Деятельность классных воспитателей по педагогической поддержке дала возможность проанализировать и сравнить практический опыт более четырехсот педагогов из десяти регионов России, реализующих «тактику защиты».
В подавляющем большинстве случаев «педагогическая адвокатура» приводит к возникновению функциональных конфликтов, которые имеют тенденцию перерастать в межличностные конфликты. «Адвокат» ребенка становится мишенью для критических замечаний, манипуляции со
126 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
стороны тех, кто, нарушая права ребенка, использует «нападение» на «адвоката» как лучший способ защиты своей педагогической некомпетентности или равнодушия к проблемам ребенка.
Классного воспитателя легко «превращают» в «белую ворону»; «гадкого утенка»; «человека, нарушающего «педагогическую этику»; «человека, идущего против коллектива»; «конфликтного»; «скандалиста»; «заигрывающего с детьми и родителями» и т.д. Это происходит потому, что «адвокат» ребенка открыто выступает против формальных отношений к ребенку, он срывает маску «гуманистических целей», которыми прикрыты конкретные факты потери конкретного ребенка для образования при наличии школы как образовательного учреждения и профессионалов, основная цель и смысл функций которых заключены в обеспечении условий для достойного образования ребенка.
Отношение к позиции «педагогической адвокатуры» показывает ре(альное отношение к ребенку в данной школе. Если существует стойкое неприятие этой позиции, значит, в данной школе с проблемами детей не только не умеют работать, но и не хотят. Констатация педагогами «проблем» является лишь формальным перечислением накопившихся негативных фактов, подтверждающих наличие «гадких утят». Педагоги переживают по этому поводу, но их переживания сродни тем, которые человек испытывает в ситуации безысходности. Они с большим удовольствием избавились бы от проблем, вызывающих это чувство, но действия «педагогической адвокатуры» не позволяют им этого делать.
|
«Адвокат» требует не избегать проблем, не перекладывать их на ребенка и родителей, а искать выход из создавшейся ситуации, причем такой, который принес бы конкретную пользу ребенку. Если такая позиция раздражает педагогическое сообщество, то становится ясно, что «адвокат» действует по нормам, не принятым в данном коллективе.
Рефлексия прецедентов, связанных с успешной деятельностью классных воспитателей в позиции «защиты», показала, что шансы «адвокатуры» на успех возрастают при условии, если классный воспитатель: 1. Объективно находясь в оппозиции к системе, субъективно определяет себя в качестве ее постоянного функционера (не покидает конкретную школу, продолжает в ней трудиться, связывает свои личные и профессиональные планы с работой в ней. Следовательно, он предполагает длительное время находиться вместе с проблемным ребенком, оказывать ему педагогическую поддержку. При этом он понимает, что ему необходимо учиться проектировать ее, соотносясь с реальными условиями, и защищать себя, находясь в оппозиции);
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 127
2. Имеет достаточные знания и умения, позволяющие ему, занимая разные позиции по отношению к функциональным конфликтам, не вступать в межличностные конфликты, не поддается на провокации и находит в себе силы сохранять оппозицию;
|
3. Умеет занимать соответствующие позиции, чтобы реально влиять на развитие системы, исподволь, постепенно ренормировать ее;
4. Имеет достаточные знания и умения, чтобы занять организационную, управляющую позицию, позволяющую объединять вокруг себя людей, готовых так или иначе способствовать реализации права ребенка на достойное образование в стенах конкретного образовательного учреждения;
5. Выходит за пределы конкретной школы и использует ресурсы, лежащие вне ее, для реализации целей, связанных с педагогической поддержкой ребенка.
Опыт показывает, что если классный воспитатель осознает необходимость данных условий, то он:
- целенаправленно ищет их, ориентируясь во множестве других существующих условий;
- имеет вполне осознаваемую программу самообразования, т. е. целенаправленно приобретает необходимые знания и умения, чтобы самому уметь создавать достаточные условия для реализации педагогической поддержки;
- осознанно ориентируется на рынке образовательных услуг, находясь в позиции заказчика на получение недостающих знаний и умений;
- выстраивает тактику «защиты» в таких пределах осторожности, чтобы своими действиями не навредить ребенку.
Таким образом, происходит профессионализация педагога в целях и задачах педагогической поддержки. Она связана не только с прямой деятельностью педагога в позиции «педагогической адвокатуры», но и с деятельностью по созданию условий, при которых данная позиция является обоснованной и эффективной.