Позиция «буфера» в тактике «защиты»




Позиция «буфера», как и позиция «педагогической адвокатуры», на­правлена на внешние негативные обстоятельства, «жертвой» которых яв­ляется ребенок. Позиция «буфера» больше рассчитана на компромиссные решения, чем позиция «педагогической адвокатуры». Классный воспита­тель, понимая, что он не будет услышан в позиции «адвоката», тем не ме­нее пытается если не изменить, то хотя бы смягчить негативные обстоя­тельства, уменьшить их прессинг на ребенка.

Классный воспитатель занимает позицию «буфера», вставая между ребенком и обстоятельствами, принимая часть удара на себя.

Пример из опыта классной воспитательницы одной из школ г. Таганро(

га, занявшей позицию «буфера» между учителем иностранного языка и од­ним из десятиклассников.

О., один из неформальных лидеров класса, отличался тем, что мог остроум­но и зло высмеять кого угодно. Особенно, естественно, доставалось учите­лям, которые пытались построить с ним отношения свысока. Мещу О. и учи­тельницей иностранного языка сложились неприязненные отношения. Труд­но сказать, кто из них кого провоцировал. В одном случае О. бросал как бы «между прочим» ехидную фразу: «Я вообще-то слышал, что наших учителей иностранного языка за границей не понимают. Один англичанин даже спро­сил: «На каком языке говорит эта русская?» Когда сказали, что на английском, он долго смеялся: «Такого английского не существует!» Учительница вспыли­ла, стала, защищаясь, нападать на О. - урок превратился в «спектакль на по­теху публике».

В другой раз сама учительница «ни с того ни с сего» заявляет классу: «С этого дня я буду давать вам дополнительные задания на тренировку произноше­ния. Пусть некоторые молодые люди, острые на язычок, потренируют его с большей пользой для себя и окружающих». Учащиеся восприняли это как месть, как несправедливое действие против О., а заодно и против них. Урок был сорван.

Вражда приобрела угрожающие размеры. Стало очевидным, что О. грозит низкая оценка в полугодии, хотя его знания были намного выше, чем у дру­гих учеников класса, которым учительница ставила высокие оценки. Юноша переживал эту ситуацию тяжело, но при этом еще глубже погружался в конф­ликт. Оскорбленная «хамством» О., учительница ждала извинений, а «оскор­бленный несправедливостью» О. ждал «торжества правды». Ни родители, ни классный воспитатель не могли примирить стороны и сделать ситуацию нор­мальной и для О., и для учительницы, и для учеников класса, которые оказа­лись невольными заложниками конфликта.

Тогда классный воспитатель решил занять позицию «буфера». Он предложил учительнице свою помощь: «Я буду приходить на Ваши уроки. Я хочу помочь

132 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Вам в этой ситуации. Если подтвердится, что О. не дает Вам работать, я тут же поставлю вопрос перед директором школы».

Разговаривая с О., классный руководитель сообщил следующее: «Я хочу по­мочь тебе в этой ситуации. Я буду приходить на уроки английского языка. Если подтвердится, что учитель к тебе не справедлив, я поставлю этот вопрос перед директором школы».

Присутствие классного руководителя на уроках объективно сдерживало обе стороны. О., который действительно неплохо знал и любил английский язык, стараясь доказать свою правоту, готовился с еще большим старанием к уро­кам. Учительница, которую О. перестал провоцировать, была осторожна и корректна и не допускала провокаций в адрес О.

Постепенно обстановка нормализовалась. И хотя обе стороны продолжали недолюбливать друг друга, до открытых провокаций и столкновений дело не доводили.

Позиция «буфера» реализует тактику «защиты», она проявляется, если:

- активность ребенка жестко блокируется извне;

- по отношению к ребенку существует предвзятое мнение, навязывае­мое ему как «объективное» («наклеивают ярлык»);

- попытки ребенка к действию кем-то заранее оцениваются как неус­пешные;

- ребенок вольно или невольно провоцирует эти ситуации. Реализуя тактику «защиты от», педагог остается защитником права

ребенка на образование, которое гарантирует сохранение и развитие чув­ства собственного достоинства. Даже когда ребенок ведет себя неадекват­но, своим поведением провоцирует напряжение, конфликты, защитник исходит из презумпции его невиновности: «Если ребенок не умеет справ­ляться с проблемой - это его беда, а не вина». Наставники (учителя, вос­питатели) - профессионалы, а потому в ответ на «недостойное поведе­ние ребенка» не должны вести себя недостойно.

Отвечает за развитие образовательной ситуации педагог, который обязан грамотно, квалифицированно, профессионально действовать, це­ленаправленно переводя конфликт в образовательную ситуацию. Профес­сиональная задача (и проблема) педагога - спроектировать условия, при которых ребенок сможет осознать неадекватность своего поведения и найти вариант разрешения проблемы.

В конкретной ситуации, когда взрослый не справляется со своей про­блемой, ему на помощь приходит другой взрослый, который может зани­мать позицию «буфера». С одной стороны, эта позиция объективно сни­мает часть негативных обстоятельств, в которых оказался ребенок (по своей вине или по воле другого взрослого), с другой - «буфер» объектив­но создает для взрослого ситуацию, в которой существует косвенный кон­троль за происходящим. Наличие данного контроля позволяет взросло-

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 133

му, не теряя авторитета, корректировать свое неадекватное, непрофесси­ональное поведение.

Позиция «буфера» в определенной степени сопряжена с риском:

- классный воспитатель точно не знает, как поведут себя обе стороны в его присутствии. Возможно, каждая из них попытается открыто при­влечь классного воспитателя на свою сторону. Однако в позиции «бу­фера» необходимо держать внешний нейтралитет;

- данная позиция не окажется эффективной, если классный воспита­тель (или другой человек, занявший эту позицию) не является авто­ритетом для конфликтующих сторон. Именно личный (или статус­ный авторитет) в тактике «защиты» гарантирует, что «буфер» сможет реализовать задачи сдерживания.

Кроме этих степеней риска, позиция «буфера» имеет еще одно огра­ничение. Конфликт долгое время благодаря «буферу» может находиться в состоянии «ни мира, ни войны», без намека на конструктивное развитие. Однако педагог объективно не может занимать позицию «буфера» нео­граниченно долго, и, как только «буфер» перестанет существовать в каче­стве сдерживающего барьера, конфликт разгорится с новой силой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: