Концептуальная модель педагогической поддержки




Моделирование цели

Педагогическая поддержка ребенка в образовании представляет со­бой концептуальную модель, разработанную группой ученых под руко­водством О.С.Газмана. Эта педагогическая новация появилась благодаря позиционному самоопределению ее авторов. Чтобы представить, как и между чем происходило данное самоопределение, в пособии приведены «точки размышления» - это вопросы, которые возникали у авторов, и от­веты, которые были найдены. Найденный ответ позволял не просто дви­гаться к следующей «точке», но и определять, в каком пространстве неиз­веданного она находится. Постановка следующих вопросов указывала на новую «точку размышления» и приводила к ней. «Точка» становилась цен­тром, из которого определялось пространство поиска ответов. Найден­ные ответы вновь порождали новые вопросы и задавали направление к новой «точке размышления».

«Точки размышления» - это траектория движения профессионально­го сознания авторов. Рефлексия и фиксация этого движения позволили описать пройденный маршрут, открыв таким образом возможность и дру­гим пройти через те же «точки размышления». Следуя этим путем, можно не только «переоткрыть» новацию, но и критически и с пониманием отне­стись к авторской позиции. На этом пути возможны и иные открытия, но это будет уже другая «авторская история», другая новация (или инновация).

Итак, вполне возможно, что на поставленные вопросы кто-то даст другие ответы, обнаружит нечто отличное от педагогической поддержки. Однако тем, кто хочет понять суть данной новации, «точки размышле­ния» станут определенными ориентирами в этом понимании.

102 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Точка размышления 1.

Для чего нужна педагогическая поддержка? Чтобы придать целостность процессу образования.

Точка размышления 2.

Чтомешает современному образованию быть целостным? Отсутствие позиции и деятельности педагога, целенаправленно помогающего ребенку осознавать, находить и ставить перед собой собственные цели, связан­ные с образованием.

Точка размышления 3.

Разве обучение и воспитание этому не способствуют? Способствуют, но только если цели ребенка носят общественный, профессиональный (социокультурный характер). Обучение и воспитание направлены на то, чтобы ребенок осваивал именно эти цели, чтобы он становился субъек­том общественной жизни.

Точка размышления 4.

Но ведь ребенок - существо общественное? Да, безусловно. Но еще и индивидуальное. Общественное и индивидуальное - это два способа бы­тия человека. Ребенку важно учиться жить вместе с другими людьми, для этого ему нужны социальные знания и умения. Обучение и воспитание создают условия для такого «социального научения». Но ребенку важно научиться жить среди людей, определяя свою собственную позицию в жизни, а в ситуациях, когда она будет отличаться от позиции других, су­меть понять, в чем разница, и решить, за какую позицию он готов добро­вольно нести ответственность.

Жить вместе с людьми и рядом с людьми приходится каждому человеку, но еще никому не удавалось прожить чужую жизнь. Вот почему важно на­учиться жить своей жизнью, осознанно строя и выбирая для себя траекто­рию самореализации, выбирать то, за что необходимо брать ответственность.

Точка размышления 5.

Разве это возможно в детском возрасте? Ребенок в силу возрастных и социальных обстоятельств зависим от других. Но когда он взрослеет, ему необходимо развивать способности становиться независимым, самосто­ятельным - только при этих условиях он может быть субъектом собствен­ной жизнедеятельности.

Ребенок или взрослый - это прежде всего человек, уже живущий соб­ственной жизнью. Так что овладеть «способом» жизни - значит постоян­но постигать себя как строителя собственной биографии. Помочь ребен­ку в этом могут взрослые с помощью воспитания, обучения и педагоги­ческой поддержки.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _______________________________________________ 103

Образование - это процесс освоения человеком способа построения образа собственной жизни.

Точка размышления 6.

Но чем тогда жизнь отличается от образования? Способом пости­жения. Чтобы постичь жизнь, ее нужно буквально прожить. Чтобы постичь образование, необходимо критически и рефлексивно относиться к спо­собам «буквального проживания». «Как я живу?», «Каким я хочу быть?», «Что я делаю для этого?», «Если я не знаю, какжить, то что мешает мне это знать?», «Что мне нужно делать, чтобы преодолеть это незнание?» и т.д. Возможно, что образование - это обнаружение, постижение и движение по своим «точкам размышления», превращение их в «точки созидания».

Точка размышления 7.

Как помочь ребенку начать движение к образованию? Детский возраст

- это период жизни, когда ребенку отводится специальное время, созда­ются специальные условия, чтобы он овладевал уже известными видами деятельности, предметами, знаниями, нормами. Детство - это время, объективно более всего связанное с развитием. Никогда в жизни человек не бывает так открыт познанию, как в детстве. Только детский способ по­знания - опытнический, исследовательский, самодеятельный. Ребенку необходимо все пробовать и испытывать, в том числе и себя. Он по при­роде активен, и взрослый может помочь ему овладевать собственной ак­тивностью. Для этого необходимо, с одной стороны, поддерживать актив­ность и любознательность ребенка (не гасить, не подавлять ее), а с другой

- развивать его рефлексивные способности, что помогает ребенку пере­водить активность в самодеятельность.

Точка размышления 8.

Что это значит? Учиться «смотреть на себя со стороны», понимать себя, анализировать свои действия, осознавать, как и на чем строится соб­ственный выбор, почему не всегда хочется нести ответственность за свои дела. Это огромное количество «Почему?», направленное на себя, свои желания и поступки, гордость за себя и недовольство собой. Это не мень­шее количество «Что?» (что делать, что предпочесть, что выбрать). Не из­бежать и вопросов: «Как?» (как делать? как выбрать? как отстоять?) Узна­вая, осознавая и понимая себя, ребенокучится управлять собой, относиться к себе, анализировать и выбирать то, к чему необходимо стремиться.

Учиться отличать цели от смысла, а значит, обретать не только опыт потребления, но и осмысления, не только опыт определения права, но и построения ответственности. Рефлексия невозможна без отделения себя от других. И поступок, совершаемый вместе, отличается от поступка, со-

104 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

вершенного самостоятельно. Когда ребенок что-то сам решил (поставил цель) и сам действовал, он приобретает опыт самостоятельного действо-вания, но теряет возможность «спрятаться» (слиться с другими), сказав: меня вынудили (мне посоветовали, заставили, уговорили, обманули и т.д.) так поступить (все так делали, и я так делал). Поэтому без поиска, проб, ошибок, рефлексии, выбора (+) и выбора (-), конфликта ему не обой­тись. Все это - необходимые условия для становления субъекта.

Педагогическая поддержка не только стимулирует и поддерживает этот процесс, но и страхует его. Так, взрослый может, не ограничивая самосто­ятельность ребенка и не снимая с него ответственности за совершаемое, удерживать ситуацию в зоне необходимой безопасности.

Точка размышления 9.

Значит ли это, что любой конфликт - это признак взросления ре(бенка? Нет. Но конфликт - это идеальное условие для проявления и испы­тания ребенком своих способностей быть взрослым.

Как только в ответ на заботу взрослого он произнесет: «Я сам!», ста­новится очевидным его стремление овладеть собственной взрослостью. Но для этого он должен избавиться от опеки, дистанцироваться от тех, кто считает его маленьким и навязывает ему образ поведения и действий, соответствующих образу малыша.

Ребенок при этом неизбежно попадает в пространство, где одновре­менно действуют разнонаправленные нормы: ему не позволяют делать то, что он хочет, потому что маленький. А он не позволяет себе делать то, что от него требуют, потому что «уже не маленький». Он попадает в такие ситуации, где не совпадает ни с собой, ни с другими. Это конфликтная ситуация, глубина и острота ее переживаний - серьезное испытание для ребенка.

Точка размышления 10.

Такое испытание небезопасно для ребенка? Да. Поэтому ему нужна помощь и поддержка взрослого. Важно понять, что конфликт обнажает слабость и недостаточность ребенка. Ребенок переживает как раз состоя­ние бессилия и активно ищет выход из круга проблем, обозначенных «я хочу, но не могу». Педагог, с одной стороны, не снимая проблем «не могу», помогает ребенку выяснять и осознавать причины недостаточности, с другой - поддерживает его сознание в поиске пути восполнения этой не­достаточности. Он поддерживает любые попытки самостоятельного дви­жения ребенка в этом направлении.

Педагог может помочь ребенку из области переживания выйти в об­ласть сознания, используя как «мостик» рефлексию; от констатации не-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 105

желательных фактов перейти к пониманию порождающих их причин, используя как «мостик» анализ; от одиночества и закрытости перейти к диалогу со взрослым, используя в качестве «мостика» сочувствие и пони­мание; из состояния «немощного» детства - в состояние «могущей взрос­лости», используя договор со взрослым как «мостик» к совместной дея­тельности, которую они согласовали на равных.

Точка размышления 11.

Какова специфика позиции взрослого в ситуации поддержки? Педаго­гу придется занимать множество позиций. Выявление этих позиций и их характеристика - особая исследовательская задача, стоящая перед авто­рами концепции. Совокупность этих позиций можно представить следу­ющим образом. Ребенок - это Робинзон, попавший в сложную ситуацию со множеством проблем. Педагог - Пятница, который многое знает об образовании, понимает, как оно устроено. Пятница не бросает Робинзо­на один на один с проблемами, он помогает ему, но не управляет им.

«Послание» поддержки выглядит примерно так: «Мне ничего не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь».

Точка размышления 12.

Конфликтных ситуаций может быть много, как педагог объективно сможет каждый раз оказывать ребенку поддержку? Во-первых, не надо спешить оказывать помощь ребенку в ситуации затруднения. Стоит вни­мательно понаблюдать за состоянием и действиями ребенка, поскольку он зачастую может сконцентрироваться и решить проблему самостоятельно.

Опыт показывает, что взрослые склонны «пропускать» тот момент, когда действительно зарождается проблема ребенка, когда возникают противоречия, которые он не осознает и решить не может. Пытаясь изба­виться от проблемы, ребенок начинает действовать, но часто лишь ухуд­шает ситуацию. Первичная, неразрешенная проблема рождает множество других. Ребенок уже не понимает, как и откуда они появились. Объектив­но оказавшись инициатором многих конфликтов, он субъективно ощу­щает себя их жертвой.

Вероятно, рассуждать о том, много или мало у ребенка конфликтных ситуаций, бесперспективно. Это ничего не даст для профессионального сознания, кроме субъективного ощущения педагогом беспомощности пе­ред открывшейся бездной детских проблем. Многие педагоги сочувствуют ребенку и понимают, что у него много проблем, но при этом оправдывают свое бездействие обстоятельствами: родители ребенком не занимаются, у педагогов времени нет, чтобы разбираться с проблемами ребенка, и т.д.

106 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Точка размышления 13.

Как преодолеть бездействие и порождающие его обстоятельства? Наивно полагать, что педагогическая поддержка - это панацея от всех бед. Но все же в ней кроются огромные резервы не только для повышения эффективности педагогического труда, но и для пересмотра идеологи­ческих, теоретических и управленческих постулатов, которые не отвеча­ют современным требованиям, предъявляемым к образованию, но на ко­торых все еще строится педагогическая практика в массовых школах, практика управления образованием, система подготовки и переподготов­ки педагогических кадров.

Поскольку педагогическая поддержка - инновационное явление в отечественной педагогике, она существует как некий прецедент. В то же время в самой системе личностно-ориентированного образования обна­руживаются «точки развития», источником которых являются те же фун­даментальные закономерности, на которые опирается и педагогическая поддержка. Следовательно, существует реальный шанс продолжать посту­пающее движение в целенаправленном развитии и ренормировании си­стемы образования.

Точка размышления 14.

Как соотносится педагогическая поддержка с идеями личностно(ори(ентированного образования? На уровне идей педагогическая поддержка не противоречит личностно-ориентированному образованию. Она даже более определенно и ясно показывает, как на деле можно строить практику адресного образования. Поддержка преодолевает те ситуации, в которых существует реальная угроза «выпадения» ребенка из образовательного пространства. Эта угроза реальна для ребенка, когда он «не вписывается» в общую ситуацию. Такого ребенка сами педагоги нередко воспринимают как помеху и даже угрозу собственной деятельности, классу, школе.

Педагоги не получили образования, достаточного для того, чтобы квалифицированно работать с проблемами индивидуализации, поэтому нередко проблемы становления самостоятельности, взросления, скрытые за многочисленными фактами «отклонения от общих требований», квали­фицируются ими как проблемы, связанные с обучением или воспитанием.

Педагогическая поддержка удерживает ребенка в образовательном пространстве, потому что педагог готов понимать проблему ребенка, на­ходить условия для того, чтобы негативный факт не обрастал, как снеж­ный ком, другими негативными фактами. Педагог ищет средства управ­ления «бесконтрольной» ситуацией. Таким образом он защищает ребенка от обстоятельств, которым тот противостоять не в силах.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 107



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: