Моделирование цели
Педагогическая поддержка ребенка в образовании представляет собой концептуальную модель, разработанную группой ученых под руководством О.С.Газмана. Эта педагогическая новация появилась благодаря позиционному самоопределению ее авторов. Чтобы представить, как и между чем происходило данное самоопределение, в пособии приведены «точки размышления» - это вопросы, которые возникали у авторов, и ответы, которые были найдены. Найденный ответ позволял не просто двигаться к следующей «точке», но и определять, в каком пространстве неизведанного она находится. Постановка следующих вопросов указывала на новую «точку размышления» и приводила к ней. «Точка» становилась центром, из которого определялось пространство поиска ответов. Найденные ответы вновь порождали новые вопросы и задавали направление к новой «точке размышления».
«Точки размышления» - это траектория движения профессионального сознания авторов. Рефлексия и фиксация этого движения позволили описать пройденный маршрут, открыв таким образом возможность и другим пройти через те же «точки размышления». Следуя этим путем, можно не только «переоткрыть» новацию, но и критически и с пониманием отнестись к авторской позиции. На этом пути возможны и иные открытия, но это будет уже другая «авторская история», другая новация (или инновация).
Итак, вполне возможно, что на поставленные вопросы кто-то даст другие ответы, обнаружит нечто отличное от педагогической поддержки. Однако тем, кто хочет понять суть данной новации, «точки размышления» станут определенными ориентирами в этом понимании.
102 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
|
Точка размышления 1.
Для чего нужна педагогическая поддержка? Чтобы придать целостность процессу образования.
Точка размышления 2.
Чтомешает современному образованию быть целостным? Отсутствие позиции и деятельности педагога, целенаправленно помогающего ребенку осознавать, находить и ставить перед собой собственные цели, связанные с образованием.
Точка размышления 3.
Разве обучение и воспитание этому не способствуют? Способствуют, но только если цели ребенка носят общественный, профессиональный (социокультурный характер). Обучение и воспитание направлены на то, чтобы ребенок осваивал именно эти цели, чтобы он становился субъектом общественной жизни.
Точка размышления 4.
Но ведь ребенок - существо общественное? Да, безусловно. Но еще и индивидуальное. Общественное и индивидуальное - это два способа бытия человека. Ребенку важно учиться жить вместе с другими людьми, для этого ему нужны социальные знания и умения. Обучение и воспитание создают условия для такого «социального научения». Но ребенку важно научиться жить среди людей, определяя свою собственную позицию в жизни, а в ситуациях, когда она будет отличаться от позиции других, суметь понять, в чем разница, и решить, за какую позицию он готов добровольно нести ответственность.
Жить вместе с людьми и рядом с людьми приходится каждому человеку, но еще никому не удавалось прожить чужую жизнь. Вот почему важно научиться жить своей жизнью, осознанно строя и выбирая для себя траекторию самореализации, выбирать то, за что необходимо брать ответственность.
|
Точка размышления 5.
Разве это возможно в детском возрасте? Ребенок в силу возрастных и социальных обстоятельств зависим от других. Но когда он взрослеет, ему необходимо развивать способности становиться независимым, самостоятельным - только при этих условиях он может быть субъектом собственной жизнедеятельности.
Ребенок или взрослый - это прежде всего человек, уже живущий собственной жизнью. Так что овладеть «способом» жизни - значит постоянно постигать себя как строителя собственной биографии. Помочь ребенку в этом могут взрослые с помощью воспитания, обучения и педагогической поддержки.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _______________________________________________ 103
Образование - это процесс освоения человеком способа построения образа собственной жизни.
Точка размышления 6.
Но чем тогда жизнь отличается от образования? Способом постижения. Чтобы постичь жизнь, ее нужно буквально прожить. Чтобы постичь образование, необходимо критически и рефлексивно относиться к способам «буквального проживания». «Как я живу?», «Каким я хочу быть?», «Что я делаю для этого?», «Если я не знаю, какжить, то что мешает мне это знать?», «Что мне нужно делать, чтобы преодолеть это незнание?» и т.д. Возможно, что образование - это обнаружение, постижение и движение по своим «точкам размышления», превращение их в «точки созидания».
Точка размышления 7.
Как помочь ребенку начать движение к образованию? Детский возраст
- это период жизни, когда ребенку отводится специальное время, создаются специальные условия, чтобы он овладевал уже известными видами деятельности, предметами, знаниями, нормами. Детство - это время, объективно более всего связанное с развитием. Никогда в жизни человек не бывает так открыт познанию, как в детстве. Только детский способ познания - опытнический, исследовательский, самодеятельный. Ребенку необходимо все пробовать и испытывать, в том числе и себя. Он по природе активен, и взрослый может помочь ему овладевать собственной активностью. Для этого необходимо, с одной стороны, поддерживать активность и любознательность ребенка (не гасить, не подавлять ее), а с другой
|
- развивать его рефлексивные способности, что помогает ребенку переводить активность в самодеятельность.
Точка размышления 8.
Что это значит? Учиться «смотреть на себя со стороны», понимать себя, анализировать свои действия, осознавать, как и на чем строится собственный выбор, почему не всегда хочется нести ответственность за свои дела. Это огромное количество «Почему?», направленное на себя, свои желания и поступки, гордость за себя и недовольство собой. Это не меньшее количество «Что?» (что делать, что предпочесть, что выбрать). Не избежать и вопросов: «Как?» (как делать? как выбрать? как отстоять?) Узнавая, осознавая и понимая себя, ребенокучится управлять собой, относиться к себе, анализировать и выбирать то, к чему необходимо стремиться.
Учиться отличать цели от смысла, а значит, обретать не только опыт потребления, но и осмысления, не только опыт определения права, но и построения ответственности. Рефлексия невозможна без отделения себя от других. И поступок, совершаемый вместе, отличается от поступка, со-
104 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
вершенного самостоятельно. Когда ребенок что-то сам решил (поставил цель) и сам действовал, он приобретает опыт самостоятельного действо-вания, но теряет возможность «спрятаться» (слиться с другими), сказав: меня вынудили (мне посоветовали, заставили, уговорили, обманули и т.д.) так поступить (все так делали, и я так делал). Поэтому без поиска, проб, ошибок, рефлексии, выбора (+) и выбора (-), конфликта ему не обойтись. Все это - необходимые условия для становления субъекта.
Педагогическая поддержка не только стимулирует и поддерживает этот процесс, но и страхует его. Так, взрослый может, не ограничивая самостоятельность ребенка и не снимая с него ответственности за совершаемое, удерживать ситуацию в зоне необходимой безопасности.
Точка размышления 9.
Значит ли это, что любой конфликт - это признак взросления ре(бенка? Нет. Но конфликт - это идеальное условие для проявления и испытания ребенком своих способностей быть взрослым.
Как только в ответ на заботу взрослого он произнесет: «Я сам!», становится очевидным его стремление овладеть собственной взрослостью. Но для этого он должен избавиться от опеки, дистанцироваться от тех, кто считает его маленьким и навязывает ему образ поведения и действий, соответствующих образу малыша.
Ребенок при этом неизбежно попадает в пространство, где одновременно действуют разнонаправленные нормы: ему не позволяют делать то, что он хочет, потому что маленький. А он не позволяет себе делать то, что от него требуют, потому что «уже не маленький». Он попадает в такие ситуации, где не совпадает ни с собой, ни с другими. Это конфликтная ситуация, глубина и острота ее переживаний - серьезное испытание для ребенка.
Точка размышления 10.
Такое испытание небезопасно для ребенка? Да. Поэтому ему нужна помощь и поддержка взрослого. Важно понять, что конфликт обнажает слабость и недостаточность ребенка. Ребенок переживает как раз состояние бессилия и активно ищет выход из круга проблем, обозначенных «я хочу, но не могу». Педагог, с одной стороны, не снимая проблем «не могу», помогает ребенку выяснять и осознавать причины недостаточности, с другой - поддерживает его сознание в поиске пути восполнения этой недостаточности. Он поддерживает любые попытки самостоятельного движения ребенка в этом направлении.
Педагог может помочь ребенку из области переживания выйти в область сознания, используя как «мостик» рефлексию; от констатации не-
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 105
желательных фактов перейти к пониманию порождающих их причин, используя как «мостик» анализ; от одиночества и закрытости перейти к диалогу со взрослым, используя в качестве «мостика» сочувствие и понимание; из состояния «немощного» детства - в состояние «могущей взрослости», используя договор со взрослым как «мостик» к совместной деятельности, которую они согласовали на равных.
Точка размышления 11.
Какова специфика позиции взрослого в ситуации поддержки? Педагогу придется занимать множество позиций. Выявление этих позиций и их характеристика - особая исследовательская задача, стоящая перед авторами концепции. Совокупность этих позиций можно представить следующим образом. Ребенок - это Робинзон, попавший в сложную ситуацию со множеством проблем. Педагог - Пятница, который многое знает об образовании, понимает, как оно устроено. Пятница не бросает Робинзона один на один с проблемами, он помогает ему, но не управляет им.
«Послание» поддержки выглядит примерно так: «Мне ничего не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь».
Точка размышления 12.
Конфликтных ситуаций может быть много, как педагог объективно сможет каждый раз оказывать ребенку поддержку? Во-первых, не надо спешить оказывать помощь ребенку в ситуации затруднения. Стоит внимательно понаблюдать за состоянием и действиями ребенка, поскольку он зачастую может сконцентрироваться и решить проблему самостоятельно.
Опыт показывает, что взрослые склонны «пропускать» тот момент, когда действительно зарождается проблема ребенка, когда возникают противоречия, которые он не осознает и решить не может. Пытаясь избавиться от проблемы, ребенок начинает действовать, но часто лишь ухудшает ситуацию. Первичная, неразрешенная проблема рождает множество других. Ребенок уже не понимает, как и откуда они появились. Объективно оказавшись инициатором многих конфликтов, он субъективно ощущает себя их жертвой.
Вероятно, рассуждать о том, много или мало у ребенка конфликтных ситуаций, бесперспективно. Это ничего не даст для профессионального сознания, кроме субъективного ощущения педагогом беспомощности перед открывшейся бездной детских проблем. Многие педагоги сочувствуют ребенку и понимают, что у него много проблем, но при этом оправдывают свое бездействие обстоятельствами: родители ребенком не занимаются, у педагогов времени нет, чтобы разбираться с проблемами ребенка, и т.д.
106 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Точка размышления 13.
Как преодолеть бездействие и порождающие его обстоятельства? Наивно полагать, что педагогическая поддержка - это панацея от всех бед. Но все же в ней кроются огромные резервы не только для повышения эффективности педагогического труда, но и для пересмотра идеологических, теоретических и управленческих постулатов, которые не отвечают современным требованиям, предъявляемым к образованию, но на которых все еще строится педагогическая практика в массовых школах, практика управления образованием, система подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Поскольку педагогическая поддержка - инновационное явление в отечественной педагогике, она существует как некий прецедент. В то же время в самой системе личностно-ориентированного образования обнаруживаются «точки развития», источником которых являются те же фундаментальные закономерности, на которые опирается и педагогическая поддержка. Следовательно, существует реальный шанс продолжать поступающее движение в целенаправленном развитии и ренормировании системы образования.
Точка размышления 14.
Как соотносится педагогическая поддержка с идеями личностно(ори(ентированного образования? На уровне идей педагогическая поддержка не противоречит личностно-ориентированному образованию. Она даже более определенно и ясно показывает, как на деле можно строить практику адресного образования. Поддержка преодолевает те ситуации, в которых существует реальная угроза «выпадения» ребенка из образовательного пространства. Эта угроза реальна для ребенка, когда он «не вписывается» в общую ситуацию. Такого ребенка сами педагоги нередко воспринимают как помеху и даже угрозу собственной деятельности, классу, школе.
Педагоги не получили образования, достаточного для того, чтобы квалифицированно работать с проблемами индивидуализации, поэтому нередко проблемы становления самостоятельности, взросления, скрытые за многочисленными фактами «отклонения от общих требований», квалифицируются ими как проблемы, связанные с обучением или воспитанием.
Педагогическая поддержка удерживает ребенка в образовательном пространстве, потому что педагог готов понимать проблему ребенка, находить условия для того, чтобы негативный факт не обрастал, как снежный ком, другими негативными фактами. Педагог ищет средства управления «бесконтрольной» ситуацией. Таким образом он защищает ребенка от обстоятельств, которым тот противостоять не в силах.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 107