд - подготовки детей к социальному производству. Но обращенность к человеку как к самоценности выводит педагогику из тотальной «принадлежности к социальному» и направляет ее в область индивидуального, т.е. психологического. С точки зрения общественной необходимости педагогика не теряет своего статуса, но она все отчетливее становится деятельнос(тью, способствующей становлению свободной индивидуальности.
Именно гуманизм поставил рядом с общностью как особой ценнос(тью равноценного человека. Форма жизнедеятельности этих «ценностей» совпадает, но не поглощает одна другую. Человек не живет вне общности с другими людьми - кто станет отрицать очевидное? Но столь же очевидно, что человек - это та же реальность («субъективная реальность» - по определению известного психолога В.И.Слободчикова), не растворенная в общности, а значит, наделена правом, способностью и необходимостью жить по своим законам.
В теории педагогики нет места для «субъективной реальности», а потому она в определенной степени остается неадекватной педагогической практике. Педагог-практик имеет дело с конкретным ребенком, но знания о том, что такое живой ребенок в образовании, не имеет. Получая педагогическое образование, студент усваивает знания о том, каким должен быть ребенок в роли ученика или воспитанника, как учить его этим ролям и как в процессе обучения и воспитания регулировать, контролировать и оценивать приближение ребенка к этим ролям. Таким образом, ребенок в качестве живой единицы общества исчезает из профессионального сознания педагога, как исчезает и жизненная ситуация, реальный опыт ребенка, с которым он пришел в школу и благодаря которому он ориентируется в жизни.
Педагогу с трудом удается поддерживать истинно гуманные отношения с ребенком, поскольку реальность очень часто вступает в противоречие с «моделью культурного человека», которую педагог обязан осуществить и во имя которой при необходимости сломить сопротивление ребенка. А ребенок, объективно находясь «вне роли» (ведь он ее только осваивает), все время попадает в зону то похвалы, то порицания со стороны педагога, ощущая давление его авторитета.
Исключив слово «ребенок», которое стало столь популярным в последнее время при формулировании педагогических целей, можно ли без потерь описать педагогическую действительность? Да. Это будут «учени-
38_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ки», «воспитанники», может быть, «объекты педагогического воздействия» или «субъекты взаимодействия» (но при этом стоит точно определить -субъекты одного социального пространства, где один субъект обязательно учит и воспитывает, а другой - обязательно учится и воспитывается). Однако конкретный педагог в конкретной школе сталкивается с реальным Васей, и кто он для него в ситуации, когда Вася не хочет учиться? «Плохой ученик». А если плохо себя ведет? Шалун, хулиган, т.е. тот, кто «не поддается воспитанию».
Нужно наконец признать, что школа как социальное явление - это театр. У каждого своя роль в едином сценарии. Даже импровизировать здесь уместно лишь в рамках «сценарных правил». Если говорить о социализирующей функции, то школа и педагог смотрят на ребенка с единственной точки зрения - «правильной». Однако «живая» педагогика - это как раз процесс совпадений-несовпадений «правильного» и «верного».
Все «правильное» заложено в культурных нормах, социальных образцах. Педагог учит «правильному» и по правилам. Его цель - научить правильно писать, считать, решать сложные задачи, овладевая для этого более сложными правилами действия, научаясь составлять из этих правил ту совокупность, которая необходима для решения задач. (Неважно, что эти задачи давно решены, а значит, всегда и ученик, и учитель могут све(риться с правильным ответом).
Несмотря на сложность воспитания, в теории которого по сравнению с обучением меньше аксиом, воспитатель стремится к тому, чтобы непреложные правила были, иначе он не сможет управлять общим пространством взаимоотношений. Опора на известное, непреложное создает ситуацию стабильности, определенности, управляемости.
Однако жизненная ситуация всегда несет в себе возможность дестабилизации устоявшегося порядка. Она возникает и развивается «сама по себе», ее правила не известны педагогу, а потому управлять ею он наверняка не может. Действия педагога в такой ситуации ни обучением, ни воспитанием не назовешь. Не подходит к ним и определение «целенаправленные педагогические действия», поскольку оно связано с движением к прогнозируемому с большой долей вероятности результату (во всяком случае, с риском минимального несоответствия цели и результата). Такие «случаи из практики» можно назвать «случаями педагогического риска».
Риск состоит в том, что педагог не управляет ситуацией, а ребенок в ней находится, при этом не известно, сможет ли ребенок самостоятельно справиться «с управлением». Если он все же справляется так, что это не вызовет негативных последствий, то педагог просто «забывает» о том, что
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________39
такая ситуация была и с нею справился ребенок, а не педагог. Но педагоги, для которых ребенок интересен и значим как человек, стараются в такой ситуации принять часть риска на себя.
Риск педагога состоит в том, что он открыто доверяет ребенку самостоятельно действовать и своим доверием как бы страхует, поддерживает направленность его действий. Объективно педагог не может изменить ситуацию или контролировать ее развитие по «правилам», поскольку не является ее непосредственным участником, он заменяет свое участие доверием. Оставшись один на один с этой ситуацией, ребенок сам будет выбирать, что «правильно» и «верно» для него. При этом он может «не обращать внимания на оказанное доверие». Педагог это понимает, но все же рискует - дает шанс ребенку испытать и проявить себя.
В «Педагогической поэме» А.С.Макаренко доверяет Задорову деньги. Колонист, бывший вор, не поддался искушению, для него доверие оказывается самой большой ценностью. Макаренко назвал это «победой воспитания».
Я.Корчак описывает ситуацию «масштабом поменьше». Педагог видел, что дети постоянно дерутся, особенно отличается один из них. Ему педагог предлагает пари: сможет ли забияка удержаться и вместо десяти раз в день драться только шесть? Награда - конфетка. По правилам воспитания, педагог поступает неправильно, во-первых, он не пресекает драку как безобразное явление, и даже разрешает легально драться шесть раз! Во-вторых, вместо того чтобы учить ребенка стыдиться своих поступков, педагог поощряет его конфеткой.
Но педагог осознанно идет на нарушение этих «правил». Корчак приводит рассказ мальчишки, который с гордостью поведал, что его кто-то толкнул и нужно было драться, но он не стал. Не захотел проиграть пари: «У меня аж пальцы стали белыми. Я держался за перила, чтобы удержаться и не драться». Корчак назвал это победой ребенка над собой.
В обоих случаях педагог рискует, доверяя ребенку испытать свои силы и побороться со своей слабостью и тем самым достичь самоуважения. Педагог только усиливает новое для ребенка чувство, признавая силу и самостоятельность ребенка. Он сделал это сам, он сам себя победил, а это самая надежная победа и самый трудный подвиг. Педагог доверием и риском, своим «ничегонеделанием», оказал поддержку растущему человеку, формирующему в себе чувство собственного достоинства. Ребенок может с обоснованной гордостью сказать о себе: «Никто меня не обучал и не воспитывал, я сам захотел это сделать и сделал. А педагог знал, что я так сделаю, был во мне уверен, иначе зачем бы он рисковал?»
40_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Педагогическая поддержка, в отличие от социального (социализирующего) взгляда на процесс образования, занимает позицию психологическую. Эта позиция помогает педагогу проникать в более тонкие и сложные процессы, связанные с процессом «выращивания самостоятельности». Законы развития человека как целостной единицы отличаются от законов развития социальной общности. Вырастить ребенка - это не совсем то же, что помочь вырастить ему в себе человека. Как к дереву можно привить не любой «элитный» черенок, а только тот, который будет совместим с ним, так и привитие ребенку основ культуры невозможно без учета их «совместимости».
Формализация обучения и воспитания неминуемо будет происходить до тех пор, пока педагог не научится помогать ребенку совмещать свою природную способность быть активным и любопытным с развитием своих способностей познавать, осознавать и творить. Отсутствие в ребенке этих «развитых способностей» зачастую делает его «нежелательной персоной» для педагога, школы, общества. Отторгая эту «персону», т.е. конкретного ребенка, педагог, школа и общество делают явной ущербность собственной гуманистической позиции.
Педагог не всегда может справиться с ситуацией, у него бывают свои победы и поражения, и очень важно для его личностно-профессиональ-ного развития, что он считает своей победой, а что - поражением. Например, Макаренко и Корчак считали своим поражением ситуацию, когда им не удавалось защитить ребенка от «необразованности» или пробудить в нем то, что помогло бы ему «вырасти над самим собой». Стоит вспомнить, что эти педагоги никогда не занимались отбором и выбором детей. В связи с этим как расценить не столь уж редкую «педагогическую» радость, которую не скрывают многие учителя, избавляясь от плохих учеников и хулиганов? Кому они «адресуют» ребенка, от которого избавляются? Почему и на каком основании лишают его своей поддержки?
Эти вопросы можно считать риторическими, а можно все же пытаться найти ответы.
Поддержка только тогда будет нормой педагогической деятельнос(ти, когда педагог окажется человеком, небезразличным к жизненным про(блемам ребенка, не только готовым подставить свое плечо для опоры, но и профессионально владеющим средствами «выращивания» в ребенке спо(собностей находить опору в самом себе.
Педагогическая поддержка в социально-педагогическом проекте занимает особое место - как бы вне социального контекста. Ребенок всегда чувствует, что он в чем-то «не такой, как все». Если он, «не такой», никому
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
не мешает и разница между ним и другими никого не раздражает, то это «несовпадение» может волновать лишь его одного. Но нередко это «несов(падение» служит причиной отторжения всеми одного. В фильме «Чучело» показан типичный образец такого отторжения. Сложно понять, что не принимают одноклассники в «новенькой», но она «не такая, как все». Поддержка - это не только признание взрослым права ребенка быть «не таким», но и помощь ему находить в себе силы строить отношения с другими, оставаясь самим собой. Пока ребенок не получит возможности строить отношения с другими, социальный контекст закрыт для его индивидуального сознания. Находясь среди людей, он чувствует себя одиноко и «неуместно».
В проблемной ситуации ребенок становится необычайно чувствительным к внешним воздействиям и как следствие - чрезвычайно уязвимым, поскольку проблема «не такой» связана не столько с осознанием ребенком своей силы, сколько с обнаружением в себе лишь «слабостей и немощи»: все смеются, а мне не смешно; всем нравится, а мне нет; все могут дружить, а со мной никто дружить не хочет и т.д. Проблема - это эмоциональный шок и деятельностный тупик: переживаний много, а выхода нет. Часто ребенок, как утопающий за соломинку, хватается за первое же решение, которое сулит ему облегчение, избавление от проблемы, но эта поспешность может породить еще большие проблемы. Создать условия для того, чтобы ребенок смог выбраться из жизненного тупика, но при этом еще обрел опыт осознанного действия в подобных ситуациях, - это образовательный минимум, на который педагогическая поддержка рассчитана.
Педагогической поддержке отводится особая роль в социально-педагогическом проекте, поскольку она обязывает педагога не только трудиться во имя создания общности, но и понимать, что рядом может находиться ребенок, который пока сам не готов стать ее субъектом, и общность «не готова предоставить ему место в себе». Педагог должен уметь, находясь в общности, выходить в иную плоскость отношений с этим ребенком, оставляя ему и себе шанс не потерять друг друга. В идеале педагог будет стараться сблизить позиции ребенка и общности, зачастую выступая одновременно и как доверенное лицо обеих сторон, и как посредник между ними.
Выход за пределы общности, которую педагог вместе с другими детьми строит и поддерживает, к ребенку, находящемуся «вне общности», -это восстановление целостной гуманистической позиции педагога. Он принимает ребенка только потому, что ребенок - человек, и этого достаточно, чтобы его право быть равным другим людям реализовалось. Такое
42_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
решение требует порой сложной психологической перестройки взрослого человека, пересмотра многих правил его поведения и позиций, которые были уместны в границах социальной общности, но не уместны или не адекватны в условиях диадного, доверительного общения, целью которого является сохранение и развитие индивидуальности ребенка.