Специалисты в конфликтологии, психологии и педагогике общения утверждают, что есть два типа поведения в конфликте - конструктивное и многочисленные варианты деструктивного.
Конструктивное поведение. Помогите коллеге сохранить его цели -будь то цели обучения или воспитания. Не посягайте на них, попробуйте вместе с ним поразмышлять, как можно достичь этих целей, не противопоставляя себе ребенка, а пытаясь действовать с ним заодно. Возможно, вам удастся помочь учителю самому увидеть то, что мешает ему двигаться вперед. Вы лишь подготовите его к возможности посмотреть на ситуацию «другими глазами» - чтобы ребенок не был «страшилкой» для учителя, а стал в его глазах человеком, нуждающимся в помощи. Не меняя цели, учитель может сменить программу и способ ее достижения.
В подобном случае учитель начинает анализировать ситуацию и находит причину конфликта или в исходных данных ситуации, или в своих индивидуально-психологических особенностях, недостатке профессиональных знаний и умений. Таким же образом при конструктивном пове-
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 139
дении отыскиваются новые пути достижения цели. Действия учителя будут направлены на устранение препятствий, возникших на пути к этой цели. Если же в силу объективных причин устранить преграду не удается, активизируется поиск дополнительных средств для получения желаемого результата. Например, «буфер» просит помощи у тех, кто более авторитетен для этого конкретного учителя (безусловно, важно, чтобы они были хорошими специалистами, которые могут дать дельный совет).
Деструктивное (защитное) поведение (не путать с тактикой «защиты»!) может проявляться в самых различных вариантах. Например, встречая препятствие, человек не видит путей для достижения поставленных целей, усиливается негативное эмоциональное состояние, нагнетается излишнее психологическое напряжение. Тогда человек направляет свои усилия не на разработку и осуществление новой программы поведения, не на анализ своих психологических особенностей, а на снятие напряжения любыми способами. Перечислим наиболее типичные в таких случаях реакции:
|
1. Агрессия, которая проявляется в основном в конфликтах «по вертикали», т.е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы. Агрессия выражается в форме непосредственного или замаскированного действия: уловка, обман, открытое раздражение. При жестком директивном стиле управления нередки случаи, когда директор или учитель вызывают страх, опасения; подчиненный (будь то учащийся в конфликте с учителем или учитель в конфликте с директором) опасается противодействовать, так как это может вызвать ответные санкции. В подобных случаях агрессия может направляться на других людей, окружающих человека в школе и вне ее. Агрессия как защитная форма поведения может быть направлена и на самого себя, тогда она принимает форму самообвинения, самоуничижения, самобичевания.
2. Проекция. Причины собственных неудач в этом случае проецируются вовне и приписываются окружающим. Собственными недостатками наделяются все люди, вследствие чего человек чувствует себя психологически более устойчиво, что позволяет ему справиться с внутренним напряжением. Конфликтная ситуация сохраняется, происходит лишь смещение смысла конфликта по типу «все такие», а это, в свою очередь, становится источником негативных изменений личности.
|
3. Уход от неприятной ситуации. Человек неосознанно избегает ситуаций (или даже воспоминаний о них), в которых потерпел неудачу, не смог осуществить намеченных задач. Частое возникновение ситуаций,
140 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
когда педагог испытывает психическое состояние, вызванное невозможностью достижения поставленной цели (фрустрация), формирует в нем пассивность, безразличие к работе, потерю интереса к происходящему.
4. Фантазия. То, что не удается выполнить в реальности, человек пытается достичь в мечтах, в фантазиях. Овладение предметом потребности, достижение желаемой цели происходит в воображении. Подобный способ поведения временно снимает психическое напряжение, но, поскольку фрустрирующая ситуация остается, напряжение возникает вновь.
5. Регрессия, или переход на более низкий уровень удовлетворения потребности. Направленность действий при этом остается прежней, но происходит подмена цели, снижается уровень притязаний. Новая цель уже не требует от педагога столь значительных, как прежде, затрат энергии, проявления активности.
6. Компенсация. Психологическое напряжение, требуя разрядки, направляется в этом случае на другие области деятельности. Например, учитель, постоянно неуспешный в преподавательской деятельности, может проявить неожиданную активность в деятельности общественной. Внутренняя конфликтность на время снижается, внешних открытых конфликтов не происходит. Но обесцениваются первоначально поставленные цели, которые, как показывает практика, были наиболее престижными для личности и одновременно - социально значимыми. Деление типичных способов поведения на конструктивные и деструктивные не означает, что отдельному человеку свойственен только тот или иной тип решения конфликтной ситуации - в поведении каждого можно найти признаки обоих типов. Но все же какой-то из них является, как правило, преобладающим в определенной ситуации. Способ действия может быть различным в каждом случае. Необходимо не просто диагностировать, какой тип «защитного поведения» демонстрирует оппонент, нужно попытаться понять, а потом скорректировать причины, провоцирующие нежелательное поведение.
|
Если «защитник» не забудет, зачем ему нужен был разговор, беседа, спор или дискуссия, то, во всяком случае, он может направить свое вни(мание на то, чтобы следить:
1. За четкой постановкой своих вопросов, не забывая убедиться, правильно ли его поняли;
2. За тем, чтобы больше слушать, чем говорить. Это даст возможность другому человеку высказаться, а «защитнику» понять, о чем он гово-
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
рит, как реагирует на вопросы и реплики, ориентируясь по ситуации, повторить вопрос или попытаться дополнить или уточнить ответ;
3. За собственным эмоциональным состоянием. Важно научиться не «заражаться» негативными эмоциями, ведь задача не в том, чтобы обижаться, а в том, чтобы сдерживать распространение негативных эмоций, иначе спор перерастет в перепалку;
4. За тем, чтобы делать необходимые «стоп-кадры» и фиксировать то, на чем пришли к согласию. Фиксация необходима, поскольку в пылу спора часто забываются положения, по которым было достигнуто согласие сторон.
Такие «стоп-кадры» необходимы, ибо позволяют всем участникам отвлечься от динамики спора и взглянуть на достигнутые результаты. «Стоп-кадры» помогают регулировать накал страстей, который бывает весьма высоким при обсуждении особо значимых, запутанных вопросов.
Нужно внимательно следить, чтобы не происходило перерастание конфликта идей в конфликт людей. Такое бывает, когда средством разрешения конфликта выбирается подавление и противоборство. В этом случае обычно нередки так называемые личностные выпады типа: «Да что вы знаете об этом!», «Ваше мнение безграмотно!», «А вы вообще помолчали бы!» Иногда происходит блокировка высказываний (не предоставляется возможность для выступления; шум и разговоры во время аргументации противоположной стороной своей позиции и т.д.), т.е. дискуссия начинает перерастать в полемику. В таких условиях легко развивается межличностный конфликт. Важно помнить, что критика должна быть не только конструктивной, но и этичной. Резкий, категоричный тон, негативные оценки могут заблокировать восприятие самой конструктивной критики.
Сохранение позиции сотрудничества с партнером в условиях конфликта - принципиальный момент в умении диалогического общения. Навязывание своей правоты, категоричность, желание «власть употребить», неумение слушать - плохие помощники в подобной ситуации. В результате возникает взаимная неприязнь, отчуждение, затрудняющее или вовсе разрушающее контакт.
Следует избегать втягивания в дискуссию, принимающую форму конкурентно-соревновательной борьбы. Тогда оппонент вскоре обнаружит, что соревнуется с самим собой, поскольку никто его не оспаривает, а лишь уточняет его позицию.
Ищите и показывайте те выгоды, которые коллега может обрести, налаживая контакт с ребенком. Внимательно вслушивайтесь в его возра(
142 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
жения, чтобы понять, как следует действовать с ребенком, когда при(дется организовывать с ним такую же посредническую работу.
При обучении педагогов тактике «защиты» приходится часто сталкиваться с отказом педагогов верить, что дискуссия в конфликтной ситуации возможна. Вероятно, отказ от дискуссии обуславливается:
- неверием в то, что разные люди действительно могут прийти к соглашению;
- отсутствием необходимых умений ведения дискуссии;
- полученным ранее негативным опытом перерастания дискуссии в межличностный конфликт, который не был блокирован и оказал сильнейшее воздействие на личность;
- невозможностью получить быстрый положительный результат. Наше небольшое исследование показывает, что педагоги более склонны к полемике, чем к дискуссии. Им плохо удаются диалоговые формы общения. Привыкнув говорить с детьми с позиции убеждения, педагоги усваивают декларативность, настойчивость, не слышат себя и не понимают, что такой тон может быть оскорбителен для людей.
«Защитнику» необходимо усвоить, что от его дипломатичности, такта и умения договариваться в конечном счете зависит, будут ли созданы те условия для развития ребенка, ради которых, собственно, и действует «защита».