Приемлющие» и «неприемлющие» педагоги




До недавнего времени считалось, что человек, вовлеченный в про­фессиональную деятельность, испытывает трудности в работе исключи­тельно потому, что у него не хватает каких-то знаний, умений и опыта. Однако исследования, предметом которых являлось педагогическое об­щение, доказывают, что иногда, приобретая опыт, учителя теряют навы­ки общения с ребенком. Более опытные учителя зачастую совершают не­заметную для себя подмену: их общение приобретает черты стереотип­ного поведения. В их суждениях о детях чаще, чем в суждениях молодых учителей, встречаются высказывания усредненного, общего характера:

174 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

«Поверьте мне, я-то уж их знаю!», «Этот Вася наговорит. Слушайте его боль­ше! Они в этом возрасте все хитрые!», «С ними надо построже!»

Реакция педагога на то, что воспитанники говорят или делают, может быть различна: от полного принятия (положительные чувства) до полно­го неприятия (отрицательные чувства).

В зависимости от того, как учителя (воспитатели) принимают пове­дение детей, их можно условно разделить на «приемлющих» и «неприем-лющих».

«Приемлющие» педагоги считают в основном приемлемым поведе­ние учащихся, гораздо менее склонны к осуждению, гибки. У них более высокая степень терпимости, меньше потребность навязывать свое пред­ставление о правильном и неправильном. Обычно такие люди проявля­ются как приемлющие во взаимоотношениях со всеми остальными.

«Неприемлющие» устанавливают высокие стандарты для своих вос­питанников (учеников); у них жесткое представление о правильном и неправильном. Они полагают, что любая критика помогает воспитанни­кам избавляться от недостатков, слабостей.

Принятие или неприятие другого таким, каков он есть, - вот одна из ключевых проблем тактики «помощи».

Если внимательно понаблюдать за «приемлющими» и «неприемлющи(ми» педагогами, можно увидеть, что они говорят с ребенком по(разному - языком принятия и языком неприятия.

Язык принятия - это прежде всего доброжелательный взгляд, сочув­ствующая, приободряющая улыбка. Для этого языка характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, рассуждающая интонация. Общаясь таким образом, педагог всем своим видом дает понять, что человек, ребенок, с которым он общается, приятен ему. Исследователями обнаружен порази(тельный эффект языка принятия: он побуждает собеседника говорить о своих проблемах, решать их.

Язык неприятия - осуждающий взгляд, ироническая, саркастическая улыбка. Назидательный, наступательный тон, «жесткая» мимика лица: сдви­нутые брови, «колючие» глаза. Язык неприятия сообщает человеку, что он в чем(то провинился, он плохой, чего(то недостоин, общение с ним не доставляет особого удовольствия. Почва, на которой произрастает та(кое общение, сильно удобрена оценками, осуждением, выговорами.

Многие педагоги считают приятие чем-то пассивным, полагают, что если принимать ребенка таким, каков он есть, то он как бы застынет в нравственном развитии. Нелишним в этой связи напомнить мудрость: «Го­ворите почаще человеку, какой он плохой, и он наверняка станет плохим».

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 175

На каком языке все же легче говорить? Если педагог выбирает язык неприятия, то он рассчитывает, что измениться должен лишь тот, кому адресовано неприятие, т.е. изменениям вынужден подвергать себя ребе­нок. В другом - педагогу приходится на самом деле выступать человеком, принимающим ребенка. Если в конкретных обстоятельствах что-то ме­шает общению педагога с ребенком, то педагог должен искать причину этого прежде всего в себе.

Важно учесть, что если педагог только старается испытать приятие, а на самом деле раздражен, то эта «игра» может навредить в первую оче­редь ему самому. Следует помнить, что всегда есть возможность извиниться за свою вспыльчивость, недоверие к тому, кто стал их адресатом.

Обратите внимание на «эхо воспоминаний». Научитесь ловить его! Иногда захваченный неприятными воспоминаниями (что-то произошло дома; накануне урока кто-то испортил настроение), педагог, не замечая того, переносит свое состояние на окружающих. И вот разговор с клас­сом начат в повышенном тоне (сказалось «эхо воспоминаний»). Затем следует вопрос: «Кто пойдет отвечать?» Желающих нет (кому хочется по­падать под горячую руку?). - Что? Никто не знает! - педагог уже едва сдерживает раздражение.

Частенько в таких случаях вскоре происходит «разрядка» - накричал, обвинил и... успокоился, однако нанес незаслуженную обиду другим.

Обычно человек, не осознающий, как на него действует неприятная ситуация и как он реагирует на нее, находится в плену эмоций, сиюми­нутного настроения. И делает такими же пленниками окружающих. «Че­ловек настроения», как правило, себе прощает больше, чем другим, оце­нивает людей и события в зависимости от собственного состояния (хо­рошее настроение - позитивные оценки, и наоборот).

Не секрет, что характер человека в полной мере проявляется в обще­нии. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека зависит от знания самих себя. Н.Г.Чернышевский по это­му поводу заметил: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не дос­тигнет глубокого знания людей».

Реализуя тактику «помощи», все участники имеют уникальную возмож­ность «потренировать» свои возможности в принятии другого; познать себя и других через эту способность; обнаружить нравственную ценность принятия и поддержки человека могущего, т.е. такого, каков он есть в сво­бодной зоне своей активности.

176 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Вопросы и задания

1. Задание на самопознание.

Попробуйте заняться самонаблюдением, чтобы уяснить, какова ваша собственная зона «принятия - неприятия» другого человека, от чего зависит изменение ее границ. Для выполнения этого задания важны несколько условий:

- оптимистическое отношение к себе («Если я захочу, у меня получится»);

- здоровая самооценка («Я смогу только то, что смогу. Но даже это даст мне возможность быть лучше»);

- нацеленность на ребенка;

- аналитический подход к собственному опыту общения (умение уста­навливать причинно-следственные связи собственных поступков). Возможно, в этом размышлении над собой вам поможет выполнение следующего задания на сравнительный анализ.

2. Задание для сравнительного анализа. Письменно ответьте на следующие вопросы:

а) Что в ребенке вы готовы принять безоговорочно?

б) Что в ребенке вы готовы принять, но при условии, если... (напиши­те в одной колонке, что вы принимаете, в другой - условия, при кото­рых вы это принимаете)?

в) Что в ребенке вами безоговорочно не принимается?

Лучше, если это задание вы выполните адресно, т.е. имея в виду конк­ретного ребенка. Для сравнения возьмите трех человек: одного, кото­рый вам наиболее симпатичен, другого, вызывающего скорее нейт­ральные чувства, третьим должен быть ребенок, наиболее вас раздра­жающий.

3. Обобщите ваши размышления:

а) Есть ли что-нибудь общее в том, что вы безоговорочно принимаете в детях, несмотря на различные чувства, испытываемые к каждому?

б) Какие условия и кому (себе или ребенку) вы ставите в качестве га­рантии принятия ребенка?

в) Есть ли что-нибудь общее в вашем неприятии детей?

4. Прежде чем приступить к коррекции собственного поведения, обра­тите внимание на следующее:

а) Хорошее настроение - почти гарантия развития нормальных от­ношений с другими.

б) Последите за своим здоровьем. Если у человека что-то болит, ему необыкновенно трудно сосредоточиться на чужих переживаниях.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ ________________________________________________ 177

в) Усталость - бич педагогов (и учеников!). Уставший человек имеет низкий порог реагирования на звуки, запахи, действия других, не со­впадающие с собственными ожиданиями. 5. Понаблюдайте за собой во время перемен:

а) Рационально ли вы тратите силы?

б) Используете ли перемену, чтобы отдохнуть или чтобы «зарядиться» новыми проблемами?

Литература

1. Зуева Т., Михайлова Н. Преодоление «синдрома адаптации» // Дирек­тор школы, 1997. Спецвыпуск № 2.

2. Кислинская Т. Опыт истинно человеческих взаимоотношений // Ди­ректор школы, 1997. Спецвыпуск № 2.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М., 2000.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -М., 2000.

5. Психология с человеческим лицом (гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.

6. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьни­ков // Школьные технологии, 1999. № 6.

178 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Глава 6. Тактики «содействия»

и «взаимодействия» в развитии способности ребенка совершить выбор

Условия перехода от предыдущих тактик к тактикам «содействия»

и «взаимодействия».

Основания построения рассматриваемых тактик.

Схема ведения диалога в ситуации содействия.

Позиции, занимаемые педагогом и ребенком в договорном простран(

стве.

Типы договорного взаимодействия.

Отличительные признаки каждого типа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: