Тактика «защиты» — страховка тактики «помощи»




Тактика «помощи» направлена на вывод ребенка из состояния «жерт­вы обстоятельств» в позицию «встречи с проблемой». В состоянии «жерт­вы» ребенок боится и проблемы, и себя, и других. Он действует по отно­шению к проблеме с позиции психологической защиты от нее, но не все­гда этот щит надежен. «Убегая» от проблемы, ребенок теряет силы и уве­ренность в себе и ничего не приобретает взамен, кроме переживаний и новых проблем.

Ребенок прежде всего не верит окружающим его людям, он видит в них опасность, а потому боится действовать в их присутствии. Но что делать ребенку в школе, если он вынужден находиться среди людей, при(сутствие которых может блокировать его действия?

Тактика «защиты» обращена к внешним обстоятельствам, в первую очередь к анализу того, какие требования можно отнести к «педагогичес­ким», а какие - к «антипедагогическим». Педагогическими являются тре­бования, которые создают условия для эффективного образования ребен­ка. Опыт показывает, что педагоги редко критически относятся к собствен­ным требованиям.

Однако здравый смысл подсказывает, что:

- бесполезно от ребенка требовать то, чего он не может выполнить;

- если педагог не знает, может ли ребенок выполнить то, что от него требуется, откуда берется уверенность, что ребенок должен это вы­полнить?

- если педагог понимает, что ребенок не может выполнить его требо­ваний, то почему он отказывается ему помочь?

- если никто не может помочь ребенку справиться с требованиями, объективно превышающими его возможности, то что делать ребенку в этой ситуации?

- если ребенку предъявляют требования, но при этом забывают научить его тому, что от него требуют, то на какое отношение ребенка при этом рассчитывают? Как он должен относиться к человеку, который требует от него то, чего он дать ему объективно не может? Чем отли­чается для него педагог от контролера?

Контролеру по функции должно быть все равно: может или не может человек выполнить общее требование; хочет или не хочет это делать; по­нимает или не понимает, почему от него этого требуют: осознает или не осознает свой долг или свои интересы, связанные с выполнением данно­го требования. Контролер должен наказать нарушителя общей нормы. Для

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ

него все люди делятся на тех, кто выполняет требования, и тех, кто их не выполняет. Самый лучший контролер - это автомат, поскольку он не «вхо­дит в сочувствие, не входит ни в какие отношения с человеком».

«Бездушный контролер» - антипедагогическое явление. Его требова­ния также антипедагогические, так как не только не способствуют обра­зованию ребенка, но и наносят вред этому процессу. Именно по вине их бездушия педагогические требования становятся антиобразовательными.

Присутствие такого «контролера» может заблокировать тактику «по­мощи». Особенно это опасно в ситуации, когда ребенок решится начать действовать, ведь в это время он чрезвычайно беззащитен. Поэтому, при­ступая к разворачиванию тактики «помощи», педагог должен обязатель­но страховать ситуацию, защищать ребенка от любой негативной оценки извне.

Для эффективной и безопасной для ребенка организации тактики «помощи» необходимо, чтобы ее опережала тактика «защиты», освобож­дающая «безопасное пространство» для пробы ребенком своих сил.

«Защита» является гарантией безопасности ребенка, т.е. необходимым условием для нормальной и эффективной работы педагога в тактике «по­мощи». «Защита» - это своеобразный фильтр, помогающий сдерживать и блокировать негативные обстоятельства, в том числе и «антипедагогичес­кие» требования.

Тактика «помощи» прежде всего направлена на создание условий эмо­ционального комфорта для ребенка. Чтобы ребенок оказался способным разблокировать свою активность, ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает усло­вия для «реабилитации» окружающих в глазах ребенка, что, в свою оче­редь, становится условием для его самореабилитации.

Это чрезвычайно важно для понимания сути тактики «помощи» в пе­дагогической поддержке. Конкретные люди, окружающие ребенка, - это источники, условия его образования. Если ребенок воспринимает их как негативные обстоятельства, блокирующие его активность, значит, у него развивается недоверие к этим конкретным людям. Чем больше таких лю­дей в школе, тем сильнее ребенку не хочется туда идти. Но его заставляют. Если ребенок не встречает там людей, которым он действительно интере­сен, нужен, то постепенно он теряет способность быть сопричастным тому, что там происходит.

«Помощь» восстанавливает у ребенка ощущение собственной значи(мости для других людей. Там, где она была им потеряна, там он должен ее и найти - найти себя среди других.

152 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Эмоциональный комфорт это условие, а не самоцель для тактики «по­мощи». Эмоциональная поддержка нужна, чтобы ребенок не боялся де­лать первые шаги, чтобы он был сосредоточен на себе, а не на других. Для ребенка, который боится внешних обстоятельств, это возможно лишь тог­да, когда он убедится в том, что люди не только сняли свои требования к нему, но и в отношении других поступают точно так же.

Эмоциональный комфорт достигается в первую очередь за счет уста­новления простых, понятных и выполняемых всеми правил. Ребенку важ­но чувствовать себя в этой ситуации таким, как все. Иногда педагог допус­кает ошибку, желая особенно выделить и похвалить ребенка, которому помогает. Но если оказывается, что похвала преувеличена, она, скорее, будет воспринята как «подачка из жалости». Хвалить ребенка за то, чего он не умеет, также вредно, как и не замечать и игнорировать то, что он может.

Помогая, педагог ни в коем случае не должен позволять никому (и себе в том числе) что(либо делать за ребенка, если онможет сделать это сам. Ребенку необходимо убедиться, что онможет обойтись без посторонней помощи, быть в этом не хуже других.

«Помощь» создает условия для самоиспытания ребенка и при этом минимизирует переживание ошибок за счет эмоциональной поддержки. Таким образом, ребенок может воспринимать ситуацию одновременно с позиции собственного «я» и с позиции других людей:

- он видит, что окружающие смотрят на него с уважением;

- он видит, что действительно смог представить им нечто такое, за что они признали его достойным уважения;

- он чувствует радость от того, что принят другими, и уважает себя за то, что смог стать уважаемым человеком.

Чем меньше была оказана ребенку прямая помощь в его действии, тем больше у него оснований гордиться лично собой. Теперь он не боится внешних обстоятельств, наоборот, окружающие лишь подкрепляют его уверенность, поскольку они явились свидетелями его успешности.

В условиях эмоциональной поддержки и комфорта постепенно исче­зает чувство страха. Ребенок, начав действовать, обнаруживает, что ре­альной угрозы нет. Вместо нее осталась «страшилка», которой не стоит бояться.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 153



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: