Педагогическая поддержка— парадигма педагогики индивидуализации




В отличие от педагогики социализации в педагогике индивидуализа­ции нет привычных ролевых отношений между взрослым и ребенком, которые заранее определены взрослым в соответствии с логикой транс­ляции, требующей усвоения, и логикой воздействия, требующей отожде­ствления. «Поддерживая», педагог не учит и не воспитывает, а следова­тельно, не воспринимает ребенка ни в роли «ученика», ни в роли «воспи­танника» и не может настаивать ни на чем таком, чего сам ребенок не хочет или не может.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ 8 1

Почему? Потому что индивидуальности невозможно обучить и не­возможно воспитать извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать себя самого.

Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо со­здавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность стал­киваться не с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстника) или общества, государства, коллектива, а со свои­ми собственными. Он должен понять, что его собственные интересы, же­лания и потребности находятся в противоречии. Поэтому, совершая вы­бор, он прежде всего ответствует перед собой.

Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии.

Рефлексия - это такая специфически человеческая способность, которая позволяет человеку сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмот­рения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития).

Поскольку человек - существо сознательное, способное отдавать себе отчет о сделанном (т.е. рефлексивное), и деятельное, способное к осоз(нанному преобразованию, образовательный процесс должен содержать такие условия, при которых ребенок имел бы возможность развивать в себе все вышеперечисленные человеческие способности. Целенаправлен­ное создание этих условий и является целью педагогической поддержки как особой педагогической деятельности, свободной, но соотносимой с целями социализации.

Индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с позна­нием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. Все это создает осо­бую психологическую ситуацию между выбирающим и тем, кто стремит­ся повлиять на его выбор. Ребенку необходимо доказать всем и прежде всего самому себе, что он способен свободно выбирать. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь ребенку к его индивидуальности. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту ситуацию, помогая ребенку проявить, осознать себя в ней, оказывает ему поддержку.

Важно понять, что в процессе индивидуализации ребенок не наслед­ник (т.е. продолжатель чьей-то деятельности, преемник образцов, кото­рые необходимо сохранять и воспроизводить), а творец, т.е. тот, кто мо­жет сам что-то создать. Творец настолько свободен от образцов и подра­жания, насколько может отказаться от них. Однако, освобождаясь от под­ражания, творец оказывается не свободен от познания, созидания, само-

82_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

деятельности, поскольку на месте утраченных образцов должны появить­ся новые, иначе все, что делает человека человеком - сознание, чувства, деятельность, - окажется невостребованным, несоотносимым ни с чем.

Творческая деятельность (самодеятельность) отличается тем, что САМ творец ищет и обретает собственные цели, ищет и обретает средства для их реализации. «Рождение» творца связывают с появлением у него про­блемы, конфликта между старым (имеющимся) и новым (желаемым, но пока не доступным). Преодоление этой недоступности воспринимается как личностно значимая цель. Радость созидания - это муки преодоления собственной недостаточности. Но прежде чем преодоление оформится как очевидная цель, человек находится в поиске, который может сопро­вождаться весьма тяжелыми переживаниями.

Для того чтобы понять, что выбрать из многочисленных «хочу», необ­ходимо определить, зачем нужно то, что хочешь. Однако не всегда ответ на вопрос «Зачем?» лежит прямо в плоскости прагматики - множество вопросов нравственного порядка находятся в плоскости духовной. Осу­ществляя путь творца, ребенок находит пути к своей индивидуальности.

Почему, например, один человек позволяет себе мародерствовать в зоне стихийных бедствий, а другой готов, преодолевая страх и риск, по­могать другим в этой ситуации?

Однако ребенок, оказываясь перед проблемой выбора, конечно, не может пока подниматься своим сознанием до философских высот. Но когда это произойдет и как? Этого заранее и наверняка никто сказать не может, вот почему так важно педагогу поддерживать в ребенке стремле­ние к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. Поддержка не мешает и не встает на пути этого устремления, а помогает ребенку осознавать и управлять нагрузками и самим собой, чтобы пре­одолевать путь развития.

Позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдает за взрос­лым, подражает ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему хочет подражать, - и так, играя, взрослеет. Этот «выбор-отбор» не всегда совпа­дает с тем, что в качестве образцов ему намеренно демонстрируют взрос­лые. Более того, растущий человек часто весьма однозначно заявляет о своем желании (праве) делать выбор самостоятельно, и подтверждение собственной самостоятельности он видит в способности действовать не вослед, а вопреки взрослым. В эти моменты доминирование опыта взрос­лого над опытом ребенка неэффективно. Ребенок «закрывается» от «пра­вильного, навязываемого взрослым» и пытается сам найти свое «верное».

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________83

В силу этого замедляются процессы, связанные с целенаправленным вос­питанием и обучением.

Несмотря на то что социализация - объективно необходимый про­цесс для развития и образования личности, он может выйти из-под конт­роля взрослых, если будет противоречить потребностям ребенка в инди­видуализации, которая осознается как потребность в самостоятельности, свободе и выборе. Если педагог, не понимая этой актуальной потребнос­ти ребенка, продолжает действовать в логике социализации, то между ним и ребенком возникает «конфликт интересов». Чтобы возникшее противо­речие разрешилось в пользу образования ребенка, нужно этот конфликт конструктивно решать, согласовывая «интересы». Умение согласовывать интересы педагогические с интересами ребенка - необходимый профес­сиональный навык педагога.

Образование - это деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого обра­за и самовоспитания в соответствии с ним.

Вопрос образования не только «Кем быть?», а «Каким быть?», и ответ на него неоднозначен. Например, быть сильным - это значит иметь власть над другими или над собой? Каким быть? - подчиниться обстоятельствам («тварью дрожащей, права не имеющей?») или рискнуть создать свое пра­во? Но в чем суть этого права? Вопрошающий и действующий Раскольни­ков - это не анахронизм, это реалия современной жизни.

Такого рода вопросы появляются лишь на подготовленной почве, и хотя процесс индивидуализации - естественный процесс, объективно сопровождающий взросление человека, образовательным он становит(ся только при наличии определенных условий.

В частности, необходимо, чтобы человек:

- был способен осознавать, что его свобода от других состоит в его спо­собности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;

- был готов ради своего «хочу» преобразовывать свои «я не могу» в «я могу»;

- был готов через конфликт с собой находить путь к себе же;

- осознавал, что его «я» не может развиваться без других людей, объек­тивно создающих ситуацию столкновения, но и субъективно готовых помочь поиску согласия и соотнесенности. (Это позволяет освоить диалог и договор в качестве механизмов, регулирующих столкнове­ния.)

84_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Наличие этих и ряда других условий обеспечивает «попадание» чело­века в деятельность по самоопределению. Она, в свою очередь, отличает­ся от спонтанных переживаний и действий по самоутверждению высо­кой интенсивностью работы сознания.

Осознанно лишая себя возможности опереться на готовый образец, гарантирующий определенный успех, человек направляет и сосредото­чивает свое сознание на поиске и выборе. Это интенсифицирует процес­сы, связанные с анализом, самоанализом, соотнесением, моделировани­ем, проектированием искомого, желаемого результата, которые порож­дают цели, задающие развитие действий и средств по их реализации.

Поскольку педагогическая поддержка рассматривается с точки зре­ния протекания процесса индивидуализации в детском (школьном) воз­расте, она должна учитывать специфику возраста.

Процесс индивидуализации связывают с возрастными кризисами. Их характеристика и протекание описаны в соответствующей литературе по психологии. Кстати, зачастую именно с возрастными кризисами связана смена педагогической парадигмы с авторитарной на манипулятивную.

Однако при всей важности учета возрастных особенностей необхо­димо понимать следующее:

- кризис - это «взрыв» накопленных нереализованных потребностей ребенка;

- у каждого ребенка есть «индивидуальный зазор» в возрастной норме. Например, один ребенок раньше сверстников попадает в «кризисную волну», другой - позже;

- у одного ребенка кризис сопровождается весьма тяжелыми пережи­ваниями и бурной перестройкой отношений и связей, у другого кри­зис протекает более мягко и для него самого, и для окружающих. При этом опыт доказывает, что кризис способен или усилить, укре­пить все то, что было ребенком получено в ходе предшествующей кризи­су социализации, или нарушить значительную часть жизненно важных связей ребенка с другими людьми. Педагогическая поддержка нужна для того, чтобы помочь ребенку «встретиться» с процессом индивидуализа­ции достойно, чтобы кризис вывел развитие ребенка на виток со знаком «+», а не превысил силы ребенка и не превратил процесс взросления в процесс деградации (развитие со знаком «-»).

Как бы ни был педагог заинтересован в правильном (т.е. коротком, эффективном пути выхода из кризиса), он должен признать, что его зада­ча - создать условия для пробы в осуществлении ребенком его права на свободу. Различие между пробующим и правомочным в сознании ребен-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________85

ка отсутствует, задача поддержки состоит в том, чтобы через развитие рефлексии помочь сознанию ребенка дорасти (т.е. развиться) до осозна­ния ответственности, т.е. до деятельности, связанной со свободным вы­бором. Только пробуя, испытывая себя в свободе, ребенок обретает ре­альную возможность узнать (увидеть, пережить, осознать), что такое от­ветственность. Только через установление доверительных, открытых от­ношений с ребенком педагог будет допущен в детский мир проб и оши­бок, а через установление уважительных, договорных отношений сможет обеспечивать ребенку необходимую гарантию безопасности в ситуации риска.

Так одновременно при поддержке взрослого осваивая выбор и от­ветственность, ребенок обретает цель - свободу и способ ее осуществле­ния - осознанную, ответственную деятельность (самодеятельность). Сво­бода без ответственности - произвол, ответственность без свободы - за­висимость, вплоть до крайней ее формы - духовного рабства.

Чтобы познать индивидуальность (личность), надо, по мнению С.И.Гес-сена, «подсмотреть ее в напряжении ее волевого устремления, в том, как она притаилась перед совершением свободного акта, перед самым тем мо­ментом, когда этот акт готов от нее отделиться». Это очень точное описа­ние конечной точки самоопределения (осознанного выбора), из которой берет свое начало вектор самореализации.

Самореализация - это деятельность по претворению «образа желаемого» в «образ реальный». Это слияние индивидуального сознания с индивидуаль­ной деятельностью, образ которой был также порожден сознанием.

Представим деятельность индивидуального субъекта через отноше­ния и связи, объединяющие его «я хочу», «я могу» и «я должен».

Для индивидуальности характерно самостоятельное обнаружение и восстановление связей между «я хочу» и «я должен» через отбор (выбор) из своих «я хочу» того, которому нужно подчинить все другие желания, интересы, потребности. Этот выбор порой требует волевого напряжения, поскольку направлен на добровольное самоограничение или, наоборот, - выход за пределы знакомого и безопасного. Поэтому «я должен» в рам­ках свободного выбора самоопределяется как долг перед собой, даже если действия направлены на благополучие другого человека. (Например, «Я должен помочь другу, потому что я считаю себя другом».) Это отличается от долга другому. (Например, «Я должен помочь другу, потому что он меня об этом просит (требует, настаивает)».) Возможно, что долг перед собой рассматривается как испытание себя: «Я должен это попробовать во что бы то ни стало».

86_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Непротиворечивость связи между «я хочу» и «я могу» обеспечивает ре(альное наличие средств и ресурсов, позволяющих конкретному субъекту осуществить то, что он хочет. Знания, умения и навыки играют в этом не­маловажную роль. Столкнувшись со своим «я хочу», субъект осознает, чем он владеет, и выбирает то, что ему необходимо для реализации новой цели.

Идеальную модель субъектной деятельности можно представить так:

«Я должен»

(результат деятельности)

«Я хочу» «Я могу»

(цель деятельности) (средства деятельности

и конкретные действия)

Если результат совпал с целью, то можно утверждать, что средства были выбраны верно и субъект реально достиг того, чего хотел.

Отношения, которые выстраивает субъект между тремя точками, оп­ределяющими полноту деятельности, носят характер самоопределения -индивидуального, добровольного, осознанного выбора.

Естественно, что данный процесс порождает многочисленные про­блемы между «хочу - должен», «хочу - не могу», «не могу - должен», «могу - не хочу», «могу - не должен».

По определению О.С.Газмана, индивидуализация в образовании - это «система средств, способствующая осознанию растущим человеком сво­его отличия от других: своей слабости и своей силы - физической, интел­лектуальной, нравственной, творческой».

Соответственно педагогическая поддержка - это педагогическая дея­тельность, подкрепляющая ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающая ему преодолеть ее за счет индивидуальных спо­собностей и возможностей.

В столкновении с проблемой ребенок имеет возможность развивать способности к самоопределению, а в процессе преодоления ее он разви­вает способности к самореализации. Это происходит только при столк­новении индивидуальных способностей и возможностей, которое актуа­лизирует процессы, связанные с самоопределением, а педагогическая поддержка помогает ребенку развернуть самоопределение в конкретную деятельность по самореализации. Так возникает основание для возник­новения общности между ребенком и педагогом, что, в свою очередь, яв­ляется условием для совместной рефлексии опыта, приобретаемого ре­бенком в качестве субъекта жизнедеятельности.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________87



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: