Как ни парадоксально это звучит, но возможности гуманистического воспитания ограничены индивидуальной волей человека - будь то взрослый или ребенок.
По существу, конкретный ребенок может стать барьером, который педагог не сможет преодолеть, используя воспитание как технологию «заражения». Иногда антисоциальный, антиобщественный опыт ребенка таков, что он объективно является индивидуальным иммунитетом, противостоящим гуманистическому «заражению».
Гуманистическое воспитание по природе и механизмам - общественное воспитание. И в предельном конфликте «ребенок или общность» воспитатель выбирает общность. Педагогика как механизм социальный никогда не признает (хотя бы в теории), что ее гуманизм, также, как и общественный, не может преодолеть то, что называется общественной целесообразностью.
Исследователь проблем, связанных с гуманизмом в воспитании, О.Н.Коз-лова делает ряд верных замечаний по этому поводу:
Социализации человека каждое общество отводило и отводит большую роль. И дело здесь, по-видимому, не только в «желании» общества поделиться с каждой личностью накопленными культурными богатствами, а в «меркантильном», прагматическом интересе: внедрить в сознание личности ценности общества.
В процессе функционирования общества может возникать такой опыт, который должен быть преодолен последующими поколениями, так как воспроизводить его опасно.
Не только личность, но и общество нуждается в воспитательной деятельности. Однако именно общество обеспечивает процесс социализации личности. Воспитание - деятельность, объектом которой выступа(ет личность. Субъектом воспитания является общество - через окружа(ющую личность среду и через специально организуемую систему воспита(ния - педагогов.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________43
Общество - относительно самостоятельный субъект, оно выступает как стремление к самосохранению, стабильности. Пока в процессе воспроизводства системы воспитания доминирует общество, вполне можно предположить, что будет расширенно воспроизводиться нетворческая личность. Личность-творец - это всегда угроза стабильности. Отсутствие творцов - это угроза деградации как стадии, объективно следующей за стабильностью. Деградация - это развитие со знаком «-».
Подтверждений этому много. Например, гуманизм в качестве идеи, основанной на вере в человека и признании его свободы как самоценности, постоянно «натыкается» на факты педагогической практики, свидетельствующие о том, что благие, гуманистические намерения педагога сталкиваются со «свободой» ребенка. Она зачастую выражается в виде несогласия ребенка с педагогическими требованиями и даже противостояния им - в какой бы форме (жесткой или мягкой) они ни предъявлялись.
Известно, что педагогические требования - это предъявление ребенку норм должного (социального, культурного), которым он обязан соответствовать. Задача воспитания в том и состоит, чтобы приобщить ребенка к культурным нормам и воспитать его в соответствии с ними.
Следует, наконец, признать, что стойкое неприятие ребенком педагогического воздействия лишает воспитателя самой возможности целенаправленного воспитания. Такая ситуация - тупик гуманистического воспитания, выход из него невозможен за счет тех же целей и средств (т.е. той же деятельности), которые в этот тупик завели.
Дело здесь не в «злом» или «добром» педагоге, «авторитаре» или «гуманисте». Речь идет о принципиальной смене позиций: если ребенок отказывается быть «ведомым», значит, в нем актуализировались процессы и проблемы, которые могут быть разрешены ребенком только с позиции «ведущего». Если педагог не способен встать на позицию «ведомого» ребенком, он на этом этапе теряет авторитет в глазах ребенка. Совет взрослого становится для ребенка назиданием, мягкость - хитростью, забота -опекой, благие намерения - попыткой лишить его права быть свободным.
В такой ситуации педагогу следует выбрать правильным утверждение взрослого: «Все равно буду требовать, контролировать, невзирая на то, как к этому относится ребенок» или, признав его требование несвоевременным, найти выход из создавшегося тупика.
Конфликт «свобод» взрослого и ребенка - это конфликт не столько целей, сколько средств и позиций, которыми педагог пытается эти цели донести до ребенка. Опыт работы с подростками подтверждает, что они нередко готовы признать, что взрослые желают им добра, более того, со-
44_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
глашаются, что того же желали бы и себе. Но они не хотят подчиняться этому «добру» только потому, что оно идет «не от них», «не по их инициативе».
На одном из занятий со старшеклассниками разбиралась следующая ситуация. Вас сверстники приглашают за город, чтобы на даче у одного из приятелей встретить Новый год. Компания вам незнакомая, но многих вы знаете. Как вы поступите по отношению к своим родителям:
- будете спрашивать их разрешения;
- не будете спрашивать разрешения, поскольку родители никогда не спрашивают, где вы, с кем вы и как долго будете отсутствовать;
- обманете, найдя какой-нибудь предлог, чтобы вас отпустили из дома? Те, кто выбрал путь обмана, называли следующие причины, по которым нужно обманывать родителей и не говорить им правду: «иначе не отпустят», «отпустят, но будут беспокоиться, а беспокоить родителей не хочется».
На вопрос: «А есть ли причины для беспокойства?» подавляющее большинство ответили: «Да, есть», достаточно обоснованно перечислив все опасности, которые могут там ожидать. Многие старшеклассники решили отказаться от приглашения, аргументируя отказ наличием опасности («Я бы не поехала, зачем подвергать себя опасности»), но некоторые готовы были рискнуть.
Интересные метаморфозы происходили с позицией «рискующих», когда был задан вопрос: «А как бы вы стали поступать со своими детьми в той же ситуации?» Более 80% «рискующих» ответили: «Запретил бы», и только чуть более 3% готовы были «рискнуть», но при этом все время добавляли: «Потому что доверяем своим детям...»
«Но ведь вы не знаете многих участников пикника. Можно ли доверять неизвестным обстоятельствам своего ребенка, не будучи уверенным, что у него действительно хватит сил с ними справиться?» Этот вопрос, проблематизирующий «веру» в силы ребенка, оказался самым сложным. Он укрепил позиции и тех, кто сразу отказался от предложения, и тех, кто не пустил бы «своих детей», а также заставил присоединиться к ним еще значительную часть «рискующих».
Только двое из класса оставили за собой право на риск, но при этом пытались найти пути его страховки. Важно, что эти двое готовы были принять помощь и советы родителей, но только в контексте страхующих действий, которые не снимают риска, но минимизируют его возможные негативные последствия.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________45
Далее был предложен вопрос: если бы все же что-то случилось плохое с вами, кто был бы в этом виноват:
1. Я, потому что не послушал родителей (почти 35%);
2. Родители, потому что нельзя доверять ребенку и позволять ему делать что хочется (почти 32%);
3. Те из друзей, кто позволил произойти плохому (почти 16%);
4. Никто. В следующий раз нужно быть умнее (так ответили те двое, «рискнувших» идти до конца, - менее 1%).
Почти четверть участвующих в обсуждении этого вопроса вообще не смогли сосредоточиться на возможных негативных последствиях (это были те, кто «обманул» родителей и рискнул). Им так хотелось верить в безопасность риска, что они даже на время не желали «смутить» свое сознание возможностью отказа от поездки. Из группы «рискующих» в основном образовались группы тех, кто обвинил «обстоятельства» в негативных последствиях - «наивных и безответственных родителей» и «подлых друзей».
На примере проигрывания этой «модельной ситуации» видно, что одни старшеклассники сами определили «свободу выбора» за счет решения ограничить свои желания действиями, направленными на самосохранение (не нужно рисковать). Другие «свободно выбрали» риск, но ответственность за его последствия возложили на тех, кто в этом выборе не участвовал и даже воспротивился бы ему (родители).
Часть подростков на этапе выбора «рискнули», а на этапе ответ(ственности пожалели об этом: «Сам виноват, что не послушал родителей»; «Родители должны были запретить, даже если я не слушал».
Только два человека (абсолютное меньшинство) готовы были нести ответственность, лишь бы сохранить для себя возможность свободного выбора и впредь. Они отстаивали свое право на риск. Их волновала только проблема выбора средств страховки этого риска. Допуская, что все предвидеть нельзя, они готовы были учиться на собственных ошибках, а потому не исключали повторного риска, чтобы в следующий раз «быть умнее».
Каковы же могут быть «педагогические выводы» по поводу того, что:
- рисковать вопреки воле взрослых готова значительная часть подростков. При этом они не хотят делить своего права на свободный выбор со взрослыми. Немалый процент «свободолюбивых» не готов, не хочет нести ответственность за последствия собственной «свободы»;
- риск можно свести к минимуму, но всегда могут появиться, непредвиденные обстоятельства, которым ребенок не сумеет противостоять?
46_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Любой взрослый (педагог, родитель) априори ответственен за ребенка. Однако главная задача воспитания заключается в том, чтобы воспитать в ребенке чувство ответственности и способность самостоятельно действовать. И здесь, как ни лукавь, нет места «свободе», поскольку ответственность не есть синоним свободы. Это как раз граница, отделяющая свободу от необходимости. Прав ли подросток, сказавший: «Нужно слушаться родителей, они лучше знают, что нам нужно. От этой свободы -одни неприятности»?
Стоит ли говорить, что такая позиция ребенка идеальна с точки зрения воспитательных воздействий? У подростка не возникает даже потребности в свободе. Его потребность в самосохранении диктует послушание «твердой руке» взрослого - капитана и штурмана, прокладывающего для ребенка «фарватер следования». И педагог, и воспитанник легко найдут точки для взаимодействия: один - управляет, другой - следует.
Однако есть объективный процесс, который разрушает данную педагогическую «идиллию». Это процесс взросления. Он «триедин»: во-первых, взросление - это биологический процесс, сопровождающийся физическим созреванием. Во-вторых - процесс социальный, требующий, чтобы созревший физически человек начинал жить ответственной социальной жизнью: сам обеспечивал себе средства к существованию (т.е. работал), мог обеспечивать свое потомство и отвечать за него (поскольку физически он способен иметь детей) и т.д. В третьих - это процесс психологического становления: человек психологически должен воспринимать себя не ребенком, а взрослым. Его сознание должно быть готовым к осознанному выбору и принятию ответственности.
Физическое развитие («натуральное» взросление) происходит само, помимо воли ребенка, его родителей и педагогов. Социальное развитие можно затормозить стараниями тех, кто готов обеспечивать проживание физически взрослого, но социально немощного (кормят же родители своих повзрослевших детей, «сидят же на шее» у любящих женщин альфонсы-мужья). Психологическое же развитие обеспечивается, во-первых, стремлением ребенка защитить свою свободу от любого вмешательства извне, а во-вторых, наличием человека, способного подтвердить состоятельность ребенка верой в его возможность быть взрослым (т.е. нести ответственность за собственные поступки).
От взрослого (педагога, родителя) требуется немало мужества, чтобы решиться признать право ребенка взрослеть, «доверить» ему этот процесс, отказавшись от опеки и руководства и вовремя заменив их действиями по поддержке и содействию «нарождающейся индивидуальности».
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________47
Поддержка природо- и культуросообразна детству, отрочеству и юности - возрастным периодам, в которых интенсивно развивается индивидуальность. Но ребенок в силу индивидной и социальной незрелости не имеет в достатке сил и культурных средств, чтобы защитить свою индивидуальность от неделикатного и опасного вторжения извне. Более того, ребенок, с одной стороны, требует свободы, а с другой - не прочь в случае неудачи все «списать» на детскую слабость: не знал, не подумал, не учел и т.п. Отбирая у взрослого право на ограничение собственной свободы, ребенок навязывает ему обязанность нести ответственность за последствия этой свободы.
«Непоследовательность» позиции ребенка понятна, объяснима и простительна. Взрослый должен найти способы отказаться от манипуляции слабостью ребенка и поддерживать тем самым процессы, связанные с развитием сил ребенка. Эти процессы проявляются через ситуации, в которых ребенок имеет возможность самостоятельно ставить и решать вопросы, связанные с установлением границы собственной свободы и ответственности. Рефлексия способов установления этих границ и результатов, которые были получены, позволяет развивать способность сознания «схватывать и удерживать» сам процесс принятия самостоятельного решения. Так развиваются способности ребенка становиться не только субъектом желаний («я хочу, чтобы было так»), действия («я делал то, что хотел»), но и субъектом, оценивающим результат («я это получил») и сравнивающим его с целью («я получил «это», а задумывал «то»). Сравнивая цель («хотел то») с результатом («получил это»), ребенок приобретает опыт закрепления того, что оказалось верным, и отказа от того, что было им совершено, но им же было признано неверным.