Вполне очевидно, что сущность образования шире, глубже, чем движение человека по ступеням школьного или профессионального обучения. Ясно, что обучение необходимо, но только как часть образования.
Обычно в качестве взаимодополняющей части к «обучению» называют «воспитание». Это понятие так многозначно, что порой трудноуловимой становится его сущность. Вот лишь несколько синонимов, обозначающих феномен «воспитанного человека»: «образованный», «интеллигентный», «культурный» и т.д.
Как же педагогу-воспитателю точно и профессионально-прагматически строить воспитательную деятельность? Реализм и прагматика даже в таком деликатном деле, как воспитание, необходимы именно потому, что профессиональная деятельность - это дело, а не разговоры о нем. Человеку, занимающемуся делом, необходимо знать, каким должен быть результат этого дела, ведь, не имея представления о результате, невозможно ставить цель и подбирать для ее реализации средства.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________57
В жизни воспитанного от невоспитанного ребенка отличают в первую очередь по тому, как он ведет себя среди других людей, т.е. насколько он адекватен нормам общежития.
Если абстрагироваться от специфики содержания обучения и воспитания, то следует признать, что они одинаковы по типу целей, ожидаемым результатам и тем отношениям, которые взрослый (педагог) выстраивает с ребенком (а точнее - в отношении него). Основой этих отношений является долженствование.
Педагог должен, обязан так поработать с ребенком, чтобы он в результате обязательно усвоил определенные культурные образцы (знания, нормы деятельности и поведения), которые необходимы для того, чтобы войти (адаптироваться) в общее для всех людей пространство культуры и действовать там. Однако современные культурологи отмечают заметную дифференциацию и неоднородность этого пространства, в котором порой существуют нормы долженствования, не соотносимые друг с другом. Появились такие понятия, как «мультикультура», «мультикультурное образование».
Мультикультурное образование - идея, процесс, инновационное дви(жение в образовании. Оно обеспечивает равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала интересы и потребности представите(лей разнообразных культур и групп в обществе и в учебном классе.
В связи с увеличением миграционных потоков и развитием информационных сетей неизбежным становится столкновение в одном локальном пространстве разных культурных норм. Нередко то, что является «правильным» в одной культуре, «не правильно» по нормам другой.
Задача современного образования состоит не только в том, чтобы вырастить человека «культурным», но и в том, чтобы развить в нем способность понимать разность культур, строить диалог, обнаруживая таким образом другую форму своего социокультурного бытия. Чтобы войти в пространство диалога, нужно как минимум удерживать три плоскости: плоскость «своей» культуры (семья, нация, государство и т.д.), плоскость «иной» культуры (иная нация, государство, семья и т.д.), плоскость «диалога», которая может быть никем извне не задана, ее «обнаруживают», «удерживают» и «развивают» (суживают, расширяют) те, кто решил вступить в этот диалог и поддерживать его.
Таково современное представление об образовании, которое одновременно должно удерживать различные «плоскости», чтобы быть адек-
58_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
ватным тому уровню исторического и культурного развития человечества, который поставил перед ним новые задачи - самоопределения и самоидентификации.
Самоидентификация - потребность человека в отождествлении себя с кем-нибудь, с чем-нибудь.
Рамки самоидентификации могут быть ограничены в сознании человека лишь одной плоскостью. Например, ребенок считает себя русским и уверен, что все люди на Земле должны жить по законам и правилам его культуры. Пока он живет в плоскости этой культуры (т.е. все вокруг живут по этим правилам), у него не возникает проблемы самоидентификации. Но вот ребенок в силу разных обстоятельств попадает в другой регион России или другую страну и обнаруживает, что теперь, говоря «я русский» и действуя по нормам «своей» культуры, он уже «не как все», а как «белая ворона». Это происходит потому, что большинство людей живут здесь по иным культурным нормам.
Если ребенок будет действовать в соответствии с принятыми здесь нормами, останется ли он русским? Или станет «татарином», «немцем», «узбеком»? А может, он сумеет совмещать и разделять те пространства, в которых живет, не теряя ни одного из них и не теряя себя в них? Если это удается, можно считать, что «его самоидентификация» не отторгла плоскость национальной культуры, но расширилась до объема общечеловеческой.
Затронутые проблемы чрезвычайно глубоки, остры и современны, но в рамках данного пособия они лишь обозначены в качестве иллюстрации, помогающей понять отличия в трактовках сути современного образования.
Первая. Образование является универсальным способом трансляции исторического опыта, дара одного поколения другому; это общий механизм социального наследования, механизм связывания нацело (т.е. задающий целостность) некоторой общности людей и способа их жизни, передача и сохранение норм и ценностей общей жизни во времени.
Вторая. Образование является всеобщей культурно-исторической формой становления и развития сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека, способного к самообразованию, а значит, и к саморазвитию.
Во второй трактовке, с одной стороны, подчеркнута неразрывная связь человека с человечеством и культурой, с другой - независимость, «несли-янность» его «Я», его «САМО» ни с кем и ни с чем.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________59
Родившись, человек «попадает» в общий поток исторического времени и, как и все человечество, не может жить вне культурно-исторической формации. Но чтобы стать Человеком, нужно в течение всей жизни учиться обретать в себе «образ человеческий», который не принадлежит никакой культуре в отдельности. Следовательно, общечеловеческое в личности - это результат надкультурного образования. Чтобы усвоить это, надо признать всех людей, независимо от цвета кожи, вероисповедания и культурных традиций, «человеками по одному образу и подобию». А для этого нужно уметь преодолевать границы «плоскостей» самоидентификации, ибо они не только «прочерчены» на географических картах, но и запечатлены в индивидуальном сознании человека. «Заключенное», «ограниченное» сознание может порождать идеологии и действия, возвышающие одну культуру над другой, одну нацию над остальными.
Сознание, удерживающее весь объем противоречивости человеческого, способно создавать из него некую целостность, через диалог объединяя «плоскости» в единый объем человеческого бытия. Это достояние индивидуальной культуры человека, который понимает, что войти в пространство общечеловеческого можно лишь обнаружив, развив и взрастив в себе человеческое.
Речь идет о развитии как неком многомерном, многоплановом, но целостном способе жизни человека. Этот способ отличается от способа «культурного наследования», приобщающего человека к «дару», сохраняя этот дар неизменным. Развитие предполагает не только сохранение общечеловеческих ценностей, но и созидание собственной индивидуально(сти, похожей на все человечество, но в собственном самоосуществлении совершающей свою траекторию жизни.
Известно, что развитие всегда имеет два вектора. Вектор«+», ведущий к обретению новых форм и качеств, и вектор «-», означающий потерю обретенного, непрекращающийся процесс распада. Вектор «-» ведет к деградации.
Деградация - постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.
Только человеку, в отличие от всех других существ, живущих на Земле, удалось доказать, что он способен одновременно находиться на двух прямо про(тивоположных полюсах развития.
Таким образом, многие педагогические постулаты, основанные на понимании педагогики как социального механизма (что ближе к первой трактовке образования), нуждаются в дополнении и корректировке. Прежде всего это относится к утверждению, что образование - это только обучение и воспитание. Если это так, то в школе существует лишь учебно-
60_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
воспитательный процесс, и тогда почему его следует «переименовывать» в образовательный?
Однако чтобы обнаружить ограниченность традиционного подхода, необходимо рассмотреть и сопоставить два фундаментальных, базовых процесса, которые сопровождают человека от рождения до смерти и в которых проходит процесс его самообразования. Это процессы социализации и индивидуализации.