О пользе слушания в тактике «помощи»




Как научиться понимать? Прежде всего - научиться слушать!

Слушание - это своего рода «говорение». Внимательно слушая, чело­век дает возможность другому говорить о том, что его беспокоит; слуша­ние помогает очищению и облегчению чувств и эмоций говорящего. Слу(шающий человек помогает другому исследовать свои чувства. Слушаю(щий «говорит» ему о готовности помочь. Внимательный слушатель «со(общает», что он принимает говорящего таким, каков он есть, с его бес(покойством, проблемами и всем остальным.

Специалисты выделяют два вида слушания: пассивное и активное. (Подробнее об этом можно прочитать в работах отечественных и зару­бежных авторов: А.Н.Бодалева, Л.Н.Петровской, Т.Гордона, Т.Гавриловой, А.Спиваковской, К.Роджерса, Д.Карнеги и др.)

Педагогу очень важно научиться одному и другому, это во многом об­легчит ему общение не только с ребенком, но и с другими людьми - «вне­шними обстоятельствами».

Пассивное слушание подразделяется на: молчание, «поддерживающие знаки», «отворяющие ключики».

Молчание. Лицо, глаза, поза - все выражает внимание и желание слу­шать. Молчание лишь усиливает эффект принятия чужой речи. Ребенок видит и чувствует, что его понимают, и это может вдохновить его на боль-

170 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

шую откровенность. Педагог не вступает в разговор, давая ребенку воз­можность говорить о том, что его беспокоит.

«Поддерживающие знаки» педагог использует, когда чувствует, что его молчание не дает ребенку полной уверенности в том, что к нему дей­ствительно внимательны. В этом случае, особенно в паузах, помогают невербальные (жесты, мимика, поза) и вербальные (речевые) сигналы, показывающие, что педагог на самом деле настроен на слушание. Кивки головой, улыбка, сдвигание бровей и другие телесные движения сообща­ют учащемуся, что его слышат. Такие вербальные сигналы, как «угу», «о-о-о», «я понимаю», тоже показывают ребенку, что педагогу он интересен и мо­жет говорить дальше.

«Отворяющие ключики». Иногда нужно дополнительно ободрить го­ворящего, чтобы он сказал больше, углубился в рассуждения или просто начал говорить. Для этого используются «отворяющие ключики»: «Ты хо­тел бы еще что-то сказать об этом?», «Чувствуется, что ты очень пережива­ешь из-за этого», «Мне интересно то, что ты говоришь». Отметим, что эти сообщения представляют собой лишь приглашение к разговору и не оце­нивают сказанного.

Одна классная воспитательница так описывает свою первую попытку исполь­зовать эти приемы. «Одна девочка в моем пятом классе как-то задержалась после урока. Казалось, она хочет что-то сказать, но не решается. Я вспомнила про «отворяющий ключик» и сказала: «Ты хотела бы о чем-то поговорить?» Вначале она заговорила сбивчиво, не зная, как подступиться к сути. Я молча­ла, вставляя лишь иногда: «Угу», «Продолжай». Наконец ее словно прорвало, и минут десять она говорила не прерываясь. Я и не представляла, какая тяжесть у нее на душе. Мне было ужасно трудно удержаться от вопросов, но я ничего не спросила. После короткой десятиминутной беседы ей, казалось, стало на­много лучше, а я ощутила настоящую близость с ней. В конце концов она стиснула мою руку. Не могу поверить, что ей помогло просто то, что я ее выс­лушала».

Однако при всей эффективности пассивного слушания оно имеет ог(раниченные возможности, так как в нем мало взаимодействия: всю рабо(ту проделывает говорящий. К тому же у говорящего нет уверенности, что его понимает слушающий. Он только знает, что на него настроены, его слушают.

Компенсировать недостатки пассивного слушания может слушание активное.

Активное слушание включает в себя взаимодействие с говорящим, предоставляет ему доказательства (обратную связь) того, что педагог его понимает. А понимание - это умение раскодировать сообщение говоря­щего.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________ 171

Например, старшеклассник очень обеспокоен пропусками уроков и пони­мает, как много ему нужно сделать, чтобы наверстать упущенное. Он испы­тывает затруднение и сообщает об этом кодированным высказыванием: «А когда у нас будет экзамен?» Услышав это, учитель может тут же, не расшифро­вывая, отреагировать: «Через неделю! Я же говорила!» Однако если педагог внимателен, он может сопоставить факты и предположить, что может скры­ваться за этим высказыванием. Процесс «декодирования» идет через догадку, предположение, что на самом деле хотел сказать ученик.

Как узнать педагогу, правильно ли он «расшифровал» слова ребенка? Как ребенку узнать, понял ли его педагог правильно? Для этого необходи­мо наладить обратную связь. В описанном случае педагог, проверяя пра­вильность своей догадки, может дать обратную связь ребенку, используя те же слова, которые (как предполагает педагог) хотел сказать ребенок: «Ты обеспокоен, что экзамен так скоро?» Услышав это, учащийся, возмож­но, ответит: «Да». Тогда оба будут знать, что верно поняли друг друга.

Однако бывает и более сложная обратная связь.

Например: ученица: «Женя порвал мой рисунок!» (Всхлипывает.) Педагог: «Тебе жаль, что испорчен рисунок?» - «Да! Мне его снова теперь рисовать!» (Вот теперь поступило точное сообщение о проблеме: девочке не хочется второй раз рисовать этот рисунок. Именно поэтому она обижается на Женю.) Или: ученица: «Женя меня все время обижает!» Учительница: «Ты так расстро­ена, потому что Женя тебя обидел?» - «В пятом «а» все сидят с кем хотят, а в нашем нет!» - «Ты хочешь с кем-нибудь другим сидеть?» - «Да. С Таней». (И здесь благодаря дешифровке удалось добраться до истинной причины обиды.)

Как видим, активное слушание в этих двух случаях оказалось эффек­тивным, поскольку помогло выявить истинную проблему, которая волну­ет ребенка, и позволило педагогу не следовать за внешним, явным смыс­лом, который содержался в высказывании девочки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: