Тактика «помощи» направлена на вывод ребенка из состояния «жертвы обстоятельств» в позицию «встречи с проблемой». В состоянии «жертвы» ребенок боится и проблемы, и себя, и других. Он действует по отношению к проблеме с позиции психологической защиты от нее, но не всегда этот щит надежен. «Убегая» от проблемы, ребенок теряет силы и уверенность в себе и ничего не приобретает взамен, кроме переживаний и новых проблем.
Ребенок прежде всего не верит окружающим его людям, он видит в них опасность, а потому боится действовать в их присутствии. Но что делать ребенку в школе, если он вынужден находиться среди людей, при(сутствие которых может блокировать его действия?
Тактика «защиты» обращена к внешним обстоятельствам, в первую очередь к анализу того, какие требования можно отнести к «педагогическим», а какие - к «антипедагогическим». Педагогическими являются требования, которые создают условия для эффективного образования ребенка. Опыт показывает, что педагоги редко критически относятся к собственным требованиям.
Однако здравый смысл подсказывает, что:
- бесполезно от ребенка требовать то, чего он не может выполнить;
- если педагог не знает, может ли ребенок выполнить то, что от него требуется, откуда берется уверенность, что ребенок должен это выполнить?
- если педагог понимает, что ребенок не может выполнить его требований, то почему он отказывается ему помочь?
- если никто не может помочь ребенку справиться с требованиями, объективно превышающими его возможности, то что делать ребенку в этой ситуации?
- если ребенку предъявляют требования, но при этом забывают научить его тому, что от него требуют, то на какое отношение ребенка при этом рассчитывают? Как он должен относиться к человеку, который требует от него то, чего он дать ему объективно не может? Чем отличается для него педагог от контролера?
|
Контролеру по функции должно быть все равно: может или не может человек выполнить общее требование; хочет или не хочет это делать; понимает или не понимает, почему от него этого требуют: осознает или не осознает свой долг или свои интересы, связанные с выполнением данного требования. Контролер должен наказать нарушителя общей нормы. Для
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
него все люди делятся на тех, кто выполняет требования, и тех, кто их не выполняет. Самый лучший контролер - это автомат, поскольку он не «входит в сочувствие, не входит ни в какие отношения с человеком».
«Бездушный контролер» - антипедагогическое явление. Его требования также антипедагогические, так как не только не способствуют образованию ребенка, но и наносят вред этому процессу. Именно по вине их бездушия педагогические требования становятся антиобразовательными.
Присутствие такого «контролера» может заблокировать тактику «помощи». Особенно это опасно в ситуации, когда ребенок решится начать действовать, ведь в это время он чрезвычайно беззащитен. Поэтому, приступая к разворачиванию тактики «помощи», педагог должен обязательно страховать ситуацию, защищать ребенка от любой негативной оценки извне.
Для эффективной и безопасной для ребенка организации тактики «помощи» необходимо, чтобы ее опережала тактика «защиты», освобождающая «безопасное пространство» для пробы ребенком своих сил.
|
«Защита» является гарантией безопасности ребенка, т.е. необходимым условием для нормальной и эффективной работы педагога в тактике «помощи». «Защита» - это своеобразный фильтр, помогающий сдерживать и блокировать негативные обстоятельства, в том числе и «антипедагогические» требования.
Тактика «помощи» прежде всего направлена на создание условий эмоционального комфорта для ребенка. Чтобы ребенок оказался способным разблокировать свою активность, ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в глазах ребенка, что, в свою очередь, становится условием для его самореабилитации.
Это чрезвычайно важно для понимания сути тактики «помощи» в педагогической поддержке. Конкретные люди, окружающие ребенка, - это источники, условия его образования. Если ребенок воспринимает их как негативные обстоятельства, блокирующие его активность, значит, у него развивается недоверие к этим конкретным людям. Чем больше таких людей в школе, тем сильнее ребенку не хочется туда идти. Но его заставляют. Если ребенок не встречает там людей, которым он действительно интересен, нужен, то постепенно он теряет способность быть сопричастным тому, что там происходит.
«Помощь» восстанавливает у ребенка ощущение собственной значи(мости для других людей. Там, где она была им потеряна, там он должен ее и найти - найти себя среди других.
152 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ
Эмоциональный комфорт это условие, а не самоцель для тактики «помощи». Эмоциональная поддержка нужна, чтобы ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он был сосредоточен на себе, а не на других. Для ребенка, который боится внешних обстоятельств, это возможно лишь тогда, когда он убедится в том, что люди не только сняли свои требования к нему, но и в отношении других поступают точно так же.
|
Эмоциональный комфорт достигается в первую очередь за счет установления простых, понятных и выполняемых всеми правил. Ребенку важно чувствовать себя в этой ситуации таким, как все. Иногда педагог допускает ошибку, желая особенно выделить и похвалить ребенка, которому помогает. Но если оказывается, что похвала преувеличена, она, скорее, будет воспринята как «подачка из жалости». Хвалить ребенка за то, чего он не умеет, также вредно, как и не замечать и игнорировать то, что он может.
Помогая, педагог ни в коем случае не должен позволять никому (и себе в том числе) что(либо делать за ребенка, если онможет сделать это сам. Ребенку необходимо убедиться, что онможет обойтись без посторонней помощи, быть в этом не хуже других.
«Помощь» создает условия для самоиспытания ребенка и при этом минимизирует переживание ошибок за счет эмоциональной поддержки. Таким образом, ребенок может воспринимать ситуацию одновременно с позиции собственного «я» и с позиции других людей:
- он видит, что окружающие смотрят на него с уважением;
- он видит, что действительно смог представить им нечто такое, за что они признали его достойным уважения;
- он чувствует радость от того, что принят другими, и уважает себя за то, что смог стать уважаемым человеком.
Чем меньше была оказана ребенку прямая помощь в его действии, тем больше у него оснований гордиться лично собой. Теперь он не боится внешних обстоятельств, наоборот, окружающие лишь подкрепляют его уверенность, поскольку они явились свидетелями его успешности.
В условиях эмоциональной поддержки и комфорта постепенно исчезает чувство страха. Ребенок, начав действовать, обнаруживает, что реальной угрозы нет. Вместо нее осталась «страшилка», которой не стоит бояться.
КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 153